• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Подготовка к олимпиаде по литературе"

Опубликовано Кравченко Юлия Сергеевна вкл 12.12.2013 - 19:14
Кравченко Юлия Сергеевна
Автор: 
Кравченко Юлия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Роды литературы

ЭПОС

ДРАМА

ЛИРИКА

(греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

(греч. - действие) изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

(от названия муз. инструмента) переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.

Рома́н — литературный жанр, как правило прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни.

Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.

Идея – авторский замысел.

Тема – о чем (о ком) данное произведение.

Жанры устного народного творчества (фольклора)

Название

Краткая характеристика

Пример  

Сказка

Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов.

"Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка"

Былина

Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы.

Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович"

Песнь

Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека.

Песни о С. Разине, Е. Пугачеве

Малые жанры фольклора

Загадка

Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью.

"Висит сито, не руками свито" (паутина)

Пословица

Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии.

"Семеро одного не ждут"

Поговорка

Выражение, образно определяющее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли.

"Легок на помине"

Скороговорка

Шутливое выражение, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов.

"Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку: рак за руку Грека цап"

Частушка

Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера.

"Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки".

Жанры древнерусской литературы

Название

Краткая характеристика

Пример

Житие

Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью.

"Житие Александра Невского"

Хожение

Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие.

"Хождение за три моря" Афанасия Никитина

Поучение

Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление.

"Поучение Владимира Мономаха"

Воинская повесть

Повествование о военном походе.

"Сказание о Мамаевом побоище"

Летопись

Историческое произведение, в котором повествование велось по годам.

"Повесть временных лет"

Слово

Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера.

"Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона

Эпические жанры

Название

Краткая характеристика

Роман

Вид повествовательной литературы; развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей, круг жизненных явлений, данных в развитии:

 – большой объем  – несколько сюжетных линий

 – судьба нескольких персонажей во взаимосвязи.

Разновидности романа по тематике и содержанию:

– рыцарский (жанр средневековой куртуазной литературы XII - XIV веков; судьба рыцаря, его необыкновенные приключения в сочетании с любовной линией);  

– пасторальный (судьбы людей, близких природе);  

– плутовской (динамичный сюжет, пародийные элементы);  

– роман-эпопея (крупное эпическое повествование, где на фоне важнейших исторических событий разворачивается жизнь множества персонажей);  

– исторический (повествование разворачивается на фоне какого-либо исторического периода);  

– семейно-бытовой (в центре – перипетии семейных взаимоотношений);  

– приключенческий (в центре – повествование о приключениях персонажей);

 – психологический (исследование внутреннего мира персонажей);

– социальный (исследование социальных проблем);

 – философский (размышления героя над основными вопросами бытия);

 – роман-путешествие (эпическое повествование разворачивается на фоне путешествия героя).

Повесть

Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение.

– средний объем

 – одна сюжетная линия

– судьба одного героя, одной семьи

– ощутимость голоса повествователя

– преобладание хроникального начала в сюжете.        

Рассказ

Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа)

– маленький объем

– один эпизод

 – одно событие в жизни героя.

Новелла

Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр).

Очерк

Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием.

Басня

Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием.

Лирические жанры

Название

Краткая характеристика

Стихотворение

Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами.

Элегия

Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму.

Эпиграмма

Небольшое по объёму сатирическое стихотворение.

Сонет

Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три.         

Эпитафия

Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему.        

Песня

Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок.

Гимн

Торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные.

Ода

Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная.

Послание

Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу.

Романс

Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку.

Лиро-эпические жанры

Название

Краткая характеристика

Баллада

Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания.

Поэма

Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя.

Драматические жанры

Название

Краткая характеристика

Трагедия

Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель.

Комедия

Вид драмы, в котором характеры, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни   Разновидности комедии по характеру содержания:  – комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига);  – комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев);  – комедия идей (источник смешного – идея писателя);  – трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни);  – фарс (западноевропейская народная комедия XIV  – XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой).

Драма

Литературное произведение, которое изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами.

Водевиль

Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами.

Интермедия

Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов:

1) самостоятельный жанр народного театра в Испании;

2) галантно-пасторальные сцены в Италии;

3) вставная комическая или музыкальная сцена.

Стихотворные размеры

Двусложные:   ‌Ямб ‌‌‌‌‌‌‌‌ |_`_|

    Хорей |`_ _|

Трехсложные: Анапест |_ _`_|

   Дактиль |`_ _ _|

   Амфибрахий |_`_ _|

Тематика лирических произведений

Тема лирического произведения

Краткая характеристика

Пример

Тема любви (любовная лирика)

Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимось, мимолетность, красоту любовного чувства.

А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."

Тема природы (пейзажная лирика)

Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы.

С. А. Есенин "Береза"

Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)

Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта.

М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"

Тема поисков жизненого смысла (философская лирика)

Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти.

Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..."

Тема свободы (вольнолюбивая лирика)

Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности.

А. Н. Радищев ода "Вольность"

Тема дружбы

Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение.

А. С. Пушкин "К Чаадаеву"

Тема одиночества

Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми.

