На литературном материале Тамары Крюковой анализируется, насколько созвучен круг обозначенных ею подростковых проблем реальной картине трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди – наши современники на пути взросления.
Вложение | Размер |
---|---|
hv_gorodskoy_konkurs_nauchno.docx | 48.56 КБ |
ΧV городская научно-практическая конференция
«Молодые исследователи Севера»
Нелёгкая пора взросления
(проблемы современных подростков в повести
Тамары Крюковой «Ведьма»)
Автор: Белогородцева Анастасия Юрьевна,
обучающаяся 8 А класса
МБОУСОШ №7
г. Североморска
Руководитель: Мажаева Валентина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУСОШ №7
г. Североморска
АННОТАЦИЯ
Объектом исследования является повесть Тамары Крюковой «Ведьма», адресованная подростковой читательской среде.
Предмет исследования – проблемы современных подростков, раскрываемые писательницей на страницах повести.
Актуальность данного исследования заключается в значимости подростковых проблем. Молодые люди зачастую склонны к неадекватной самооценке: к завышению её или занижению. И то и другое мешает нормальному формированию личности, развитию правильных жизненных представлений. Литература, правдиво изображающая жизнь юных со всеми сложностями, отвечает потребности подростков прочитать «про себя», взглянуть на себя со стороны.
Цель настоящей работы: на литературном материале Тамары Крюковой проследить, насколько созвучен круг обозначенных ею подростковых проблем реальной картине трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди – наши современники на пути взросления.
Достижение указанной цели предполагает решение ряда конкретных задач:
1) выявить типичные для современных подростков проблемы;
2) классифицировать подростковые проблемы с точки зрения психологии;
3) проанализировать закономерности возникновения трудностей переходного возраста;
4) исследовать и описать особенности отражения подростковых проблем на литературном материале Тамары Крюковой.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что внешние и внутренние проблемы современных подростков, освещённые в произведении писательницы Крюковой, правдиво отражают переживания взрослеющих детей, чем объясняется популярность повести «Ведьма» среди юных читателей.
Научная новизна нашей работы обусловлена тем, что исследуемое явление ранее не было предметом специального изучения литературоведов, так как творчество Тамары Крюковой, современной писательницы, мало изучено, в критической литературе рассматривается обзорно.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования её результатов в изучении современной русской литературы. Материалы исследования могут иметь практическую ценность в преподавании литературы в общеобразовательных школах и применяться в качестве дидактического материала на факультативных занятиях по предмету, а также в качестве аргумента по литературе при написании задания блока С1.
Методы исследования: анализ специальной литературы по теме работы, описательный метод, метод сравнения и сопоставления, анкетирование.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 4
2. Взгляд на проблемы современных подростков с точки зрения
психологии 5
3. Отражение проблем современных подростков в повести
Тамары Крюковой «Ведьма». Исследование 6
4. Экпериментальное исследование среди обучающихся 9
5. Заключение 10
6. Список использованной литературы 12
7. Приложение
1. ВВЕДЕНИЕ
Трудный возраст перехода от детства к юности, возраст интенсивного открытия мира и себя прекрасно определил Л.Н.Толстой в повести «Отрочество»: «Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной ещё стороной». Все знают, что в подростковом возрасте меняется характер человека. Не зря к подросткам приклеилось слово "трудный". Им и самим трудно приспособиться к себе новым. Порой юноши и девушки не представляют, как себя преподнести, чтобы понравиться всем. Подростки встречаются с такими проблемами, как непонимание и равнодушие взрослых, их нежелание помочь, недопонимание сверстников, когда не знаешь, на чьей стороне быть лучше, к кому обратиться за помощью в трудный момент, на кого можно рассчитывать, кто не подведёт. Особенно важно в период взросления иметь рядом хорошего друга – наставника. Но если такового не найдётся – не беда. Мудрым товарищем вполне может стать хорошая книга.
Литературные предпочтения современных подростков мало отличаются друг от друга. Юным читателям интересен острый сюжет, наличие в произведении персонажей, отражающих их внутренний мир. Очень важно уметь увидеть в герое той или иной книги черты своего характера, узнать в нем себя. Все эти качества, необходимые каждой рассчитанной на подростковую аудиторию книге, присутствуют в произведениях Тамары Крюковой. В этом убеждает широкая популярность у молодёжи рассказов и повестей писательницы.
