В данной работе рассматриваются вопросы литературного творчества великого поэта и их использование в педагогике.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78 КБ |
Педагогические взгляды А.С. Пушкина.
Работа выполнена учителем биологии МОУ «СОШ № 72» Карнаущенковой Людмилой Ивановной и ученицей 5в класса Ивасько Анастасией.
Саратов 2011 год.
Содержание.
Введение.
А.С. Пушкин – неутомимый просветитель народов России. Сознавая, что большинство русских людей безграмотно, он относился к ним с глубоким уважением.
« Человек безграмотный, - писал он, - не есть урод и не находится вне вечных законов природы». Его очень беспокоила безграмотность народа.
А.С. Пушкин утверждал, что наука и образование – непрерывное условие развития человеческой цивилизации, его духовного обогащения. Образование будит мысль, - подчёркивал поэт.
Он радовался появлению в России новых букварей и школьных учебников. В статье, посвящённой критическому анализу альманаха « Денница», он обратил внимание читателей на то, что в 1828 году в России выпущены около 100 тысяч экземпляров русской азбуки и 60 тысяч славянской азбуки и 15 тысяч экземпляров французских букварей. При этом поэт с удовлетворением отметил, что в 1829 году учебных книг разошлось почти на 1/3 больше, чем в 1828 году.
« Учёные и писатели, какого б рода они ни были, - подчеркнул поэт в статье « Отрывки из писем, мысли и замечания», - всегда впереди во всех набегах просвещения, на всех приступах образованности…. Не должно им малодушно негодовать на то, что вечно им определено выносить первые выстрелы и все невзгоды и все опасности».
Глава 1. А.С. Пушкин « О народном воспитании».
В ноябре 1826 года по распоряжению царя Николая 1 А.С. Пушкин написал записку « О народном воспитании». Поводом для этой записки явились революционные события 14 декабря 1825 года. Подобные записки по императорскому повелению представили также начальник южных военных поселений И.О. Витт ( « Исследование коренных причин происшедшим заговорам и бунтам против престола и царства»), реакционный журналист и издатель Ф.В. Булгарин ( « Нечто о Царско – сельском лицее и о духе оного»).
Предложения А.С. Пушкина, его рассуждения о роли воспитания в обществе были отвергнуты Николаем 1. 23 декабря 1826 года шеф жандармов Бенкендорф известил поэта о том, что царь, ознакомившись с его мыслями, изволил заметить, что принятое им правило, будто бы просвещение и гений служат основанием совершенства, « есть правило опасное для общего спокойствия, завлекшее вас самих на край пропасти и повергшее в оную толикое число молодых людей. Нравственность, прилежное служение, усердие предпочесть должно просвещению неопытному, безнравственному и бесполезному. На сих – то началах должно быть основано благонаправленное воспитание».
Что же писал А.С. Пушкин в этой записке, что не понравилось царю? Прежде всего поэт выразил сочувствие декабристам. Вероятно, писал он, родственники и друзья погибших со временем успокоятся, поймут их.
Далее поэт говорит о том, что не образование, а чины сделались страстью, необходимо увлечь всё юношество в общественные учебные заведения, « должно его там удержать, дать ему время перекипеть, обогатиться познаниями, созреть в тишине училищ, а не в шумной праздности казарм». « …Отсутствие воспитания, - утверждает А.С. Пушкин, - есть корень всякого зла».
Поэт отрицательно относился к увлечению дворянства домашним образованием и воспитанием детей, считая их безнравственными. В барской усадьбе ребёнок видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о взаимоотношениях людей, о справедливости, об истинной чести. Его образование ограничивается знаниями начальных основ наук, 2-3 иностранных языков, преподаваемых нанятым учителем. Немного лучше организовано обучение и воспитание детей в частных пансионах. Главный путь, по мнению А.С. Пушкина, - это развитие сети общественных и государственных учебных заведений. Поэт рекомендует коренным образом улучшить работу кадетских корпусов, расширить сети гимназий, лицеев, пансионов при университетах с продлением сроков обучения. Считает необходимым особо рассмотреть работу духовных семинарий.
