Вложение | Размер |
---|---|
ekranizatsiya_proizvedeniy_l.docx | 16.01 КБ |
Экранизация произведений Л.Н. Толстого ( к 185-летию со дня рождения писателя).
Льву Николаевичу Толстому очень «повезло» по части экранизаций в том смысле, что он, едва ли не единственный из классиков литературы ХIХ века, попал и сам лично в объектив кинокамеры, хотя, кажется, не очень к тому стремился. Событие это носит символический смысл. Оно обозначает время и место встречи двух культур двух больших эпох, признавших и принявших друг друга уже в силу того, что событие это состоялось. Одной из первых наиболее серьезных экранизаций Толстого был фильм Я. Протазанова «Отец Сергий» (1917-1918). В духе новых времен режиссера интересовал путь героя повести к жизни для Бога, а не для людей. Режиссер намеревался отразить метания Касатского между великосветской жизнью и жизнью монаха. Другая заметная экранизация Толстого держалась на выдающейся актерской игре. Это был «Поликушка» (1918-1919) А. А. Санина, в котором заглавную роль сыграл великий русский актер Иван Москвин. Картина рождалась в труднейших условиях. Снимали без дублей из-за нехватки пленки. Ателье отапливалось единственной железной печкой, постоянно угрожавшей пожаром. В сцене, где Поликей, в мечтах вернувшись из города, угощает детей, актеры не выдержали и по ходу репетиции съели весь хлеб. Хлеб долго искали у жителей Бутырской улицы, не нашли. Съемку отложили до получения пайков (сто граммов в день на человека).Фильм вышел на экраны только через четыре года, когда уже рождалось новое советское авангардное кино. Взлет «толстовской» темы произошел в отечественном кинематографе в 1960-е годы. Вероятно, выступила на поверхность нужда в этом авторе. Одной из первых экранизаций Толстого в этот период была экранизация его повести «Казаки» (1961), созданная по сценарию Виктора Шкловского режиссером В. Прониным. Откликаясь в 1958 году на экранизацию Кингом Видором «Войны и мира», Шкловский писал: «Лента смотрится с интересом, а иногда, как в сцене первого бала Наташи, захватывает зрителя. Она впечатляет грандиозностью постановки и ее серьезностью. Но у нас картина оставляет чувство вины – за то, что мы сами не собрались показать своему народу с экрана «Войну и мир», чтобы помочь зрителю вчитаться в великое произведение. Обращаться к великим классикам нужно не для того, чтобы брать событийную часть их произведений, а для того, чтобы научиться их анализу жизни…» Свой путь «в Толстом» попытался найти и Михаил Швейцер, взявшийся за экранизацию «Воскресения» (1960-1962). Нужно сказать, что этот режиссер в своих предыдущих работах так или иначе ориентировался на творчество Льва Толстого. «Я принадлежу к тем, - писал Швейцер вскоре после того, как поставил «Воскресение», - для кого Толстой – великий учитель нравственной оценки в искусстве. Для меня он также и великий учитель в искусстве. На моем рабочем столе, что бы я ни делал в кино, лежат книги Толстого – замечательный справочник кинорежиссера» . Незадолго перед тем, как на экраны вышел фильм Сергея Бондарчука, советские зрители познакомились с американским киновариантом русской эпопеи, созданным Кингом Видором, по сценарию Ирвина Шоу.Бондарчук призывал относится к опыту Видора с уважением, поскольку фильм американского режиссера делался «с добрыми намерениями». «Но американцы, - указывал Бондарчук, - опустили в фильме главное – национальный дух романа, его глубокие философские обобщения, считая все это некинематографичным». Одним из интересных фактов для меня стало то, что на момент съемок фильма «Война и мир» Бондарчука, мой дедушка, Покровский Николай Викторович, служил в армии, где и был приглашен сняться в кино. У него, конечно, была совсем маленькая и вовсе не значительная роль, он играл рядового солдата сначала в русском полку, а затем в полку Наполеона. Однако для меня и моей семьи участие дедушки в фильме знаменитого режиссера С. Бондарчука играет весьма важную роль. В 1968 году на экраны выходит красочный фильм Александра Зархи «Анна Каренина», где главную роль сыграла Татьяна Самойлова. Двигателем сюжета стало освобождение в любви закрепощенной нормами светского общества женщины. В семидесятые годы реже обращаются к Толстому на киноэкране. Но в средине десятилетия появляется ряд телевизионных картин. Только в конце 1970-х выходит лента Таланкина «Отец Сергий» (1978). И это, пожалуй, единственная заметная киноэкранизация Толстого в 1970-е. В восьмидесятые годы, а именно – во второй их половине появились две заметные экранизации классика: «Крейцерова соната» (1987) М. Швейцера и «Простая смерть» (по рассказу «Смерть Ивана Ильича») А. Кайдановского. На них лежал явственный отблеск нового, перевалочно-перестроечного времени. В восьмидесятые годы, а именно – во второй их половине появились две заметные экранизации классика: «Крейцерова соната» (1987) М. Швейцера и «Простая смерть» (по рассказу «Смерть Ивана Ильича») А. Кайдановского. На них лежал явственный отблеск нового, перевалочно-перестроечного времени. 10 января 2009 года на российские экраны вышла экранизация романа Льва Толстого «Анна Каренина». Фильм снят британским режиссером Джо Райтом и представляет собой очень близкую к тексту экранизацию, которая очень понравилась критикам. Таким образом, экранизации произведений Л.Н. Толстого интересны режиссерам разных стран, принадлежащим к разным эпохам.
Покровская Наталия, 11 класс.
Барсучья кладовая. Александр Барков
Весёлые польки для детей
Пустой колос голову кверху носит
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Рисуем ананас акварелью