Труден на Руси путь поэта к признанию.
Поэт, о котором пойдет речь, родился не в начале, и даже не в конце блоковского века, а в самом разгаре советской эпохи. Это Анатолий Богатых, поэт, прозаик, лауреат Горьковской премии, член союза писателей Москвы, член Международного Литфонда. В настоящее время живет и работает в Москве, редактор международного информационного журнала литературы и искусства «У», имеющего два отделения: в Москве и Израиле Излюбленной темой поэтов и писателей в разную эпоху была тема Родины. И каждый из них видел в этой теме что - то свое родное и близкое. Имя Анатолия Богатых теснейшим образом связано с ёмким понятием Родины, Отечества - именно страны, где человек родился. Вот поэтому для участия в работе конференции я выбрала тему «Чувство дома». Эта тема на сегодня актуальна тем, что в настоящее время, когда происходит пересмотр культурных ценностей и смещение эстетических ориентиров, пристальное внимание уделяется возрождению интереса к народной культуре. В связи с этим вполне объясним интерес к творчеству поэтов регионального значения в рамках литературного краеведения. А данное исследование носит краеведческий характер, так как А.Д.Богатых - наш земляк, уроженец с. Сахули Курумканского района республики Бурятия.
Таким образом, желание проникнуть в тайну поэтического слова поэта-земляка стало основой работы. Интерес к жизни и творчеству Анатолия Богатых определил цель моего исследования – выявить своеобразие лирики поэта, проанализировать семантическое пространство ключевого понятия «чувство дома» в творчестве поэта.
Задачи, которые необходимо было решить для реализации цели:
1.Изучить малоизвестные страницы биографии и художественного наследия поэта А.Д.Богатых;
2. Определить основные направления его творчества;
3. Выявить тематические пласты лирики поэта;
4. Осмыслить и проанализировать специфику творческой манеры и арсенал образно-изобразительных средств автора;
Методами исследования данной работы являются:
· аналитический (анализ стихотворений);
· обработка литературоведческого материала;
· исследовательский метод;
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.99 КБ |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | |
Введение | 2 |
Основная часть | |
Глава I. Строки из биографии поэта | 3 - 5 |
Глава II. Философская глубина лирики Богатых | 5 - 7 |
Глава III. Анализ смыслового пространства понятия «Чувство дома» в сборнике стихов «Под уездной звездой» | 7 - 8 |
Глава IV. Язык поэта | 9 |
Заключение | 10 |
Список использованной литературы | 11 |
Список информаторов | 12 |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
Труден на Руси путь поэта к признанию.
Поэт, о котором пойдет речь, родился не в начале, и даже не в конце блоковского века, а в самом разгаре советской эпохи. Это Анатолий Богатых, поэт, прозаик, лауреат Горьковской премии, член союза писателей Москвы, член Международного Литфонда. В настоящее время живет и работает в Москве, редактор международного информационного журнала литературы и искусства «У», имеющего два отделения: в Москве и Израиле
(см. приложение 1)
Излюбленной темой поэтов и писателей в разную эпоху была тема Родины. И каждый из них видел в этой теме что - то свое родное и близкое. Имя Анатолия Богатых теснейшим образом связано с ёмким понятием Родины, Отечества - именно страны, где человек родился. Вот поэтому для участия в работе конференции я выбрала тему «Чувство дома». Эта тема на сегодня актуальна тем, что в настоящее время, когда происходит пересмотр культурных ценностей и смещение эстетических ориентиров, пристальное внимание уделяется возрождению интереса к народной культуре. В связи с этим вполне объясним интерес к творчеству поэтов регионального значения в рамках литературного краеведения. А данное исследование носит краеведческий характер, так как А.Д.Богатых - наш земляк, уроженец с. Сахули Курумканского района республики Бурятия.
Таким образом, желание проникнуть в тайну поэтического слова поэта-земляка стало основой работы. Интерес к жизни и творчеству Анатолия Богатых определил цель моего исследования – выявить своеобразие лирики поэта, проанализировать семантическое пространство ключевого понятия «чувство дома» в творчестве поэта.
