• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Какие люди были

Опубликовано Грачева Ирина Михайловна вкл 23.04.2013 - 15:45
Грачева Ирина Михайловна
Автор: 
Козлова Алиса Владимировна

Данная работа относится к разделу "краеведение " и повествует о судьбе ветерана Великой Отечественной войны Подручного Романа Ивановича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakie_lyudi_byli.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное автономное образовательное учреждение

                                                      «Калининская СОШ»

               Школьная научно-практическая конференция  «РОСТОК»                                      

                                            Номинация «Краеведение»                            

                   

                                                                                      Подготовила:

                                                                         Козлова Алиса,

                                                                         учащаяся 6 класса

                                                                         МАОУ «Калининская СОШ».  

                                                         

 

                                                           Руководитель:

                                                     учитель русского языка и литературы

                                                           Грачева Ирина  Михайловна.        

                                   

                                                         

                                                           

                                                   

с.Калинино

2013 г.

  Оглавление

Введение

  1. История становления семьи Подручного Романа  Ивановича.……………………………………………………………….5
  2. Начало Великого пути………………….……………………………….10

  1. Мирные будни……….…………………………………………………..14

  1. Послесловие……………………………………………………………...15

Заключение

Приложение.………………………………………………………………………..18

Введение

   

И скажут, честь, воздав сполна,

Дивясь ушедшей были:

Какие были времена!

Какие люди были!

                                                                (А.Т.Твардовский).

      Минуло  67 лет с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война. Драматической страницей вошла она в историю нашей страны и нашего села в частности. Но что мы, сегодняшнее молодое поколение, знаем о тех военных годах? А знаем мы только лишь то, что написано в учебниках по истории: сухие факты и только. А ведь в нашем селе жили люди, которые не понаслышке знали о войне, которые защищали наш край, нашу страну от врагов в годы Великой Отечественной войны.

     Гипотеза данной работы «Какие были люди!»: только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.

     Мы поставили перед собой цель: рассказать о судьбе Подручного Романа Ивановича, участнике ВОВ {см.Пр.1}.

     В соответствии с этим были определены следующие задачи:

* на основе анализа воспоминаний, а именно, дневниковых записей  Подручного Романа Ивановича,  составить историю его жизни;

* выяснить военный путь Подручного Романа Ивановича через беседу с его дочерью, Волковой Любовью Романовной;

* на примере жизни ветерана войны, усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения.

    Актуальность: ежегодно наша страна чествует ветеранов ВОВ. Но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывалась из отдельных личностей. И пока хоть один потомок ветерана ВОВ будет жить, история к его деду, прадеду, будет интересна последующим поколениям. Ведь вся сила народа в его прошлом.

     Объектом исследования в данной работе является биография  ветерана ВОВ, Подручного Романа Ивановича.

    Предмет исследования – воспоминания Волковой Л. Р. о своем отце, ветеране ВОВ, Подручном Романе Ивановиче.

    Методы исследования: анализ семейных фото и документальных источников, систематизация и обобщение рассказа о  ветеране войны.

   Этапы работы:

  1. Подготовительный (сбор материала: работа с дневниковыми записями, систематизация семейных фотографий).  
  2. Анализ и систематизация семейных фото и документальных источников.
  3. Беседа с дочерью  ветерана войны, Волковой Л.Р.

1.История становления семьи Подручного Романа Ивановича

      Все меньше и меньше остается тех, кто был участником великих и страшных событий нашей страны Нам, молодому поколению, небезразлично то, что оставило след в памяти тех, кто защищал честь и независимость Родины.

    Уже много лет наше литературное объединение занимается исследованиями  по изучению биографий ветеранов войны нашего села. Мы выступаем с работами на научных конференциях школы, принимаем заочное участие в районных и областных конкурсах.

     Вот и в этот раз мы встретились с дочерью ветерана Великой Отечественной войны, Волковой Л.Р.{см.Пр.6}. Она поделилась своими воспоминаниями о нелегкой судьбе своего отца, предложила для изучения и анализа фотографии, дневниковые записи отца, Подручного Романа Ивановича, которые он вел при жизни, а теперь она их бережно хранит.

