Материал будет полезен на уроках развития речи, при работе со средствами художественной выразительности.
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_priroda_v_stikhotvoreniyakh_poetov_khkh_veka.pptx | 921.79 КБ |
Слайд 1
Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века Автор : ученик 6 «А» класса лицея № 82 Береснев Пётр г.Санкт-Петербург 2013 г.Слайд 2
Содержание Аннотация ...................................................... 3 Б.Л.Пастернак «Золотая осень»…………………………………4 Комментарий к стихотворению «Золотая осень » ………........ 5 В.А.Рождественский «Русская природа»…………… ………… 6 Комментарий к стихотворению «Русская природа »…………..7 Н.М.Рубцов «Первый снег »……………………………….8 Комментарий к стихотворению «Первый снег»…………………9 Н.И.Рыленков «Всё в тающей дымке…» …………………… 10 Комментарий к стихотворению«Всё в тающей дымке…» ……. 11 В.С.Шефнер «Стихи природы»………………………………...12 Комментарий к стихотворению «Стихи природы» ………….. 13 – 2 –
Слайд 3
Аннотация В сборник вошли поэты ХХ века Б.Л.Пастернак (1890 – 1960), В.А.Рождественский (1895 – 1977), Н.М.Рубцов (1936 – 1971), Н.И.Рыленков (1909 – 1969) и В.С.Шефнер (1914 – 2002). Стихотворения были подобраны так, чтобы читатель мог уви-деть всю красоту русской природы в разное время суток, в разных красках времён года и при разных явлениях. Используя эпитеты, метафоры и сравнения, поэты помогают нам понять, что в любом уголке нашей необъятной Родины есть свои прелести. Произведения, вошедшие в этот сборник, написаны в 60-х годах 20-го столетия. Они призывают нас всмотреться в красоту природы, вслушаться в её звуки, любить и беречь её, как свою мать. Ведь человек тоже часть этой природы. «…В тебе величье моего народа, Его души бескрайные поля, Задумчивая русская природа, Достойная красавица моя!..» (В.Рождественский) – 3 –
Слайд 4
Борис Пастернак «Золотая осень» Осень. Сказочный чертог, Где деревья в сентябре Всем открытый для обзора. На заре стоят попарно, Просеки лесных дорог, И закат на их коре Заглядевшихся в озёра. Оставляет след янтарный. Как на выставке картин : Где нельзя ступить в овраг, Залы, залы, залы, залы Чтоб не стало всем известно : Вязов, ясеней, осин Так бушует, что ни шаг, В позолоте небывалой. Под ногами лист древесный. Липы обруч золотой – Где звучит в конце аллей Как венец на новобрачной. Эхо у крутого спуска, Лик берёзы – под фатой И зари вишнёвый клей Подвенечной и прозрачной. Застывает в виде сгустка. Погребенная земля Осень. Древний уголок Под листвой в канавах, ямах. Старых книг, одежд, оружья, В жёлтых клёнах флигеля, Где сокровищ каталог Словно в золочёных рамах. Перелистывает стужа. 1957 г. – 4 –
Слайд 5
Комментарий к стихотворению «Золотая осень» Композиционно стихотворение состоит из восьми частей (строф), каждая из которых представляет собой четверостишие. Автор приме-нил разную организацию последовательностей звуков . Ключевые слова : «осень», «в позолоте», «земля под листвой», «в жёлтых клёнах», «деревья в сентябре». Яркую и радостную картину осени передают эпитеты («сказочный чертог», «в позолоте небывалой», «обруч золотой», «под фатой подвенечной и прозрачной», « погребен-ная земля под листвой», «в золочёных рамах», «след янтарный», «у крутого спуска», «вишнёвый клей», «древний уголок») и метафоры («залы вязов, ясеней, осин», «липы обруч», «лик берёзы», «уголок книг, одежд, оружья», «сокровищ каталог»). Сделать картину одухотворённой помогают олицетворения : «дороги, заглядевшиеся в озёра», «закат оставляет след», «бушует под ногами лист», «звучит эхо» и «каталог перелистывает стужа». Лирический герой этого стихотворения представляется мне добрым человеком, любящим лес, сказки и чудеса. Именно такая картина рисуется у меня перед глазами, когда я читаю это стихотворение. – 5 –
Слайд 6
Всеволод Рождественский «Русская природа» Ты у моей стояла колыбели, Гляжусь в твоё лицо – и всё былое, Твои я песни слышал в полусне, Всё будущее вижу наяву, Ты ласточек дарила мне в апреле, Тебя в нежданной буре и в покое, Сквозь дождик солнцем улыбалась мне. Как сердце материнское, зову. Когда порою изменяли силы И знаю – в этой колосистой шири, И обжигала сердце горечь слёз, В лесных просторах и разливах рек – Со мною, как сестра, ты говорила Источник сил и всё, что в этом мире Неторопливым шелестом берёз. Ещё вершит мой вдохновенный век! Не ты ль под бурями беды наносной Меня учила (помнишь те года?) Врастать в родную землю, словно сосны, Стоять и не сгибаться никогда? В тебе величье моего народа, Его души бескрайные поля, Задумчивая русская природа, Достойная красавица моя! 1956 г. – 6 –
Слайд 7
