• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект"Сказка-ложь,да в ней намек"

Опубликовано Гусельникова Валентина Ильинична вкл 25.12.2012 - 10:21
Гусельникова  Валентина  Ильинична
Автор: 
Аристархов Иван

Цель:  проследить  как    русский  народ  через  сказки учил детей относиться к старшим.
Задачи:
изучить русские народные сказки;
выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того,    что    не выполняли   правил поведения хорошего тона;
проследить,  какими   приёмами   пользовались  составители сказок   для   того,  чтобы   научить   героев     уважительному отношению  к  старшим;
привлечь  внимание  одноклассников  к этой проблеме.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Детский исследовательский проект405.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ     УЧРЕЖДЕНИЕ

«Бушевецкая общеобразовательная начальная школа-детский сад»

Исследовательский  проект

тема : «Сказка- ложь,                                                                                                                                                                             да  в  ней  намек…»

                                                               Выполнил:ученик 3 класса

                                                                Аристархов  Иван

                                                               Руководитель:

                                                                Гусельникова В.И.

                                                                                                                                        2012год.                                                                                                                                                                

Оглавление:

1.Вступление,актуальность,область исследования,

    предмет исследования…………………………………………………3

2.Гипотеза,цель,задачи,практическое исследование……..4

3.Практическая  часть………………………………………………………5

4.Выводы по результатам исследования…………………………6

5.Общий  вывод,перечень литературы…………………………….7

6.Творческие работы детей(рисунки к сказкам)……………..8,9,10

Проект «Сказка – ложь, да в ней намёк...»

 «Детский исследовательский проект»

  • Все    ребята   нашего класса любят сказки. Раньше  нам  их читали родители  и учитель, а сейчас мы научились читать  и сами можем знакомиться с народной  мудростью.

Древние    традиции нашего народа   заложены  в русских народных сказках. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

Каждая    сказка   нас  учит чему-то. Только  надо  присмотреться и прислушаться к ней.

Актуальность. 

Когда  мы пришли в первый класс, многие из моих одноклассников не  умели выполнять правила поведения и уважительно относиться к   старшим.  Но, когда  учитель  задавал  вопрос,  все     правильно отвечали  по  поводу  правил  поведения  и хороших  манер. Получается,  что  ответы все давали верные,  а поступали не всегда правильно. Если  мы   обсуждали    сказку, всем  было    интересно работать. Я  решил  обратиться  к  сказкам и изучить их.

Область исследования: литература.

Предмет исследования: русские народные сказки.

    Взрослые   часто   просят   нас   соблюдать   правила    поведения, уважительно    относиться  к старшим, не грубить взрослым и друг другу.  Особенно их огорчает , как мы  ведём себя  по отношению к своим родителям, бабушкам, дедушкам, учителям. А ведь эти люди о нас заботятся и стараются дать всё самое лучшее.

Гипотеза.

  Я   предположил, что,  наверно, взрослые не зря просят соблюдать нас  правила  поведения, уважительно  относиться   к   старшим, не грубить  взрослым  и друг другу,  а русские народные сказки могут научить меня и моих одноклассников отношению к старшим.

Цель:  проследить  как    русский  народ  через  сказки учил детей относиться к старшим.

Задачи:

  • изучить русские народные сказки;
  • выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того,    что    не выполняли   правил поведения хорошего тона;
  • проследить,  какими   приёмами   пользовались  составители сказок   для   того,  чтобы   научить   героев     уважительному отношению  к  старшим;
  • привлечь  внимание  одноклассников  к этой проблеме.
  • 2.       Я   провел   практическое исследование      на основе      русских народных    сказок.   Сказка - произведение устного народного творчества, повествующее о вымышленых  событиях. Сказки бывают волшебные, бытовые, о живот-ных.  По     образцу народных   сказок   создавались  и литера-  турные  сказки.  Сказка – это произведение, в  котором –изо-бражается чудесное, необычное. Раньше  передавалось из уст в уста.  В сказке есть зачин, присказка и концовка.    Народные сказки – самая древняя из  форм устного народного    творчества отдельного  региона , присутствующая   у    всех    народов, такая сказка отражает      убеждения, мировоззрения,   главные   черты национального    характера,     обличает классовые отношения, одновременно   обнажая  старинный быт,  который   зачастую отражается  в отдельных  произведениях -бытовых сказках.  Но   не всякая    выдумка становится  сказкой. Из поколения в поколение   передаётся лишь   то,  что  было важно для людей. Сказки  выражали  мудрость своего  народа, его   стремления, мечты.

