• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»"

Опубликовано Карпушова Татьяна Игоревна вкл 29.03.2014 - 23:30
Карпушова Татьяна Игоревна
Автор: 
Сидорова Валерия, Воронина Ульяна.

Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович» 501 КБ
Office presentation icon Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович» 1.25 МБ

Предварительный просмотр:

 Устаревшие слова в былине

«Вольга и Микула Селянинович»

 Исследовательская работа

учениц 7- б  класса

МБОУ Дивеевской средней школы

Ворониной Ульяны и Сидоровой Валерии.

                                                                                Руководитель:                       учитель русского языка и литературы

МБОУ Дивеевской средней школы

                                                                                         Карпушова Т.И.

С. Дивеево

2010 г.

Тема работы: «Устаревшие слова в былине

«Вольга и Микула Селянинович»»

Цель работы: изучить  устаревшие слова (историзмы и архаизмы), выявить их отличительные особенности и рассмотреть их как отдельную составляющую русского языка, проанализировать устаревшие слова  былины «Вольга и Микула Селянинович». 

Презентация

План исследования

В 1 части работы были изучены понятия активный и пассивный состав лексики,  устаревшие слова (историзмы и архаизмы), их роль в художественных произведениях.  

Во 2 части работы проанализирована устаревшая лексика былины «Вольга и Микула Селянинович».

В заключении подведены итоги и сделаны выводы.

         

Практическая ценность данной работы заключается в возможности её использования при изучении  архаизмов и историзмов и их стилистических функций на уроках русского языка и литературы, а также при изучении былины на уроках литературы.

Лексика русского языка постоянно изменяется, беспрерывно обогащается, обновляется. Одни слова живут на протяжении веков, другие — отмирают, не успев родиться, иногда приобретают другие значения. Словарный состав языка условно делят на  активный и пассивный.

В активный словарь входят слова, часто употребляемые, хорошо известные носителям языка. Пассивный словарь состоит из слов либо устарелых, либо, наоборот, только что появившихся и поэтому не вошедших в активный словарь, не ставших общеупотребительными. Среди устаревших слов различают историзмы и архаизмы.

Историзмы – это названия предметов, которые со временем навсегда исчезли из жизни. Например, кафтан,  треуголка.

Архаизмы – это устаревшие названия предметов и понятий, которые всё ещё присутствуют в современной жизни, но по той или иной причине  получили другое название. Например, чело (лоб), ветрило ( парус).

Архаизмы делят на группы:

  1. Фонетические – устаревшие слова, отличающиеся от современных синонимов особенностями звучания, например: младой – молодой; брег – берег; гошпиталь – госпиталь.
  2. Словообразовательные – архаизмы, в которых употребляется устаревший суффикс, не применимый к современной лексике, например: музеум – музей; вотще– вообще.  
  3. Лексические –  устаревшие слова, полностью вышедшие из обихода, на смену которым пришли современные синонимы, например: око– глаз; уста – рот; ланиты – щёки.

4. Семантические – архаизмы, которые на первый взгляд кажутся ясными, но имеют совершенно иное по сравнению с современным значение: человек –  слуга.

   Роль устаревших слов в художественных произведениях

Историзмы используются в основном в специальной литературе, где служат названиями реалий прошлых эпох.  

Авторы художественных произведений рисуют с помощью историзмов картины прошлого, насыщая их  конкретным  описанием.

 Функции архаизмов в художественной литературе многообразны.

Прежде всего, они, наряду с историзмами, используются  для создания исторического колорита эпохи, причём это относится  не только к речи персонажей, где  их   употребление  вполне естественно, но и к речи авторской, в которой они играют роль средства стилизации. Архаизмы используются  для речевой характеристики персонажей, например при передаче  речи лиц духовного звания.

Архаизмы могут придать речи оттенок торжественности, патетичности.

 Они широко используются в поэтических произведениях. Чаще всего для этой цели привлекаются  архаизмы старославянского происхождения                ( исторические церковнославянизмы). Такую функцию выполняют  только те  славянизмы, которые  устарели для нашей эпохи и не встречаются  в широком употреблении, в то время как их русский вариант  общеупотребителен; ср.: голос—глас, молодой—младой.

В художественных произведениях архаизмы используются как средство создания иронии, сатиры, пародии. Обычно подобный  эффект достигается

использованием  архаизмов на фоне бытовой или сниженной лексики.

