Многие известные писатели в своих произведениях обращались к теме милосердия. У разных писателей мы видим различные толкования этой проблемы. В само определение милосердия вкладывается смысл как сострадания, так и жалости. Хотя это довольно разные вещи, но зачастую авторы смешивали эти понятия. Из-за этого и получалось, что чаще окружающие проявляли более жалость, а не сострадание и уж тем более не само милосердие в целом к персонажу, но никогда истинное милосердие не исходило от одного человека по отношению к окружающим. То есть, «общество судит героя, а не герой - общество». Подчас милосердие подменялось жалостью, а жалость по сути своей унизительна, так как в ней нет равноценности в отличие от милосердия, в котором есть и сострадание^ сопереживание, так как это русское слово подразумевало отношение к тому, что мило, то есть любо сердцу человека.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie.docx | 25.92 КБ |
Сочинение
«Тема милосердия в романе Ф.М.Достоевского «Идиот»
ученицы 10 б класса средней общеобразовательной школы №420 Колпинского р-на г. С-Петербурга Беловой Ксении.
Учитель: Дмитриева Л.В.
Многие известные писатели в своих произведениях обращались к теме милосердия. У разных писателей мы видим различные толкования этой проблемы. В само определение милосердия вкладывается смысл как сострадания, так и жалости. Хотя это довольно разные вещи, но зачастую авторы смешивали эти понятия. Из-за этого и получалось, что чаще окружающие проявляли более жалость, а не сострадание и уж тем более не само милосердие в целом к персонажу, но никогда истинное милосердие не исходило от одного человека по отношению к окружающим. То есть, «общество судит героя, а не герой - общество». Подчас милосердие подменялось жалостью, а жалость по сути своей унизительна, так как в ней нет равноценности в отличие от милосердия, в котором есть и сострадание^ сопереживание, так как это русское слово подразумевало отношение к тому, что мило, то есть любо сердцу человека.
Но вот появляется роман Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот». Этот роман написан для всего общества, так как.на первый взгляд,не кажется трудным произведением для прочтения обычным человеком. Однако после он вновь и вновь заставляет нас задуматься над его основной мыслью. Именно это в будущем превратит «Идиота» в «настольную книгу» мирового уровня.
Ещё в 1867 году Фёдор Михайлович задумал написать роман о «положительно прекрасном человеке», но это была очень сложная задача, за которую автор боялся взяться, так как «идеал...ещё далеко не выработался». Именно такой идеал «положительно прекрасного человека» Достоевский и выразил в романе «Идиот».
Герой романа, князь Лев Николаевич Мышкин, выросший вдали от общества, даже не предполагает, насколько антигуманно, эгоистично и замкнуто светское общество. В центре романа возникает не «история» героя, а житейская суета, засасывающая персонажа. Страшен мир собственников, жестоких, подлых слуг денежного мешка, показанный Достоевским. Здесь и преуспевающий генерал Епанчин. пошлый и ограниченно-самодовольный, использующий своё положение для собственного обогащения. И ничтожный Ганечка Иволгин, алчущий денег, мечтающий разбогатеть любым путём. И трусливый аристократ Тоцкий Главная беда этого общества, в которое попадает князь Мышкин, - всеобщая «разъединённость», то есть отсутствие идей и дел душевных. Как художник и мыслитель,Достоевский создал широкое социальное полотно, в котором правдиво показан ужасающий, бесчеловечный характер общества, раздираемого корыстью, честолюбием, чудовищным эгоизмом. Созданные им образы с бесстрашной достоверностью запечатлели нравственное разложение, отравленную атмосферу этого общества.
Князь Лев Николаевич, попав в незнакомый для него мир, принимает навязанные ему знакомства. При этом герой нисколько не старается возвыситься над людьми, но он оказывается выше их, так как в нем присутствуют те редкие человеческие качества, которые мы расцениваем как идеальные. Князь Мышкин доверчиво и открыто идёт к людям, надеясь помочь им в несчастьях, облегчить жизнь. Он ничего для себя ни от кого не хочет и не просит. Всё это наталкивает нас на мысль о схожести Льва Николаевича с личностью Христа. А ведь до этого сам Достоевский при поисках нравственного идеала говорил, что Христос нужен людям как символ, как вера, иначе рассыплется само человечество, погрязнет в игре интересов. Конечно, нельзя абсолютно однозначно поставить знак, равенства между этими двумя личностями, так как Мышкин - обыкновенный человек, но при этом полная нравственная чистота сближает Льва Николаевича с Христом. Как и Христос, он живет любовью, сердцем. И даже можно найти сходство в их внешности: Мышкин находится в возрасте Христа, каким он изображается в Евангелии, герою двадцать семь лет, он бледный, с впалыми щеками, легонькой, востренькой бородкой. Глаза его большие, пристальные. Манера поведения, разговора, глубочайшая душевность, огромная проницательность, лишённая всякого корыстолюбия и эгоизма, безответность при обидах - всё это имеет печать идеальности. Именно из-за всего этого я считаю, что Пев Николаевич задуман как человек, предельно приближенный к образу Христа. Но при этом всё, что происходит с ним, преподносится нам как вполне реальная биография, и это ещё раз доказывает, что перед нами конкретная личность, а не абстрактный образ идеального героя.
