• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Четверть века за бортом.История литературно- краеведческого музея "Кораблик"

Опубликовано Меркулова Галина Петровна вкл 27.06.2012 - 20:26
Меркулова Галина Петровна
Автор: 
Яковлева Ирина, Гатина Карина, 8 класс

История музея «Кораблик» начинается с ее основателя - Аси Борисовны Горской. В её личности удивительным образом сочетались два таланта – педагога и поэта. Изначально «Кораблик» был литературно-творческим кружком, образованным со дня основания школы. Первоначальное его название «Синие снежинки», что совпадало с названием первого литературного альманаха. Позднее – «Зелёная лампа», что объяснялось огромной любовью Аси Горской к А.С. Пушкину. Современное название « Кораблик» появилось в 1971 году. Почему именно «Кораблик»? В юности Ася Борисовна занималась у Лидии Александровны Преображенской в литературном объединении «Алые паруса». И она решила продолжить традицию... Об интересных туристских походах, встречах с поэтами и писателями Южного Урала, литературном творчестве, научно- исследовательской деятельности, созданных электронных ресурсах в настоящее время рассказывается на страницах нашего исследования... Приглашаем к нам в "Кораблик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chetvert_veka_za_bortom.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые организаторы проекта  одаренные дети «Алые паруса»

Мы, ученицы 7-г класса школы № 15, Гатина Карина и Яковлева Ира,  представляем Вам результаты исследования по теме: «Четверть века за бортом

                                                                                                          Здесь, в крае руды, самоцветов,

                                                                                                        Нам тусклыми быть не с руки.

                                                                                                     Не мыслим Урал без поэтов,

                                                                                                      Без их самоцветной строки!

        Именно с этих слов поэта - земляка Александра Куницына  в нашем  литературно-краеведческом музее начинаются творческие встречи и экскурсии по литературным местам  нашего края.

Нам стало интересно, когда он начал свое плавание,  кто был инициатором его появления,  с чем связано его интересное название, кто был его первым гостем, каковы его традиции и основные формы работы?  

И потому мы поставили перед собою  цель: изучить историю литературно-краеведческого музея «Кораблик».

Для достижения поставленной цели  необходимо было решить следующие задачи:

  1. Познакомиться с материалами, имеющимися в нашем литературно-краеведческом  музее, систематизировать их.
  2. Организовать  ряд встреч: с педагогическим составом школы №15, активом «Кораблика» первых лет его формирования, Дудко М.Б., родной сестрой А.Б. Горской.
  3. Подготовить и опубликовать статью об истории музея «Кораблик»
  4. Разработать компьютерную презентацию, посвященную истории «Кораблика».
  5. Оформить экспозицию, посвящённую юбилею «Кораблика».

        Объектом исследования является литературно-краеведческий музей «Кораблик». Предмет исследования: его история. Все это обусловило выбор методов  исследования: сравнительно-сопоставительный анализ бортовых журналов, экспедиционных альбомов, рукописных альманахов, статей, работа с фотоматериалами, интервьюирование, анкетирование. Погрузившись в материал, я выдвинула гипотезу: сохранились все традиции, зародившиеся в музее.

        Наше исследование является актуальным потому, что в следующем году литературно-краеведческий музей «Кораблик» отмечает свой 25-летний юбилей. 

Новизна исследования состоит в том, что до нас так глубоко и полно никто не изучал историю нашего музея.  Практическая значимость работы заключается в том, что материалы  исследования  использованы  при  подготовке публикации «Из истории музея «Кораблик» в региональном сборнике «Между прошлым и будущим»  и  при создании новой  экспозиции по данной теме,  проведены  экскурсии для учащихся нашей школы.

Информацию, полученную нами из материалов, хранящихся в музее, статей из газеты «Вечерний Челябинск», бесед с сотрудниками, встреч, систематизировали, классифицировала, выстроила хронологию событий, составила таблицы.  

 История  музея «Кораблик»   начинается с ее основателя  - Аси Борисовны Горской. В её личности удивительным образом сочетались два таланта – педагога и поэта. Изначально «Кораблик» был  литературно-творческим кружком, образованным со дня основания школы. Первоначальное его название «Синие снежинки», что совпадало с  названием первого литературного альманаха. Позднее  – «Зелёная лампа», что объяснялось огромной любовью Аси Горской к А.С. Пушкину. Современное название « Кораблик» появилось в 1971 году. Почему именно «Кораблик»?  В юности Ася Борисовна занималась у Лидии Александровны Преображенской в литературном объединении «Алые паруса». И она решила продолжить традицию.

