• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа

Опубликовано Мельчакова Елена Евгеньевна вкл 01.03.2014 - 17:23
Мельчакова Елена Евгеньевна
Автор: 
Лен Инна

Исследовательская работа по творчеству Сергея Есенина, в которой автор рассматривает обра луны(месяца) в творчестве поэта. Приведны интересные авторские выводы, что же значит этот образ в разных стихотворениях поэта. Подробно анализируется цветовая гамма образа. Работа может быть использована в качестве дополнительного материала при изучении творчества Есенина как в основной, так и старшей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon id13.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

IX районная научно-практическая конференция

проектно-исследовательских работ учащихся

                                                                 Направление:  социально-гуманитарное

Силы зла или тепло дома?

(Образ луны /месяца в творчестве Сергея Есенина.) 

                                         

                                                     Работу выполнила:

                                                                   Лен Инна Владимировна

                8 класс, МБОУ ООШ №1

                                                                     Руководитель:

                                                              Мельчакова Елена Евгеньевна

 учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ №1      

Чусовой 2013

Содержание:

1.Вступление……………………………………………………..стр.2

2.Основная часть:

2.1.Образ луны-месяца в мифах и фольклоре........................... стр.3

2.2. Образ луны-месяца в стихах Есенина……………………..стр.3

2.3. Цветовая гамма образа……………………………………..стр.12

3.Заключение…………………………………………………….стр.13

4.Список литературы……………………………………………стр.15

1.Вступление.

                                      Если у тебя спрошено будет: что            полезнее, солнце или

                                         месяц, - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем,

                                         когда и без того светло; а месяц – ночью.

                                                                                              К. Прутков.

    Луна. Самое близкое к нам небесное светило. Самое загадочное, таинственное, притягательное. Ночное «солнце». Луна всегда была символом влюблённых и поэтов.

    Пожалуй, Сергей Есенин – самый лунный  в русской литературе   поэт. Образ луны – месяца упоминается в 351 его произведении (345 стихотворений и 6 поэм) более 140 раз.

     Меня очень заинтересовало, почему так часто использует поэт этот образ стихотворной атрибутики в своих произведениях.

     Гипотеза: луна в произведениях Сергея Есенина символизирует силы, враждебные человеку, или ее символика связана с крестьянским укладом жизни?

     Предмет исследования: стихи и поэмы Сергея Есенина.

2

Методы исследования:

Наблюдение,

Анализ,

Математический подсчет.

Поэтому цель моей исследовательской работы:

   выяснить значение образа луны /месяца в лирике Сергея Есенина.

      Задачи работы:

   -проанализировать стихи Есенина, где встречается образ луны / месяца;

    -определить смысловое значение этого образа;

    -понаблюдать цветовую гамму.

3


 2.Основная часть.

2.1 Образ луны в мифах и фольклоре.

   В мифологии образ Луны трактуется по-разному. Это и образ, противоположный Солнцу, не несущий тепло и свет; и образ, олицетворяющий темные силы. В некоторых культурах Луну представляют в виде дурного глаза, наблюдающего за происходящим.

В фольклоре же традиционно образ месяца – это образ домашнего животного, пастуха, хлеба.

Часто луну и солнце противопоставляют: день – ночь, брат – сестра, муж – жена. А вот как рассматривает этот образ в своих стихах Сергей Есенин.

2.2 Образ луны/месяца в стихах Есенина.

   Сергей Есенин – певец русской природы, а без красоты лунной ночи невозможно представить среднерусский пейзаж.

   Есенинская луна всегда в движении. Это не известковый шар, вознесённый в небо и наводящий на мир сон. Это обязательно что-то живое, одухотворённоё.

               Луна золотою порошею

              Осыпала даль деревень.    

        Поразительна психологическая глубина есенинского образа.

4

              Вышел месяц из-за тучек,

              Ярким светом заиграл.                      

 Есенин не избегает сложной метафоричности этого образа.

« Речь наша есть тот песок, в котором затерялась маленькая жемчужина, - писал Есенин в статье «Отчее слово». – Мы бьёмся в ней, как рыбы в воде стараясь укусить упавший на поверхность льда месяц, но просасываем этот лёд и видим, что на нём ничего нет, а то жёлтое, что казалось так близко, взметнулось ещё выше». В этом высказывании Есенин подчеркивает непостижимость и сложность поэтических образов, в том числе и луны.

              Золотою лягушкой луна

              Распласталась на тихой воде.

    Сравнения, используемые  Есениным, рисуют одухотворённый, гармоничный пейзаж. Приглядитесь к отражению лунного диска в колышущейся воде. Оно, действительно, напоминает лягушку. Только поэт может увидеть красоту такого, казалось бы, прозаического образа, как лягушка.

               На бугре берёза-свечка / В  лунных перьях серебра.

