• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Пословица – всем делам помощница, или как самим научиться составлять пословицы»

Опубликовано Ефремова Татьяна Александровна вкл 14.09.2013 - 14:21
Ефремова Татьяна Александровна
Автор: 
Светова Ксения

Данная исследовательская работа принимала участие в региональном конкурсе исследовательских работ младших школьников "Малая Академия" в г.Ульяновске 2013 г.Цель данного ислследования:изучить литературу о пословицах и научиться самой сочинять пословицы. 

        Задачи исследования:

1. Исследовать пословицы.

2. Систематизировать знания о пословицах.

3. Проанализировать и обобщить полученную информацию, собрать копилку.

4.Разделить пословицы на группы – создать картотеку.

5. Выделить основные формы сочинения пословиц.

6. Основываясь на полученные знания, попробовать создать свой алгоритм сочинения пословиц.

          Гипотеза: предположим, что, основываясь на знаниях о пословицах можно составить алгоритм сочинения пословиц и научиться сочинять их самой.        

         Объект исследования – пословицы.          

         Предмет исследования – алгоритм составления пословиц.

  Методы исследовательской работы:

- изучение литературных источников о пословицах

        - социологический опрос сверстников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon islledovatelskaya_rabota_svetovoy_ksenii.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

 МАОУ «ГИМНАЗИЯ №34»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Пословица – всем делам помощница, или как самим научиться составлять пословицы»

                                                                         Выполнила

                                                                         ученица 2 «А» класса

                                                                         Светова Ксения

                                                                         Научный руководитель:

                                                                         Ефремова Татьяна

                                                                         Александровна,

                                                                         учитель начальных классов

Ульяновск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

Описание исследовательской работы……………….…………………....5

  1. Создание копилки «Всё о пословицах»……………………………5
  2. Создание картотеки пословиц……………………………………...8
  3. Деление пословиц на группы по форме их написания…………..8
  4. Создание продукта – алгоритма составления пословиц………….9

Заключение …………………………………………………………..……10

Список литературы………………………………………..………...…..…

Приложение      

Введение

        Не только я, но и все окружающие, наверное, очень часто в речи других людей слышат разные пословицы и поговорки. Вот, например, моя бабушка знает очень много разных пословиц, а моя прабабушка говорит даже такие, значения которых мне не всегда понятны. И однажды я задумалась, откуда они их знают, и почему я не могу этим похвастаться. Ведь, когда бабушка в своем рассказе использует пословицы и поговорки, ее речь приобретает какой-то необыкновенно сказочный оттенок. Оказалось, что пословиц я знаю немного.  И тут я решила узнать всё о пословицах: что такое пословица, кто и когда их придумал,  почему их используют речи,  используются ли они людьми моего поколения и можно ли пословицы придумывать самим.

         Так же на этапе постановки проблемы я решила выяснить, а что  ребята моего класса знают о пословицах, применяют ли они их в речи и вообще знают ли, что такое пословица. Для того чтобы это узнать, я решила провести в классе анкетирование, где попросила ребят ответить, как мне кажется, на самые значимые вопросы о пословицах: Что такое пословица? Как  ты можешь объяснить пословицу? Применяешь ли ты в своей речи пословицы? Сочиняешь ли ты сам(а) пословицы?

           В анкетировании участвовало 21 человек. Результаты тестирования я занесла в таблицу, вот что у меня получилось:

     1. Выбрать правильное определение термина пословицы смогли 17 человек, 4 человека определили неправильно. Тем самым то, что пословица – это краткое народное изречение с поучительным содержанием знает большинство учеников класса.

    2. Найти пословицу среди загадки  и скороговорки смогли все учащиеся кроме одного человека.

    3. Выбрали правильное объяснение пословицы 16 человек, 5 указали на неверное объяснение.

    4. Применяют в своей речи пословицы 7 человек, 10 не применяют, а 4 человека не знают: используют они их в речи или нет.

     5.Ну и  на самый интересный вопрос «сочиняешь ли ты сам пословицы?» трое ответили положительно, 18 – отрицательно.