Всё сказанное позволяет сделать нам вывод о соответствии литературных произведений Крюковой интересам юных читателей.
Объектом исследования является повесть Тамары Крюковой «Ведьма», адресованная подростковой читательской среде.
Предмет исследования – проблемы современных подростков, раскрываемые писательницей на страницах повести.
Актуальность данного исследования заключается в значимости подростковых проблем. Молодые люди зачастую склонны к неадекватной самооценке: к завышению её или занижению. И то и другое мешает нормальному формированию личности, развитию правильных жизненных представлений. И литература, правдиво изображающая жизнь юных со всеми сложностями, отвечает потребности подростков прочитать «про себя», взглянуть на себя со стороны.
Цель настоящей работы: на литературном материале Тамары Крюковой проследить, насколько созвучен круг обозначенных ею подростковых проблем реальной картине трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди – наши современники на пути взросления.
Достижение указанной цели предполагает решение ряда конкретных задач:
1) выявить типичные для современных подростков проблемы;
2) классифицировать подростковые проблемы с точки зрения психологии;
3) проанализировать закономерности возникновения трудностей переходного возраста;
4) исследовать и описать особенности отражения подростковых проблем и возможностей их преодоления на литературном материале Тамары Крюковой.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что внешние и внутренние проблемы современных подростков, освещённые в произведении писательницы Крюковой, правдиво отражают переживания взрослеющих детей, чем объясняется популярность повести «Ведьма» среди юных читателей.
Научная новизна нашей работы обусловлена тем, что исследуемое явление ранее не было предметом специального изучения литературоведов, так как творчество Тамары Крюковой, современной писательницы, мало изучено, в критической литературе рассматривается обзорно.
Материалом исследования послужила повесть «Ведьма», опубликованная в 2006 году.
2. ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
Начнём обзор проблем современных подростков с точки зрения психологии с характеристики переходного возраста в целом. Данный период сложен и противоречив. Трудности и вопросы возникают и у взрослых, и у самих подростков. Легче было бы пережить это время, если бы родители вспомнили себя в этом возрасте, а также проблемы, которые им приходилось решать. «Важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь ребёнку в решении сложных жизненных проблем, информирование, объяснение, содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни». [4, с.176] Вполне очевидно, что теплые, доверительные отношения в семье - гарантия нормальной жизни, здоровой с психологической точки зрения.
Разрыв между стремлениями подростка, выражающийся в осознании своих возможностей, и положением ребёнка-школьника, зависимого от воли взрослых, вызывает желание вырваться в самостоятельную жизнь, что находит, в частности, отражение в планах на будущее. В мечтах современных подростков по сравнению с мечтами молодых людей 50-60-ых годов 20 века «значительно уменьшилась доля романтики и увеличился прагматический аспект». [4, с.114]
В последнее время учёных-психологов тревожит «существенное углубление кризиса самооценки детей подросткового возраста. Даже по сравнению с 70-ми годами 20 века появилось на 25-27% больше подростков, у которых превалирует негативная самооценка». [4, с.114]
У современных подростков чётко выражена «потребность в дружбе с человеком противоположного пола, выражающая, в сущности, потребность в любви. Соотношение дружбы и любви представляет для молодых людей сложную проблему». [4, с.272]
Тамара Крюкова подтверждает данные тезисы: «В момент взросления дети часто испытывают боязнь одиночества. От мамы уже отошли, с друзьями боятся быть непонятыми, поэтому стараются быть как все, влиться в «табун». А личность внутри требует выхода. Отсюда конфликты. На людях подросток изо всех сил старается выглядеть «крутым» и «успешным». А наедине с собой осознаёт, что он вовсе не так «крут». Молодому человеку бывает и страшно, и одиноко, но кажется, что такие проблемы присущи только ему. В этот момент нужен человек, способный выслушать и понять. Мои герои – живые люди, с их страхами, проблемами и конфликтами. В них подростки видят себя. Кроме того, я помогаю читателям заглянуть в чужую душу. Поверить в то, что каждый из них личность – вот, пожалуй, то главное, что нужно современным подросткам». [3, с.14]
3. ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В ПОВЕСТИ ТАМАРЫ КРЮКОВОЙ «ВЕДЬМА»
