• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Эссе "Прекраснейшее из всего Творенья..." (Священные узы супружества в древнерусской повести и древнегреческой легенде).

Опубликовано Харина Лидия Владимировна вкл 03.01.2014 - 20:16
Харина Лидия Владимировна
Автор: 
Бруклич Матвей, 10 класс

Работа создана в жанре эссе и представляет собой размышления о древнерусской "Повести о Петре и Февронии Муромских" и древнегреческой легенде о Филимоне и Бавкиде. Что же, по мнению ученика, объединяет героев древнерусской повести и древнегреческой легенды?  Объединяет их Любовь, ибо «подлинно нет ничего более богообразного, более возвышающего людей до обожения, чем Божественная любовь» (Преподобный Максим Исповедник). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_bruklich.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                  «Прекраснейшее из всего Творенья…»(Н. Гумилёв)

                (Священные узы супружества в древнерусской повести

                                      и древнегреческой легенде)

                                                           

                                                          Эссе

               

              Бывая в Москве, мы с родителями заходим в Третьяковскую галерею. В этом бесконечном мире шедевров живописи, создававшихся столетиями, запоминаются иконы: и гениальная «Троица» Рублёва, и утончённые работы Дионисия, и суровые образы                                                                                                                                                                                                                Феофана Грека. Присматриваюсь к ликам – скорбным, тревожным, умиротворённым, озарённым каким-то небесным светом. Особенно привлекает икона XV века «Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София».

                             

                                                                                                   

       

             Будучи глубоко верующей христианкой, благочестивая вдова София   воспитала дочерей в любви к Богу, уча их не привязываться к земным благам. Поражаюсь, как стойко сёстры, практически мои ровесницы, терпели страшные муки за верность Всевышнему. Святая София испытала ещё большие мучения от разлуки с замученными детьми. Потому, видимо, их именами названы главные христианские добродетели – Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Именно они составляют основу христианского супружества.  

              Супружеский союз есть одно из высших творений Создателя. «И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие, 2, 18). Господь почтил и благословил супружеский союз  Своим присутствием на браке в Кане Галилейской. Он возвёл супружество в число Таинств Церкви  и подтвердил нерасторжимость этого союза, сказав: «… человек прилепится к жене своей, и будут они одной плотью…» (Мк. 10, 6-9). Составляя одну плоть,  супруги имеют одну душу. Взаимной любовью они пробуждают друг в друге  благочестие – истинное богопочитание, благоговейное признание Божественных истин и исполнение их на деле.

          Благочестивые супруги  изображены в  «Повести о Петре и Февронии Муромских».  Историю святых чудотворцев написал священнослужитель Ермолай Прегрешный  (в иночестве Еразм). Талантливый литератор, он создал удивительно поэтичную повесть о вере, мудрости и любви – дарах Святого Духа, которые даются людям, чистым сердцем и смиренным в Боге. Благоверный Пётр был младшим братом  княжившего в Муроме  Павла. Желая спасти  жену брата от змея-насильника,  положившись на помощь Божию,  Пётр поразил супостата. Но тот перед смертью обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями.  Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. И только Феврония, дочь древолаза,  обладавшая даром прозорливости и исцелений, взялась  лечить князя, но при условии, что станет его супругой.  Девушка утверждала:  «Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»  Пётр пообещал жениться, но в душе слукавил: княжеская гордость мешала ему согласиться на брак с дочерью древолаза. Феврония взяла хлебной закваски и велела князю смазать все струпы, кроме одного.   Благодатная девица  имела премудрость Святых отцов и назначила такое лечение неспроста. Как Господь, исцеляя нуждающихся, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни даются Богом  во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, имея в виду духовный смысл (оставлен несмазанным один струп как свидетельство греха). Вскоре, как и предвидела премудрая Феврония, болезнь возобновилась, и князю пришлось вновь обратиться  к девушке. Быстро исцелившись, Пётр взял Февронию в жёны, и прибыли они в Муром и «начали жить благочестиво, ни в чём не преступая Божии заповеди». Дух смирения, терпения и любви  объединял супругов. Благоверная Феврония обладала многими добродетелями: и даром исцеления, и даром творить чудеса (к примеру, обычные хлебные крошки в её руках превращались в благоухающий ладан).  «Лучезарная» Феврония (именно такова символика её имени)  была самым большим богатством для Петра. Ведь цена добродетельной жены «выше жемчугов», а «приобретение мудрости гораздо лучше золота» (Книга притчей Соломоновых).  Пётр, исполненный  Божественной благодати, отличался кротостью, в его обычае было ни на что не гневаться. Узнав, что «злочестивые» бояре хотят разлучить его с любимой женой, Пётр поступил по Евангелию: «…пренебрёг княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить». Оказавшись в трудной ситуации, супруги уповают на Создателя: «Милостивый Бог, Творец и Заступник всех не оставит нас в беде!»  Когда готовили ужин, повар, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. После трапезы премудрая княгиня Феврония благословила эти обрубочки, и утром они стали большими деревьями. Этим чудом жена  хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь раз «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживёт» (Иов. 14:7), то и человек, уповающий на Господа, обязательно получит благословение, благодать и ласку Бога.

       После распрей бояр, поссорившихся из-за власти, блаженные Пётр и  Феврония вернулись в город и правили, «соблюдая заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям».  Ко всем они питали равную любовь, городом  управляли со справедливостью и кротостью, «не жалели тленного богатства, но богатели Божьим богатством»: благостью, смирением, мудростью, верой, любовью.          

