Сочинение.
Вложение | Размер |
---|---|
mechta_chehov.doc | 29.5 КБ |
Мечта А.П.Чехова о новой жизни на страницах пьесы «Вишневый сад»
«О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!»
Добрая, печальная Любовь Андреевна Раневская; добрая, милая прежняя жизнь. И сад, и дом – все до мельчайшей подробности знакомо ей здесь. Уходит все это, ускользает с ключами, падающими из рук Вари, стонет голосами тех старых, но еще цветущих вишен с топорами в мягких стволах. Та жизнь еще существует, но надо проститься с ней навсегда.
Она радовалась, как ребенок, вновь вернувшись сюда: плакала от счастья, целуя родных, дворовых, вещи. Прошло столько лет. Сколько раз отцветали вишни в саду. А дом стоит и будет стоять вечность. Все сотни, тысячи раз будет меняться в этом мире, а дом будет стоять по-прежнему.
Оставив суетную жизнь, вернуться сюда, вновь обрести покой. Гладить рукой старые, добрые, пахнущие временем вещи, держаться за теплый низенький подоконник в детской.
И теперь ничего нет. Совсем ничего. Опрокинулось, разорвалось, лопнуло: «… слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный…»
Чем теперь жить? Откуда взять силы? Они стоят посреди опустевшего дома, неслышно плачут. Жаль прошедшего, жаль себя: самая крепкая опора почему-то покосилась, хрустнула, полетели щепки из-под топора.
Дом, деревья, вчерашние чаепития – все еще перед глазами, но нужно смириться с мыслью, что ничего этого больше не существует.
А оторваться так трудно, больно почти физически. Потом уйти в никуда. Впереди – пустота.
«Я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…»
Покинуть. Но есть еще несколько минут. Эти люди глотают судорожно воздух, как рыбы, выброшенные волной на берег.
Как хочется сидеть у окна в детской, видеть все это постоянно. Не торопите! Есть еще несколько минут…. Стены в детской плывут в туманной мути слез. Страшно. Хочется жить…. «Еще пять минут».
Почему так случилось?
Вот они сидят на скамейке у замшелых камней, когда-то бывших надгробными. Вот заходит солнце, трава покрывается росой и так грустно от чего-то, «… как будто над нами должен обвалиться дом».
Их время прошло. Его не воротишь. Рвать на себе от бессилия волосы? Биться головой о стену? Устраивать никому не нужные вечера или пытаться выбраться, благодаря дочерям, выдав их удачно замуж…. Но «… если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, болезнь неизлечима».
Сад рубят, будут дачи. С пригорка, где стоит дом, будет лучше видна железная дорога и яснее будут слышны гудки проходящих поездов. Ветер будет доносить гул разбивающихся льдин. Будет странно – тревожно и от чего-то легко, как той реке под горой, с которой сошел лед.
Эта широкая река начинается с крошечного родника, из-под камня, течет через всю Россию и впадает в море.
Большая грубая рука Лопатина подняла ключи с пола. Кричал: «Я хозяин!» - и сбивал, натыкаясь, канделябры и столики.
Работать всю жизнь, работать – «делать деньги». Лес перевести в деньги, поле, имение…. Но как-то нужно сдвинуть колесо времени, заставить его катиться правильнее, быстрее! Нужно жить иначе. «Господи! Ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…» Но откуда-то снизу, будто из-под земли, раздается голос Уходящего: «Они (великаны) только в сказках хороши, а так они пугают». А человечеству нужны великаны. Не было б таковых, вряд ли на земле существовал, до сей поры людской род.
Темная роща старого сада. И далеко-далеко в ясные дни у горизонта видны контуры города. Все наполнено воздухом, светом, еще не воплотившейся ни во что силой. Хочется жизни. Не верится, что существует смерть. Человек не может умереть до конца. Ему есть продолжение, пусть в существовании других. А из темноты снова тут страшный голос: «Все равно умрешь»…. Оно умирает, поэтому так безжалостно. Ну, так что ж, что не будет этих, будут другие – в этом счастье.
Солнце уходит за горизонт совсем ненадолго, потом оно встанет снова. Наступает ночь, чтобы вновь было утро. Уходят одни, чтобы дать дорогу другим.
Покинуть дом навсегда: «Дом, в котором мы живем, давно уже не наш дом, и я уйду…» - уйти в ту светлую даль. И пусть мысли этих молодых безумцев еще необузданны, по-юношески восторженны; пусть в речах их еще много пафоса и красивости, но в речах искрится правда, в мыслях рождается цель. Идти вперед. Дойти или указать путь другим: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая светит нам вдали!» пусть это немного смешно и наивно; они еще не знают о существовании терний на их пути, через которые нужно продираться. Но они убеждены, что смогут дойти – и в этом их сила.
Любовь Андреевна Раневская и Гаев. Лопахин. Аня и Петя Трофимов. Три витка в одной истории. Как витки спирали, связаны они друг с другом, берущие свое начало в последующем.
Но здесь не спираль, не правильная деталь, а люди, сменяющие друг друга в круговороте времени.
P.S. Творческий подход автора состоит в стремлении эмоционально – в форме, в стиле, в слове – передать свое правильное понимание чеховской веры в разумность жизненного развития. Глубоко прочувствованы лирические ноты пьесы «Вишневый сад», ноты грусти и радости. Психологические ситуации пьесы не анализируются (автор и не ставит это своей задачей), но угадываются в каждой строке, в каждом слове! Пьеса не только понята верно, но и глубоко пережита.
Дымковский петушок
Снегири и коты
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Есть в осени первоначальной...
Позвольте, я вам помогу