Задачи, которые необходимо было решить для реализации цели:
1.Изучить малоизвестные страницы биографии и художественного наследия поэта А.Д.Богатых;
2. Определить основные направления его творчества;
3. Выявить тематические пласты лирики поэта;
4. Осмыслить и проанализировать специфику творческой манеры и арсенал образно-изобразительных средств автора;
Методами исследования данной работы являются:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА I. «СТРОКИ ИЗ БИОГРАФИИ ПОЭТА»
Ясным морозным днём 4 января 1956 года в небольшой деревушке Сахули, приютившейся средь лесов и гор, в семье ветерана Великой Отечественной войны Богатых Дмитрия Александровича и Софьи Григорьевны родился пятый ребёнок. Назвали его Анатолием. Тогда, в далёкие послевоенные годы никто не думал, что этот мальчик, находясь вдали от родительского дома, поэтическим слогом будет воспевать свой отчий край, свою Россию. С молоком матери и запахом степного ковыля впитал Анатолий любовь к своей малой Родине.
Первые свои детские воспоминания Анатолий относит к двум с половиной годам жизни. С тех пор он навсегда был покорён красотой удивительной природы нашего края.
(см. приложение 2)
Вспоминая детские годы Анатолия, сестра поэта, ветеран педагогического труда Галина Дмитриевна Жданова пишет: «Он был очень чутким, нежным, ранимым, и в то же время сильным, трудолюбивым, быстрым в работе. Самозабвенно любил природу, мог днями пропадать в тайге».
В десять лет отец подарил ему первое ружьё, с которым он и стал ходить на охоту. Страсть к охоте продлилась примерно до сорока пяти лет, после чего «убийство беззащитных птиц и зверей разлюбил». Читать и считать научился в пять лет, самостоятельно, – конечно, не без помощи сестры и братьев, которые подсказывали ему, как называется та или иная буква. Первые книги, которые он прочёл, были «История великих географических открытий», «Родная речь» и книга о Суворове. В 1973 году закончил Сахулинскую среднюю школу. Любимые предметы – литература, русский язык, история и геометрия, особенно стереометрия. Особенно любил стихи. Они у него заучивались сами. И навсегда. Творчество Сергея Александровича Есенина сыграло неоценимую роль в его жизненном становлении.
Именно здесь, в краю белопенной черемухи и душистой ая-ганги, в краю величавой тайги и белоствольных березок, Анатолий начал слагать свои четверостишия. Первые стишки, как пишет сам Анатолий, пришли в тринадцать лет.
Я ещё не Есенин, не Блок.
Я просто пишу стихи.
Я и сам не могу разобраться никак –
Хороши они иль плохи.
«…А потом появился Высоцкий, и Толя буквально заболел его песнями. Он включал на всю деревню проигрыватель или сам под гитару распевал любимые песни поэта - композитора. А позднее уже - Игорь Тальков - вспоминает Галина Дмитриевна.
(см. приложение 3)
С октября 1973-го по апрель 1974 года работал лесником в Курумканском лесничестве, где отец служил лесничим. В мае 1974 года был призван в армию. Служил в Монголии, в Отдельном взводе разведки и уничтожения ядерных фугасов, в монгольской части пустыни Гоби, возле небольшого городка Сайн-Шанд на границе с Китаем. Стихов в армии не писал.
После демобилизации поступил на рабфак геологоразведочного факультета Иркутского политехнического института. Когда дело дошло до высшей математики и начертательной геометрии, институт пришлось бросить, «убоявшись бездны премудрости».
В 1979 году внезапно стал лауреатом иркутской областной конференции «Молодость. Творчество. Современность». Стихи были напечатаны в альманахе, предложено было издать книгу-кассету. Пришлось отказаться, так как редакторы потребовали убрать или заменить слишком уж неудобные, на их взгляд, строфы.
В 1981 году поступил на отделение поэзии в Литературный институт Союза писателей. Время учёбы в Литинституте Анатолий Дмитриевич считает самыми лучшими годами своей жизни. Литературный институт того времени был «оазисом свободомыслия». Замечательные преподаватели читали на лекциях запрещённые стихи Ходасевича и Георгия Иванова, а по общежитию из рук в руки передавались полуслепые ксероксы «ардисовских» изданий. Это была пора начинающейся перестройки и при таком раскладе диплом Анатолий Богатых защитил не сразу. В 1986 году кафедра творчества сочла представленные им стихи «белогвардейскими». Но уже через два года, когда в московских журналах напечатали Гумилёва и «Собачье сердце» Булгакова, дипломная работа Анатолия Богатых практически с теми же стихами была защищена на «отлично».
