• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Олимпиадная работа по русскому языку (лексика и фразеология)

Опубликовано Клокова Елена Федоровна вкл 06.05.2013 - 16:13
Клокова Елена Федоровна
Автор: 
Зиновьева Анна. 10 А класс. 2013.

Зиновьева Анна - участница и победитель 34-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по русскому языку (лексика и фразеология). Здесь собраны вместе: целеполагание, задания и их выполнение, рефоексия. Эта работа заняла 1-е место (Протокол № 201.30417-1 от 05.05.2013) в номинации "9-11 классы, взрослые".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Олимпиадная работа. 17 апреля 2013.218.5 КБ

Предварительный просмотр:

XXXIV-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку (лексикология и фразеология)

XXXIV-я Всероссийская дистанционная эвристическая

олимпиада по русскому языку (лексикология и фразеология)

17 апреля 2013

Локальный координатор: Клокова Елена Федоровна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» ЯНАО.

Участник: Зиновьева Анна, 10 "А" класс, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» ЯНАО.

9-11 классы

Целеполагание: Я участвую в олимпиаде, потому что:

  1. мне интересно изобретать новые слова, словосочетания, синтаксические конструкции;
  2. мне интересно узнавать тайны родного языка;
  3. мне хочется повысить свою грамотность;
  4. мне кажется, что участие в этой олимпиаде поможет мне справиться с ЕГЭ.

  1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ. Как известно, конституция – это основной закон государства. Как вы полагаете, можно ли создать лингвистическую конституцию? Придумайте основные законы для государства Лексикология. Объясните свой выбор.

Конституция государства Лексикология

Гимн

Королевства Лексикология

Торжествуй, королева!

Торжествуй, королева!

Торжествуй, королева страны!

Выполняя законы,

Выполняя законы –

Будем истинно грамотны мы!

Королеве Лексике слава!

И супругу – графу Лексу слава!

И отцу семейства Этимону слава!

И наследнику Семанту – слава, слава, слава!

Преамбула

        Мы, совокупность неоднородных по стилю и сфере употребления лексических единиц (далее Слов), исходя из ответственности за уровень грамотности и точность словоупотребления, сознавая себя частью мирового языка планеты Земля, принимаем конституцию королевства Лексикология.

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

  1. Лексикология – монархическое государство, управляемое королевой Лексикой, обладающей абсолютной властью.
  2. Граф Лекс – супруг королевы и её соправитель контролирует область Лексикографию.
  3. Император-отец Этимон (передав дочери всю полноту власти, не совсем отошел от дел) – тайный советник королевы, утверждающий историческую истину в последней инстанции.
  4. Юный наследник престола Семант возглавляет экспериментальную лабораторию, пытающуюся найти соответствие «слово и его значение»

Статья 2

Лексическая единица – Слово – является высшей ценностью королевства Лексикология.

Статья 3

Совокупность слов составляет главное и единственное богатство государства Лексикология.

Статья 4

Положения настоящей главы конституции составляют основы монархического строя королевства Лексикология.

Глава 2. Права и обязанности лексической единицы (Слова)

Статья 1

  1. В королевстве Лексикология гарантируются права лексических единиц согласно принятым в языках мира нормам: морфологическим, синтаксическим, стилистическим и другим.
  2. Осуществление прав лексических единиц не должно нарушать права других лексических единиц.

 

Статья 2

  1. Лексические единицы (Слова) имеют полное право на трансформацию:
  1. изменение по числам;
  2. изменение по родам;
  3. изменение по падежам;
  4. другие виды и формы изменения слов.
  1. Лексические единицы могут принимать эмоциональную окраску.
  2. Лексические единицы могут участвовать в процессе словообразования (образования новых слов).
  3. Лексические единицы имеют право добровольно вступать в устойчивые словосочетания (фразеологизмы).

Статья 3

Лексические единицы (Слова) обязаны соблюдать Законы страны Лексикология, именуемые Грамматическими нормами.

Глава 3. Конституционные поправки и пересмотр

Статья 1

  1. В связи с тем, что язык – явление живое, изменяющееся, совершенствующееся, в Конституцию королевства Лексикология могут быть внесены своевременные поправки.
  2. Предложения о поправках могут вносить представители абсолютной власти королевства – королева Лексика, её супруг граф Лекс, отец-император в отставке Этимон или наследник престола Семант.
  3. Предложения о поправках рассматриваются на всеобщем референдуме.
  4. Поправки, рекомендованные всеобщим референдумом, утверждаются в соответствующих статьях Конституции королевой Лексикой.

