В далеком 1791 году в мордовском селе Стандрово Кадомского уезда была построена каменная Покровская церковь.
Вложение | Размер |
---|---|
Святыни земли мордовской | 234 КБ |
Из истории…
История Православной Церкви в России начинается с события, которое традиционно принято называть «Крещением Руси». Оно условно датируется 988 годом.
Инициатором крещения Руси стал великий князь Киевский Владимир Святой. В народной культуре за ним закрепилось прозвище Владимир Красное Солнышко. Человек мужественный и смелый, он, завоевав Киев и другие древнерусские города, объединил Русь и укрепил границы.
Киевский князь был не только хорошим воином, но и дальновидным политиком и отличался развитым стратегическим мышлением. Он понимал, что старая языческая вера, которая будет укреплять новую русскую государственность.
Но в начале своего правления Владимир делал упор на старых богов. Он поставил на берегу Днепра языческих идолов Перуна, Хорса, Даждь-бога, Стрибога и других. Перун выражал значимость побед князя на Руси и символизировал его желание противопоставить себя вместе с этим богом христианству. Ради языческого культа Владимир допустил ритуальное убийство двух киевских христиан-первомучеников – Феодора и его юного сына Иоанна. «И осквернилась кровью земля русская и холм тот», - свидетельствует «Повесть временных лет». Церковь чтит их как святых – «идолам не поработавших и кровь свою за Христа отдавших», тех, кого Бог удостоил стать мучениками за веру Христову.
Православный праздник Покров Пресвятой Богородицы.
Каждый день календарного года по традиции посвящается Церковью воспоминанию того или иного священного события, празднованию памяти святых или прославлению чудотворных икон пресвятой Богородицы. Христианские праздники по важности воспоминаемых Святой Церковью событий разделяются на великие, средние и малые и отличаются друг от друга характером богослужения. В известные дни совершаются торжества в честь и воспоминание важнейших событий земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и жизни Пресвятой Его Матери. Торжества эти на простом церковном языке называются праздниками, первые – Господними, а вторые – Богородичными и притом Великими – и совершаются с особенною торжественностью.
Великий праздник Покров Пресвятой Богородицы - (14 октября (1) октября) – установлен Русской Православной Церковью в память о чудесном явлении Божией Матери во Влахернском храме Константинополя (столицы православной Византийской империи) в X веке. В этот праздник к Пресвятой Богородице можно обращаться с любым молитвенным прошением о помощи и покровительстве.
Этот праздник – один из самых чтимых в народе. Этот день – как бы граница между осенью и зимой. К этому времени обычно наступали заморозки, выпадал первый снег. Все сельскохозяйственные работы завершались, и в этот день обычно начинались Покровские ярмарки. Праздник этот также считался покровителем браков – с Покрова у православных христиан начиналась пора свадеб. Покров Пресвятой Богородицы напоминал свадебное покрывало, этот праздник считался покровителем брака. Праздничный стол на Покров был богатый, но если праздник выпадал на среду и пятницу – то постный. В Покров традиционно готовили угощенье из плодов нового урожая, варили мед и брагу.
Как праздновали Покров наши предки? К покрову обычно заканчивалась тяжелая деревенская страда, сбор последних плодов, и народ обычно ехал на ярмарки и базары поторговаться, купить обновы, принарядиться к празднику. Покров, по приметам, - «первое зазимье», поэтому к нему старательно готовились: чинили избы, стараясь «захватить тепла до Покрова», чистили, мыли, скребли и убирали в избе, приговаривая: «Батюшка Покров, избушечку покрой добром и теплом».
Покров справляли щедро, раздольно – покровское гулянье считалось последним игрищем в году у поселян и горожан: «покров – конец хороводам, начало посиделкам». На Покров закармливали скотину пожинальным (последним) снопом и с этого дня держали в доме.
Покровская церковь в с. Стандрово.