После окончания института печатался в «Литературной газете», в альманахах «Поэзия», «День поэзии», в журналах «Литературная учёба», «Смена», «Сельская молодёжь», «Сибирь», «Октябрь», «Знамя», «Континент»; стихи переведены на польский язык. Выпустил четыре книги: «Полоса отчуждения» (Иркутск, 1991), «Пятьдесят стихотворений» (М., 1996), «По праву перелётных птиц» (М., 1999), «Под уездной звездой» (Санкт-Петербург, 2012). В начале девяностых годов опубликовал подборку рассказов в альманахе «Свой голос» (Иркутск).
В марте 2013 года за сборник стихов «Под уездной звездой» Анатолий Дмитриевич Богатых был удостоен Горьковской литературной премии в поэтической номинации «Не браните вы музу мою...»
ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКАЯ ГЛУБИНА ЛИРИКИ БОГАТЫХ
Знакомясь с книгой стихов Анатолия Богатых «Под уездной звездой» с первых строк начинаешь понимать философский характер. Она объединена внутренней темой – Россия. Темой, понимаемой, порой, очень горько, катастрофически.
Анализ стихов поэта ставит нас перед такой очевидностью. Очевидностью существования поэзии, неуничтожимости гармонии русской речи и музыки русского стиха, неотменимости извечных тем русской поэзии: Человек, Родина, Бог...
В лирике Анатолия Дмитриевича выделяются два ведущих мотива: философский и патриотический. Именно они пронизывают всю лирику поэта. «Традиция высокой патриотической лирики в нашей поэзии фактически прервана. Более того, существует как бы негласное либеральное табу на стихи о России. Да и само слово «русский», где возможно, политкорректно заменяется на «российский». В брежневскую пору «свободомыслящий» пиит считал для себя зазорным воспевать отечество. Русская тема словно была отдана на откуп графоманам консервативного направления. Бывали, разумеется, замечательные исключения и невероятные прорывы. Достаточно вспомнить Николая Рубцова, поднявшего патриотическую лирику на классические высоты», - пишет Игорь Меламед, московский поэт, друг и соратник Анатолия Богатых, лауреат горьковской премии 2008 года. Как и большинство однокурсников, он с первых же дней почувствовал в Анатолии человека незаурядной одарённости.
Двадцатый век оказался едва ли не страшным веком в истории России. Но даже подцензурная поэзия в своих лучших образцах сумела выразить ужас и отчаяние «при виде того, что совершается дома»:
Россия! Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времён татары и монголы.
(Н.Рубцов)
Анатолий Богатых в определённой мере наследует Рубцову и другим не столь отдаленным предшественникам. Только его поэзия более откровенна, более беспощадна в своих констатациях, менее прекраснодушна в своих чаяниях:
Та земля, что когда-то здесь жизнью звалась,
Та земля, за которую кровь пролилась,
обернулась большой и мертвящей пустыней,
никому не нужна, - и деревни пустые
в ней с земли исчезают, землёй становясь,
в ней поля не рожают и вечная грязь
непроезжих дорог…
Это сердце России. 1987 [с.10]:
Рубцовские татары и монголы у Анатолия Богатых – это бесы, нечистая сила, справляющая шабаш «в столице безбожной и вольной, бесчеловечной, бесколокольной, Бога забывшей…». Однако в лучших стихах поэт словно устаёт от хулы и оказывается способен взглянуть на недавнее прошлое с подлинно христианских позиций:
…нас всех Владыка призовёт, и примет,
И души наши благодатью летней
В последней правде и в любви последней
Соединит; и враг врага обнимет,
И цвет знамён в один сольется цвет… [с.10]:
Россия для Анатолия Богатых не просто отчизна с любимыми «родными пепелищами» и «отеческими гробами». Родина для поэта – ещё и высшая метафизическая ценность. Гордость русской земли в качестве оправданья прожитой жизни преподносится Богу на Страшном Суде.
