• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Информационно-исследовательский проект: « Образ Бабы-яги в русских сказках»

Опубликовано Фефелова Лариса Анатольевна вкл 17.06.2013 - 15:37
Фефелова Лариса Анатольевна
Автор: 
Плешков Богдан

На примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы -яги, определить её роль в жизни сказочного героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_po_proektu.odt74.44 КБ
Office presentation icon obraz_baby_yagi.ppt814 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи
КГБС(К)ОУ «Озерская С(К)О школа-интернат II вида»

Информационно-исследовательский  проект:

« Образ Бабы-яги в русских сказках»

Гуманитарная секция

Выполнил: ученик  5 класса Плешков Богдан

Руководитель проекта:

Фефелова Лариса Анатольевна,

 учитель русского языка и литературы

с. Озёрки. 2013г.

Технологическая карта проекта

Этап проектной деятельности

Алгоритм деятельности учащихся

Фамилия учащегося

Плешков Богдан

Место учёбы, класс

КГБС(К)ОУ «Озёрская С(К)О школа-интернат», 5 класс

Информационно-исследовательский метод: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы

Выбор вида проектной деятельности из предложенного учителем.

Цель исследования

На примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы - яги, определить её роль в жизни сказочного героя.

Гипотеза

Образ Бабы-яги сложен и многогранен.

Практическая реализация проекта: подбор материала, иллюстраций для исполнения работы

Самостоятельная работа над созданием презентации. Создание иллюстративного материала, оформление проекта.

Внесение необходимых изменений

Работа с орфографией и пунктуацией, работа со смысловой наполняемостью, работа над дикцией.

Заключительный этап (презентация проекта)

Выступление перед учащимися. Самооценка проекта.

Введение

Актуальность темы

Актуальность метода проектов, по-моему,  состоит, прежде всего в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащийся становится самостоятельным исследователем. Польза от такой работы велика: я самостоятельно приобретаю знания, используя разные источники информации; учусь пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; с учусь выявлять проблемы, вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщения.

Почему я взял эту тему? Мне очень нравится литература. Я люблю читать произведения разных жанров, в том числе устного народного творчества, люблю читать русские народные сказки. Меня заинтересовал часто встречающийся в сказках образ Бабы-яги, захотелось узнать о нём больше.

Мои цели:

  1. на примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы-яги

  1.  определить её роль в жизни сказочного героя.

Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:

  1. найти истоки образа Бабы-яги

  1. составить «портрет» Бабы-яги

  1. выявить основные образы Бабы-яги в русских сказках

Материал исследования: тексты русских народных сказок.

Основная часть

План действий:

  1. Выбор темы проекта: «Образ Бабы-яги в русских сказках».

  1. Ставлю цель: (Для чего я это делаю? Какого результата хочу достичь?) – Изучить образ Бабы-яги, расширить свой познавательный кругозор.

  1. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение (гипотезу) о том, какой будет результат и почему. Моя гипотеза – традиционное изображение Бабы-яги как злобной и жестокой старухи не всегда соответствует  действительности. Я думаю, что злоба и жестокость Бабы-яги – это зачастую лишь маска, а не истинная суть.

  1. Выбираю метод. Для решения поставленных задач в работе использовались методы наблюдения, классификации, обобщения.

  1. Собираю данные (собираю необходимую информацию, материал, оформляю его).

  1. Получаю результаты исследования. Моя работа позволила лучше понять и принять неоднозначный объект исследования – Бабу-ягу.

Материалы исследования:

В тысяча девятьсот сорок четвёртом году режиссёр Александр Роу около села Озёрки снял  часть фильма-сказки «Кощей Бессмертный». Один из главных персонажей этого фильма– Баба-яга.

Прочитав сказки и посмотрев фильм, я задумался над вопросами:

  1. Кто же такая Баба-яга?
  2. Чем её образ пугает и притягивает к себе читателей?            

Под этим именем почитали славяне адскую богиню, воображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе и имеющим железный пест. Ей приносили кровавую жертву.
       Древние считали, что Баба-яга  - это богиня, которая передает  умерших с этого света - на тот свет. Баба-яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т.е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди».

Основные образы Бабы-яги.

      Яга - дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя,          вручает коня, богатые дары.

«Вот тебе серебряное донце, зо-

лотое веретёнце, бери в руки…»

(сказка «Финист – ясный сокол»)

Яга - похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить.

Яга - воительница, прилетающая к героям в избушку, избивает их до полусмерти.

«…Баба-яга накинулась на со-

бак, на ворота, на берёзку, и

на работницу, давай всех ру-

гать и колотить.»

(сказка «Баба-яга»)

Яга - повелительница: ей подчиняются силы природы и животный мир.

«…ты смотри – двор вычисти,

избу вымети, обед состряпай,

бельё приготовь.»

(сказка «Василиса Прекрасная»)

Яга - советчица: ничего сама не делает для героя, но указывает, к кому обратиться.

«…ступай по тропинке, дой-

дёшь до пруда, спрячься за

деревом и выжидай время.»

(сказка «Василиса Премудрая»)

        ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА,  ЯГИХА, ЯГИШНА — Баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма.
«Владимир Даль пишет, что Яга — «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи».

        В поверьях Архангельской губернии Баба-яга — «нечистая сила женского пола, не имеющая мужа»; «сидит в избе на печном столбе, ноги на лавках, ездит в ступах и пожирает людей».

Крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что Баба-яга мохнатая, косматая. Она стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать».

Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: "Избушка - избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!"

Моя работа позволила мне лучше понять образ Бабы-яги. Баба-яга зла и коварна, но при этом смешна и отзывчива на чужую беду. Сказки напоминают, что добро и зло живут рядом, но добро всегда побеждает.

Общий вывод:

В процессе выполнения настоящей  работы проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы.

Во время работы пришлось  познакомиться с образом Бабы-яги настолько близко, что почти «побывал в гостях в тридевятом царстве», «узнал в лицо» саму Бабу-ягу. Всё это позволило лучше понять неоднозначный объект изучения – Бабу-ягу.

Еще  многие поколения детей вырастут на русских сказках, где Баба-яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна, отзывчива на чужую беду. Сказки ещё раз напоминают, что добро и зло живут в жизни рядом, но добро всегда побеждает.

Я считаю, что поставленные мной в данной работе цели выполнены.

Заключение:

Собранный мной материал можно использовать

  1. на уроках литературы
  2. на уроках развития речи
  3. на классных часах


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи КГБС(К)ОУ «Озерская С(К)О школа-интернат II вида» Информационно-исследовательский проект: « Образ Бабы-яги в русских сказках» Гуманитарная секция Выполнил: ученик 5 класса Плешков Богдан Руководитель проекта: Фефелова Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы с. Озёрки. 2013г.

Слайд 2

План работы. 1.Истоки образа Бабы-яги. 2.Основные образы Бабы-яги в волшебных сказках. 3.Портрет Бабы-яги. 4.Жилище Бабы-яги. 5.Заключение.

Слайд 3

Цель проекта: на примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы -яги, определить её роль в жизни сказочного героя.

Слайд 4

Введение В 1944 году кинорежиссёр А.А.Роу близ села Озёрки снял часть фильма-сказки «Кощей Бессмертный». Один из главных персонажей этого фильма– Баба-яга.

Слайд 5

Проблемные вопросы: Кто же такая Баба-яга? Чем её образ пугает и притягивает к себе читателей?

Слайд 6

Истоки образа Бабы-яги. «Под этим именем почитали славяне адскую богиню, воображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе и имеющим железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек. М.Дудко. «Матеръ Лада»

Слайд 7

Баба-яга - известный персонаж славянских волшебных сказок. Древние считали, что Баба-яга (Йога) - это богиня, которая передает (сопровождает) умерших с этого света - на тот свет. ..Баба-яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т.е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди».

Слайд 8

Основные образы Бабы-яги. Яга - дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары и т. п. «Вот тебе серебряное донце, зо- лотое веретёнце, бери в руки…» (сказка «Финист – ясный сокол»)

Слайд 9

Яга - похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение).

Слайд 10

Яга - воительница , прилетающая к героям в избушку, избивает их до полусмерти. «…Баба-яга накинулась на со- бак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ру- гать и колотить.» (сказка «Баба-яга»)

Слайд 11

Яга - повелительница : ей подчиняются силы природы и животный мир. «…ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь.» (сказка «Василиса Прекрасная»)

Слайд 12

Яга - советчица : ничего сама не делает для героя, но указывает , к кому обратиться. «…ступай по тропинке, дой- дёшь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время.» (сказка «Василиса Премудрая»)

Слайд 13

Портрет Бабы-яги. ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА, , ЯГИХА, ЯГИШНА — Баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. «В. Даль пишет, что Яга — «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи». «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела;; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит Ягу, становится нем» <Даль, 1882>.

Слайд 14

В поверьях Архангельской губернии Баба-яга — «нечистая сила женского пола, не имеющая мужа»; «сидит в избе на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках; ездит в ступах и пожирает людей».

Слайд 15

Крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что Баба-яга мохнатая, косматая. Одежда на Бабе-яге белая или «как на ели кожа», на голове. В доме она «прядет, сидя на брусу». Баба-яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать».

Слайд 16

Жилище Яги. Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: "Избушка - избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!" Поворачивается избушка, а в ней Баба-яга: "Фу–фу! Русским духом пахнет... Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?" Тот ей и отвечает: "Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай".

Слайд 17

Жилище Бабы-яги Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.

Слайд 18

Заключение Моя работа позволила мне лучше понять образ Бабы-яги. Баба-яга зла и коварна, но при этом смешна и отзывчива на чужую беду. Сказки напоминают, что добро и зло живут рядом, но добро всегда побеждает.

Слайд 19

Использованная литература: Афанасьев,А.Н. Народные русские сказки/ А.Н.Афанасьев, - М.:Просвещение, 1999г. Гуси-лебеди: фольклор для детей от колыбельных до былин/сост.,вступ.ст. и коммент. В.И.Калугина. – М.:Правда, 1990г. Пропп, В.Я. История изучения сказки/В.Я.Пропп. – М.:Просвещение, 1986г. Пропп, В.Я. Поэтика фольклора/ В.Я.Пропп. – М.: Просвещение, 1996г. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика/ Б.В.Томашевский. – М.: Аспект-пресс, 1999г.

Слайд 20

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Зимний дуб

Знакомимся с плотностью жидкостей

3 загадки Солнечной системы

Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши

Золотая хохлома