В середине 1980 годов А.Б. Горская загорелась мыслью о создании литературного музея, торжественное открытие  которого состоялось 17 января 1987 года.

Ежегодно оформлялись бортовые журналы – отчёты за каждый год плавания. Из них я узнали о серьезной,  насыщенной  деятельности музея.

Фактически с первого дня своего существования литературный музей школы № 15 стал  культурно-просветительским центром Челябинска. В ходе изучения материалов я выяснила, что  активисты музея проводили различные экскурсии, устраивали встречи с писателями  и не только,  принимали участия в разнообразных мероприятиях, ездили в гости к знакомым авторам.

Во время встреч все приглашенные передавали друг другу маленький игрушечный кораблик. Гости оставляли пожелания, автографы и слова благодарности в специальной «книге отзывов».

Туристические походы - еще одна увлекательная страница из жизни «Кораблика». Активисты отправлялись в походы по историческим и литературным местам Челябинской области. Передвигались они, в основном, пешком, редко ездили на электричке или автобусе. Это были не просто путешествия, а специальные  поисковые задания. Проанализировав 4 экспедиционных альбома,  мы узнали, что цели походов были разнообразны.  Ребята общались с интересными людьми, открывали для себя что-то новое и получали незабываемые впечатления.

Другая интересная страница  из жизни актива музея – это создание альманахов. Первый из них – «Синие снежинки». Оформлялся он самими ребятами:   они рисовали красочные иллюстрации,  к каждому их произведению прилагалась фотография автора. Он сочетал в себе  стихотворения, рассказы и даже песни. Следом вышел поэтический  альманах «Плыви, Кораблик». Он был, как и предыдущий, рукописным. Чуть позже вышел ещё один альманах «Сказки вечерних сумерек». Он отличался от двух первых тем, что текст  был напечатан, но оформление так и осталось «живым и акварельным».

Вот так день за днем, год за годом… бессменным руководителем, на протяжении 17 лет, была А. Б Горская. В апреле 2003 г. она успела оформить официальный статус «Кораблика» - музей, а в ноябре поэтессы не стало. За эти годы сменилось несколько руководителей, но каждый из них продолжает заложенные А.Б. Горской традиции.

В течение учебного года для гостей и учеников нашей школы проводятся экскурсии, уроки-обзоры, презентации, создаются литературные композиции.

Как и раньше, важной страничкой для «Кораблика» являются  встречи с ныне творящими поэтами и писателями Южного Урала.

Традиционное мероприятие - конкурс художественного чтения, который позволяет выявить особо талантливых и способных чтецов.

Ребята из «Кораблика» с особым интересом посещают различные выставки и мероприятия, как в городе, так и за его пределами.

Одной из важных традиций является создание рукописного альманаха «Плыви, кораблик» и поэтического сборника «Проба пера».

Самой доброй традицией стало проведение Дня памяти А. Б. Горской, отражающие творческую деятельность поэта, учителя, краеведа.

Мы шагаем в ногу со временем и осваиваем  интерактивную форму работы с музейными предметами, документами и материалами - «Музей в чемодане».

В ходе исследования мы провели анкетирование, чтобы узнать, какие мероприятия, проводимые в музее, помнят школьники и их  родители, педагоги. Результаты  анкетирования доказывают, что  традиции живы, продолжаются и преумножаются.

В ходе исследования мы пришла к таким результатам:

  1. Изучили историю литературно – краеведческого музея «Кораблик»
  2. Оформили экспозицию, посвящённую юбилею «Кораблика»
  3. Организовали ряд встреч

Итак, завершая работу, мы сделали вывод, что наша гипотеза подтвердилась (традиции, заложенные А. Горской, сохранились и даже преумножились).

Но на этом плавание кораблика не заканчивается, а, кажется, только начинается. У нас ещё много планов впереди.

Спасибо за внимание!


Поделиться:

Фокус-покус! Раз, два,три!

Астрономический календарь. Май, 2019

Кто грамотней?

Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка

Сочные помидорки