     Мы попросили Любовь Романовну рассказать о нелегкой судьбе ее отца и вот, что узнали. Данный рассказ с включениями дневниковых записей ветерана, его воспоминаниями  мы предлагаем вашему вниманию.

   По свидетельству моего отца, Подручного Романа Ивановича, он  родился 25 декабря 1924 года, в Винницкой области, Крыжопольского района, села Соколовка. Родители его: Мельниковы Захар Иванович и Харитина Осиповна {см.Пр.2}, до революции (1917г.) работали у помещика в наемных работниках. Затем его отец  служил в царской армии, был награждён крестом и медалью за бои в Закарпатии.

   После революции мой дед работал лесником, потом на сахарном заводе. бабушка нигде не работала, детей в семье  было четверо: мал - меньшего.

   В те далекие времена шла вербовка на Амур, и в 1928 году родители моего отца отправились «на вольную степь, на длинные рубли и белую булку. Пойдёшь по воду на Амур, черпанёшь ведром воды, и уху вари: там полведра рыбы!» - так их агитировали вербовщики. Семья моего отца – это мой дед, Мельников Иван Захарович, бабушка - Мельникова  Харитина  Осиповна,

их дети: старшие: сын Фёдор – 7 лет и дочь Надя – 6 лет, мой отец, Роман – 4 лет  и его младшая  сестра Паша  - 2 года.

    Отец рассказывал: «В одном эшелоне приехало с Соколовки семей 20. В вагоне нас было набито как селёдки. Нары в два этажа и народу битком. Эшелон наш шёл не спеша, и за месяц мы доехали до станции Завитая. Место назначения у нас – Михайловский район, посёлок Хлебный. Это между селами Калинино и Винниково, 12 км до одного села и 10 – до другого.

    В пути следования не обошла беда: на одной из остановок все: и малые, и старые вышли из вагона, а мы, малышня, начали бегать то в вагон, то с вагона. Я оборвался с подножки и сломал левую руку.

   Меня отнесли в станционную больницу, наложили шинки, забинтовали, и так на каждой большой станции  меня ежедневно носили на перевязку. Перелом был открытый.

    Приехали мы на станцию Завитая, а там был большой базар, и все переселенцы, кто имел деньги, покупали лошадей, коров, телеги, сохи, бороны, овец, даже собак покупали. Покупали все, у кого были деньги. В общем, со станции Завитая и до посёлка Хлебный ехали своим ходом, или, вернее, на своём транспорте».

  Хлебное -  место было уже обжитое, семей тридцать  киевских и полтавских переселенцев к тому времени там обустроилось.

  Как рассказывал мой отец: « В первую очередь построили времянки, буды – так назывались первые убежища.  Копалась яма 4 на 4 метра полметра глубиной, ставили три столба: в начале землянки, посередине и в конце, на столбы клали балку, на балку и край ямы накладывались жерди, их  закрывали травой, в яму настилали сена – и жилище готово!

1928 год был годом стихии: на Амуре было наводнение. Разливалась и речка Райчиха, все низкие места заливались водой, а где влага, там и гнус, комары да мошка тучами летали. Прежде чем ложиться спать, обязательно делали дымокур, а дым глаза выедал. Так пока все не уснут, мама  и наплачется, и детей всех успокоит, и отцу достанется, что отвёз семью на Амур».

    К зиме построили хату. Закопали столбы, загородили частоколом, трижды обмазали потолще глиняными скрутками, - это сухая трава, пырей, обильно пропитанная глиной. Дом получился отличный, два окна, восточное и южное. С правой стороны хаты стояла печка русская, это убежище и спасение зимой от мороза, а летом –  от матери, моей бабушки, Харитины Осиповны. Как только что дети «накуролесят» в избе  - шмыг на печь, и только слышно посапывание носами.