Лунные перья – это тонкие веточки березы, которые ночью напоминают перья птиц.

   Но особенно неповторимое очарование, на мой взгляд, создаёт использование образа луны в следующем ночном пейзаже.

5

              Тихо дремлет река.

              Тёмный бор не шумит.

              Соловей не поёт,

              И дергач не кричит.

              Ночь. Вокруг тишина.

              Ручеёк  лишь журчит.            

              Своим блеском луна

              Всё вокруг серебрит.

              Серебрится река.

              Серебрится ручей.

              Серебрится трава

              Орошённых степей.

              Ночь. Вокруг тишина.

              В природе всё спит.

              Своим блеском луна

              Всё вокруг серебрит.

   В этих стихотворениях  луна – неотъемлемый символ красоты и одухотворённости ночного пейзажа, русской природы. Именно этот образ  создают умиротворение в природе и передает гармонию в душе человека.

     В творчестве Сергея Есенина есть множество стихотворений, в которых образ месяца / луны сравнивается с домашними животными или другими атрибутами  крестьянского быта.

6

 «Изба простолюдина -  это символ понятий и отношений к

миру, выработанный ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов».

 Несомненна  перекличка следующих есенинских строк с  фольклором: Месяц  рогом облако бодает, /  В голубой  купается пыли.  Или  Чистит месяц  в соломенной   крыше / обоймлённые синью рога.    Две луны, рога  свои  качая, / Замутили жёлтым дымом зыбь. Но особенно показательны в этом аспекте строки:  

         Ягнёночек – кудрявый месяц  /  Гуляет в голубой  траве.  

    Есть в таких стихах и образ месяца – коня (Жёлтые поводья / Месяц уронил. Или  Жёлтый месяц жеребёнком  / Запрягался в наши сани), и образ месяца – пастушка (…Согнув луну в пастушеский рожок).  Как не вспомнить сказочную Сивку-Бурку!

   Месяц – это и корова-кормилица, и главное богатство любой крестьянской семьи - конь.

    Но, мне кажется, наиболее трогателен образ лунных «братьев наших меньших» в стихотворении « Песнь о собаке».

             А когда чуть плелась обратно,

             Слизывая пот с боков,

             Показался месяц над хатой

             Одним из её щенков.

7

 Здесь мы видим использование образа луны – месяца как  домашнего животного.

    В творчестве Есенина есть и другое использование образа луны- месяца при описании уклада крестьянской жизни. К таким бытовым атрибутам  можно отнести образ луны /  месяца в  следующих стихотворных отрывках: На рассвете он завтра промчится / Шапку – месяц пригнув под кустом.     Не знаю, светит  ли луна /  Иль месяц обронил подкову.

     И, конечно, духом крестьянской избы, тёплым, только что испеченным, душистым хлебом   веет от этого образа месяца / луны: Тихо-тихо в божничном углу / Месяц месит кутью на полу.  

      А в другом стихотворении луна сравнивается с хлебной ковригой:

Ковригой хлебною под сводом / Надломлена твоя луна. Эти строчки напоминают загадку про месяц  (Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка).

        Есть у Есенина стихотворение «Колоб», посвященное созданию луны. Божья мать печет луну-колоб для забавы сына. Когда сын роняет колоб с небес, он становится ночным  чудом для людей, чтобы им было не так одиноко и грустно ночью.

          На земле все люди человеки,

                          Чада.

          Хоть одну им малую забаву

                           Надо.

8

               Таким образом, во многих стихах Есенин использует образ луны / месяца как символ крестьянского уклада жизни, близкого и понятного с детства самому автору.

      Особенно часто образ луны / месяца используется для передачи психологического состояния лирического героя. Часто это состояние тревоги, одиночества: ( Какая ночь! Я не могу. / Не спится мне. Такая лунность.  Или Подымайте же,  лунные лапы, / Мою грусть в небеса ведром. А также  Неуютная жидкая лунность…). Авторский неологизм «лунность» создает отвлеченный образ какой-то вселенской тоски. Эпитеты неуютная и жидкая помогают почувствовать это подавленное эмоциональное состояние лирического героя.

   Сравнение месяца с вороном в следующем стихотворении ещё больше усиливает тревогу: ( Месяц, словно жёлтый ворон, / Кружит, вьется над землей.). Традиционно в литературе символ беды – черный ворон. Но есенинский желтый ворон-месяц гораздо тревожней. Холодом веет от таких строк:( Снежная замять дробиться и колется / Сверху озябшая светит луна…).

     Часто образ луны / месяца встречаются  в стихах, где Есенин размышляет о конце жизненного пути. Невеселы такие раздумья. Только месяц будет оплакивать поэта: (…Слезу обронит месяц / На мой завьялый труп.).

