• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Дуэль как элемент дворянской культуры 19 века (на примере произведений А.С. Пушкина)

Опубликовано Куприна Татьяна Васильевна вкл 22.09.2013 - 6:10
Куприна Татьяна Васильевна
Автор: 
Воронова Александра, ученица 10 класса

Данная работа направлена на выявления особенностей дворянских поединков в России на основе творчества А. Пушкина. Ученица рассматривает особенности изображения исторической действительности в произведениях А. Пушкина и устанавливает причины обращения поэта к теме дуэли в своих произведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronova_a.rar2.75 МБ

Подписи к слайдам:

«Пушкин умер в полном развитии своих сил и, бесспорно, унёс с собою в гроб некоторую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.» Ф.М. Достоевский
Выполнила Воронова Александра, 10 классРуководитель Куприна Т.В.
Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи, традиции страны в прошлом, потому и не могут разобраться в том или ином произведении.
Выявить особенности дворянских поединков в России на основе литературного творчества А.С.Пушкина.
Повесть «Капитанская дочка»Повесть «Выстрел»Роман «Евгений Онегин»
1. Изучить литературу по данной теме .2. Рассмотреть особенности изображения исторической действительности в произведениях А.С.Пушкина.3. Установить причины обращения А.С.Пушкина к теме дуэли в своем творчестве.
1. Изучение литературы, касающейся заявленной темы. 2. Создание картотеки, систематизация отобранного материала. 3. Анализ языкового материала.4. Подведение итогов, конкретизация выводов.
Дуэль в произведениях А.С.Пушкина –предсказание собственной судьбы или «знамение времени»?
Известно, что в Россию дуэль как обычай пришла с Запада. Но и там она существовала не вечно. Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, примерно к XIV веку, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу. В XVI веке дуэли приняли уже такой угрожающий размах ,что короли начали бороться с этим обычаем.
Под дуэлью (поединком) мы понимаем способ защиты личной чести, вооруженную борьбу двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов .
Рассмотрим основные признаки русской дуэли:1.Цель дуэли- удовлетворение поруганной чести.2.Участников дуэли только два, оскорбленный и его обидчик.3.Средство дуэли -смертоносное оружие.4.Наличие установленных обычаем правил дуэли, обязательных к строгому соблюдению.
Варианты Подробно изучив отрывки из художественных произведений А.С.Пушкина ,мы выяснили причины дуэлей.
«Капитанская дочка»
«Евгений Онегин»
«Выстрел»
Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом. Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал, что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин посмеялся над этой угрозою. Хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег, – продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня. – Ты лжешь, мерзавец! – вскричал я в бешенстве, – ты лжешь самым бесстыдным образом. «Это тебе так не пройдет, – сказал он, стиснув мне руку. – Вы мне дадите сатисфакцию». В эту минуту я готов был растерзать его .
К минуте мщенья приближаясь, Онегин, в тайне усмехаясь, Подходит к Ольге.Ленский мой Все видел: вспыхнул, сам не свой; В негодовании ревнивом Поэт конца мазурки ждет И в котильон ее зовет .Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,Кокетка, ветреный ребенок!Уж хитрость ведает она,Уж изменять научена!Не в силах Ленский снесть удара;Проказы женские кляняВыходит, требует коняИ скачет.Пистолетов пара,Две пули – больше ничего – Вдруг разрешат судьбу его. То был приятный, благородный, Короткий вызов, иль картель: Учтиво, с ясностью холодной Звал друга Ленский на дуэль.
Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио, который едва успел уклониться от удараОднажды подали ему пакет, с которого он сорвал печать с видом величайшего нетерпения. Пробегая письмо, глаза его сверкали. Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рту, придавали ему вид настоящего дьявола.  «...Шесть лет тому назад я получил пощечину, и враг мой еще жив. Я стал искать с ним ссоры; он шутил, а я злобствовал. Наконец однажды видя его предметом внимания всех дам, я сказал на ухо ему какую-то плоскую грубость. Он вспыхнул и дал мне пощечину. Мы бросились к саблям и в ту же ночь поехали мы драться.
Сравним причины дуэлей.
В романе «Евгений Онегин»ссора между Ленскими Онегиным спровоцирована скукой,ревностью к ветреной женщине.
В рассказе «Выстрел»конфликт разгорелся из чувства соперничестваи оскорбленного самолюбия.
В повести «Капитанская дочка»причиной дуэли послужила личная обида,сопряженная с оскорблениемчести юной дамы.
«Капитанская дочка»
«Евгений Онегин»
Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не подать никакого подозрения и избегнуть докучных вопросов; но признаюсь, я не имел такого хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении. В этот вечер я расположен был к нежности и к умилению.