  Отец вспоминал: «Зиму встретили мы во всеоружии. Окна были по шесть стеклин в окне: по три стеклины сверху вниз.  По две стеклины  снизу я забил мешковиной и натолкал соломы, утеплял. Плохо или хорошо – перезимовали.

  Весной каждый хозяин распахал около своего дома огород, посадили кто что мог и у кого, что было.

  Лето прошло незаметно, подступала осень, надо учиться в школе, а ее

в Хлебной не было, а в нашей семье - два ученика: Фёдор и Надя. Правда, в то время не обязательно в семь лет было идти в школу, но в десять - обязательно всем».

  Вот тогда-то мой дед, Мельников Захар Иванович, поехал в село Калинино, устроился на квартиру через сельсовет, потом купили первую землянку около заставских фонарей.  

  Как бедовала первое время  моя бабушка! В их семье  все говорили  на украинском языке, одежда тоже была украинская. Особенно женская:  нижняя сорочка и верхняя юбка  - всё было широкое и длинное. И вот бабушка  пойдёт на работу в своей одежде, а женщины  над ней насмехались. Сзади тихонько  подойдут и юбку закидывают на голову.

  Первых года два она всё уговаривала деда уехать обратно на Украину, но год за годом он всё оттягивал, говорил ей: «Почикай трохи, вот уборка кончится, хлеб получим и уедем».

    Но время шло. К 30-м года вся жизнь изменилась. Началась коллективизация.

    В 1933 году с села Винниково в Калинино переехала МТС. После коллективизации в Калинино народу осталось половина: кто уезжал, кого выслали на Оборскую Ветку – это тех, кого раскулачивали, и все добротные дома оказались пустыми. Вот вся Винниковская МТС и позаселила эти дома,

А потом стала  обслуживать свое и близлежащие села: Куприяново, Винниково, Правую Райчиху, Успеновку, Старую Райчиху, Асташиху,  Алексеевку, Виноградовку, Сибирку, Токино. Одиннадцать сёл – одиннадцать бригад, в каждом селе -  своя бригада.

    А 1933 год оказался судьбоносным: отец рассказывал, что к ним в село приезжал  нарком Блюхер. Он проезжал, очевидно, по заставам и интересовался МТС,  на нефтебазе их две машины «эмки» заправлялись. А они, пацаны, как ротозеи, бегали и дивились «эмкам» – для них это было чудо!

  33-й год  был голодный год везде, но на Дальнем Востоке  легче его перенесли. От голода умерли слабые и больные, а люди, которые  могли ходить, ходили и собирали всё, что считалось съедобным: мангирь, дикий лук, щавель, заячью капусту, крапиву. Рыбу ловили. Колоски собирали, а особенно ячменя, пшеницы, стручки сои. Всё съедобное  шло в желудок.

  По воспоминаниям отца, с 34-го года он и его брат Фёдор были у отца подпасками. Утром отец и Фёдор гонят стадо, а он еще  досыпал. Как мама сварит завтрак и наготовит сумку им с Фёдором на обед, его будит, он завтракает и идет менять отца.

   Так и прошли года, а с ними пролетело детство моего отца, Подручного Романа Ивановича. Он и его друзья вступали во взрослую жизнь. Надо было помогать семье, и отец пошел работать в колхоз, тем более, что приближалась посевная. Весной, как только сойдет с полей снег, рабочие вытаскивали сеялки, бороны в поле за реку Ору. А в то время трассы не было, мостов не было, как сейчас. Дотянули всё до Орского моста – а он был в том месте шириной  четыре метра,  трактор проходит свободно, но для сеялки он был узкий. Высота моста – пять метров и полная Ора воды, и шуга ещё плавала. Через гать нужно ехать: километров восемь до гати и обратно до стана километров десять. Но недаром у русских есть поговорка: «Голь на выдумку хитра». Съездили на МТС, привезли специальную лыжу, прикрепили к трактору, поставили на нее сеялку и переправили через реку. Столько хлопот было! Так и шел год за годом: посевная – уборочная, зима – лето, весна – осень.