Тамара Крюкова тщательно выписывает психологические портреты своих героев, объясняет мотивы их поступков. Как нам кажется, каждый персонаж писательницы – находка: и скромница Тоня, обладающая невероятной экстрасенсорной способностью подчинять людей своей воле, заставляя их делать то, что она хочет, и красавица Людка, легко манипулирующая людьми, и Егор, мечущийся между двумя девочками. «Магия, мистика, ворожба присутствуют в её книгах обязательно, заманивая читателей в сюжетный лабиринт». [1, с.35]
На общем фоне обитателей летнего лагеря, в котором происходит действие повести, выделяются образы подростков, которые и направляют поведение всех остальных, причём каждый руководствуется своими личными интересами. Следует отметить, что борьба за лидерство среди молодых людей, приехавших в лагерь, принимает уродливые формы. Крюкова пишет о Людке: «Несмотря на юный возраст, она уже твёрдо усвоила: чтобы иметь всё самое лучшее, нужно не смешиваться с толпой, а, напротив, выделяться из неё». Девочка гордится тем, что почти на каждого у неё найдется так называемый «компромат». «Не прошло и трёх дней, как Людку знал весь лагерь…То, что запрещалось другим, Людке сходило с рук», - так характеризует хитрую и вероломную девушку автор. За внешней её привлекательностью - полная бездуховность и пустота. Рисуя образ отрицательной героини, писательница создаёт метафоры: «Королева» остановилась посреди холла и привычно отметила, что ее появление оценили», сравнения: «Несмотря на свою манеру держаться, словно госпожа среди вассалов, а может быть, благодаря этой манере, Людка на редкость легко заводила приятельские отношения».
В одной команде с Людкой оказываются её фанатки, как нам кажется, не менее опасные Мася и Колобок - подростки с заниженной самооценкой, с массой комплексов, не способные на самостоятельное принятие решения без одобрения своего кумира. Как утверждают психологи, осознание ответственности и способность нести её как раз и является возрастным разделом между ещё ребёнком и уже подростком. Вполне очевидно, что Людка не отвечает за свои поступки из-за умения убеждать людей и подчинять себе. В конечном счёте крайнее проявление ею бескомпромиссности, максимализма, уверенности в своей правоте оборачиваются жестокостью. Именно она виновна в трагической гибели главной героини. «Для Людки история с Тоней явилась саморазоблачением». [5, с.12]
В повести мы наблюдаем, как ещё не начавшаяся в полную меру жизнь ребёнка рушится из-за безразличного отношения матери. Ребенок - отражение не большого социума, а маленького - семьи. И чаще всего дети вполне похожи на своих родителей. Главная героиня - Тоня - чувствует себя пустым местом, винит себя в болезни матери, считает, что её необычные экстрасенсорные способности – это кара за грех. Писательница не боится давать героям прямые характеристики. Она пишет: «Тоня так сжилась со своей неприметностью, что это стало её второй натурой. Девочка с самого раннего детства усвоила урок: чем меньше к себе привлекаешь внимания, тем меньше побоев и страдания тебе достаётся… Она была скорее деталью декорации к происходящему».
Внутренний мир подростка почти всегда закрыт от посторонних взоров. Лишь иногда и перед немногими избранными ребёнок открывается, но никогда до конца. Таким «одним из немногих» в летнем лагере оказался мальчик Егор. После разговора с ним Тоня стала более уверенной в себе. Юноша протянул ей руку помощи, не посмеялся над ней. Для девочки это сыграло важную роль. Впервые в жизни она почувствовала свою значимость, поверила, что у неё тоже могут быть друзья, что она может кому-то нравиться. Но Егор не знал, как себя вести с необыкновенной девушкой, он никогда не встречал таких людей, его пугала её неприспособленность к здешнему миру. Он метался между Тоней (странной, не похожей на всех) и Людкой (властной, самолюбивой, привлекающей внимание). У Тони было много попыток завязать приятельские отношения со своей соперницей, но ничего не получалось. Тоня не ненавидела Людку, она даже хотела полюбить её, но не знала как. Тогда девочка решила прочитать дневник соперницы, для того чтобы лучше понять. Неожиданно вернувшиеся соседки по комнате застали Тоню за этим занятием и всё неправильно истолковали. С дикими воплями они набросились на неё. Тоня не сопротивлялась, когда девочки били её, она уже давно привыкла к постоянным побоям матери. После этого случая весь лагерь отвернулся от неё. К тому же раскрылось, что Тоня страдает лунатизмом (ходит во сне), ребятам в лагере это не понравилось. Эти два случая способствовали ещё большему уходу девочки в себя.