М. Ю. Лермонтов "Парус"

Тема родины (патриотическая лирика)

Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества.

А. А. Блок "Россия"

Тема народа

Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа.

Н. А. Некрасов "Железная дорога"

Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)

Название тропа

Краткая характеристика

Пример

Эпитет

Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения. Эпитеты украшают нашу речь, делают её яркой и образной.

Под нами с грохототом чугунным

Мосты мгновенные гремят. (А. А. Фет)

Гипербола

Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее и преувеличивающее свойства реальных явлений. Используется для усиления производимого впечатления.

"Даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил").

Ирония

Тонкая, скрытая насмешка.  Ирония как выразительный прием используется для создания в тексте комического эффекта и выражения авторских оценок и эмоций.

"Откуда, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?" И. А. Крылов

Гротеск

Художественный приём в искусстве и литературе, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном, уродливо-комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, пугающее, страшное с необычайно смешным.

М. Е. Салтыков-Щедрин  «История одного города»

Аллегория

Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа. В произведениях литературы аллегория используется для изображения отвлеченных понятий, таких как совесть, честность, правда, истина.

Лиса в русских народных сказках - аллегория хитрости, ловкости; волк - аллегория злобы, жестокости; басни И. А. Крылова, Лафонтена, Эзопа.

Сарказм

Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа.

"Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву". Пословица. Концовка "Невского проспекта" Н. В. Гоголя.

Эзопов язык

Вид подцензурного иносказания, намеренно маскирующий идею автора.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Постоянный эпитет

Один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак.

Выезжает из села да добрый молодец,

Старый казак да Илья Муромец... (Былина "Три поездки Ильи Муромца").

Сравнение

Простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку. Используется для того, чтобы зрительно передать, описать, охарактеризовать внешний вид, внутренне свойство и состояние, поведение и т.п. человека.

Дорога, как змеиный хвост,

Полна народу, шевелится... (А. С. Пушкин).

Метафора

Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора помогает более точно и понятно выразить мысль  сделать ее запоминающейся. Применение метафор делает устную и письменную речь богаче и красивее.

Не жалею, не зову, плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым. (С. А. Есенин)

Олицетворение

Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы или явления. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

^ Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. ("Слово о полку Игореве")

Литота

Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального. воздействия.

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлеющих кленов шатер (А. А. Фет).

Синекдоха

Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях "меньшее - большее"; "часть - целое" (количественная метонимия).

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов).

Оксюморон

Вид тропа, сочетании несочетаемого, противоположных по значению слов.

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, аи. (А. А. Блок)

Перифраз

Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков.

Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец.

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)

Метонимия

Вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности. Метонимия обычно используется в целях образного изображения фактов действительности, создания чувственных, зрительно более ощутимых представлений об описываемом явлении.

Не дай мне Бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. (А. С. Пушкин).

Градация

Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ. Градация используется для постепенного усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста.

"В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться". (Н. В. Гоголь)

Антитеза

Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов. Используется для придания большей выразительности.

Они сошлись.

Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А. С. Пушкин)

Анафора

Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк. Применяется анафора для придания речи пламенности и выразительности, для того, чтобы повысить ее действенность.

Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой... (А. С. Пушкин).

Эпифора

Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк.

Не воздух, а золото,

Жидкое золото

Пролито в мир.

Скован без молота - Жидкого золота

Не движется мир.

(С. М. Городецкий)

Аллитерация

Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе. Этот прием используется для придания особой звуковой и интонационной выразительности.

"Пора, перо покоя просит..." (А. С. Пушкин)

Ассонанс

Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки.  Ассонанс применяется в качестве оригинального инструмента, придающего художественному тексту, в особенности поэтическому, особый колорит.

Багровое взметнулось полымя

Над рокотом аэродрома,

А голуби, как будто голые, Неслись на сизом фоне грома. (Л.Н. Мартынов).

Этапы развития сюжета

Название этапа сюжета

Краткая характеристика

Пример

Экспозиция (пролог)

Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении)

- прямая;

- задержанная;

- обратная.

В трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви.

Завязка

Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения.

Типы завязок:

- мотивированная;

- немотивированная (неожиданная, придающая остроту).

Место завязки в литературном произведении:

- в начале;

- в конце.

Немотивированная, неожиданная завязка в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Завязка в конце худ. произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души".

Развитие действия

События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта.

Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим.

Кульминация

Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций.

Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После бала".

Развязка

Положение действующих лиц, которого сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц.

Виды развязки:

- естественная (логичное выражение завязки);

- ложная.

Виды развязки (в зависимости от  развития сюжета):

- внезапная;

- логически вытекающая из развития действия.

Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя):

- единая с кульминацией;

- отдельная от кульминации.

Естественная развязка - "Вишневый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией - "Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации - "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя.

Послесловие (эпилог)

Заключительная часть произведения.

Типы эпилогов:

- непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности);

- развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событый).

Развернутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года.


Поделиться:

Ночная стрельба

Щелкунчик

В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?

Ёжикина Радость

Сказка на ночь про Снеговика