Урок разработан на основе рекомендаций преподавателя ИПК г. Красноярска
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая мастерская автора | 49.5 КБ |
Цель: Формировать и воспитывать эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведениях и жизненных явлениях, в нём отображённых
Задача: Развить, улучшить звучание слова, понимание образа слова; помочь продвинуть нравственное развитие учащихся.
Урок развития творческих способностей учащихся.
Оборудование урока: сказка Г. Х. Андерсена «Ромашка», стихотворения: В. Степанов «Колокольчик», Кирси Кунас «Чувствительный ёж», музыкальное оформление: Р. Клайдерман, Э. Марриконе, «Колыбельная» из м/ф «Умка», Ф. Папетти «Маленький цветок»; словарь настроения, художественные иллюстрации, карточки по рефлексии, папка, бумага, цветные карандаши.
Первичное положение учащихся любое (рядами, группами…).
Учитель: Умеете ли вы о себе думать? Пододвиньте листочки и напишите красиво, очень красиво своё имя.
- ……….
Учитель: Давайте познакомимся. Меня зовут….
- Дети называют себя, демонстрируя записи своих имён.
Учитель: Умеете ли вы видеть себя внутренним взором? (Закройте глаза, приложите руку к своему сердечку, вслушайтесь, услышьте себя). Звучит мелодия «Маленький цветок» Ф. Папетти.
Учитель: Подберите слово и охарактеризуйте своё настроение. (Возможны варианты: записать или изобразить характеристику настроения).
- Ученики характеризуют своё настроение…..
Учитель: Бывает ли печальное настроение?/ Что вызывает печальное настроение?
………
Учитель: Какие ассоциации вызывает у вас слово «печальный»?
……….
Предлагаются карточки настроения. Каждый выбирает ту, которая соответствует его настроению: грустный, угрюмый, тревожный, утомленный, хмурый, плаксивый, скучный, плохой, жалостливый, кислый, неуютный, скорбный, тоскливый, сочувствие, сожаление...
Учитель: Да, действительно, настроение может быть печальным.
Сегодня мы будем говорить о том, «Может ли нравиться печальное?»
Именно так я предлагаю назвать нашу встречу, в течение которой мы будем искать ответы на вопросы:
- Может ли нравиться печальное?
- Можно ли слышать и слушать печальное? (Тема урока записывается на листочках, где записаны имена и характеристика настроения. Возможны варианты.)
Учитель читает сказку Андерсена «Ромашка»:
- Вам понравилась сказка? Встаньте те, кому понравилась.
- Охарактеризуйте сказку?/ Что вы думаете о сказке. Поделитесь своей точкой зрения.
- ……………
Учитель: Допишите ряд предложений:
Мой интерес вызван …….
Сказка зставляет …….
Я вэволнован тем, что …….
Учитель: Зачитайте свои предложения.
- Бывают ли в жизни такие ситуации?
……….
- Предположим, что сказка имеет другой конец. Ваша точка зрения.
(Возможны варианты, но дети должны выйти сами или с помощью учителя на мнение о счастливом конце сказки).
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «счастливый»?
Идёт работа с синонимами (словарь настроения): радостный, весёлый, волшебный, восторженный, восхищённый, добродушный, улыбчивый, возвышенный, загадочный, ликующий, ласковый, светлый, сказочный, солнечный, тёплый, шутливый, яркий, ясный, радушный…
Учитель: Как изменить сказку, чтобы конец был счастливым? (Устная корректировка сказки. Возможны варианты).
Учитель: Я предлагаю прослушать стихотворения в исполнении учащихся старшеклассников эстетического класса:
В. Степанов «Колокольчик» (Музыкальное оформление: Э. Марриконе);
Учитель: О чём это стихотворение?
- О печальном - добром…..
Кирси Кунас «…. ёж» (Музыкальное оформление: «Колыбельная» из м/ф «Умка».)
Учитель: Вам понравилась сказка, а как вы считаете, эти стихи могут вызывать приятное настроение?
……….
Учитель: Какое чувство, настроение хотел вызвать автор у вас при прочтении сказки?
- Жалость, слёзы….
Учитель: Почему именно такое настроение возникает у читателя сказки?
……….
Учитель: Хочется ли вам читать, слушать о печальном? Вам это нравится?
………..
Учитель: Поделитесь, напишите, почему «Может нравиться печальное?»
Зачитываются миниатюрки.
Учитель: Зачем Г. Х. Андерсен написал такую сказку?
- Андерсен специально написал тяжёлую, сложную сказку, чтобы вызвать сострадание у нас.
Учитель: Можно ли на наш вопрос ответить однозначно?(Может ли нравиться печальное?)
- А печальное – злое будит в душе тревогу, страх, скорбь…..
Учитель: Но это только мнение нашей с вами встречи. А как об этом думают ваши близкие, сверстники, знакомые…? - Пусть это будет небольшое творческое задание для юных журналистов.
В заключении нашей встречи я прошу вас ответит на четыре вопроса:
Что именно понрави- Что нового узнал(а)? Моё настроение
лось на уроке?
на начало урока на конец урока
Творческие работы учащихся помещаются в папку – альбом.
Приложение
тревожный
утомленный
угрюмый
хмурый
грустный
плаксивый
скучный
плохой
жалостливый
кислый
неуютный
скорбный
сочувствие
сожаление
тоскливый
Владимир Степанов. «Колокольчик».
О чём колокольчик всё лето звенел?
О том, что словами сказать не умел:
Как зорька росой умывалась ночной,
Как радугой дождь становился грибной.
Увяла трава, и цветы отцвели.
Прощальную песню поют журавли.
Их песня похожа на утренний сон,
И слышится в ней колокольчика звон.
Кирси Кунас. «Чувствительный ёж».
Признавался ёжик: «Ой,
Я чувствительный такой,
Очень добренький и нежный,
Даже чуточку потешный!»
Ах ты, ёжик озорной,
Ты притворщик, не иначе:
Доброту свою ты прячешь
Под колючею спиной!»
Жаловался ёжик: «Ой,
Одинокий я такой,
И поэтому мне грустно,
Как – то холодно и пусто».
Ах ты, одинокий ёж,
Как ты без друзей живёшь?
А не для них на всякий случай
Ты столько выпустил колючек?
Ворона
Кто самый сильный?
Филимоновская игрушка
Пчёлы и муха
Снеговик