     2. Начало Великого пути

   Грянул 1941 год… Шли первые, крайне тяжелые два месяца войны. Наши потери были очень велики. Танковые и моторизованные соединения противника продолжали двигаться вперед, прорывались на стыках наших войск, наносили удары по флангам группировок, разрушали узлы и линии связи. Гибли десятки тысяч советских воинов, мирных граждан… Фашист шагал по родной земле, уничтожая всё на своём пути. В городах люди в очередь становились, записываясь добровольцами на фронт, ждали повестки из военкомата и мирные жители села Калинино. Много их поуходило в ту пору.  

   В 1942 году настал черед и моему отцу. 25 декабря пришла  повестка прибыть в военкомат. В 12 часов ночи их отправились на станцию Завитая. С нее поездом до Хабаровска,  а там до станции Евгеньевка. Прибыли в  город Спасск,  выдали им фуфайки, шинели, ботинки, обмотки, шапки-ушанки, котелок, а кружки и ложки были свои.

    Как вспоминает отец: «Нас разбили по взводам, отделениям и маршевым ротам. Утром тревога – учение, потом -  на плац или на учебное поле. На обед – бегом, с обеда – бегом.

    Утром, в  пять часов – тревога. Соскочили, оделись, обулись, вещмешки на плечи и бегом марш на станцию, а там в вагоны и поехали со Спасска. Доехали до станции Мучная, разгрузились, и повели нас за цементный завод, там в землянки. И давай мы грызть военную науку!

    Шли занятия успешно. В начале февраля 42-го года изменилась форма: от петлиц перешли на погоны.

   Доучили нас до марта месяца. Всё слухи были, что к 23 февраля ждали наступления японцев, ну их так и не дождались. В марте нас погрузили в вагоны и обратно: маршевая рота – на фронт.

 Стучат колёса, мчится эшелон… На больших станциях, где были продстоловые,  нас кормили, ещё дополнительно два раза  мы получали горячую пищу с кухни вагона, варили концентраты на печке-буржуйке. Ехали мы, ехали и -  

стоп, выгружайся! Станция Алкина, Башкирская ССР.

   Солдат есть солдат: вещмешок на плечи – и собрался. От станции до землянок километра четыре шли пешком.

  Переночевали мы, на второй день нас построили  и провели перекличку:

- Роман Подручный!

- Я!

- Андрей Афанасьев!

- Я!

- Степан Раков,  Алексей Евсиков… мы все земляки!

  Со Степаном мы попали в полк ПТР, достался нам пулемет весом  120 килограмм, так и носили мы его  вдвоём. Еще помню, песня про него была такая задорная:

Я пулемётчиком родился,

В системе Максима я рос,

Я пулемётчиком родился,

В системе Максима я рос.

Припев:        Корпус, короб, рама, шатун с мотылём,

                             Возвратная пружина, приёмник с ползуном.

      Пока поешь эту песню,  расскажешь  весь пулемёт «Максим» подетально.

      Занятия у нас проходили на учебном поле. Проучились всё лето и осенью сдали экзамены. Кто учился хорошо, того  направили в Уфу, в школу старшин. Условия такие же:  кто отлично будет учиться, того отправим на фронт в первую очередь.  В эту школу попал и я. Проучились мы ещё год, и только в октябре 43-го года нас отправили на фронт.

   Привезли нас на станцию Дарница, перед мостом Днепра на Киев. Разгрузились мы и пешком через наведённую понтонную переправу, через

Днепр – в город Киев.

    Мы все были большинство из сёл, и города видели только проездом, а тут – целая столица Украины, Киев, нас встречает. Только перешли Днепр -  и вот тебе Печерская Лавра.   Шли через центр Киева. На площади стоят памятники. Один из них Богдану Хмельницкому, он  на коне с булавой в руке; чуть дальше - памятник Тарасу Шевченко. А по Крещатику  6- 8 этажные дома. Так мы все шли с открытыми  ртами. Для нас всех это новинка, и вот она рядом с нами. Переночевали где-то в конце города в кирпичных казармах, а наутро пришли «купцы» и забрали нас. Каждый «купец» взял по взводу, вернее, по 9 ПТР. Ружья мы получили на складе, а патроны  - на передовой под Житомиром. Там есть небольшая речушка, мы через неё переправились, а тут и огневые позиции, наш передний край.

