Jump to Content
  • Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

История Троицкой церкви села Красный Бор

Опубликовано Назарова Светлана Алексеевна вкл 15.01.2014 - 15:53
Назарова Светлана Алексеевна
Автор: 
Крупина Арина

 

Данная работа представляет собой результат  исследования истории архитектурного памятника моего села – Троицкой церкви.  Изучая различные материалы сельской библиотеки, архивные документы, газетные статьи я узнала много нового о храме, построенном  в далёком для меня 19 веке.  Оказалось, что церковь во все времена играла роль объединяющего начала, помогала людям, оказывая моральную поддержку.  В работе я попыталась рассказать о нелёгкой судьбе нашего сельского храма. Я надеюсь, что моя работа подтолкнёт кого-то из моих ровесников к изучению истории  малой Родины, заставит задуматься о роли церкви в жизни отдельного человека и всех людей вместе взятых.

Целью моей работы было изучение истории церкви села Красный Бор. В ходе работы я обобщила полученные сведения. Думаю, что работа проделана мной не зря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_troitskoy_tserkvi_sela_krasnyy_bor.docx591.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

Красноборская средняя общеобразовательная школа

Шатковский район  Нижегородская  область

 Исследовательская   работа

Автор:

Крупина  Арина,

с.Красный Бор, Шатковский район

МОУ Красноборская СОШ

ученица 8 класса

Научный руководитель:

Назарова Светлана Алексеевна,

МОУ Красноборская СОШ,

учитель русского языка и литературы,  

89200069860, 4-94-21,4-93-30

2012

АННОТАЦИЯ

Автор: Крупина Арина

ОУ: МОУ Красноборская СОШ, 8 класс

Название работы:  исследовательская работа  «История Троицкой церкви села Красный Бор»

Научный руководитель: Назарова Светлана Алексеевна, МОУ Красноборская СОШ, учитель русского языка и литературы.

Данная работа представляет собой результат  исследования истории архитектурного памятника моего села – Троицкой церкви.  Изучая различные материалы сельской библиотеки, архивные документы, газетные статьи я узнала много нового о храме, построенном  в далёком для меня 19 веке.  Оказалось, что церковь во все времена играла роль объединяющего начала, помогала людям, оказывая моральную поддержку.  В работе я попыталась рассказать о нелёгкой судьбе нашего сельского храма. Я надеюсь, что моя работа подтолкнёт кого-то из моих ровесников к изучению истории  малой Родины, заставит задуматься о роли церкви в жизни отдельного человека и всех людей вместе взятых.

Целью моей работы было изучение истории церкви села Красный Бор. В ходе работы я обобщила полученные сведения. Думаю, что работа проделана мной не зря.

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена русский народ выражал свои высшие религиозные чувства в построении храмов Божиих. Многочисленные монастыри, храмы и часовни наполняли Русскую землю, были средоточием духовной жизни народа, хранилищами его духовного достояния. Сейчас мы удивляемся, соразмерности и пропорциональности древнерусских храмов, выверенности их архитектурного облика, и возникает вопрос - как же русские зодчие смогли воплотить в своем творчестве идеалы гармонии? Конечно, ответ не может быть однозначен. Все памятники древнерусской архитектуры связаны с именами духовных подвижников, прославленных Церковью в лике святых. Это непреложный закон духовной жизни древнерусского общества, начиная с причисленных к лику святых греков - строителей соборной Успенской церкви в Киеве - матери русских городов.

Русское храмоздательство воплощало в себе не только духовные и эстетические идеалы Православия; зодчие рассматривали свое творчество как воплощение в дереве и камне образов Царства небесного.

Православный храм - средоточие всего самого прекрасного на земле. Он благолепно украшается как  место, достойное для совершения Божественной Евхаристии и всех таинств, в образ красоты и славы Божией, земного дома Божия, красоты и величия Его небесного Царства. Благолепие достигается средствами архитектурной композиции в синтезе со всеми видами церковного искусства и применением сколь возможно лучших материалов.

Православный храм создается с помощью Божией людьми, творчество которых, основанное на личное аскетическом, молитвенном и профессиональном опыте, согласуется с духовной традицией и опытом Православной Церкви, а создаваемые образы и символы причастны небесному первообразу - Царству Божию.

Между тем православные храмы, часовни, монастырские комплексы и другие памятники церковной архитектуры следует рассматривать, прежде всего, как святыню.

Церкви стоят, и ко многим из них мы идем с чувством и благоговения. В безмолвных зданиях оживают славные страницы истории, пронизанные духом народа, его порывами и страстями, горем и надеждами. Это памятники былого, нитей, связывающих нас с родной землей и предшествующими поколениями.