Лунатизм – свидетельство наличия у Тони предрасположенности к развитию заболевания «шизофрения», того же недуга, которым страдала её мать. Это заболевание ведёт к разрушению души, что отражено в его названии: «шизо» - разрушение, «фено» - душа. Тоня не хотела, чтобы её мать называли сумасшедшей или умалишённой, поэтому она объясняла её болезнь тем, что у неё «болит душа». Как утверждают учёные-психологи, некоторые дети рождаются с предрасположенностью к шизофрении. Однако она может не развиться, если ребёнок не будет сталкиваться со стрессами, которые могут активировать генетическую программу, запуская механизмы прогрессирования заболевания. Почти вся жизнь Тони была посвящена матери: девочка не ходила в школу, так как мама была на инвалидности, за ней нужно было ухаживать. Именно поэтому у Тони не было опыта общения со сверстниками, она не знала, как себя вести с ними. Также она не представляла, как строить отношения с Егором, как показать ему свою симпатию таким образом, чтобы это было ненавязчиво. Тоня за ним повсюду ходила и улыбалась только ему, ведь он сказал ей, что она красивая, а особенно, когда улыбается. Таких слов в своей жизни она ещё не слышала, особенно от представителей противоположного пола. Писательница замечает: «Скорлупа, в которой пряталась её душа, дала трещину». Поведение главной героини повести объяснимо. Как утверждают психологи, у шизофреников специфическое мышление. У них бывают тактические замыкания: они быстро делают выводы, невзирая на обстоятельства. То, что Егор не оттолкнул Тоню в самом начале их знакомства, дало девочке основания думать, будто она нравится юноше. А он не понимал, как много для неё теперь значит, и всячески пытался отвязаться от странной девушки. Ему нравилась Людка, она была очень красивая, с ней он чувствовал себя настоящим счастливчиком, а главное - с ней не надо было подыскивать правильные слова, боясь сказать что-нибудь не то, с ней ему было намного проще.
Как утверждают психологи, отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение её действиям, способностям, внешности. А тем более, когда это происходит в подростковом возрасте, когда внешность становится важным фактором самоуважения девочки. Тоня росла в неполной семье. «Она никогда не задумывалась о своей внешности и не смотрелась в зеркало. К чему зеркало пустому месту?» - пишет Крюкова. Предположим, что отсутствие отца, усугублённое недостаточным и неадекватным влиянием матери, также могло способствовать формированию в главной героине психологических качеств «вечной девочки» - робкой, некоммуникабельной, неуверенной в себе, живущей в собственном иллюзорном мире. Она была нежеланным ребёнком. В откровенной беседе с Егором Тоня призналась: «Не было у меня отца. Мать нечистый попутал. Вот я и вышла не как люди, уродина. Мать говорит, это Господь ей кару послал за грех. Я как стала вещи глазами двигать, у неё приступы и начались. Если б не я, она б и не болела. Во всём я виновата. Лучше бы я не родилась вовсе».
Коротко обрисуем особенности поведения Тони с точки зрения психологии: девочке присущи погруженность во внутреннюю жизнь, отстранение от внешнего мира, эмоциональная холодность. Как правило, такие подростки стоят особняком от компаний сверстников. Их замкнутость затрудняет вступление в группу, а их неподатливость общему влиянию, общей атмосфере не позволяет ни слиться с группой, ни подчиниться ей. Попав же в подростковую группу, нередко случайно, они всегда остаются в ней на особом положении. Иногда такие дети подвергаются насмешкам и даже жестоким преследованиям со стороны других подростков, а иногда благодаря своей независимости, холодной сдержанности, неожиданному умению постоять за себя они внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию. Но успех в группе сверстников может оказаться одним из сокровенных желаний шизоидного подростка. Фантазируют они про себя и для самих себя. В трудных ситуациях склонность к фантазированию усиливается. С наступлением полового созревания все черты характера выступают с особой яркостью. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза.