   На передовой было тихо. Мы отрыли огневые для ПТР. Только закончили рыть ровики, фрицы зашевелились, да такую нам «встречу сыграли!»

Троих моих пэтээровцев ранило, осталось 7 человек нас на три ружья. Немец прёт в атаку, мы отстреливались с карабинов, и тут команда: «Отойти за речку!» Мы отошли и снова оказались в Киеве. Туда  начали съезжаться призывники с территорий, что были в оккупации, и через месяц была сформирована учебная  бригада с жителей освобождённых районов Украины, где я стал преподавателем по изучению ПТР, а затем был сопровождающим военных эшелонов с призывниками в учебные части Сталинграда, Пензы, Канска. В одной из таких поездок на обратном пути оказался проездом в Москве. Как раз в этот день по одной из улиц проводили немецких военнопленных. А их много ли, мало -73

тысячи человек».

   Как говорил отец, для него это было незабываемое зрелище: голодные, оборванные, они не производили впечатление страшного врага. А наоборот, создавали жалостную картину.

   И снова военные будни. Теперь отец проходит обучение в Черниговском Седьмом отдельном автополку на шофера. Закончив учебу на «отлично»,

получает благодарность от командования и попадает  в Брянскую область, где формировалась дивизия прорыва.

    По рассказам отца, в начале апреля они форсировали Дунай и заняли столицу Австрии – Вену. 13 апреля шло успешное наступление. 15 апреля был смертельно  ранен их командир полка, Герой Советского Союза гвардии майор Посный. Они  его похоронили в столице Австрии – Вене, в Венском правительственном сквере. Ещё были слышны орудийные раскаты, а  комполка уже ничего не слышал.

   «Наши войска продвигались вперёд,- продолжал свой рассказ в дневнике мой отец, который он всегда вел. Шло  наступление на Линцевском направлении (Австрия), 5-6 мая, двое суток, наши солдаты  не отдыхали ни единого часа, и лишь  на исходе третьих суток  заняли   укреплённые немецкие огневые позиции. И вот тут-то случилось непредвиденное. Оказывается, что, когда мы заняли огневые позиции и машины отогнали в укрытие, немец обстрелял свои укрепления. Немецкий снаряд попал в угол нашего дзота, и он обвалился, где нас оглушило, контузило и вдобавок присыпало землёй. Когда нас откопали, живым был один Трофим Зубец, а мы трое никаких признаков жизни не показывали. Нас начали отхаживать, искусственное дыхание делать, и только с помощью зеркала лейтенант Шмаров определил, что я живой.  На улице ясное солнце, все ходят с повышенным настроением, что-то кричат радостное, а у меня в голове вроде колокольни со множеством колоколов. Это было 10 мая. И только к вечеру я узнал, что войне - конец. А мне не верилось, что война закончилась!»

   3. Мирные будни

   После окончания войны отец продолжал службу в Азербайджане в городе Казак, а домой вернулся в 1947 году. Сначала работал шофером в селе Дубовое, а затем переехал в Калинино. В селе работа кипела бурно: все трудились радостно, всюду звучали песни. Вот тогда, по словам моего отца, люди и вправду ходили на работу как на праздник. Самодеятельные артисты выступали перед механизаторами, а клубные работники выпускали «Молнии» и «Боевые листки», поддерживая трудовой настрой селян, рассказывали о передовиках производства.

  А вечерами молодежь собиралась на берегу Амура, пела, плясала под гармошку. Тут отец и повстречал мою маму, Нину Васильевну. Послевоенный роман длился недолго, и вскорости они поженились. Вырастили и воспитали нас, пятерых детей, всем дали образование. Теперь в наших семьях растут дети, а у детей - свои дети.