Древняя Русь не знала  памятников, общественных монументов,  их роль играли церкви, часовни и памятные кресты.

Тема  моего  исследования: «История Троицкой церкви села Красный Бор».  

Цель  исследования:  изучить  историю церкви села Красный бор

Задачи  исследования:  

  • анализ  литературы, материалов  
  • сбор  материалов
  • обобщение  результатов.

Объект  исследования: церковь (село Красный Бор)

Предмет  исследования:  история, традиции  церковной жизни

Предполагается, что  практическим  выходом  моего  исследования  будет  

  1. Материал  для  использования  на  уроках  истории и краеведения.

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ СЕЛА КРАСНЫЙ БОР

Всю свою сознательную жизнь  я живу в селе Красный Бор. Когда мне было 11 лет, мои родители закончили строительство дома, который расположен в непосредственной близости  с  церковью. Каждый  день,  по дороге в школу,  я восхищаюсь красотой и величием нашего храма. Он поражает  меня своей монументальностью и необычностью.

Храм находится в центре села. Если вы проезжаете по дороге от города Арзамаса в сторону рабочего посёлка  Шатки, то  вид на храм  открывается вашему взору ещё издалека и удивляет своей архитектурой: ведь архитектурный стиль этого храма не совсем привычен для сельской местности.

Что же это за храм? Какова история его создания?

   В 1812 году после победы русских солдат над французами, за особо выдающиеся заслуги в войне вотчина или село было отдано Багратиону Петру Ивановичу(1765- 1812).

Князь Багратион  стал заботиться о своих подданных и решил построить для христиан церковь,    в честь победы в войне 1812 года. Были вложены средства на строительство церкви,  набирались люди,  но из- за тяжёлых ран князь умер.   Начатое  строительство было приостановлено на некоторое время.

    Рядом с Красным Бором расположено село Озёрки, в котором  жил небедный крестьянин Кузнецов.  Именно он  взялся закончить строительство храма на  свои  средства и на средства жителей ближайших сёл.

   Церковь была построена в 1830 году и открыта в праздник Пресвятой Троицы, поэтому и названа Троицкой. Стараниями благотворителей храм украшался прекрасными иконами, хоругвями. Для совершения богослужения приобретались облачение священников и церковная утварь. До сих пор в храме сохранились старинные нотные книги, поэтому можно предположить, что в приходе существовал профессиональный церковный хор. В церкви также сохранился и  Устав, где указан год открытия церкви и обязанности, которые должны выполнять её служители.

В селе Собакино (так раньше называлось наше село) проживало изрядное количество раскольников – старообрядцев так называемого Белокриницкого (иначе Австрийского) согласия. В целях просвещения раскольников и возвращения таковых в лоно Святой Православной церкви в приходе было создано православное братство, занимающееся просветительской деятельностью среди местных раскольников. Надо сказать, что их деятельность имела успех. Сегодня границы между православными и старообрядцами условны, но они продолжают существовать отдельно друг от друга. Вернёмся к истории церкви.

Более 100 лет тому назад церковь была закрыта, так как в селе был мор - холера. Многие людей  умерло, даже гробы везли задами села, чтобы не распространять болезнь. Жители села считали, что  болезнь – наказание  божье за грехи, чтобы избавиться от этого наказания,  необходимо обратиться к Богу,  и они просили открыть церковь. Вновь жители села стали посещать церковь только  в 1857 году.

При советской власти запрещали молиться, закрывали церкви, проводили антирелигиозные пропаганды, беседы, агитацию, внушали людям, что Бога нет. И вновь в с. Собакино закрыли церковь, сняли колокола(1935(36)).

 Жители села сговорились, чтобы собраться всем около церкви, когда придут снимать колокола.

По сигналу звона большого колокола люди прибегут к церкви и не дадут снять колокола.

Самый большой колокол весил 312 пудов, его звон был слышен за 20 км - до Арзамаса. Были и маленькие, и средние колокола. Звон их раздавался в праздники, особенно на Пасху. Три дня звонили перезвоном маленьких колоколов.

Когда умирал в селе человек, то трижды звонили в большой колокол, подавая сигнал об умершем. Средний колокол частым звоном сообщал о пожаре. Все люди жалели о том, что будет мёртвая жизнь без колоколов. Партийные и комсомольцы не считались с мнением народа и говорили одно, что по решению Сталина все колокола переплавлять на пушки. Даже приехали начальники  из Шатков, разгонять людей от церкви.

Женщины плакали и просили, чтобы трижды в последний раз ударили в  колокол, но людей не слушали.

Большой колокол не проходил в отверстие окна, тогда наверху и с боков поломали кирпичи, сверху зияла дыра.