Наряду с непониманием сверстников и сложными отношениями в семье Тоня сталкивается с равнодушием тех взрослых, кто в силу своей педагогической профессии должен быть опорой и примером для подростков. Воспитатель Палыч, узнав о жестоком избиении Тони, застигнутой за чтением чужого дневника, обязан был доложить об инциденте начальству, но не стал затевать волокиту с разбирательствами. Вместо поддержки девочка услышала от педагога обвинения в воровстве и угрозы: «Ладно, на этот раз замнём, но учти, если у кого-нибудь что-нибудь пропадёт, тебе не поздоровится». Воспитатель понимал, что наказать надо было Людку с подружками, но «связываться с ними – себе дороже». Допустим, что воспитатель повёл бы себя педагогически грамотно. Возможно, трагической гибели главной героини повести удалось бы избежать.
Прозрение приходит к Егору позже, но какой ценой… Смерть Тони, в которой напрямую виновна Людка, заставила юношу сделать наконец свой выбор. Ночью, во сне, Тоня понесла записку с желанием в пещеру (все верили, что желания в записках, оставленных в пещере, сбываются). Но Людка не догадывалась и даже не желала думать о добрых намерениях Тони, написавшей в последней записке: «Я хочу, чтобы люди любили друг друга». Коварная соперница подумала, что Тоня хочет разлучить её с Егором. Она окрикнула ее в тот момент, когда девочка была на вершине горы, хотя знала, что этого нельзя было делать. Тоня упала вниз. Она не успела даже понять, где находится, как там очутилась. Ребята столпились над ней, она лежала в неестественной позе. «Егор не ответил. Он сжал бумагу в кулаке и закрыл глаза, стараясь отогнать подступившие слёзы, но они всё же заблестели на ресницах. Он вспомнил сумбурную исповедь Тони во время их первого разговора, и отдельные кусочки мозаики вдруг сложились в жуткую картину. Разговор с Тоней и её стыдливое признание, что она страдает лунатизмом… Людкин страх перед несчастной, больной девчонкой… Её крик, поднявший всех с постели… Колобок и Мася, с пришибленным видом жмущиеся в стороне…Егор вдруг отчётливо понял: Людка знала про Тонину болезнь. Падение Тони не было случайностью». Девочка побудила своих ровесников посмотреть по-новому на себя и окружающий мир. Затем Егор прогнал Людку и сказал, чтобы больше к нему никогда не приближалась. Для всех это было шокирующим зрелищем, никто из ребят не видел смерть человека так близко, прямо перед собой. Вряд ли эти дети, собравшиеся вокруг трупа Тони, переглядывавшиеся друг с другом, когда-нибудь захотят собраться снова вместе и вспомнить это лето. Впечатление от увиденного будет преследовать их всю жизнь. Им будет стыдно вспоминать, что кто-то из них мог предотвратить смерть девочки, но ничего для этого не сделал.
Как нам кажется, финал повести вполне закономерен. Тоня погибла, не успев донести записку с желанием в пещеру, поэтому оно так и не сбылось. Тамара Крюкова писала: «Если бы я закончила повесть иначе, это было бы фальшью. Мне бы не поверили. Ведь книга написана не просто ради сюжета. Мне хотелось, чтобы прочитавшие ее переосмыслили какие-то свои действия, поступки. Если человек эмоционально пережил что-то вместе с героями книги, то это переживание запомнится надолго и оставит след в душе. И пускай лучше они это переживут "в книге", чем совершат постыдный поступок в жизни». [6]
4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Современные подростки очень отличаются от своих сверстников, чья нелёгкая пора взросления пришлась на конец 20 века. Прежде определяющими во взаимоотношениях подростков были чувства уважения, ответственности, теперь превалируют выгода, погоня за властью. Нынешние дети более практичны и расчётливы, менее романтичны. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования, проведённого нами в 8А классе МБОУСОШ №7 города Североморска. С целью выявления проблем, с которыми детям приходится сталкиваться в подростковом возрасте, обучающимся были предложены следующие вопросы:
1.Есть ли у тебя цель в жизни? Какая?