     6. В последнем задании анкеты нужно было написать пословицы, которые знаешь, 6 человек написали по 2-3 пословицы, 9 человек смогли привести в пример только по одной пословице и 6 ребят не написали ни одной пословицы.

      Это анкетирование помогло мне представить четкую картину «Что знают о пословицах ребята моего класса». В результате анкетирования, я узнала, что большая часть класса знают пословицы, имеют представление о них, но не используют их в речи и тем более не составляют их сами. Я очень надеюсь, что с помощью исследования «Пословица – всем делам помощница» ситуация в классе изменится и ребята будут говорить пословицы, ведь это очень интересно.

           Итак, цель моего исследования: изучить литературу о пословицах и научиться самой сочинять пословицы.

           Перед собой я поставила такие задачи:

1. Исследовать пословицы.

2. Систематизировать знания о пословицах.

3. Проанализировать и обобщить полученную информацию, собрать копилку.

4.Разделить пословицы на группы – создать картотеку.

5. Выделить основные формы сочинения пословиц.

6. Основываясь на полученные знания, попробовать создать свой алгоритм сочинения пословиц.

          Гипотеза: предположим, что, основываясь на знаниях о пословицах можно составить алгоритм сочинения пословиц и научиться сочинять их самой.        

         Объект исследования – пословицы.           

         Предмет исследования – алгоритм составления пословиц.

  Методы исследовательской работы:

- изучение литературных источников о пословицах

        - социологический опрос сверстников

ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

  1. Создание копилки «Всё о пословицах».

Первым источником информации, стали, конечно, мои мама и бабушка, от которых я узнала, что пословиц и поговорок очень много.  К каждому определенному случаю подходит своя пословица, и все они пришли к нам еще с древних времен и передаются из поколения в поколения и актуальны до сих пор. Узнать много о пословицах и создать свою копилку, мне помог интернет, литературные энциклопедии и книги, которые мне предложили в библиотеке, а также рассказы моих родных и учителей. Таким образом, в своей копилке я собрала: всевозможные пословицы, книги о пословицах, информацию об их появлении и значении в современной жизни. И вот, что я узнала из истории возникновения пословиц:

На данный момент очень трудно сказать, с каких именно времен на древней Руси появились самые первые пословицы, которые представляют собой краткие и точные изречения, составляемые на любую тематику. Точно также, неизвестно, и конкретное время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли которых выступают меткие речи, способные в процессе разговора достаточно выразительно, а также очень точно характеризовать и описать какое-либо происходящее явление.

Неоспоримым остается только один факт: все пословицы, могли возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они стали являться народными спутниками на протяжении всей истории. Этот вид жанра стал даже по истечению длительного времени, а именно, столетий, самым необходимым и стойким в нашем быту. Пословица представляет собой не простое изречение. Прежде всего, ее суть выражает то единое мнение народа, которое сохранялось на протяжении веков, и оставалось полностью неизменным. Именно в пословицах были, когда давно заключены народные оценки жизненным явлениям, сопровождаемые наблюдением со стороны народа.

Те люди, которые в свое время создавали пословицы, были абсолютно безграмотными, и у них просто не существовало никакого иного способа сохранить свои конкретные наблюдения или жизненный опыт. Если попытаться взять все существующие и известные народные пословицы по их совокупности, то можно увидеть, что они, несомненно, отражают полностью менталитет нашего народа. Пословица продолжает и по сей день хранить некие моральные стандарты, и противоречия, которые были увековечены в устную форму и словесное содержание много веков назад. Можно сказать с уверенностью, что именно пословица, как народный традиционный жанр, представляет собой самое прекрасное проявление творчества, которое только присутствовало когда-либо во всем мире.

В толковом словаре Ожегова термин пословица означает – краткое народное изречение с назидательным содержанием.

В других источниках пословица — жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме (БЭС). Термин «пословица» - русский. Он говорит о том, что эти изречения употребляются в живой разговорной речи. В пословице наиболее  ярко   проявляются общие признаки фольклора: коллективность творчества, так как она создается многими и многими людьми; традиционность, т. е. устойчивость, так как текст пословицы, как правило, редко изменяется; устность, так как пословица более других жанров связана с устной, разговорной речью. В краткой и сжатой форме пословица передает итог длительных и внимательных наблюдений над жизнью. Пословица содержит в себе совет или поучение и имеет явный моральный аспект.