Простота общения - вот качество, которое раскрывается в этом человеке. Своей бесхитростностью он похож на ребёнка. Качество всепрощающей доброты проявится у Льва Николаевича много раз.
Ещё в поезде, по пути в Петербург, ему обрисуют образ Настасьи Филипповны, уже приобретшей дурную славу наложницы Тоцкогс, любовницы Рогожина. Князь её не осудит, он вообще никогда не будет выносить суждений о незнакомом ему человеке. У Епанчиных Мышкину покажут портрет Настасьи, и он с восхищением узнает её, отзовётся о её красоте и объяснит главное, что понял, - это натура глубокая и многое перенесшая. Для самого князя высшим поводом для уважения
является «страдание», на портрете он и увидит ту самую «печать страдания». Это предопределит его отношение к этой женщине.
Князь появляется в тот момент, когда Настасья Филипповна, испытывая боль и оскорбление от унизительных торгов, решает бросить всем вызов и шокирует общество своим поведением. Львом Николаевичем овладевает глубокое чувство любви - жалости. Федор Михайлович в лице Мышкина и проповедует эту истинную любовь, любовь Христа ко всему человечеству - она подразумевает приятие человека таким, каков он есть. Но такую любовь не понимают, она людям не нужна, непригодна, слишком высока и непонятна: «...надо любовью любить». Такая любовь не выживает в мире корысти, хотя и остаётся идеалом, к которому тянутся. В свою очередь Настасья Филипповна, чувствуя своим женским сердцем самобытность князя, проявляет к нему жалость: она не пользуется его расположением в корыстных целях. В порыве милосердия она срывает свадьбу Мышкина с Аглаей Епанчиной. спасая его чистую душу. Если представить женатого Льва Николаевича, можно смело сказать, что он не смог бы приспособиться к той среде, в которой «обитала» Аглая. Даже в одиночестве он не смог принять окружающий его мир таким, каков он есть, и предпочёл жить в иллюзиях, созданных в его голове, Аглая, которой нужно было «просто выйти замуж», была не тем человеком, который способен увидеть в князе Христа, она не может понять, что «не сотвори другому зла» было для Мышкина так же естественно, как дышать.
Сострадание - вот первое, в чём нуждался человек того времени. Жалея окружающих его людей, видя их пороки и не осуждая их за это, князь проявляет к ним милосердие: всей душой он со-чувствует, со-страдает, со-переживает, то есть разделяет с людьми их невзгоды и страдания.
Говоря о разъединённости общества, я хочу упомянуть слова Лебедева: «Богатства больше, но силы меньше - связующей мысли не стало». Князь Мышкин и пытается внести эту «связующую мысль». Но ему это не удаётся -скорее наоборот: желая примирить людей, он разъединяет их своим посредничеством и ещё больше ссорит Своим появлением Лев Николаевич как бы усиливает борьбу между добром и злом, происходящую в сердцах людей. Он становится «катализатором», который обозначает истинную сущность каждого человека.
Всё это точно можно увидеть в остальных героях романа. Настасья Филипповна переходит от мечты о чистой и праведной жизни к страданию от невозможности
её осуществить и становится циничной и бессердечной женщиной, что окончательно разрушает её как личность. Пусть она умирает от руки Рогожина, но нравственно героиня умерла ещё задолго до этого.
Трагична судьба и Рогожина. Видя страдания Настасьи Филипповны, понимая её мечущуюся душу, он убивает её, прекращая муки несчастной женщины. Сложно однозначно рассматривать это как хороший или плохой поступок, но то, что это спровоцировано появлением князя, - очевидно. Мировоззрение и отношение к людям Рогожина меняется очень быстро. Сначала он «братается» с князем: Мышкин сумел пробудить в нём веру в «светлое, чистое». Но, поддавшись чувству ревности. Рогожин вскоре уже хочет убить Льва Николаевича. В конце романа он признает князя лучшим другом, благодаря его за понимание и сочувствие, и в этом, на мой взгляд, большая нравственная победа Мышкина.