2. ДАВАЙ ПОМИРИМСЯ! Все чаще для передачи эмоций при живом общении используются мимика, жесты, а при письменном общении - шрифт, знаки препинания, смайлики. Все реже используется богатство русского языка в бытовых разговорах, в общении подростков друг с другом. Давайте попробуем переломить эту ситуацию! Используя богатые возможности русского языка, предложите не менее 10 убедительнейших фраз, которые помогут Вам примириться с человеком, с которым Вы находитесь  ссоре.

Давай помиримся!

  1. Ссора – это так нерационально, непрактично, невыгодно! Давай найдём в наших доводах положительные моменты для обоюдного успеха!..
  2. Я погорячилась, прости. Можешь выслушать меня спокойно? Ведь я очень ценю твою проницательность. Как ты догадался о греческом происхождении термина «лексика»?
  3. Знаешь, несмотря на твоё нежелание общаться со мной, не могу не проинформировать тебя об эпохальном событии – 34-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по русскому языку! Будем участвовать вместе?
  4. Мой отец говорил: «Упрямство – вывеска дураков». Неужели мы с тобой дураки? Давай спокойно пересмотрим наши аргументы и найдём компромисс.
  5. Мне казалось, что ты не выполнил своё обещание – потому я и надулась. А потом спокойно подумала и поняла, что и сама кое-что из обещанного ещё не успела сделать. Значит, мы квиты? По рукам!
  6. Ну что ты, как хрюшка-повторюшка, твердишь о моей неправоте и не слышишь, что я уже извиняюсь!.. Я ведь поняла, что сама – розовый поросёночек!
  7. Перестань обижаться! Знаешь, обида вредна для здоровья. Давай побережем свое здоровье для участия в эвристической олимпиаде!
  8. Мы с тобой дружим с пятого класса. Неужели какая-то мелочь в силах нашу дружбу омрачить?
  9. Когда я слушала твой доклад по фразеологии французского языка, моё сердце замирало от восторга. Мне было бы жаль рассорится с такой умницей.
  10. Не считаю тебя во всём правой, моя дорогая подруга, но признаю, что и сама погорячилась. Давай помиримся!

3. ПОЛЯПАЛИССИАДНИЧАЕМ? Иногда проявление речевой избыточности граничит с абсурдностью. Такие примеры многословия стилисты называют ляпалиссиадами. Этот термин был образован от имени французского маршала маркиза Ля Палиса, погибшего в 1525 г. Солдаты сочинили о нем песню, в которой были слова: Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив. Нелепость ляпалиссиады - в утверждении самоочевидной истины. Найдите в употреблении ляпалиссиадов положительное. Результаты своих изысканий оформите в таблице:

Примеры ляпалиссиады

Ситуация употребления

Эффект от употребления

«Волга впадает в Каспийское море» (А.П.Чехов).

Подсказка стоящему у доски пятикласснику.

Узнал очевидную истину.

«Наши критики говорят обыкновенно: это хорошо, потому что прекрасно; а это дурно, потому что скверно» (А.С.Пушкин).

Пример на уроке русского языка.

Даёт начало градации, которую можно, выстроив при помощи синонимов, привести к полярным значениям – антонимам. Например: прекрасно – красиво – симпатично – приятно – ладно – хорошо – нормально – так себе - неважно – неправильно – дурно – скверно.

Являясь важной частью лексикологии, семантика является ещё и разделом логики, которая является основой всех наук по мнению Аристотеля, являющегося античным ученым-энциклопедистом.

Пример на уроке обществоведения.

Дана ценная информация, подчеркнутая глаголом «являться», утверждающим понятие ЯВИ – реальной действительности.

В предложении – истины очевидные для «окультуренных» людей (имеющих какое-никакое образование), но не для всех.

Переходный период бывает как в жизни биологических объектов, так и в жизни общества.

По итогам своей работы запишите выводы.

  1. РОДИТЕЛЬСКИЙ СЛЕНГ. В каждой профессии есть свои специфические обозначения понятий, непонятные для посторонних людей. Они применяются для «секретного» общения людей одной группы между собой. Так, например, из уст юристов часто можно услышать «имена» ВАСя, Ксюша в качестве обозначений Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда. Программисты называют клавиатуру «клавой», а музыканты вместо фортепиано и репетиции применяют слова «фанера» и «репа». Быть родителем – это не профессия, но ведь есть и у родителей свои специфические словечки! На основе анализа речи своих родителей составьте словарь родительского сленга.

Словарь родительского сленга

Деточка – прилежная девочка (мальчик) – дитя знакомых родителей.