В далеком 1791 году в мордовском селе Стандрово Кадомского уезда была построена каменная Покровская церковь. Стандрово (э. Стандрув) — село, центр сельской администрации в Теньгушевском районе, расположено на р. Селдоре, в 27 км от районного центра и 90 км от железнодорожной станции Потьма. Этимология названия не ясна. Упоминается со 2-й половины 16 в. По сведениям «Дозорной книги Степана Торбеева мордовских деревень Кадомского уезда», в 1614 г. в Стандрове (Станорово) было 26 дворов, в том числе 21 мордовский пашенный, 5 бобыльских (2 из них — отпущенных «немчинов»). К 1682 г. жители приняли крещение; в 1688 г. освящена деревенская церковь; в 1779 г. в селе насчитывалось 513 чел.; в 1791 г. была построена каменная Покровская церковь (барокко).
Покровская церковь в с. Стандрово Теньгушевского района является
примером архитектурной эклектики рубежа XVIII-XIX вв. Кирпичное здание церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы было построено в 1795 г. в центре села; в 1895 г. здание было реконструировано по проекту архитектора Фрейманда. Вытянутый план включает квадрат храма со скругленными углами, небольшую квадратную апсиду (первого этапа строительства), обширную четырехстолпную трехнефную трапезную и квадрат колокольни (1901). В объемной композиции уравновешены двухсветный четверик храма, перекрытый высоким куполом и завершенный главкой, распластанная трапезная, перекрытая двускатной кровлей, и трехъярусная колокольня, завершенная куполом с главкой. Фасады прорезаны большими проемами с лучковыми перемычками, проемы первого яруса храма обработаны криволинейными наличниками. Плоскости членятся пилястрами с горизонтальным рустом, центральные части фасадов храма и трапезной выделены и завершены треугольными фронтонами. Первый ярус колокольни усилен портиком входа, во втором ярусе проемы с циркульными перемычками обрамлены парными пилястрами, третий ярус – портики звона. В интерьере храм перекрыт восьмилотковым сводом, трапезная – системой вспарушенных сводов.
Родные пенаты
Почему я решила взять для работы церковь в с . Стандрово? Дело в том, что я живу в поселке, церкви нет, а в этом селе жили и живут по сей день мои далекие предки - родственники по маминой линии. Там, на местном кладбище похоронены родственники моего деда Черентаева Владимира Ивановича и ныне покойного прадеда Черентаева Ивана Ивановича. Именно туда мы стараемся попасть каждое лето в День Святой Троицы, чтобы навестить могилки далеких родственников, а особенно любим бывать в селе на празднике Покрова Пресвятой Богородицы (этот праздник – престольный в селе). Люди там живут хлебосольные и приветливые.
И проезжая мимо церкви невольно любуешься неповторимой красотой отреставрированного здания.
Это она сейчас такая ухоженная, а совсем недавно она выглядела так:
Лишь благодаря усилиям местных жителей, помощи Главы администрации нашего района А. Н. Дементьева (кстати сказать, Стандрово – родина Александра Николаевича), пожертвованиям прихожан из соседних сел церкви удалось вернуть прежний вид.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Заключение
Многие сегодня считают себя православными, но мало кто регулярно посещает храм и заботится о своей душе. Так происходит из-за того, что люди смутно себе представляют, что такое православие, зачем надо ходить в церковь, как в ней себя вести, какие обряды необходимо соблюдать.
На конкурс «Святыни земли Мордовской»
МБОУ «Дачная средняя общеобразовательная школа»
Теньгушевский муниципальный район
Письменная работа
Работу выполнила: Шаронова Дарья Олеговна.
431201, Республика Мордовия, Теньгушевский р-н, п. Дачный, ул. Школьная, д.2. Тел.: 88344625568.
МБОУ «Дачная средняя общеобразовательная школа» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия, 6 класс.
431201, Республика Мордовия, Теньгушевский р-н, п. Дачный, ул. Центральная, д.4. Тел.: 88344625549. Эл.: sss1983@list.ru
Руководитель: Попова Надежда Владимировна, учитель истории и обществознания. Тел.: 88344615549.
п. Дачный 2013 г.
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Без сердца что поймём?
Свадьба в Малиновке
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Убунту: я существую, потому что мы существуем