Изменяется и Ганя Иволгин. Сначала он хочет жениться на Настасье Филипповне ради денег, но после находит в себе силы от них отказаться. Будучи человеком, показанным в романе больше с негативной стороны, он под влиянием общения с князем сумел побороть в себе корысть. На протяжении всего романа Ганя считает Льва Николаевича законченным идиотом, но в конце осознаёт, что с князем Мышкиным очень легко.
Приземлённый, ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения. Даже его сердце способно сжаться от сочувствия князя, которого после «до судорог» довели.
Есть ещё один персонаж, о котором хочется рассказать. Это Фердыщенко -молодой человек, расплатившийся за право говорить чистейшую правду всеобщим презрением к нему. Для него это не дорогая цена, так как он видит, что отношение к нему спровоцировано беспомощностью и неумением людей принять правду о себе. Просто мнение окружающих его не задевает. Только один раз он выходит из себя, когда Настасья Филипповна, выбранная им королевой, при которой он служит шутом, попросив рассказать историю о недобросовестном поступке и выслушав её, кривиться и называет это грязью. Фердыщенко поражён: «Ба! Вы хотите от человека слышать самый скверный его поступок и при этом блеска требуете!».
Я считаю, что и этому герою не чуждо милосердие, потому что при «разоблачении» он позволяет людям отыграться на нём, почувствовать себя лучше, чище, нежели есть на самом деле.
Герои романа, общаясь с князем Мышкиным, обнаруживают то высокое, что когда-то было в каждом из них, но оказалось загублено жизнью. Он пытается пробудить в них светлые чувства и помочь им преодолеть те отрицательные черты, которые издавна присущи светскому обществу. Лев Николаевичжак умеет, старается возвысить этих людей над пошлостью, поднять до каких-то идеалов добра, но все эта попытки обречены.
Князь безнадёжно запутывается в земных делах, невольно, по самой неодолимой логике жизни, сеет не добро, а зло. До обличителя он не дорос, но и его, как Чацкого из комедии «Горе от ума», неразумный свет назвал сумасшедшим. Мышкин вынужден с разбитым сердцем вернуться в Швейцарию, в лечебницу доктора Шнейдера, где и признали у него совершенное повреждение ума, который разрушил людской мир.
Но всё же я не считаю это бессмысленной жертвой. Я даже жертвой это назвать не могу. Ведь в «Идиоте» нет предопределённого логикой конца событий. И Мышкин как бы выбывает из этих событий и уезжает туда, откуда прибыл, в «нейтральную» зону своей жизни. Всё то, что от него зависело, он сделал.
Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот» актуален и в наше время. Общество очень мало изменилось за время, прошедшее с момента написания этого романа: я имею ввиду нравственные понятия, а не технический прогресс. Роман помогает многим людям приобрести хоть малую долю тех положительных качеств, которыми обладал князь Мышкин. Сама тема милосердия постоянно затрагивает умы людей. Мы должны учиться относиться к окружающим без осуждения, оказывать посильную помощь, не задумываясь о личной выгоде, жалеть тех, кто слабее или попал в беду, жертвовать собой и своими интересами ради облегчения участи другого человека. Прежде всего, это относится к молодому поколению. У моего поколения много своих занятий, больше внимания уделяется компьютеру, телевизору и прочим технологиям, позволяющим «расслабиться», чего, по мнению некоторых молодых людей, не достичь чтением книги. Таким образом, книги и мысли великих умов, заключённые в них, отходят на второй план, а отдаление поколений друг от друга, непонимание, отсутствие сочувствия, милосердия и жалости прорастают в нашем обществе всё глубже и глубже. Но, читая произведения великих писателей, в которых затронута как эта тема, так и многие другие, мы начинаем размышлять над такими понятиями, как сочувствие, жалость, сострадание. Чтение книг заставляет нас задуматься о собственном внутреннем мире, об отношении к жизни в целом.
Список Литературы
1 .Роман «Идиот», автор: Федор Михайлович Достоевский;
2.Сборник «Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения», издание Института мировой литературы Российской Академии наук.
Снег своими руками
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Под парусами
Как Дед Мороз сделал себе помощников