• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк».

Опубликовано Сапронова Надежда Николаевна вкл 05.01.2013 - 20:36
Сапронова Надежда Николаевна
Автор: 
Стародубцева Анна

 

   Целью моей исследовательской работы является анализ стихотворения «Пророк».Какие задачи я ставлю перед собой? Хочу  выяснить, как стихотворение «Пророк» раскрывает философские искания Пушкина, как эти искания отразились на мировоззрении поэта.

    Я надеюсь, что эта исследовательская работа научит меня быть более терпеливой и внимательной, позволит развить навык анализа лирического стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issled.rabdokument_microsoft_word.doc10.5 КБ
Microsoft Office document icon issled.rabdokument_microsoft_word.doc46 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Драгунская основная общеобразовательная школа»

Ивнянского района Белгородской области

Исследовательская работа.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк».

Выполнила:

ученица 9 класса

Стародубцева Анна

руководитель:

учитель русского языка и литературы

Сапронова Надежда Николаевна

2012 год

Оглавление

1.Введение                                                          1 стр.

2.Основная часть          

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»                                                                                                                                                                                                                 2-3 стр.

3.Заключение                                                     4 стр.

4.Список использованной литературы      5 стр.

5.Приложение                                                    6-стр.

-1-

 1.Введение  

    Меня зовут Стародубцева Анна, я учусь в 9 классе МБОУ «Драгунская ООШ». В свободное время я люблю читать. Я также пробовала писать стихи, но мои интересы расширились, и мне хочется сегодня изучать опыт великих поэтов, чтобы учиться у них.

    У нас дома большая библиотека классической литературы. Стихи А.С.Пушкина всегда привлекали моё внимание. В его стихах много гениального, они прекрасно передают настроение поэта. Стихотворения А.С. Пушкина во многом носят философский характер. Стихотворение «Пророк», написанное в 1826 году, особенно привлекло моё внимание. И я решила провести небольшое исследование.

   Целью моей исследовательской работы является анализ стихотворения «Пророк».Какие задачи я ставлю перед собой? Хочу  выяснить, как стихотворение «Пророк» раскрывает философские искания Пушкина, как эти искания отразились на мировоззрении поэта.

    Я надеюсь, что эта исследовательская работа научит меня быть более терпеливой и внимательной, позволит развить навык анализа лирического стихотворения.

-2-

2.Основная часть          

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк».

Во все времена проблемы бытия особенно волновали передовых представителей человеческого общества, в том числе и поэтов. Но ни у одного поэта «проклятые вопросы», как называет их Ф.М.Достоевский, не стояли так остро, как у А.С.Пушкина, явившегося «Началом всех начал» в русской классической литературе.

      «Пророк» - стихотворение о поэте и поэзии, о назначении поэзии. В нём отразилось сильное духовное потрясение поэта. Стихотворение по жанру близко к духовной оде. Нужно упомянуть, что стихотворение написано в 1826 году, когда уже свершилась казнь над друзьями поэта – декабристами и когда передовые люди России оказались в пустыне отчаяния – на перепутье веры в возможность демократических перемен. Тяжёлую безысходность положения ощущает лирический герой стихотворения.

   А.С.Пушкин перефразирует 2 и 6-7 стихи главы 6 книги пророка Исайи из Библии : «Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шесть крыл; двумя закрывал каждый лицо своё, …6. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника…»

   В стихотворение «Пророк» рассказано о глубоком изменении, преобразовании, которое переживает лирический герой. В основу лирического произведения положено отражение Исайи, которого называют не только пророком, но и поэтом. В этом стихотворении Пушкин впервые осмысляет свой поэтический гений как дар, полученный от Бога, а,  следовательно, и свою миссию поэта как пророка.

   Использование в тексте церковнославянизмов: «восстань», «виждь», «внемли» и т.д. придаёт «Пророку» характер Завета с Богом, и от этого завета Пушкин уже больше никогда не отступал.

      Духовное преображение в стихотворении описано так:

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

-3-

В уста замерзшие мои

Вложил десницею кровавой.

  И эта конкретность, подробность описания придаёт духовному преображению весомость факта. Изменяются основные органы чувств, особенно необходимые поэту: зрение, слух, язык и, наконец, сердце («и угль, пылающий огнём, во грудь отверстую водвинул…»). И только тогда, после такого всеобъемлющего изменения, Господь призывает пророка на служение:

Восстань, пророк,

И виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

   В глубине души поэта происходит незримый и тщательно скрываемый процесс перестройки его нравственного существа и изменения взглядов. Тема стихотворения – поэт и поэзия – подразумевает проблему: в чём заключается предназначение поэта и поэзии? Расшифровав поэтическую аллегорию, можно прийти к выводу, что истинный поэт – это человек, наделённый возможностью проникать в загадочные глубины окружающего мира. Глазам его открыта тайна бытия, слух его необычайно чуток, язык его лишён лжи, а цель определена самим Богом:

                  …Глаголом жги сердца людей.

«…Глаголом жги сердца людей» - это как завет, исполненный поэтом, наверное, поэтому поэзия А.С.Пушкина точно озарена светом вечности и мотивом жертвенности. У Пушкина поэт выделяется из общей массы. Он выше её. Поэт – избранник, но это избранничество покупается муками творчества, благодаря которым поэт становится пророком.

    Об этом же говорит концентрическая композиция стихотворения. Один круг – от полёта ангелов до «гад морских». Другой – от «неба содроганья» до неслышного прорастания лозы. Третий – преобразование поэта в пророка. В центре всего – человек; а над всем – «Бога глас», обращённый к человеку и призывающий обращаться к человеку. Выходит – весь мир, всё, что в нём есть, «горнее и дольнее», и гремящий над ним «Бога глас» - всё это устремлено к человеку, к его сердцу.

   Из этого может следовать только одно: вся непостижимая уму громада мироздания у Пушкина звучит, существует и совершается ради человека.

      Отдавал ли себе Пушкин сознательный отчёт в том, что именно в этом смысл откровения? Слова «Пророка» на этот вопрос не отвечают; отвечает его логика и структура; отвечают другие слова, написанные спустя десять лет:

Вращается весь мир вкруг человека –

Уже ль один недвижим будет он?

-4-

3.Заключение                                                           

Подведу  итоги моей исследовательской работы. Анализ стихотворения «Пророк» показывает, что за необычным повествованием скрываются сокровенные мысли поэта о поэзии и поэте. В нём Александр Сергеевич осознаёт служение поэта как пророка: слышать волю Бога и донести её до людей. С этого момента он чувствует себя свободным в своём творчестве от социальных и политических обстоятельств, признавая над собой только волю и суд Бога. Для себя я выяснила, что жизненные обстоятельства Пушкина во многом влияли на его творчество. Стихотворение «Пророк» было написано поэтом во время ссылки в Михайловском. Одиночество, однообразие жизни делали пребывание в Михайловском мучительным для Пушкина. Под влиянием внешних обстоятельств в этот период происходит осмысление всей своей жизни. Поэт снова размышляет над своим призванием, ощущая ответственность за свой дар перед Богом и людьми.

-5-

4.Список использованной литературы      

1.Пушкин А.С. Стихотворения.Поэмы.Сказки.-М.,1999

2.Непомнящий В. Анализ стихотворения «Пророк». Энциклопедия. М.,1986

3.Францова Н.В., Доронина Т.В. Анализ эпизода. Анализ стихотворения. М., 2005


Поделиться:

Растрёпанный воробей

Дерево в снегу

Никто меня не любит

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды

Мальчик и колокольчики ландышей