…В день воскресенья, взрывая гробы,
Встанем на страшную песню трубы,
С плеч отрясая могильную тьму,
И в оправданье протянем Ему –
Хоть под ногтями! – немного земли,
Той, о которой мы лгать не могли,
той, на которой извека стоим – нищей, голодной,-
возлюбленной ИМ… 1983 [с.15]
Есть у Анатолия Богатых ещё одна тема, на которую хочется обратить особое внимание, - это тема больной, «раскалённой» совести. И, несомненно, то, что она ведёт своё происхождение от Достоевского, любимого писателя Анатолия.
Немало у поэта покаянных, «самоказнящих» стихов, генеалогически восходящих к пушкинскому «Воспоминанию» («Когда для смертного умолкнет шумный день…»)
…Ещё потерь своих – на полпути –
Не сознаёшь, влюблённый в звон таланта,
Но поздней ночью у бессонной лампы
Взгляни в себя, как в книгу, и прочти
Всё сызнова. Иль – как бесстрастный врач –
Рукой умелою спокойно и без дрожи
Сними с души покров отмершей кожи,-
Гляди в себя и, если можешь, плачь… [с.17]
ГЛАВА III. АНАЛИЗ СМЫСЛОВОГО ПРОСТРАНСТВА ПОНЯТИЯ «ЧУВСТВО ДОМА» В СБОРНИКЕ СТИХОВ «ПОД УЕЗДНОЙ ЗВЕЗДОЙ»
Родной край поэта - это маленькая точка России, это село Сахули республики за Байкалом. Это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие крестьянского говора, с красочным миром природы.
И представляется полупустой вагон,
слезятся окна, и поля в тумане,
кочевье громкое проснувшихся ворон, -
всё-всё, что сердце жалостию ранит...
Вот э т о Родина. Куда ей без меня?
Куда мне без неё, на край ли света?
(Ты молча куришь, в доме нет огня.)
Я знаю, что тебе курить до света,
молчать и думать, дожидаясь дня,
и спрашивать её...
И ждать ответа. 1995 [с.13]
«Ждать ответа» и есть та коренная обращённость поэзии туда, о которой мы говорили, и этой обращённостью отмечена книга стихов «Под уездной звездой», - пишет Алексей Шорохов, поэт, публицист, секретарь Союза писателей России в журнале «Литературная учеба №1-2013». (см. приложение 4)
Книга «Под уездной звездой» итоговая, включившая в себя стихотворения и 1977 года, и совсем новые, недавно написанные. Точнее записанные, потому что несочинённые. Неслучайно, что в своих скитаниях под уездной звездой поэт отправляется в Вологду, на могилу своего кумира Николая Рубцова, самого пронзительного и естественного русского поэта конца ХХ века:
Я не грущу. Вот так - как ты - на деле
платить душой и сердце сжечь дотла
мог лишь поэт. Ты умер на пределе, -
не дольше песни жизни твоя была...
Эти строки из далёкого уже 1981 года звучат как присяга, принесённая на могиле поэта, однажды сказавшего про поэзию:
И не она от нас зависит,
А мы зависим от неё.
Эта высокая зависимость и ведёт поэта Анатолия Богатых по жизни. Она же определяет преемственность его судьбы и поэзии. Ведь за бортом осталось не просто сорок лет творчества - за бортом осталась страна, в которой родился и прожил большую часть жизни, эпоха или точнее - большое время, в котором существовала и осуществлялась культура, представления о гуманизме как о чём-то естественном и соприродном свободному обществу, и много чего ещё осталось за бортом...
И что в итоге?
Алексей Шорохов пишет: «Мы не говорим об извечных русских судьбах, нет - что в итоге этих сорока лет у поэта? Слава Богу, в итоге главное - преемственность звука и смысла, преемственность вопрошания. Ведь ещё Блок сказал: поэт - это чувство пути». И чувство пути, чувство своего внутреннего, сокровенного делания является одним из определяющих в книге Анатолия Богатых «Под уездной звездой». Поэт не «колебался вместе с линией партии», не бросался поливать высокооплачиваемой грязью прошлое и настоящее, коммунизм и «совок», он - о другом. И этому другому сквозь все невзгоды и испытания собственной судьбы остаётся верен чувству Родины, чувству дома:
Вспомни прежнее дело Руси, затворя
телом ломанным, битым дорогу с Востока.
