• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Эссе, посвященнон 150-летию В.И. Вернадского

Опубликовано Черных Вера Николаевна вкл 28.01.2013 - 19:53
Автор: 
Гусева Ирина

Эссе анализирует жизнедеятельность великого русского ученого, мысли  и работы которого находят свое подтверждение и в современное время, имеют большое практическое значение. О всесторонних интересах этого человека также свидетельствует его активная общественная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vernadskiy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №35 города Белгорода

     

Городской конкурс эссе, посвященный 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского

 «В.И. Вернадский – ученый, мыслитель, общественный деятель»

Выполнила: ученица

8 А класса средней школы № 35

г. Белгорода

Гусева Ирина

Научный руководитель –

преподаватель химии

Черных Вера Николаевна

Белгород - 2013

Ученый, мыслитель, общественный деятель – немаловажные направления жизнедеятельности человека. Многие люди проживают жизнь, так и не раскрывшись в этих направлениях. А каким должен быть человек, сочетающий в себе выдающегося ученого, мыслителя и активного общественного деятеля? Какова роль таких личностей в истории и современной жизни? Ответить на эти вопросы нам поможет исследование жизнедеятельности Владимира Ивановича Вернадского.

Современный технологичный мир нуждается во всесторонне развитых деятельных личностях. Но, к сожалению, леность ума и бытия мешают многим людям раскрыть свои потенциальные возможности. О врожденных талантах известно немало. Одаренные дети, способные прекрасно играть на музыкальных инструментах, рисовать, изучать иностранные языки, часто не раскрываются во взрослой жизни и не становятся великими людьми. И, наоборот,  проложившие трудом путь  к знаниям, иногда наперекор судьбе создают самого себя и добиваются всемирного признания. Судьба была благосклонна к Владимиру Ивановичу Вернадскому. Он родился в семье профессора экономики Ивана Васильевича Вернадского и первой российской женщины политэконома Марии Николаевны Вернадской, урожденной Константинович. Родители были известны не только как экономисты, но и как публицисты, и либералы шестидесятничества. Поэтому они привили сыну способность к всесторонним научным познаниям. Помимо родителей на формирование личности Вернадского повлияли тесные взаимоотношения с русской научной элитой в лице профессоров А.Н. Бекетова, А. М. Бутлерова, И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева.  Особую роль в становлении ученого и мыслителя Вернадского сыграл его дядя Евграф Максимович Короленко, который был личностью незаурядной. Служил он некогда офицером на Кавказе, заболел, вышел в отставку и увлекся научно-философскими изысканиями.  «Самолюбивый до крайности, остроумный и обидчивый, он в то же время был человеком глубокой доброты. Был человеком хорошо образованным, хотя образование сам себе добыл»,  - писал Вернадский. Е.М.Короленко был знаком с трудами великих естествоиспытателей  - Дарвина, Ляйеля, Бюффона, Ламарка. Более всего волновали его проблемы, связанные с жизнью каждого человека и всего человечества. При этом он не признавал никаких авторитетов  - ни философских, ни религиозных, ни научных, до всего пытаясь дойти, как говорится, своим умом.       Вполне вероятно, что некоторые мысли                  Е. М. Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Владимира Вернадского и осознанно или бессознательно повлияли на его научное творчество. Юноша не отличался гениальностью, всего он добивался терпеливым трудом и жаждой познания. Существуют разные взгляды на процесс обучения. По мнению некоторых  ученику и студенту требуется втолковать как можно больше фактов, сведений, начинить их знаниями. Но, современное общество все более склоняется к тому, что куда важнее пробудить или поддержать интерес к исследованиям, открывая перед молодыми людьми мир природы, полный тайн, и мир науки, полный сомнений. Для молодого Вернадского подобное ощущение тайны, знакомое с детских лет, не угасло в годы университетской учебы и первых научных работ. Оно, прежде всего, было связано с мыслями о Земле и космосе. На это нацеливали его, в частности, лекции Д. И. Менделеева. По-видимому, как раз тогда зародились у Вернадского первые мысли об особенностях химии планеты и ее отличии от лабораторной и космической химии. Мысли эти были новыми для того времени и вели в неизведанные области двух новых наук, достигших расцвета лишь в нашем веке: геохимии и космохимии. В.И.Вернадский был геологом, занимался кристаллографией и биологией, изучением почв, природных вод, метеоритов, радиоактивных элементов…. Не просто интересовался всем на свете, но очень многое исследовал, осмысливал, открывал. Обладая необычайно обширными знаниями, он умел сам вырабатывать новые идеи  -  интересные, неожиданные и глубокие. Зачастую он высказывал мысли гораздо опережающие свое время. Например, не будучи узким специалистом в физике, он высказал физическую идею за 20 лет до того, как она была экспериментально подтверждена. Он предвидел возможность различия правого и левого в мире мельчайших частиц материи. Вот как он излагал по этому поводу свои мысли «Пространство-время глубоко неоднородно, и явления симметрии могут в нем проявляться только в ограниченных участках».

С детских лет Вернадский проявлял интерес к общественной деятельности: в университетские годы работал в научно – литературном обществе, интересы которого были связаны не только с наукой и литературой, но и политикой. Позже он был избран членом Государственного Совета от Московского университета, а через пять лет после этого в числе многих профессоров покинул Московский университет в знак протеста против антидемократических действий правительства. Владимир Иванович всегда принимал близко к сердцу все невзгоды и трудности, выпадающие на долю родной страны. В голодные годы он не пожалел сил, времени и средств для организации помощи голодающим. Активно участвовал В.И. Вернадский в народном просвещении. С этой целью им был создан либеральный кружок «Братство «Приютино»» и в издательстве «Посредник» были напечатаны ряд статей. Он бывал за границей и мог остаться там, но  всегда стремился на Родину, так как был настоящим патриотом и гражданином. Даже, сначала не приняв власть большевиков, не эмигрировал, а смирился, понимая, что работает для своего народа, а не для власти.

Вернадский продолжает оставаться для многих поколений современником. Со слов академика А.П. Виноградова « Как путники, которые, чем дальше отходят от горы, тем лучше ее видят, так и мы… видим сейчас все растущий на наших глазах образ ученого огромной силы» В последние годы его все чаще цитируют, на него ссылаются, им восхищаются. Продолжают работать организованные им институты, лаборатории, комиссии. Новым поколениям суждено «открыть» Вернадского, переосмыслить его идеи, научиться у него искусству синтеза наук.


Поделиться:

"Морская болезнь" у космонавтов

Мать-и-мачеха

Кто чем богат, тот тем и делится!

Лупленый бочок

В какой день недели родился Юрий Гагарин?