Зайчик – ласковое обращение к своему ребёнку, не огорчавшему родителей целый день.

Киндеры – ласковое обозначение детей вообще: своих, детей родственников и друзей.

Котёнок – призыв быть поласковее.

Крошка-хаврошка – обращение-упрёк ребёнку, не справляющемуся с простым заданием.

Куроки? – как уроки?

Ласточка – любимая дочка, получившая пятёрку.

Молоток! – молодец!

Мусоруй – вынеси мусор.

Оглоеды – мягкое обозначение ленивых, избалованных детей.

Отпрыски – строгое (суровое) обозначение детей, не оправдывающих родительские надежды.

Спиногрызы – заочное обозначение собственных детей при задушевных жалобах приятелям и подругам.

Шмакодявки – ласковое обозначение малолетних озорников.

5. РЕЧЕВОЙ КОД. Данный универсальный код был написан в 1956 году и предназначался для использования «ленивыми» политиками. С помощью этой таблицы, содержащей 10000 комбинаций предложений, вы можете вещать минимум 40 минут без остановки.

В каких жизненных ситуациях вам бы понадобился подобный речевой код? Как он мог бы облегчить вашу жизнь? Какие еще задачи можно было бы решить с его помощью?

Представьте свой универсальный речевой код и опишите его пользу.

Речевой код

        Возможно, этим кодом пользуются политики и другие общественные деятели. У них он может быть оформлен в другом виде, но суть одна: набор стандартных фраз и словосочетаний, уместных в любой речевой ситуации.

        Этот код мог бы пригодиться студентам, нетвёрдо знающим предмет, на экзамене или зачете. И школьникам он полезен – ведь даёт формулу составления грамотного предложения официально-делового стиля.

Мой универсальный речевой код

I

II

III

IV

Уважаемые собеседники

каждый элемент системы

имеет своё место в цепи

взаимосвязей и взаимообогащения опытом.

Моделируя ситуацию

талантливый экспериментатор

всегда планирует блестящий конечный результат

сложного общественного процесса.

Если посмотреть с другой стороны

квалифицированный специалист

влияет на итоговый вывод

государственной аттестационной комиссии.

Надо помнить, что

любой гражданин демократического государства

предпринимает кратковременные (долговременные) меры

усиления и обновления положительного влияния на конечный результат.

Можно сделать вывод о том, что

типичный представитель подрастающего поколения

утверждает победу добра и справедливости

гуманного общественного строя.

        Этот речевой код полезен при ответах на уроках обществознания, физики, биологии, географии и даже химии, если речь идёт не о задачах и формулах. Это прекрасный шаблон для митингового выступления. Он может быть применён при подготовке газетной статьи.

Рефлексия «Эйдос» (8-11 классы):

«Эйдос» в переводе с греческого означает «идея», «образ», «сущность», «мир идей». Задания эвристической олимпиады – ключ от двери в ваш мир идей. Какие из заданий привели вас к новым идеям, как это происходило? Что вы чувствовали, когда находились в своем мире идей? Как вам это понравилось? Каким символом вы бы его представили свой сегодняшний мир идей? Ваши пожелания себе, учителям, составителям эвристических заданий.

        Мне открылся новый мир идей. Это, конечно, Королевство Лексикология, но в новом мире есть и другие «страны», объединённые в союзы: «Союз гуманитарных дисциплин», «Союз точных наук», объединение «Движение (физкультура, технология, ОБЖ, пресс-центр)». Конституции должны существовать в каждом субъекте государственного значения. Можно разработать их более подробными, введя в них не только правила, но и исключения. Но это не обязательно. Как существуют в обществе неписаные законы, так и в воображаемом мире идей можно не выписывать все подробности, а подразумевать их как непреложно существующие. То есть, если сложился в голове образ нового мира, то уже не обязательно рассматривать все его «уголки» - важно найти в нём своё место. И жить полноценной жизнью. Так со мной и было. Я сначала огорчалась, что не успеваю составить наиболее полный словарь или таблицу, но потом поняла, что это только упражнения, которые дают мне навык творчества в разных формах, который пригодится мне и в других ситуациях.

        Поэтому хочу пожелать учителям-составителям заданий не ограничивать свою фантазию. А себе пожелаю смелее браться за самые трудные задачки – их правильное решение приносит наибольшее удовольствие!

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2013                                                                     http://eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru


Поделиться:

И тут появился изобретатель

Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?

Рисуем "Осенний дождь"

Свадьба в Малиновке

Мастер-класс "Корзиночка"