Весь вечер Ленский был рассеян, То молчалив, то весел вновь; Но тот, кто музою взлелеян, Всегда таков: нахмуря бровь,.Сжалось В нем сердце, полное тоской; «Онегин верно ждет уж нас». Но ошибался он: Евгений: Спал в это время мертвым сном. Уже редеют ночи тени  И встречен Веспер петухом; Онегин спит себе глубоко.
Языковой материал позволил выявить следующую закономерность : хотя дуэлянтами овладевали разные чувства (страх, беспокойство ,тоска или ,напротив, душевный покой и бесстрастие),никто из них не смел отказаться от поединка, так как это считалось малодушием и позором.
«Капитанская дочка»
«Евгений Онегин»
«Выстрел»
«Зачем нам секунданты, – сказал он мне сухо, – без них обойдемся». Мы условились драться за скирдами, что находились подле крепости, и явиться туда на другой день в седьмом часу утра. Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги.
Они на мельницу должны Приехать завтра до рассвета, Взвести друг на друга курок И мелить в ляжку иль в висок Четыре перешли шага, Четыре смертные ступени. Свой пистолет тогда Евгений, Не преставая наступать, Стал первый тихо подымать. Вот пять шагов еще ступили, И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить – но как раз Онегин выстрелил… 
Это было на рассвете. Я стоял на назначенном месте с моими тремя секундантами. Секунданты отмерили нам двенадцать шагов. Мне должно было стрелять первому, но волнение злобы было во мне столь сильно, что я не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время остыть уступал ему первый выстрел.
В пушкинских текстах описан ход поединков вплоть до мельчайших подробностей, что дает читателю возможность больше узнать о дуэлях 19 века.
«...надо было пресечь подлость, отстоять свою честь – честь русского человека.»В.Кулешов
Ближайший повод дуэли – наглое поведение Дантеса.Причиной последней дуэли Пушкина стала его ревность
Кровь из раны Пушкина «лилась изобильно». Она пропитала шинель под ним и окрасила снег. Секунданты пытались на руках донести Пушкина до саней. Уложив Пушкина в сани, шагом поплелись по тряской дороге. У комендантской дачи встретили карету, которую на всякий случай прислал Геккерн-старший. По дороге Александр Сергеевич сильно страдал, но не жаловался и только периодически терял сознание…
Отношение Пушкина к дуэли противоречиво: как наследник просветителей XVIII века, он видит в ней проявление «светской вражды», которая «дико… боится ложного стыда». В «Евгении Онегине» культ дуэли поддерживает Зарецкий – человек сомнительной честности. Однако в то же время дуэль – и средство защиты достоинства оскорбленного человека. Она ставит в один ряд таинственного бедняка Сильвио и любимца судьбы графа Б***. Дуэль – предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, - не предрассудок.
Дуэлянты – дворяне, богатое и привилегированное сословие;Причины сатисфакции – оскорбление чести, чувства собственного достоинства;Дуэль в России – форма убийстваОбращение к поединкам Пушкина не предчувствие собственной трагедии, а примета времени.
Дуэль во всем многообразии своих проявлений запечатлена в русской литературе XIX - начала XX веков: от Бестужева-Марлинского и Пушкина до Чехова и Куприна.Писатели сосредотачивают свое внимание на психологии дуэлянта, на его состоянии; художественные характеристики существенно дополняют документальные знания.В настоящее время дуэли на шпагах и пистолетах не происходят. Все споры решаются иными способами.
Литература .1. Айхенвальд Ю.И. силуэты русских писателей/ Предисл. В.Крейда; Худож. В.Е.Валериус.- М.: Республика, 1994.-591с.2. Волков Г.Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение. – М.: Молодая гвардия, 1989.-269 с.,ил.3. E-mail:Genstab. ru Хандорин Вл. Дуэль в России.4.Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.С.Пушкина.- М.: Худож. лит., 1987.-415с., ил.5. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся.- Л.: Просвещение, 1981. – 255с.6. Мейлах Б.С. Талисман. Книга о Пушкине.- М.: Современник, 1975. – 367с.7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических сочетаний/ РАН. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.- 4-е изд., дополн.- М.: Азбуковник, 1997.- 944с.8.Последние год жизни Пушкина/ Сост. В.В.Кунина.- М.: Правда, 1990.- 704с.9. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах.- М.: Худож. лит., 1987.10. Соловей Н.Я. Роман Пушкина «Евгений Онегин».- М.: Высшая школа, 1981.-112с.11. Шубин Б.М. Дополнение к портретам: (Скорбный лист, или история болезни Александра Пушкина. Изд. 3-е).- М.: Знание, 1989.-256с., ил.12. Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. Исследование и материалы.- М.: Книга, 1987.-576с.
Поделиться:

Мать-и-мачеха

Заяц, косач, медведь и весна

Мороз Иванович

Медведь и солнце

Юрий Алексеевич Гагарин