• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Игры наших бабушек

Опубликовано Старикова Татьяна Викторовна вкл 17.02.2013 - 16:06
Старикова Татьяна Викторовна
Автор: 
Морозова Карина, ученица 5 класса

В недалеком прошлом наши бабушки и дедушки тоже были детьми и любили играть. какими были их игры? Об этом рассказывает автор этой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Городки", "Магазин", "Черное - белое не брать, да и нет не говорить" - такими были игры у наших бабушек и дедушек.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Украинская СОШ»

Игры наших бабушек

Автор: Морозова Карина, уч-ся 5 класса

МБОУ «Украинская СОШ»

Руководитель: учитель русского языка

 и литературы Старикова Т.В.

            Когда наши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в тяжёлое послевоенное время. Но все равно дети находили время для игры.  Когда я задала вопрос бабушке, во что они играли в детстве, она назвала много игр. Оказывается, они играли в те же игры, в которые играю я с друзьями.  Играли в подвижные игры, догонялки, скакали на скакалках. А девочки играли куклами. Настоящих кукол ни у кого не было, поэтому их делали сами. Наматывали тряпки в виде валика, рисовали лицо углем, из початка кукурузы делали волосы и так играли. Бабушки и дедушки любили качаться на качелях, которые мастерили их папы между деревьев из верёвки. А зимой дети играли в снежки, строили крепости и катались с горки на деревянных санках.

            Но были и те игры, о которых я слышала в первый раз. Играя  в «Чехарду», прыгали  через спину товарища. Играя в  «Городки», из коротких брёвнышек строили разные фигуры, которые нужно было сбить палкой, кто больше сбил тот и победил. Мой дедушка любил играть со своими друзьями в «Мушкетёров». Делали из палок шпаги и сражались.  Ходили к озеру и строили из песка крепости, домики, лепили разные фигурки. Для своих кукол готовили из песка угощения. А зимой катались с горки на деревянных самодельных санках. Долгими морозными вечерами моя бабушка со своей сестрой устраивала домашние концерты. Они наряжались, пели песни, читали стихи, а родители внимательно слушали и аплодировали. 

        Ещё бабушка рассказала об игре «Магазин». Из коробок устраивали прилавки, из досок и кирпичей – весы. Продавали всё: щепки – селёдка, круглые палки – колбаса, песок – сахар, камешки – конфетки (иногда даже в фантиках), листья с деревьев были деньгами. Кто-то был продавцом, кто-то покупателем. 

У разных поколений игры и игрушки для детей разные, но некоторым из них выпала счастливая судьба: они продолжают радовать ребят и сегодня.

По словам бабушки, одной из любимых игр ее детства была игра «Чёрного и    белого не брать, «да» и «нет» не говорить!» Эта старинная русская игра была любима всеми: в нее играли наши бабушки и прабабушки.  Эта игра развивала у детей внимательность, сообразительность, смекалку.

         Игра начинается так. Все участники усаживаются вокруг стола или на стульях, лавках, расставленных возле стены, или садятся в ряд в саду, во дворе, на площадке  Кого-нибудь - по жребию или по считалке - выбирают вожаком. Вожак должен задавать вопросы, а все остальные - отвечать ему. Отвечать нужно быстро, не затягивая ответа, а то и играть будет неинтересно. И поправляться нельзя: что сказал, то и сказал!  На вопросы и замечания можно отвечать что угодно, только не произносить слова: черное, белое, да, нет. Кто оговорился, даёт вожаку фант -  какую-нибудь из своих вещей: платок, значок, ленточку, монетку, орех и тому  подобное. Эти фанты потом надо будет выкупать.

      Итак, игра началась! Вожак обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и называет  условия игры:  «Вам бабушка для бала  прислала сто рублей. Велела вам черное с белым не носить, «да» и «нет» не говорить. Вы поедете на бал?»  Цель ведущего - сбить игрока с толку и заставить нарушить условия. Цель игрока - продержаться как можно дольше. Одежда, средства передвижения, стены, картины, ковры, - все, о чем рассказывается, не должно содержать черных или белых деталей. Ведущий сознательно должен формулировать вопросы так, чтобы было трудно уклониться от ответа «да» или «нет» или избежать слов «черное» – «белое». Он  задает вопросы всем игрокам по очереди, но может вести разговор одновременно с двумя играющими. Неопытные игроки очень легко ловятся:

- Вы поедете на бал?

- Поеду.

- Вы, конечно же, будете там улыбаться?

- Нет, не буду! (запретное слово произнесено)
Затем водящий по очереди подходит к другим участникам, произносит четверостишие и задает вопросы. Так он обойдёт всех. 
       Одни не собьются ни разу, другие сбиваются быстро. Кто собьётся, тот даёт фант. Выигрывает тот, кто отдал меньше всего фантов. А после игры начинается выкуп фантов. Одному из участников игры накрывают голову платком так, чтобы он фантов не видел, и водящий, поднимая чей-то фант над его головой, спрашивает:

- Что этому фанту сделать?

Пожелания могут быть шуточными:

- Этому фанту надо... проскакать на одной ноге вокруг стола. Этому фанту громко прокукарекать…. этому фанту спеть любимую песню.

      Я предложила сыграть в эту игру своим подругам. Оказывается, игра, действительно, забавная! И не только забавная! Это думательно-словесная игра, которая, как мне кажется, развивает в игроках интеллект и память.

      Так через нас, детей последующих поколений, детские игры снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют…


Поделиться:

Астрономический календарь. Апрель, 2019

Астрономический календарь. Май, 2019

Тупое - острое

Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка

Под парусами