        Когда пришло время «благочестивого преставления их», умолили они Бога умереть в один день  и завещали похоронить себя в одном гробу. В одно время приняли монашество, и в иноческом чину Пётр был назван Давидом («любимый»), а Феврония – Евфросинией («радостная»). Как видим, Господь смиренных возвышает: их имена и теперь связаны с Божественной благодатью и любовью.  «Отдали они оба святые  свои души в руки  Божии» в один день.  Дважды нечестивые горожане разносили их тела по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Священные узы брака  не удалось разорвать даже после смерти. Так и похоронили  супругов вместе около церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и «припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление». С тех пор  25 июня (8 июля) почитается днём святых Петра и Февронии Муромских, а сами они  считаются покровителями  семьи и брака.                  

       Блаженный Пётр и предивная  Феврония - ярчайшие личности Святой Руси,  отразившие её духовные ценности.  Уверен,  что это  идеал  христианского супружества:  они своей жизнью доказали, что христианские супруги истинно любят Бога, усердно исполняют заповеди Его, имеют взаимную постоянную любовь, верность и уважение друг к другу, ведь любовь без уважения, как сказал А.Дюма-отец, - «это ангел с одним крылом». Христианские супруги смиренны, терпеливы среди трудных и скорбных обстоятельств жизни, непритворно любят ближних и непоколебимы в преданности  Господу.        

         Достоинство и счастье христианского супружества, которое заключила сама Церковь,  хорошо показал древний учитель Церкви Тертуллион, воскликнув: «Как приятно иго двух сердец, соединённых одною надеждою,  одним учением, одним законом!»  В этом убеждаюсь,  читая древнегреческую легенду «Филимон и Бавкида», повествующую о пожилых бедных крестьянах  из  селения  Фригия. Все годы под тростниковой крышей их хижины  «жила с ними Бедность», но супруги спокойно сносили её существование, утверждая: «Лишнего нам не надо, а насущное мы имеем…»  Однажды простые путники посетили Фригию. Везде в богатой деревне им, одетым в жалкие лохмотья, отказали, и только здесь, в самой бедной хижине, приняли как желанных гостей. На вопрос путников, бедны ли они, Филимон ответил: «Не жалуюсь на богов… От трудов своих я сыт, а большего нам не надо». Мудрый старец убеждён, что от лишнего не будешь счастливее: «ведь желаниям нет предела».  Понимают супруги, что нехорошо живут люди: «Зависть с гнусным лицом и ненасытная Алчность – вот их друзья». Позабыты   Честь, Совесть, Милосердие, Сострадание.  Бедные  же супруги об этом помнили:  они оказали путникам радушный приём и даже решили зажарить единственного гуся, но боги (а это были Зевс и Гермес)  не позволили им этого сделать. Ведь «хорошо принимает не тот, кто ставит богатую трапезу, а тот, кто от сердца отдаёт всё, что может». Наслав потоп, боги превратили негостеприимную деревню в болото, равнодушных и жадных обитателей – в лягушек, а бедную хижину благочестивых стариков  - в величественный храм. «Праведный старец» и «достойная мужа супруга» стали в нём службу нести, моля богов лишь об одном: умереть вместе, чтоб не пришлось одному рыдать над  телом другого. Так и случилось: умерли они в один день. Филимон после смерти превратился в кряжистый дуб, а Бавкида – в гостеприимную тенистую липу, растущие из одного корня, что стало символом  их великой любви и вечного союза. Разорвать священные узы Гименея  оказалось невозможным.  И сам Гименей, древнегреческий бог брака, не случайно  изображался цветущим юношей, летящим на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий с факелом в одной руке и венком – в другой.  Великий смысл вложили мудрые эллины в образ юного бога: ярко горит пламя брачного факела как символ вечной Божественной любви супругов, а  терновый венок  напоминает о трудностях  семейной жизни.   Потому,  как гласит легенда,  и приходят  к деревьям  молодожёны и на сучьях  вешают венки из цветов. «Говорят, это приносит счастье в супружеской жизни».  

       Размышляя над  историей  богобоязненной четы из древнегреческой легенды, убеждаюсь,  что супружество – это призвание. Как и всякое призвание, оно требует служения.  Филимон и Бавкида  выбрали служение и нашли своё счастье в служении – друг другу, людям, Богу. Это образец  супружеской пары.

       Что же объединяет героев древнерусской повести и древнегреческой легенды?  Объединяет их Любовь, ибо «подлинно нет ничего более богообразного, более возвышающего людей до обожения, чем Божественная любовь» (Преподобный Максим Исповедник). Она собирает воедино все блага и добродетели, которые прекрасно запечатлены на иконе «Премудрость созда Себе дом».

              На ступенях  Дома  видны слова: Вера, Надежда, Любовь, Чистота, Смирение, Благо. Твёрдая убеждённость в существе Бога и упование на Господа, чистота помыслов и душевное благородство, смирение и кротость, долготерпение и стойкость, милосердие и доброта  - вот образ тех благ,  что  стяжала  Совершенная Любовь.  Именно такая Любовь является основой брака как Священного Таинства.  «Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги.  Супружество и малосильного делает вдвое сильным,  доставляя великую радость…» (Святой Григорий Богослов).  Вот почему мне кажется, что  супружество – «прекраснейшее из всего Творенья…» (Н.Гумилёв)          


Поделиться:

Рисуем акварельное мороженое

Барсучья кладовая. Александр Барков

Отчего синичка развеселилась

В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое

Девочка-Снегурочка