Выбрасывали колокол сверху, он прозвонил три раза, когда летел, тем самым выполнив волю народа сам.

Упав, большой колокол, вонзился в землю на половину, его разбивали лебёдкой, опускали с высоты кувалду и били по нему много раз,  а малые колокола  разбивались при падении на землю. Их кусочки  собирали жители и уносили со слезами домой. Без звона колоколов будто вымерло село, стало очень тихо.

Жители села не отдавали ключи от церкви, передавали из одного дома в другой. Потом ключи перепрятал Мельников Иван Васильевич, замуровал их у печки.

Долгое время церковь не работала, власти не разрешали молиться.

В 1946 году жительница села Кознова Вера Алексеевна поехала в Москву, в Кремль на приём к правителям хлопотать об открытии церкви, чтобы снова ввели службу и люди снова, как и прежде, смогли молиться Богу. Вера Алексеевна ждала приёма неделю. Наконец- то её вызвали к Калинину М.И.

 Она сказала ему, что приехала просить открыть службу в церкви. Ей ответили: « Вы просите, а народ может против?» Вера Алексеевна показала бумаги,  где подписались жители сёл с просьбой об открытии церкви. С ней согласились и дали бумагу – разрешение на открытие церкви.  Кознова В.А.  сразу поехала в Шатки. В исполкоме, на основании распоряжения из Кремля, выдали разрешение на открытие церкви.

Сход жителей села решил: назначить старостой церкви Кознову. Она с великим желанием стала восстанавливать всё в церкви. Ходила пешком в Арзамас, носила на своих плечах краску по 2 пуда. Нанимала художников, которые обновляли иконы, восстанавливали лики святых,  всё реставрировали на средства жителей села. После реставрации церковь засияла.

Сейчас в церкви два отделения: летнее и зимнее. Кругом старинные иконы. В середине потолка расписаны все святые. 3 пане - кадило, горят яркие свечи, всё красиво и таинственно. В зимнее время  богослужения проходят в зимней церкви, где тепло и уютно, а летом - в летней. В праздники всё вокруг сияет, всё красочно, красиво, покрытые ярким одеянием подсвечники - блестят.  И мы снова  слышим звон колоколов, напоминающий о непростой истории нашего храма. Колокола подарены церкви прихожанами, отлитыми на их же средства. В пост всё оформляют в темные тона. Иисус Христос одет в тёмное одеяние.

Служба идёт во все праздники. Выполняются все таинства церкви:

Крещение

Миропомазание

Евхаристия (причащение)

Покаяние

Таинство священства

Таинство брака

Елеосвящение

Следует отметить, что никогда в здании церкви не было клубов,  сельскохозяйственных складов – храм никогда не осквернялся. Именно по этой причине в нашу церковь по случаю церковных праздников сегодня приезжают казаки, охраняющие границы Дивеевской обители.

В наше время заметно расширяется возрастной состав прихожан за счет притока молодежи в храм. Больше людей приходит в храм на праздники. Закончить основную часть я хотела  бы выводом, который сделала  в ходе работы над  своим  исследованием: «За годы гонений на Церковь власти не сумели изгнать веру из душ людей. Бурные 90-е годы, снявшие запреты на свободу вероисповедания, сделали очевидным сохранение веры у народа».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для меня работа была полезной - я научилась  брать интервью, работать в архиве, узнала  историю храма. Я сделала  вывод, что в России культура и религия  неразрывны друг от друга. А православие было и остается национальной особенностью, основой духовной культуры русского народа. До меня никто не занимался этой проблемой, а архивные источники были не опубликованы. Встреча с прихожанами и со старостой, а также посещение праздничных богослужений оставили глубокий след в моей душе. Потихоньку приходит желание вернуться к тем людям, от которых исходит незлобие и душевная простота. Мне очень хочется, чтобы в больших и малых  сёлах и городах возрождались храмы,  и люди сеяли доброе, вечное.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Серия «Мир культуры, истории и философии». - СПб.: Лань, 1999.
  2. Журнал Нижегородской  епархии. Н.Новгород, 2000 г.
  3. Православная жизнь русских крестьян XIX-XX веков: Итоги этнографических исследований. - М.: Наука, 2001.
  4. Человек и общество: Уч. пособ. по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /Л.Н.Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2001.
  5. Архивные материалы  в обработке библиотекаря КСБ Барановой Е.Д.
  6. http://www.memorial.krsk.ru
  7. http://www.nne.ru/blagochin/shatki.php
  8. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/TSERKOV_HRISTIANSKAYA.html?page=0,1


Поделиться:

Космический мусор

Пустой колос голову кверху носит

Сочини стихи, Машина

Белый лист

Денис-изобретатель (отрывок)