Народные пословицы имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Пословицы дают весьма разносторонние знания о жизни, конденсируют в себе богатый трудовой опыт народа, обобщают его жизненные наблюдения, типизируют явления действительности. Их познавательное значение состоит в важности и разнообразии  тем.  Можно  сказать,  что  пословицы гораздо полнее, чем другие жанры   фольклора, представляют картину жизни. Причем пословицы не просто говорят о явлениях действительности, а типизируют их, обобщают жизненный опыт народа. «Терпение и труд всё перетрут», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Лесом шёл, а дров не видал», «Есть время плакать, есть и веселиться».  М. Горький говорил: «Вообще пословицы и поговорки образцово формируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа...»   Эти обобщения могут касаться и важных явлений    и жизненных   мелочей.   Пословицы не только помогают лучше узнать жизнь, не только дают обобщения ее явлений, но нередко и объясняют их.

В пословицах, которые создавались предыдущими поколениями, благодаря личным наблюдениям и опыту, очень ярко и четко выражаются такие чувства, как горе, радость, печаль, восторг, гнев, ненависть, любовь, юмор или ирония. В каждой пословице в любом случае присутствует определенный толк. Такой народный жанр был призван обобщать любые природные явления, из взятой окружающей нас действительности. Благодаря таким вещам, можно постараться понять историю нашего родного народа. Пословицы в своих текстах приобретают свое индивидуальное значение. Дело в том, что они не только могут усилить выразительность обыденной речи, но и соответственно могут придать ей остроты, содержания более глубокого и емкого.

Пословица по своей сути – это краткое изречение, которое прекрасно было организовано с точки зрения ритмичности. Это, прежде всего, образное высказывание, которое основано на опыте народа. В ней заключаются различного рода суждения, и даже конкретные наставления, которыми можно воспользоваться фактически на все случаи жизни.

По своей форме пословицы очень легки для запоминания, прочно откладываются в долговременной памяти и, являясь формой сохранения и распространения народной мудрости, формируют поведение человека.

Пословица, возможно, это краткая форма мудрости передающаяся из поколений в поколения. Залог успеха «незабываемой мудрости» русского народа был заложен в произношении и звучание, как легко запоминающиеся выражения. Вместе с тем накопленная мудрость в «крылатых» выражениях носит характер общеизвестных истин правильного или рационального поведения  человека в той или иной ситуации. Одним выражением можно объяснить заветную истину заложенной в поговорке так, как не объяснит целая книга. Пословица способна в разговоре точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных, продолжительных и сложных пояснений. Еще не маловажная причина сохранения пословиц в речи русского народа на протяжении всех времен – это повод ее применить. Никто не вспоминает их без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к нужному случаю. Несмотря на общеизвестные истины накопленные и сложившееся веками люди все равно дают повод применить пословицы по назначению, делая их еще актуальнее. Поэтому фольклор и живет по сей день в русской речи.

Их познавательное значение состоит в важности и разнообразии  тем.  Можно  сказать,  что  пословицы гораздо полнее, чем другие жанры   фольклора, представляют картину жизни. Причем пословицы не просто говорят о явлениях действительности, а типизируют их, обобщают жизненный опыт народа. «Терпение и труд всё перетрут», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», плакать, есть и веселиться».

Велика  воспитательная ценность пословиц. Она выражается в верных оценках  поступков людей, в осмеянии отрицательных порядков, дурных сторон людских характеров, суеверий. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт  и передают его последующим поколениям. «Что о том тужить, чего нельзя воротить», «Счастью не верь, а беды не пугайся», «Умом туп, да кошель туг», «Деньгами души не выкупишь».

Эстетическую ценность пословиц не раз отмечали и такие видные художники слова, как Пушкин,   Гоголь, Толстой. Эстетическая ценность  заключает в себе четко и предельно кратко выраженную законченную мысль.          Веками формировался фонд народных пословиц. «Различны эпохи, породившие пословицы. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах». (М.Шолохов.)

 

  1. Создание картотеки пословиц.