  • 3.  Практическая часть. В ходе исследования я работал над русскими  народными   сказками. В  русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка не послушала, что ей наказывали отец с   матерью, и её братец попал в беду. Но   девочка  не  расте-рялась  и побежала  искать  братца. По дороге   она встречает яблоню, печку, речку с кисельными берегами. Когда  девочка обращалась к этим персонажам без уважения, никто  не хотел ей  помочь. А   когда    она   стала  обращаться  ласково    и уважительно   : печка – матушка,    речка –матушка,   все девочке помогли.  Родителей девочка  называет   батюшка  и матушка. Даже к злой  бабе-Яге  обращается вежливо. В этой сказке    девочке  помогли упорство, трудолюбие и   вежливое обращение. В сказке «Колобок» герой сбежал  от бабы и деда не зная, что его ждут большие опасности. Вся история Колобка  закончилась тем, что его съела хитрая лиса. Непослушание колобка     привело    его     к   гибели.    Попала в опасность и Машенька из сказки  «Маша и медведь», когда не послушала старших и отстала от подружек. В этой сказке Машенька тоже очень ласково и вежливо   называет свих родных   бабушкой и дедушкой.  Девочке помогли выбраться из сложной ситуации смекалка и трудолюбие.  В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Иван Царевич сначала обругал  старую женщину, которая встретилась ему по пути. А  потом призадумался: «За что я  обругал старуху?   Дай ворочу её; старые люди хитры и догадливы!  Авось, что доброе    скажет». После этого Иван –Царевич уже   обращается к   старушке по -другому.«И не стал ворочать старушку:- Воротись, бабушка, да прости моё слово глупое! Ведь я с досады вымолвил.» Такое поведение помогло Царевичу   в   его поисках. В сказке «Каша из топора» солдат обращается к старой женщине «Здравствуй, божья старушка!» Хоть старуха и была вредная, но солдат не грубил ей, потому, что она  была старше   его и заслуживала уважения. В сказке «Морозко»   девушка, которая   была терпелива  и вежлива с Морозом ,получила  в награду соболью  шубу, золото, серебро и  короб с богатыми подарками. Пять раз спрашивал Морозко Красную девицу, дедову дочку:- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
  •  4.  А   девушка  хоть    и замерзла    сильно, даже окостеневать стала. Чуть   языком шевелит. А отвечает вежливо и ласково:- Тепло,  Морозушко,   тепло,  батюшка.- Ой ,тепло, голубчик, Морозушко!      Здесь мы видим   как награждалось в сказках кротость   и   уважительное отношение  любой, даже   самой тяжёлой, ситуации. В сказке «Снегурушка и лиса»  Снегуруш-ка   обращается к медведю и говорит ему:- Как мне, медведь- батюшка, не плакать?   А лисичку называет лиса - Олисава.  В сказке   «Финист –ясный   сокол», когда отец  спрашивает   у дочерей:- Что  вам дочки купить,   чем порадовать?  Старшие дочери    отвечают:- Купи по полушалку…А   младшая   дочь обращается по –другому:- Купи мне, батюшка, пёрышко… Да и   сам   крестьянин, когда    разговаривает    со   стареньким старичком  обращается к    нему   вежливо   и   с уважением.- Здравствуй, дедушка! Младшая дочь была самой любимой у батюшки  за свою   кротость и   послушный     характер.

  5.В   результате исследования я выяснил:

  • в  большинстве    русских   народных   сказок     встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, то есть мы – читатели можем получить урок;
  • в   русских народных  сказках непослушание родителям или взрослым    наказывалось, а  терпение и  послушность вознаграждались;
  • герой  получал  помощь  только  тогда,  когда  он   вежливо обращался  за  ней  и  многим  героям  пришлось   проходить целые испытания чтобы понять это;
  • обращение  к   родителям  и   старшим   людям   было уважительным  и  ласковым:  батюшка,  матушка,   бабушка, дедушка, божья старушка, старенький старичок, к родным – сестрица, братец;
  • главным   в сказках    был    труд,  с  помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.

Вывод:

        Всё-таки моё предположение подтвердилось: взрослые не зря беспокоятся     о нас  и  не  разрешают  нам  грубить, вредничать и лениться.    Они  хотят   научить  нас  уму-разуму.  Ведь  тот, кто в детстве    не научится,  потом   намучится.   А сказки,   написанные много-много   лет назад ,  помогают нам это понять.

В классе я познакомил ребят со своим исследованием и продолжаю изучать русские народные сказки.

  • 6.  Литература: 1. Русские народные сказки :» Гуси-лебеди», «Колобок»,  »Маша и медведь»,   «Морской царь и Василиса Премудрая», «Каша из топора», «Морозко»,»Финист-Ясный сокол»          Интерактивный   ресурс.   Словарь   Википедия. http://ru.wikipedia 3. Интерактивный ресурс. Русские писатели и поэты. Словарь литературоведческих терминов.


Поделиться:

Сочинение

Рисуем "Осенний дождь"

Красочные картины Джастина Геффри

Заколдованная буква

Сочные помидорки