Крепнет натиск, и жаркая тлеет заря...
И на б е л о м пути, как последний варяг, -
ты на Крестном своём
восстоишь одиноко».
Анатолий Богатых предлагает читателю своё видение мира, свою непохожесть. Таким образом, «чувство дома» у поэта - это «покой и мир в душе». Это и бездомье: «...Года томясь бездомьем, одиноко выносишь муку мыслей невозможных…». Это «…вечная грязь непроезжих дорог…». Но тем не менее поэт любит свою Родину-Русь:
Сирых Русских стихов обрывается вязь.
И по ним проходя, улыбнись напоследок,
никого не виня —
и на жизнь
не сердясь...
ГЛАВА IV. ЯЗЫК ПОЭТА
Анатолий Богатых не изобретает собственного языка, он вообще из породы наследников, а не изобретателей. Слог поэта кажется нездешним и несегодняшним, он наследует не только язык, но тон и пафос предшествующей поэзии, подчас довольно далёкой от современности, его речь функционирует в диапазоне, условно говоря, от Державина до Ахматовой. Поэтическая ткань его стихов изобилует архаизмами («всё-всё, что сердце жалостию ранит…», «не размыкая хладных уст…», «в землю, червленую кровью доднесь» и т.п.). Иной раз мы находим в стихах и «старомодное» обращение к Музе. Всё это можно было бы счесть стилизацией, однако, как мне кажется, для Анатолия Богатых такая лексика более чем естественна.
«…Да, он поэт настоящий, но дело в том, что сейчас так никто уже не пишет: эти километровые периоды, силлабо-тонические размеры, которые тянутся, как телега по бездорожью... Поэтому его поэзия – для немногих, для единиц, затерянных в массе людей с клиповым сознанием, в массе людей, у которых нет ни времени, ни желания в такое вчитываться, которым нужны в поэзии высверки, уколы. А у Анатолия Богатых идёт такое нагнетание мыслей, традиционный стиховой маховик, раскручивающий нечто чугунное. Это уже не работает сейчас. Я ему сочувствую, это груз великий. Однако он – такой, и другим ему стараться быть не надо. Таким его и должен воспринимать читатель. Беда лишь в том, что читателей таких сейчас крайне мало – они, возможно, так же редки ныне, как редки и поэты такого стиля», - пишет о стихах Анатолия Юрий Могутин, лауреат горьковской премии за 2011 год в номинации «Не браните вы музу мою...». (см. приложение 5)
Таким образом, Анатолий Богатых обладает исключительным, мощным, ни на кого не похожим, магически завораживающим и чистым голосом. В его классическом полнозвучном стихе чувствуется таинственная духовная связь и родство с благословенным Золотым веком русской литературы. Его мелодическую поэзию отличают не только особая лирическая интонация, музыкальность и пластика стиха, но и собственная сквозная тема, и тема эта – Россия, Родина. Очень зоркой частью души постигаются поэтом и современное наше житие, и история Отечества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы, изучив творчество А.Д.Богатых и определив роль, которую он сыграл в литературном движении современной России, пришли к выводу:
1. Жизнь Анатолия Дмитриевича была трудной, как и труден был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушались.
2. Творчество Анатолия Дмитриевича Богатых мало изучено. Монографий и научных исследований, посвященных этому автору, нет. В процессе работы мы обнаружили лишь несколько изданий, в которых есть упоминание о нем.
3. Перед нами поэт в определенном отношении уникальный, один из редчайших и чистейших гражданских лириков последних десятилетий. И, как водится, поэт недооцененный, почти не услышанный. Для многих из нас он может стать не только открытием души русского человека, но и уроками истории
.
Список использованной литературы:
Сайты:
Список информаторов
№ | ФИО | Род деятельности | Место жительства |
1 | Богатых А.Д. | Поэт | г. Москва |
2 | Богатых Н.Д. | Брат поэта | г. Иркутск |
3 | Жданова Г.Д. | Сестра поэта | г. Улан-Удэ |
4 | Малыгин В.С. | Пенсионер | с. Курумкан |
Швейня
Развешиваем детские рисунки дома
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Как нарисовать ветку ели?
Кто самый сильный?