2.В трудную минуту за советом ты обратишься за советом к … (родителям/друзьям).
3.Какие у тебя отношения с родителями (благополучные/конфликтные)?
4.Испытывал ли ты такое чувство, как любовь? (да/нет)
5.Сможешь ли ты справиться с трудной жизненной ситуацией самостоятельно? (да/нет)
6.Как ты думаешь, равнодушны ли к тебе окружающие? (да/нет)
7.Нравишься ли ты себе? (да/нет)
8.Полная ли у тебя семья? (да/нет)
Ход исследования: формулирование вопросов анкеты, проведение анкетирования, обработка результатов, отражение их в виде диаграммы.
Анкетируемые отметили, что вопрос №1 был особенно трудным. При этом они проявили единодушие на только в положительном ответе на него, но и в формулировании цели жизни. 100% опрошенных видят цель своей жизни в будущей работе. (Приложение, диаграмма) При этом 25% подростков проживают в неполных семьях. Как нам кажется, это является одной из причин того, что респонденты не считают смыслом жизни семью и детей. Чувство любви в 14-15 лет пережили уже 97% опрошенных. Эти данные представляются спорными. Возникают сомнения, не смешивают ли молодые люди два понятия – любовь и увлечение.
Таким образом, результаты исследования показали, что современных подростков волнуют извечные вопросы, возникающие у детей на пути взросления.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате нашего анализа мы отследили, что то, как ребенок пересечет границу подросткового возраста и насколько болезненным будет для него этот период, зависит от таких факторов, как полнота семьи, представление родителей о том, как должен протекать процесс воспитания, оценка близких, внешние данные подростка, наследственные болезни и главным образом самооценка. Все эти острые проблемы находят отражение в повести писательницы Тамары Крюковой и правдиво передают переживания, волнения, сомнения взрослеющих детей. Её произведения – «учебник жизни» для читателей, вызывающий у них интерес, дающий им душевные силы. Подростки доверяют её наставлениям, потому что ощущают искренность автора, сочувствие их проблемам.
Цель творчества Тамары Крюковой – помочь молодым людям подготовиться к вступлению в самостоятельную жизнь: «Подростки, к счастью, способны мечтать. А взрослые часто гасят в них мечту. Они говорят: куда ты лезешь, тебе все равно этого не добиться... Взрослые не понимают, что подрастающему человеку пока еще нужна точка опоры. Чтобы перевернуть мир. Или, хотя бы, изменить какую-то часть этого мира».[6]
«Кроме умения выстроить захватывающий сюжет, Тамара Крюкова обладает и другими важными для детского писателя качествами. Она хорошо понимает и учитывает читательскую психологию… А главное, она точно знает, что хочет сказать детям». [2, с.25-26] Cреди достоинств творчества писательницы cледует отметить искренность. Это находит отклик в детских сердцах.
Тамара Крюкова пишет: «Я для того и пропускаю своих героев через экстремальные ситуации, чтобы читатели на их примерах учились решать свои проблемы». [2, c.36]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Библио-поле. №9, 2008 г. Издательская программа журнала «Библиотека» для муниципальных библиотек.- Издательство «Либерея – бибинформ». Ст. Т.Крюковой «Я пишу для того, чтобы вы научились быть счастливыми…».
2. Библиотека в школе. №19, 2008 г. Ст. О. Корф «Разночтение». О книгах Тамары Крюковой.
3. Вестник библиотек Москвы. № 1, 2009 г. Информационно-методический журнал.- Москва, 2009.
4. Психология подростка. Полное руководство. Под ред. А.А.Реана – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.
5. Школьная библиотека. №5, 2006 г. Ст. Т.И.Михалёвой «Среди ровесников: к проблеме самоутверждения».
6. www.fant-asia.ru
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Самый богатый воробей на свете
Вода может клеить?
Как нарисовать черёмуху
Рисуем подснежники гуашью