     Необычно использование в стихотворении Есенина луны

9

как символа времени, отсчитывающей земные часы жизни человека: ( …И луны часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час.). Возможно, здесь Есенин опирается на древнерусскую трактовку календарного месяца. В древнерусском языке слово месяц означало буквально дитя Макоши. Богиня Макошь у славян – это время. Таким образом, месяц – часть Макоши, часть времени. Часы луны в этих стихотворных строчках – земная жизнь человека, отпущенное ему на земле время.

                Месяц на простом погосте

                На крестах лучами метит,

                Что и мы придем к ним в гости.

      Месяц как символ старости человека: (Скор месяц, купаясь в снегу,\ Сядет в редкие кудри сына).

               В этом образе и кабацкая разухабистость:

      А когда ночью светит месяц,

     Когда светит… черт знает как!

     Я иду, головою свесясь,

     Переулком в знакомый кабак.

      И мудрое принятие всего, что выпало тебе на жизненном пути: (У осеннего месяца тоже / Свет ласкающий, тихий такой.). Осень года – здесь и осень жизни.

      Есть в стихотворениях и луна – символ влюбленных:

     …И луна, напрягая все силы,

10

         Хочет так, чтобы каждый дрожал

         От щемящего слова «милый».

      Как много боли, одиночества, тоски по любви в эпитете щемящий!

          Сочинитель бедный, это ты ли

          Сочиняешь песни о луне?

      Напряженный поиск своего творческого пути, своего места в современном и таком теперь чужом мире.

      А вот в этих строчках: ..ты тужишь / О том, что лунная метла \ Стихов не расплескала лужи – упоминание о том, что поэзия для Есенина- главное в жизни: «… Но только лиры милой не отдам».

         …В две луны зажгу над бездной

             Незакатные глаза.

    Сложное восприятие Октябрьской революции тоже нашло свое отражение в образе луны / месяца: Нынче луну с воды /Лошади выпили. Или

              Если этот месяц

              Друг их черной силы, -

              Мы его с лазури

              Камнями в затылок.  

   Так, по-разному используя образ луны / месяца, Есенин

11

передает душевное состояние лирического героя, помогает почувствовать неопределенность и трагизм его положения. Таким образом, в данных стихах луна - символ сил темных, предрекющих несчастье.

2.3 Цветовая гамма лунного спектора.

  Лунный спектр в стихах Есенина очень разнообразен и может быть разделен на две группы.

     Первая:  белый (белые веки луны), серебряный (серебряной уздой), жемчужный, бледный. Здесь,  собственно,  собраны традиционные цвета луны. Но ведь поэзия как раз там и получается, где традиционное преобразуется в необычное.

      Во вторую группу, кроме желтого (желтым вороном), входят: алый, червонный, рыжий (рыжий месяц), золотой (как злат бугор), лимонный (лимонный лунный свет), янтарный, синий(месяц синим рогом).

      Эта классификация, разумеется, условна; вот другая - по частоте употреблений - более любопытна.

      Чаще всего луна / месяц у Есенина желтого цвета (12 употреблений). Затем идут золотой (8), белый (6), рыжий (3),серебряный, лимонный, янтарный (по 2), алый, червонный, бледный, синий - по 1 разу. Жемчужный цвет тоже встречается лишь однажды:

12

            Не сестра месяца из темного болота

            В жемчуге кокошник в небо запрокинула…

     Поэт употребляет чистые, естественные  краски, традиционные, в частности, для древнерусской живописи.

     Красной луны у Есенина вообще нет. Может быть, только в « Поэме о 36» - Месяц широк  / И ал… Цвет луны у Есенина не зловещ, не апкалиптичен. Это чистые теплые краски, одухотворяющие образ луны / месяца.

3.Заключение.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Образ луны / месяца в творчестве Сергея Есенина рассматривается как

  • часть одухотворенной русской природы;
  • образ домашнего животного или других атрибутов крестьянского быта;
  • символ, передающий душевное состояние лирического героя.

   Итак, подводя итоги своего исследования, я могу сказать, что у Есенина много стихотворений, в которых луна символизирует

13

силы, враждебные человеку. Но в большинстве произведений луна – символ красоты и умиротворения ночного пейзажа и образ родного крестьянского дома. Образ луны / месяца в поэзии Есенина – образ светлый.

          Практическая значимость моей работы – возможность использовать данный материал в качестве дополнительного при изучении творчества Сергея Есенина в разных классах.

14

Библиография.

  1. Бельская Л. Л. /Поэтическое мастерство Есенина./ М.,1990.
  2. Есенин С.А. /Стихотворения. Поэмы. Письма./ М., 1986.
  3. Захаров А. Н. /Поэтика Есенина./ М., 1995.
  4. Марченко А. М. /Поэтический мир Есенина./ М., 1972.

15


Поделиться:

Золотая хохлома

Проказы старухи-зимы

Убунту: я существую, потому что мы существуем

Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка

Золотой циркуль