             На этапе сбора копилки «Всё о пословицах», выяснилось, что пословиц очень много и соответственно сразу появилась цель: разделить их на группы по содержанию. Вот какая картотека у меня получилась:

  • Пословицы о труде
  • Пословицы о здоровье и гигиене
  • Пословицы о временах года и природных явлениях
  • Пословицы об учении
  • Пословицы о войне и мире
  • Пословицы, в содержании которых используются числа
  • Пословицы о добре и зле
  • Пословицы о любви и дружбе

 

  1. Деление пословиц на группы по форме их написания.

После того, как картотека пословиц была создана, я решила разделить их на группы еще не только по содержанию и тематике, но и по форме их написания. Это я сделала для того, чтобы понять, как они сочинялись и создавались.

          Так я разделила пословицы на три большие группы:

1.Рифмованные пословицы «Без труда не выловить и рыбку из пруда»

2. Пословицы, в которых нет рифмы «У семи нянек дитя без глазу»

3. Пословицы, в которых  есть противопоставление «Одна голова хорошо – а две лучше»

На этом мои исследования о пословицах не закончились. Ведь главной моей целью является попытка на основе сделанных выводов попробовать придумать свои пословицы, чтобы они могли так же точно высказать какую-то мысль или поучение, и были бы понятны всем. Так я подошла к следующему этапу моей работы – это создание алгоритма составления пословиц.

  1.  Создание продукта – алгоритма составления пословиц.

     Разделив пословицы на группы по форме их написания, я попробовала составить алгоритм составления пословиц.  За основу я решила взять пословицы, основанные на противопоставлениях. Для этого я взяла какое-то свойство характера человека, т.е. признак объекта, например добрый, и записала это в первую графу, во второй графе должно быть действие этого объекта, но сначала, я заполнила третью графу при помощи антонимов, у слова добрый, антоним – злой, далее во 2й и 4й графе я придумывала действие для первого объекта и для второго так, чтобы они подходили по смыслу и рифмовались. Например:

Признак объекта 1

Действие или свойство объекта 1

Признак объекта2  (антоним)

Действие или свойство объекта 2

добрый

любит

злой

губит

         А для того, чтобы пословица была более выразительной и законченной, в середину я вставила союз а, благодаря которому и получается противопоставление и поучительный оттенок.

Алгоритм составления пословиц:

  1. Записать слово, обозначающее характер человека (признак объекта 1)
  2. Подобрать к этому слову антоним (признак объекта 2)
  3. К признаку объекта 1 подобрать действие, которым он обладает
  4. Для второго объекта подобрать действие так, чтобы оно подходило по смыслу и рифмовалось с действием для объекта 1
  5. Поставить в середину союз «а».

        Тем самым в своем алгоритме я объединила 2 вида пословиц: рифмованные и те, в которых есть противопоставление.

Голодный хочет есть, а сытый лечь.

Весёлый улыбается, а грустный мается.

Щедрый даёт, а жадный берет.

Красивый наряжается, а страшный обижается.

Добрый любит, а злой губит.

Вот такие пословицы у меня получились. С помощью этого алгоритма и картотеки антонимов такие пословицы может придумать каждый, главное  уметь фантазировать и рифмовать.

Заключение.

Работая над этим исследованием, я поняла, что пословицы – это неотъемлемая часть нашего языка, в нашей речи их использовать можно и

нужно, так как это украшает нашу речь, делает ее более выразительной. Эта работа помогла мне узнать много нового о пословицах, создать картотеку и даже алгоритм их сочинения. Таким образом, моё предположение оказалось верным:   основываясь на знаниях о пословицах можно научиться сочинять их самой.        

А о том, как у меня это получилось, судить вам. На этом моя работа над проектом не заканчивается, я хочу рассказать о своей идеи ребятам нашего класса, и попробовать вместе с ними сочинить много новых интересных пословиц, постараюсь, чтобы ребята стали чаще и больше пословиц использовать в своей речи. Следующим этапом, я думаю, будет  создание книги   « Современные пословицы  от учеников 2А класса».

           


Поделиться:

Несчастный Андрей

Позвольте, я вам помогу

Два петушка

Просто так

Ломтик арбуза. Рисуем акварелью