В записке « О народном воспитании» А.С. Пушкин выдвинул ряд дидактических и методических идей по совершенствованию учебно – воспитательного процесса в школах, в том числе об « уничтожении экзаменов», о ликвидации телесных наказаний,
О сокращении учебного времени на изучение иностранных языков и особенно древних, об устранении серьёзных недостатков в преподавании истории. Русскую историю он предлагал преподавать по Карамзину, а политическую экономию – по новейшей системе Сея и Сисмонди.
А.С. Пушкин выступал против запрета обучения молодых людей в зарубежных учебных заведениях. Он считал, что обучение в них, несмотря на все неудобства для русских студентов, менее вредно, чем патриархальное воспитание и обучение в дворянских семьях. Поэт не побоялся поставить в пример бывшего статс – секретаря Государственного совета, декабриста Н. Тургенева, получившего образование в Гёттингенском университете. Н. Тургенев – один из учредителей « Союза благоденствия» и « Северного общества» декабристов. В 1818 году он издал книгу « Опыт теории налогов», в которой высказывает идею освобождения русских крестьян от крепостной зависимости. В 1825 году Н. Тургенев выехал в заграничный отпуск и в Россию больше не вернулся. Его перу принадлежит книга « Россия и русские».
Глава 2. Нравственное воспитание подрастающего поколения.
В произведениях, статьях А.С. Пушкина обнаруживаешь много предложений и мыслей о нравственном, патриотическом, эстетическом воспитании подрастающего поколения. Он был противником формализма в воспитании детей и юношества.
А.С. Пушкин боролся за нравственную чистоту в литературе, тем более в книгах, предназначенных для детей и молодёжи. « Безнравственное сочинение есть то, - писал он, - коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство». Непременным качеством нравственности он считал совесть – когтистого зверя, скребущего сердце. А.С. Пушкин призывал изучать историю своего Отечества, ибо, по его мнению, только невежественные люди не уважают прошлого. Поэт писал: « Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости….». Неуважение к предкам он считал первым признаком безнравственности.
А.С. Пушкин высоко ценил фундаментальную книгу Н.М. Карамзина « История Государства Российского», которая для русских людей той поры явилась настоящим открытием. « Древняя Россия, как оказалось, - писал поэт, - найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». И далее: « История Государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека». Одновременно А,С. Пушкин негодовал, что почти никто не сказал « спасибо» писателю, посвятившему 12 лет напряжённой работе над книгой.
А.С. Пушкин – создатель и пропагандист русского литературного языка и русской классической литературы. Его девизом было изречение: « Чтение – вот лучшее учение». При этом поэт считал, что чтение должно быть выборочным, продуманным, последовательным, а не беспорядочным, эпизодическим и случайным.
Будучи прекрасным языковедом, А.С. Пушкин утверждал, что славяно – русский язык, как материал словесности; имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими языками. Он завещал учиться языку у народа, у простых людей, у « московской просвирни». Поэт внёс неоценимый вклад в совершенствование грамматического строя русского языка. « Грамматика, - писал он, - не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи». Поэт много сделал для изучения и распространения старинных песен, сказок, былин, пословиц, поговорок.
А.С. Пушкин Выступал против пренебрежительного отношения дворян к русскому языку и их увлечения французским языком. Он радовался за хорошие переводы зарубежных изданий на русский язык, называл переводчиков « почтовыми лошадьми просвещения». Поэт с сарказмом говорил о тех « образованных» людях, которые в письменной речи допускали элементарные грамматические ошибки. Даже писателям он рекомендовал почаще обращаться к словарю, изданному Российской академией. А.С. Пушкин много высказывался об истории просвещения и о педагогической мысли в России.
