Рассказ о семье путешественников - первопроходцах Прончищевых Василие иТатьяне.
Вложение | Размер |
---|---|
cena_otkrytiy_.doc | 255 КБ |
МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Рассказ
«Цена открытий»
с. Панаевск, 2012
Цена открытий
Широки и необъятны просторы России, множество прекраснейших горных кряжей и бездонных озер, непроходимых лесов и холодных тундр, зеленых равнин и белоснежных вершин. Как ценен любой, даже самый маленький клочок земли, так же ценны и люди, открывшие неизведанные горизонты и давшие всем возможность знать, изучать и наслаждаться красотами природы страны.
Стояло жаркое лето 1733 года. Всего 3 года назад Василий был представлен к званию штурмана 3 ранга, а сегодня он уже лейтенант и именно его выбрали для участия в Великой северной экспедиции. Все его мечты, которые он лелеял долгие годы, начиная с Навигацкой школе в Москве и Морской академии в Санкт-Петербурге, и позже, будучи штурманским учеником на балтийском флоте, постепенно стали сбываться.
Вот и встретилась она, дочь дипломата, первая красавица – Таня Кондырева. Василий отдал бы все за возможность назвать ее своей, быть с нею навсегда. Но не только он лелеял мечты завладеть сердцем девушки, его друг и помощник подштурман Семен Челюскин влюбился в Таню. Сердце женщины не подвластно мирским будням, досужим разговорам и тесному мирку светской жизни. Татьяна выбрала Василия, и стала отныне и до конца дней своих Татьяной Прончищевой.
Как хотелось ей, согласно клятве, данной у алтаря разделить со своим возлюбленным и горе и радость, и болезни и здравие. И поэтому, когда пришло назначение на далекий север, в неведомые земли она ни минуты не колеблясь, решила отправиться с мужем. Ее не пугали предстоящие тяготы и опасности, более тягостной была бы долгая разлука, тревожное ожидание.
Василий был несговорчив, но Татьяна упряма. За нее вступились участники экспедиции. Все 49 человек команды, в том числе и Семен Челюскин заверили командира, что никто никогда не узнает об участии его жены в путешествии.
Прончищев сдался. 29 июня 1735 года дубель-шлюп покинул Якутск.
Двигались они по величайшей сибирской реке Лене, описывая все что видели: природу, величественные пейзажи поражающие воображение исследователя и путешественника.
Больше месяца понадобилось экспедиции, чтобы пройти путь от Якутска до устья Лены. Начинались холода, лед на реке все крепчал, все понимали, что придется зимовать здесь, в устье реки Оленек.
Всей командой собирали на берегу плавник, соорудили из него две избы и жизнь в снегах и льдах продолжалась.
Иногда Василий думал о том, правильно ли он поступил, оставив зимовать здесь в суровых морозах и снежных буранах свою команду, может нужно повернуть назад, отступить перед суровым климатом и неизменной коварной спутницей мореходов – цингой. Но Татьяна прогоняла прочь хандру и дурные мысли, она всегда была для него уголком надежды и веры в будущее, в исполнении мечты.
Вот и пришла, наконец, столь долгожданная весна. Не ведали они, что это будет последняя весна их любви.
Только в августе река очистилась ото льдов, и шлюп смог выйти в открытое море. Вахтенный журнал пополнялся записями о неизведанных ранее землях и берегах, островах и заливах.
Как выяснилось впоследствии, лишь пасмурная погода помешала морякам увидеть архипелаг северная Земля и самый северный мыс Евразии.
Дубель-шлюп двигался дальше вдоль края сплошного ледяного припая, держащегося у берегов Таймыра, миновал несколько заливов. Побережье было пустынным, без малейших признаков жилья и вскоре, дорогу деревянному судну окончательно преградили тяжелые льды, а мороз начал затягивать свободную воду. Дальше путь был закрыт. Василий Прончищев принял решение возвращаться к месту старой зимовки.
29 августа Василий отправился на шлюпке на разведку и обратно на судно его занесли товарищи – он сломал ногу. Татьяна понимала, какую опасность может представлять такая травма здесь, вдали от людей, врачей и все тех, кто мог бы оказать помощь. Ни словом, ни взглядом не выдала она своих горестных мыслей. До последнего вздоха Василия Прончищева его жена была рядом.
Похоронили его на высокой сопке, у реки Усть-Оленек. Ненамного пережила своего любимого и Татьяна, через пять дней скончалась и она, не сумев смириться со смертью мужа. Ее похоронили рядом с Василием.
Стоят у реки два креста, обнесенные деревянной оградой, как вечная память тем, кто во славу и процветание отечества отдал свою жизнь.
Не иссякнет гордость за дела людей с горящими сердцами, навсегда останутся на карте: берег Прончищева, мыс Прончищева, кряж Прончищева и бухта Татьяны Прончищевой как вечный памятник их подвигу.
Литература:
Богданов В.В первая русская полярница.Природа. – 2001. - №1.
Кандидов А.В. Исследователь Крайнего Севера, мореплаватель василий Прончищев. – Калуга: Золотая аллея, 2008. – 160с.
Интернет-ссылки:
http://wmda.mobi/ru/Прончищев,_Василий_Васильевич
http://photo.peoples.ru/science/seafarers/pronchishev/pronchishev_grave_12022007110515j4U.html
http://www.peoples.ru/science/seafarers/pronchishev/
Автор: Сэротэтто Ада, 10 класс
Руководитель: Лаптева Г.Б
Воспитатель школы-интерната
«…Чья не пылью затерянных хартий,
Солью моря пропитана грудь.
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь…»
И.Северянин.
Знакомые следы
Любимое яичко
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")