• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по рассказу Куприна "Изумруд"

Опубликовано Полякова Ольга Евгеньевна вкл 30.01.2013 - 21:34
Полякова Ольга Евгеньевна
Автор: 
Абрамов Александр, Пестов Антон

Цель работы: выявить нравственные ценности рассказа

В данной работе учащиеся рассмотрели  отношение Куприна к животным, изучили историю создания рассказа, его композиционное и художественное своеобразие, определили идею произведения, его нравственные уроки. Презентацию можно посмотреть по адресу: http://www.proshkolu.ru/user/Polyakova69/file/3838...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_kuprin_izumrud.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ГСОШ филиал д. Василёво, Калязинский район, Тверская область

Исследовательская работа по литературе  на тему:

 «Нравственные ценности рассказа Куприна "Изумруд"

Работу выполнили:

Абрамов А., Пестов А.

Класс: 6

Руководитель:

Полякова О.Е., учитель русского языка и литературы

Цель:

Выявить нравственные проблемы и ценности рассказа «Изумруд».

Задачи:

  1. Изучить жизненный и творческий путь автора.
  2. Рассмотреть историю создания и композиционные особенности рассказа.
  3. Показать мастерство автора в изображении главных героев, их взаимоотношений.

Способы и пути исследования:

  1. Чтение текста рассказа.
  2. Анализ содержания (материалы статей, ресурсы Интернета)
  3. Изучение материалов по биографии А.Куприна
  4. Создание презентации
  5. Выступление на школьной научно-практической читательской  конференции.

Эпиграф

    Человечность определяется не по тому,

 как мы общаемся с людьми, а по тому,

как ведём себя с животными.

                                           Чак  Паланик                                   

Вступление

 

Таланты (как и люди) бываю добрые и злые, веселые и грустные, светлые и мрачные. При мысли о Куприне хочется сразу сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой.

Страницы биографии

 

Пройдя  ещё  в  детстве  через  ряд  испытаний,  принуждённый  приспособиться  к  жестокой  среде  Сиротского  училища,  кадетского  корпуса,  юнкерского  училища,  Куприн  сберёг  в  душе  способность  не  причинять  боль,  сохранил  умение  сострадать,  сочувствовать. 

Находясь  в  эмиграции  во  Франции,  писатель  часто  обращается  к  существам  самым  чистым  и  честным  в  этом  мире – детям  и  животным.  Рассказы  Куприна  о  животных  несут  в  себе  высокое,  человеческое,  доброе…

У Куприна  более  30-ти  рассказов о  животных.  Эти  рассказы,  рассыпанные  по  разным  изданиям,  могли  бы  составить  целую  книгу. 

Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он  узнавал из газет.

«Все наши животные – собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи и другие звери – были у нас членами семьи, – вспоминала дочь Куприна. – С нежным и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами».  В 1930 году писатель со скорбью говорил одному из журналистов: «А вы заметили, что сейчас в литературе  почти  не осталось ни собак, ни лошадей».

Как бы желая восполнить образовавшийся пробел, Куприн, уже тяжело больной, в последние годы жизни задумал написать целую книгу о животных «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел.

История создания и анализ рассказа « Изумруд» 

Очень показателен рассказ Куприна "Изумруд"(1907).  В основу положена подлинная история беговой лошади Рассвет, из-за корыстных побуждений погубленной людьми.

Необычность повествования обусловлена выбором главного героя: события увидены глазами жеребца Изумруда. Так, симпатичный Изумруду англичанин “никогда не сердится, никогда не ударит хлыстом”, “он весь точно какая-то необыкновенная лошадь — мудрая, сильная и бесстрашная”. И улыбается-то он, “скаля по-лошадиному длинные зубы”.

Не случайна тесная связь, взаимопонимание без слов между человеком и животным в сцене бегов: по разумению Изумруда, между ними много общего.

Изумруд не отгораживается от человеческого мира, напротив, он тянется к людям, но не всегда встречает понимание. И читателю становится понятно, почему звучит “грубый человеческий окрик” и “тоненькое, дрожащее, ласковое и игривое ржание”.

Сюжет рассказа, изложенный человеком, прозвучал бы ординарно, но события в восприятии Изумруда, не постигшего человеческую логику (и человеческую жестокость), не оставляют читателя равнодушным.

Пять глав из шести в рассказе занимает триумф Изумруда, потому что, даже не выступая на бегах, а только готовясь к ним, он торжествует над несовершенством жизни. Кульминация — в конце пятой главы, когда творится неправедный человеческий суд. И стремительная развязка в шестой главе. Всё это придаёт напряжённость сюжету

В поле зрения Изумруда попадает привычная обстановка: конюшня, коновязь, двор ипподрома. Восприятие слагается из запахов (“крепкий, волнующий запах её кожи”, “вонючий табак”, “тёплый запах пережёванного сена”, “уютно пахнет чёрным хлебом и чуть-чуть вином”), звуков (“жевали сено, вкусно хрустя зубами и изредка отфыркиваясь от пыли”, “храпел дежурный конюх”, “ревнивое сердитое дыхание”, “злобно взвизгивали”). Пейзаж появляется лишь во сне Изумруда, когда он видит себя на ароматном лугу рядом с матерью. И краски ярче и чище, и запахи отчётливее.

В рассказе рядом оказываются жеребцы и кобылы разных мастей, пород, возрастов и характеров, но их роднит природное изящество, грация, на которую невозможно налюбоваться. И как противопоставлены люди (“руки неуверенны и неточны”, “ездить он не умеет — дёргает, суетится”, “с кривым глазком”, “руки у него не гибки, точно деревянные”). Лошади выглядят венцом творения природы.

Повествование почти лишено диалогов: это или вопли восторга на круге ипподрома, или предполагаемый разговор между англичанином и Изумрудом. Реплики, произнесённые вслух, зависают в воздухе, потому что на первый взгляд не касаются главного героя, который часто думает про себя и даже не лишён фантазии.

Манера письма Куприна, иногда суховато повествовательная, иногда расцвеченная удивительно точными “говорящими” эпитетами, производит тем не менее неотразимое впечатление: как живые встают перед нами красавец рысак и другие герои рассказа..

Вывод

 Психологический драматизм ставит рассказ Куприна в один ряд с произведениями И.С. Тургенева, С.А. Есенина и других писателей, помнивших о наших “меньших братьях”, а острота постановки общечеловеческих проблем делает его актуальным во все времена.

А.И. Куприну удалось создать такие произведения о животных, в которых «братья наши меньшие» стали олицетворением  земной красоты,  неиспорченности  и чистоты…

Источники, литература

  1. А.И.Куприн «Изумруд», серия Школьная библиотека -         М.        Дет. лит. 1988
  2. Раиса  Нимазгалиева  Анализ рассказа А.И. Куприна «Изумруд» http://lit.1september.ru/article.php?ID=200600307 
  3. Биография А.И.Куприна http://ru.wikipedia.org/wiki/Куприн,_Александр_Иванович 
  4. В.Н. Афанасьев. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк. http://www.gramma.ru/BIB/3/af11.html 

Поделиться:

Как нарисовать черёмуху

Снежная сказка

Рисуем домики зимой

В поисках капитана Гранта

Лиса и волк