• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Так мог писать только писатель, живший болью своей эпохи»

Опубликовано Паршикова Елена Владимировна вкл 19.07.2012 - 22:07
Автор: 
Стибунов Алексей

по творчеству Н.В.Гоголя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_tak_mog_pisat_tolko_pisatel.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Так мог писать только писатель, живший болью своей эпохи»

                                                                                         И долго ещё определено мне

                                                                                        чудной властью идти об руку

                                                                                        с моими странными героями…

                                                                                                                         Н.В.Гоголь

      Глаза – душа человека. Какие разные они у писателей! Неистовый напор взгляда А.С.Пушкина, задумчивая презрительность и страсть больших неподвижных карих глаз М.Ю.Лермонтова, пронзительность взгляда Н.А.Некрасова…

      И Н.В.Гоголь… Ироничный прищур и глубина мысли тёмных глаз! Этими ли глазами не увидеть родину, не полюбить её, не воспеть?! В его произведениях, искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного, нежного сердца. Он вошёл в русскую литературу как один из великих и самобытных писателей, сыгравших огромную роль в развитии отечественной литературы и культуры, создал такие произведения, которые выросли в грозный обвинительный акт против самих устоев феодально-крепостного мира.

      Такую силу придали творчеству Гоголя его великий патриотизм, духовная связь с народом. «Я живу весь … в своём народе и земле, которые носятся неразлучно со мною, и всё, что там ни есть и ни заключено, ближе и ближе становятся ежеминутно душе моей», - писал Гоголь в период создания им «Мёртвых душ».

      Высокий патриотизм руководил писателем и тогда, когда он прославлял народные подвиги во имя родины, и тогда, когда подвергал осмеянию тех, кто держит в порабощении и угнетении народ, и тот общественный строй, который подавляет, уродует человеческую личность.

      В своей «Авторской исповеди» Н.В.Гоголь указывает, что на мысль написать «Мёртвые души» его подтолкнул А.С.Пушкин. Поэт сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!...»

      Поэма «Мёртвые души» отразила те социальные явления и конфликты, которые были характерны для крепостной России 30-40-х годов XIX века. Но Россия здесь не одна, их три. Помещики и чиновники, «мёртвые души», - это одна Россия. Второй образ – крестьянская Русь. В конце поэмы появляется удивительный художественный образ птицы-тройки, которая становится символом будущей прекрасной России.

      «Мёртвые души» - какое леденящее ужасом название нашёл Н.В.Гоголь для своей поэмы о Руси! Но как же иначе назвать их, этих нравственных уродцев, которых мы встречаем на страницах поэмы? Пустейший Манилов, сроду не выговоривший «живого слова»; «дубинноголовая» Коробочка, спрятавшаяся за забором своего имения от живой жизни; скандалист Ноздрёв со своей буйной, но бесцельной и потому разрушительной энергией; «кулак, да ещё и бестия в придачу» Собакевич, задавивший прочными вещами всё живое…

И, наконец, Плюшкин. Во всех этих непохожих лицах Н.В.Гоголь заставляет нас заметить общую тень мертвенности. Каждый из них – лишь маска душевной смерти. Этим героям недоступны мысли и чувства, и если бы мы попробовали придумать каждому из них герб, он всякий раз состоял бы из мелочей быта. Больше ничего нет, сущность людей исчерпывается вещами. И какими!

             

      Герб Манилова может иметь форму «храма уединенного размышления». Между колоннами беседки – перекрещенные чубук и зубочистка. Внизу – бисерный чехольчик, окружённый кучками выбитого из трубки табака.

      Герб Коробочки – комод, из чуть приоткрытых ящиков которого вываливаются петух, свинья и «прочая живность». Второй ряд ящиков комода наполнен разным «хозяйственным овощем»: картофелем, свёклой и – для каждого свой ящик. Из нижних торчат мешочки, мешочки, мешочки…

      Герб Ноздрёва имеет вид гранёной рюмки, наверху – шарманка, внутри – тощая лошадь, вокруг вьётся множество собак.

      Тяжёлая бревенчатая рама окаймляет герб Собакевича. В ней – медведь, запускающий лапу в огромное блюдо с бараньим боком.

      Герб Плюшкина – дырявое ведро с рваным краем, дыра затянута паутиной. В центре ведра – «замок-исполин».

      В поэме есть и данные в развитии персонажи. Это умершие, но при жизни имевшие духовную жизнь крестьяне.: Федотов, Пётр Савельев Неуважай-Корыто, Степан Пробка – «тот богатырь, что в гвардию годился бы», Максим Телятников, Григорий Доезжай-не-доедешь, Еремей Корякин, Попов, Абакум Фыров.

      Для Н.В.Гоголя также важна душа автора, который не льстит людям, а отважился сказать им правду. Такой писатель-пророк отвержен обществом. Он пытается «глаголом жечь сердца людей», как пророк А.С.Пушкина, но люди  не принимают его так же, как и пророка М.Ю.Лермонтова. Интересно заметить, что в отличие от посланников Божьих, пророк Н.В.Гоголь говорит о будущем с оптимизмом, верит в лучшее, он уверен, что, благодаря духовно живым людям, Русь возродится.

    Русская душа – вот «птица-тройка», которая не знает никаких внутренних ограничений: «Эх, тройка! птица тройка! кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, где не любят шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета…». Как бы ни сковывали славянскую душу рабские сети, она вырывается из них и несётся по необъятным просторам Отечества. Н.В.Гоголь проводит открытую параллель между «птицей тройкой» и Русью: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?» Она «мчится, вся вдохновенная Богом», и «неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях». Русская душа и русская земля неразрывно связаны между собой.

И Гоголь тут – такой, как есть,

Извечный Гоголь, подлинный,

Как птица, насторожен весь,

Как птица, весь нахохленный.

И это Гоголь наших бед.

За ним толпятся избы ведь.

И тройка мчит, чтоб целый свет

Из-под копыт забрызгивать.

Или затем, чтоб высечь свет,

Копыта сеют искры ведь!

О Русь! Какой ты дашь ответ

На Гоголеву исповедь…

                                                                                 

    Гоголевская «исповедь» нашла своего читателя, неравнодушного, верящего в то, что Россия поднимется и полетит вперёд, как птица-тройка. Отношение современников к творчеству писателя выразил А.И.Герцен: «… Поэзия Гоголя, его скорбный смех – это не только обвинительный акт против подобного нелепого существования, но и мучительный крик человека, стремящегося спастись прежде, чем его заживо похоронят в этом мире безумцев. Чтобы подобный крик мог вырваться из груди, надобно, чтоб в ней оставалось что-то здоровое, чтобы жила в ней великая сила возрождения. Гоголь чувствовал, и многие другие чувствовали вместе с ним, - что за мёртвыми душами есть души живые».

    Писатель верил, что его произведения заставят читателей задуматься о своей душе: жива она или нет. Путь Гоголя – путь возрождения России, путь совершенствования общества, запутавшегося в противоречиях жизни.

(Приложение – презентация «Так мог писать только писатель, живший болью своей эпохи»)

 


Поделиться:

Пейзаж

Как Дед Мороз сделал себе помощников

Бородино. М.Ю. Лермонтов

Волшебные звуки ноктюрна

Астрономический календарь. Май, 2019