Он писал об огромной роли России в предотвращении разрушительных действий в области просвещения и культуры, чинимых татаро – монгольскими завоевателями. Татары, указывал поэт, не мавры, они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля. Растерзанная Россия спасла просвещение стран западной Европы, а последние по отношению к ней были неблагодарны.
Анализируя состояние просвещения в России в период татарского ига, А.С. Пушкин положительно оценил деятельность русской церкви: « Духовенство, пощажённое удивительной смелостью татар, одно – в течение двух мрачных столетий – питало бледные искры византийской образованности.
А.С. Пушкин поддерживал и советовал продолжить реформы в сфере просвещения, начатые Петром 1. О царе – реформаторе поэт писал: « Он умер в поре мужества, во всей силе творческой деятельности. Он бросил на словесность взор рассеянный, но проницательный. Он возвысил Феофана, одобрил Копиевича, не взлюбил Татищева за легкомыслие и вольнодумство, угадал в бедном школьнике вечного труженика Тредиаковского. Семена были посеяны. Сын молдавского господаря воспитывался в его походах, а сын холмогорского рыбака, убежав от берегов Белого моря, стучался в ворота Заиконоспасского училища. Новая словесность, плод новообразованного общества, скоро должна была родиться». А.С. Пушкин считал, что успех народного образования в России в значительной степени является следствием Полтавской битвы, победы России в Северной войне. Европейское просвещение стало « причаливать» к берегам завоёванной Невы.
А.С. Пушкин проанализировал просветительную деятельность В.И. Татищева, М.В. Ломоносова, А.И. Радищева, посвятив им специальные публикации. В Статье « О Татищеве» он восхищается его работой « История Российского государства с самых древних времён до 1463 года», разбором Татищевым древних законов, учреждением на Урале горных училищ. Поэт особо отметил дар историка, состоящий более чем из тысячи книг и переданный библиотекам учебных заведений.
В статье « О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И,А. Крылова» А.С. Пушкин восхищается умом и деятельностью М.В. Ломоносова. « Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, риторик, механик, химик, художник, стихотворец, он всё испытал и всё проник. Первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила отечественного языка, даёт законы и образцы классического красноречия. Между Петром 1 и Екатериной 2 он один является самобытным подвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
В статьях « Путешествие из Москвы в Петербург» и « Александр Радищев» А.С. Пушкин выразил горячее сочувствие этому революционеру – просветителю, хотя и не разделял его революционных взглядов. Нужно отметить, что публикация статьи « Александр Радищев», предназначенная для журнала « Современник», была запрещена министром народного просвещения С.С. Уваровым, не желавшим возобновлять память о человеке и его книгах, « достойных забвения».
А.С. Пушкин считал Москву центром образования всей России. Выступал против реакционных писателей типа Ф.В. Булгарина, поэт писал: « Москва доныне центр нашего просвещения, в Москве родились и воспитывались, по большей части, писатели коренные, русские, не выходцы, не переметчики, для коих где хорошо – там и родина, бегать ли им под орлом французским или русским языком позорить всё русское – были бы только сыты».
Глава 3. Педагогические взгляды А.С. Пушкина, высказанные им в художественных произведениях.
Проанализируем произведения А.С. Пушкина.
Царь Борис ( драма « Борис Годунов») говорит сыну Фёдору:
Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Всё царство вдруг: границы, грады, реки.
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни….
А.С. Пушкин показал чрезвычайно ограниченный круг знаний, которые получили молодые аристократы типа Онегина. Евгений по – французски изъяснялся, легко мазурку танцевал и кланялся непринуждённо. Свет решил, что он умён и очень мил.
Поэт писал:
Мы все учились понемногу
Чему – нибудь и как нибудь.
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Из произведений А.С. Пушкина мы получаем представление о том, где учились и воспитывались дворянские дети. В повести « Капитанская дочка» А.С. Пушкин нарисовал картину воспитания дворянских детей в 18 веке. Вот что говорил об этом Пётр Андреевич Гринёв: « В то время воспитывались мы не по – нонешнему. С раннего возраста отдан был я в руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на 12 году выучился я русской грамоте и мог очень здорово судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом прованского масла… Бопре в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию чтобы стать учителем. Не очень понимая значение этого слова. Он был очень добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности».