   Но, к сожалению, жизнь не вечная. После продолжительной болезни умер мой отец, в честь него я назвала своего младшего сына, студента 2 курса Амурского государственного университета, который с гордостью носит имя своего деда. Роман говорит, что хочет тоже быть как дед: смелым, выносливым, мужественным!

   4. Послесловие

    Продолжительной и интересной была наша встреча с Волковой Любовью Романовной, дочерью ветерана Великой Отечественной войны. Она трепетно относится к воспоминаниям о своем отце, бережно хранит его дневниковые записи, ведь  в них целая эпоха, целая жизнь!

   В нашем селе, возле Дома культуры, есть памятник героям-калининцам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Кто-то дошел до Берлина и праздновал Победу, а кому-то страна воздвигнула памятники и обелиски.

Каждый год в день 9 Мая все жители села, школьники приходят к памятнику почтить память погибших в годы войны.

   И пока мы живы, мы никогда не забудем имена тех, кто отстоял честь и свободу нашей Родины.

   Склоним головы в память о погибших  односельчанах и тихо скажем: «Спасибо...» им и миллионам тем, кто отстоял честь и независимость Родины.

5. Заключение

В памяти людей нашей страны никогда не забудется такое событие, как Великая Отечественная война. Нам, подрастающему поколению, необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.

В своей работе мы рассказали о судьбе ветерана Великой Отечественной войны, Подручном Романе Ивановиче, и установили:

- жизнь Романа Ивановича  была не из простых. Все пришлось пережить ему и его семье: голод, безденежье, переселение на новые земли. Но все это было не зря: достойно прожил свою жизнь Роман Иванович: всегда был нужен людям, только положительно отзываются о нем те, кто знал его лично. И самое главное - достойное поколение оставил после себя. Дети Романа Ивановича {см.Пр.7}достойно несут фамилию своего отца в будущее;

- военный  путь, который берет свой отчет с 1942 года отмечен разными путями, встречами с разыми людьми, потерями близких друзей и военачальников;

- в послевоенное время Роман Иванович занимал активную жизненную позицию: много работал, помогал односельчанам, приходил в школу на классные часы, на которых рассказывал о войне,  призывал быть добрыми, справедливыми и хранить мир, ради которого полегли сотни жизней советских солдат.

           При работе над   данной темой большую ценность оказали встречи и беседы с дочерью Подручного Романа Ивановича, Волковой Любовью Романовной.  Ее рассказы  и дневниковые записи Подручного Р.И. помогли  восстановить  главные и важные моменты из жизни ветерана, его участия в военных действиях. Большую помощь оказала заведующая клубом и сельской библиотекой – Захарова Людмила Витальевна. Она дала возможность поработать с Книгой памяти {см.Пр.8}.

           Результаты нашей работы при изучения жизни  ветерана ВОВ, Подручного Романа Ивановича были обработаны и рекомендованы для проведения классных часов, мероприятий по изучению замечательных людей села. Основные положения докладывались на мини - конференции научного общества учащихся школы. Данная  работа может быть предложена при изучении курса краеведения 6 – 9 классов,  регионального компонента в курсе  изучения «Географии Амурской области» в 9 классе. Предполагается написать заметку в газету «Михайловский вестник» об участниках войны нашего села.

        

   В завершении работы хочется выразить слова благодарности Волковой Любови Романовне за подробный рассказ о нелёгкой судьбе ее отца, ветерана Великой Отечественной войны, Подручного Романа Ивановича, библиотекарю сельского Дома культуры Захаровой Л.В за оказанную помощь в работе с архивными документами.

А также хочется обратить внимание на то, что в своей работе мы старались не искажать живой язык дневниковых записей ветерана, а больше обращать внимание на факты, которые являются бесценным наследием.


Поделиться:

Растрёпанный воробей

Распускающиеся бумажные цветы на воде

Снег своими руками

Компас своими руками

Рисуем тыкву