Былины – произведения устной народной поэзии. В них повествуется о богатырях  и народных героях. Действие былин  происходит в культурных центрах Древней Руси: в Киеве, Великом Новгороде, Чернигове, Муроме, Ростове, Галиче. Былины сохранили   в себе множество достоверных черт древнерусского быта и жизни. Поэтому в былинах много  устаревших слов, значение которых не всегда понятно современному поколению. Изучать былины необходимо для того, чтобы знать историю своего народа, знать родной язык. В былинах осуществилась связь времён Древней Руси и                             нашей эпохи.

   

Былина «Вольга и Микула Селянинович»  прославляет труд крестьянина. Подлинным героем  былины можно назвать оратая, пахаря, Микулу  Селяниновича.  Сюжет былины—эпическое состязание богатыря- пахаря с воинами. Целая дружина по приказанию  Вольги Святославовича не может выдернуть сошку из земли, а Микула делает это легко на удивление Вольге. Вольга на своём добром коне не может  догнать Микулу, ехавшего на кобыле, которую он сам  купил жеребёночком и вырастил. Таким образом,  в былине даётся высокая оценка крестьянского труда, показывается превосходство пахаря над остальными.

Устаревшие имена собственные в былине:

  • Имя Вольга филологически связано с литературной формой – Олег.
  • Микула – древнерусская речевая форма мужского личного имени Николай.
  • Отчество ( прозвище) Селянинович произошло от устаревшего слова селя′нин ( то есть житель села, крестьянин).

В былине есть и историзмы, и архаизмы. Рассмотрим историзмы.

Можно выделить несколько тематических групп.

                               Название одежды:

Кафтан –русская старинная мужская долгополая  одежда.  

                       Название денежной единицы:

Грош – старинная монета, оцениваемая в 2 копейки.

Названия предметов быта, реалий, связанные с крестьянским трудом:

Омешики – сошник у плуга, подрезывает и вздымает пласт.

Присошечек – лопатка для отворота земли.

О′бжи – оглобли сохи.

Сошка– соха. Соха– примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.  

Гужики – кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи.

Рогачик–  рукоятка сохи.  

Названия реалий Древней Руси:

Дружинушка – войско князя.

Получка – дань. Дань – подать с  населения или налог,  взимаемый победителем с  побеждённых.

   

В былине представлены разные виды архаизмов.

Это фонетические архаизмы:

Оболока – облака

Хоробрая – храбрая

Лексические архаизмы:

Ора′тай – пахарь

О′рет– пашет

Сляга′– жердь, тонкое бревно

Булатные ( омешики) – стальные

Соловая– вид лошади (со светлым  хвостом и гривой)

Скачен жемчуг – отборный жемчуг, круглый, ровный

Нарекать – называть

( Шилом)  пяты – каблуки тонкие, как шило  ( сущ. пята и пятка –родственные)

Словообразовательные архаизмы:

Похоте′лося – захотелось

Растеть-матереть – расти  

Чистыим полям –  по чистым полям

Синии моря – синие моря    

Тёмныи леса – тёмные леса

Доехати – доехать

Повывернути – вывернуть

Повытряхнути – вытряхнуть

До пабедья – до полудня, до обеда

Могучиих – могучих

Крестьяновати – быть крестьянином, заниматься земледелием

Конь оставается – конь отстаёт

Похваливати – хвалить

Выводы

В былине «Вольга и Микула Селянинович» употребляются и историзмы, и архаизмы.    

Устаревшие слова в былине служат названиями  реалий, существовавших в Древней Руси. А словообразовательные архаизмы придают былине напевность. В этом проявляется особенность былин, так как былины в древности не просто читались, их исполняли, пели сказители. Пение былин сопровождалось игрой на  гуслях.

Устаревшие слова помогают нам полнее и ярче представить жизнь, быт Древней  Руси. Нельзя забывать устаревшие слова, так как они часть нашего языка, они  связующая нить с историей  нашей страны, историей нашего народа.

Используемая литература

  • Литература. Учебник-хрестоматия для  7 класса. Часть 1. Автор-составитель—   В.Я.Коровина. М. «Просвещение» 2009
  • Русский язык. 6 класс. Учебник общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Москва.(Просвещение) 2010.
  •  Словарь устаревших слов. По произведениям школьной программы. Составитель: Ткаченко Н.Г. и др.
  • С.И.Ожегов. Словарь русского языка.
  • Д.Э.Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.
  • Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей 18-20 веков. Москва (Дрофа 2007).  
  • В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Москва (Русский язык.– Медиа. 2007.).  


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Поделиться:

Растрёпанный воробей

Нарисуем попугая цветными карандашами

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?

О путнике

Притча о гвоздях