Владимир Дубровский, главный герой романа, с малолетства был отправлен в Петербург для обучения в кадетском корпусе. Герой повести « История села Горюхина» своё образование получил у дьячка. В доме, кроме азбуки, письмовника и календаря, никаких книг не было. В незаконченном романе « Рославлев» А.С. Пушкин высмеял « цвет» светской молодёжи, ничтожных франтов, назвав их « обезьянами просвещения». Кстати, поэт заметил, что светские « русские женщины лучше образованы, более мыслят, нежели мужчины, занятые бог знает чем». Художественные образы невоспитанных детей А.С. Пушкин представил в рассказе « Детская книжка».
Заключение.
Произведения А.С. Пушкина рассматриваются в педагогических сочинениях Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Пирогова, Ушинского и многих других педагогов и деятелей просвещения. В.Г.Белинский первый по – настоящему раскрыл воспитательное значение произведений А.С.Пушкина. В статье « О детских книгах» он рекомендовал педагогам максимально использовать произведения А.С. Пушкина – романы, повести, поэмы, сказки. Он советовал детям читать некоторые сказки Пушкина, например, о рыбаке и рыбке, которая при высокой поэзии отличается, по причине своей бесконечной народности, доступностью для всех возрастов и сословий и заключает в себе нравственную идею. Он считал полезным читать детям и отрывки из некоторых поэм Пушкина: например, в « Кавказском пленнике» интересно изображение черкесских нравов; в « Руслане и Людмиле» - эпизоды битв, описание поля, покрытого мёртвыми костями, богатырской головы; в « Полтаве» - битвы, пояаление Петра Великого. В.Г.Белинский отмечал доступность детям некоторых стихотворений Пушкина. Таковы, например, « Песнь о вещем Олеге», « Жених», « Пир Петра Великого», « Зимний вечер», « Утопленник», « Бесы». При этом он подчёркивал: « Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно старайтесь, чтобы они как можно менее понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце переполняется чувством изящного; пусть и поэзия действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время, свой черёд».
Н.Г.Чернышевский подчёркивал: « Надобно детям узнать, кто такой был Пушкин и что он писал. Да почему же надобно знать это? Потому, что он был великий поэт, - и книжка объясняет своим читателям, что такое просвещение и литература, поэзия, поэт, великий человек, и объясняет эти понятия в их настоящем смысле…».
К.Д. Ушинский использовал произведения А.С. Пушкина в своих учебных книгах, книгах для детского чтения, хрестоматиях. В статье « О первоначальном преподавании русского языка» он писал о том, что при изучении произведений художественной литературы, в частности произведений А.С. Пушкина, « мы должны прежде сами усвоить хорошо это произведение, должны сделать ему строгую логическую и эстетическую оценку и определить, что в нём есть народного и почему оно заслуживает изучения. Кроме того, на каждое такое произведение мы должны смотреть как на окно, через которое можем показать детям ту или другую сторону народной жизни».
Однако в начале 20 века в школах знакомство с произведениями А.С. Пушкина многократно запрещали. Смелые педагоги прошлого: А.В. Луначарский, А.С. Бубнов, С.Т. Шацкий добивались того, чтобы бессмертные произведения А.С. Пушкина широко изучались в школах. Сегодняшние дети выросли на произведениях А.С. Пушкина. Читая его сказки, поэмы, мы лучше овладеваем русским словом, высокими нравственными идеалами, которых нам сейчас так не хватает. Обогащаем свои души чувством прекрасного.
А.С. Пушкин – поэт, просветитель – вечен. Он всегда с народом. Наша кровная связь с великим писателем никогда не оборвётся.
Литература.
Ветер и Солнце
И тут появился изобретатель
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Мать-и-мачеха
Музыка космоса