Комментарий к стихотворению «Русская природа» Стихотворение состоит из шести четверостиший. Здесь применена разная организация последовательностей звуков . Ключевые слова этого стихотворения : «ласточек дарила мне в апреле», «сквозь дождик солн-цем улыбалась», «русская природа», «в тебе величье моего народа». Метафоры : «горечь слёз», «шелестом берёз», «под бурями беды», « ве-личье народа», «источник сил». Особенность стихотворения – много эпитетов : «неторопливым шелестом», «беды наносной», «родная зем-ля », «мой народ», «бескрайные поля», «задумчивая русская природа», «достойная красавица моя», «в нежданной буре», «сердце материнс-кое », «в колосистой шири», «в лесных просторах», «вдохновенный век». Олицетворения : «ты стояла», «ты дарила», «улыбалась мне», « из-меняли силы», «горечь слёз обжигала»,«ты говорила», «ты учила», «век свершит». Также в стихотворении автор использовал сравнения : «как сестра», «словно сосны» и «сердце материнское». Лирический герой воспевает русскую природу, одухотворяет её. Относится к ней с уважением, как к матери, которая его вырастила и воспитала. Это стихотворение заставляет нас задуматься о нашем прош-лом , настоящем и будущем. – 7 –
Слайд 8
Николай Рубцов «Первый снег» Ах, кто не любит первый снег В замёрзших руслах тихих рек, В полях, в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру! В деревне празднуют дожинки, И на гармонь летят снежинки. И весь в светящемся снегу, Лось замирает на бегу На отдалённом берегу. Зачем ты держишь кнут в ладони? Легко в упряжке скачут кони, И по дорогам меж полей, Как стаи белых голубей, Взлетает снег из-под саней… Ах, кто не любит первый снег В замёрзших руслах тихих рек, В полях, в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру! 1955 г. – 8 –
Слайд 9
Комментарий к стихотворению «Первый снег» Это стихотворение состоит из четырёх частей : два четверо-стишия и два пятистишия (всего 18 строк). На мой взгляд, здесь также использована разная организация последователь-ностей звуков . Ключевые слова : «первый снег», «замёрзшие русла рек», «в деревне празднуют дожинки». Эпитеты : «замёрзшие русла тихих рек», «в светящемся снегу», «белые голуби», «первый снег», «в гудящем бору». Олицетворения «летят снежинки» и «взлетает снег». Все эти слова помогают поэту передать свой восторг от начала зимы, ярче нарисовать деревенский пейзаж. Лирический герой радуется первому снегу, называет его светящимся, сравнивает со стаей белых голубей. Наш герой даже представить себе не может, что кто-то может не любить первый снег. – 9 –
Слайд 10
Николай Рыленков «Всё в тающей дымке…» Всё в тающей дымке : Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озёра, И всё ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. 1957 г. – 10 –
Слайд 11
Комментарий к стихотворению «Всё в тающей дымке…» Композиционно стихотворение состоит из одной строфы в двадцать строк. Для усиления звуковой выразительности автор применяет повтор фонетически близких звуков [ з // c] . Ключевые слова : «тающая дымка», «краски не ярки», «звуки не резки», « бег-лый взор», «русская природа». Метафоры : «любовью наполнилось сердце», «в душу созвучья нахлынули», «прелесть природы». Эпитеты : «в тающей дымке», «краски не ярки», «звуки не резки», «медленны реки», «туманны озёра», «беглый взор», «ясной любовью», «прозрачные воды», «застенчивая русская природа». Олицетворения : «всё ускользает», «наполнилось сердце», «созвучья нахлынули», «отразили воды». Лирический герой призывает нас остановиться, вслушаться в звуки природы и всмотреться в её прелесть. Ведь в его душу уже нахлынули созвучья, а сердце его наполнилось любовью к русской природе. Он хочет, чтобы это произошло и с нами. – 11 –
Слайд 12
Вадим Шефнер «Стихи природы» Окрестность думает стихами, Но мы не разбираем слов. То нарастает, то стихает Шальная ритмика ветров. Неся дожди на берег дымный, В раструбы раковин трубя, Моря себе слагают гимны – И сами слушают себя. И скачут горные потоки По выступам и валунам, Твердя прерывистые строки, – Но только грохот слышен нам. Лишь в день прощанья, в час ухода, В миг расставальной тишины Не шумы, а стихи природы, Быть может, каждому слышны. В них сплетены и гром и шорох В словесную живую нить, – В те строки тайные, которых Нам негде будет разгласить. 1962 г. – 12 –
Слайд 13
Комментарий к стихотворению «Стихи природы» Это стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки в каждой. Здесь поэт применяет противопоставление фонетически контрастных звуков [ р // с // ш ] . Ключевые слова : «шальная ритмика ветров», «моря слагают гимны», «стихи природы», «строки тайные». Метафоры : «ритмика ветров», «раструбы раковин», «в день прощанья», «в час ухода», «не шумы, а стихи природы». Эпитеты : «шальная ритмика», «берег дымный», «горные потоки», «прерывистые строки», «словесная живая нить», «строки тайные». Олицетворения : « окрест-ность думает», «ритмика то нарастает, то стихает», «моря слагают и слушают, неся и трубя», «скачут потоки, твердя строки». Эти слова помогают поэту передать только шум ветра и моря, грохот горных потоков, но «стихов природы» мы не слышим. И лирические герои этого стихотворения переживают, что слышат только гром и шорох. Быть может, человек услышит «стихи природы» только в последний миг своей жизни. Но эти «тайные строки» он не сможет уже никому разгласить. В последних двух четверостишиях есть какая-то грусть. – 13 –
Подарок
Простые летающие модели из бумаги
Акварель + трафарет = ?
Сказка об одной Тайне
Дерево в снегу