В работе рассматривается дуэль как явление 19 века. Значение дуэли в жизни и творчестве великого поэта.
Вложение | Размер |
---|---|
значение дуэли | 23.56 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14 пос. Приэтокского Георгиевского районо Ставропольского края »
Дуэль в жизни и творчестве
М.Ю.Лермонтова
План работы:
1.Вступление.
2.Дуэль как явление в 19 веке.
3.Дуэль в жизни М.Ю.Лермонтова
4.Последняя дуэль М.Ю.Лермонтова и дуэль Печорина и Грушницкого.
5.Заключение.
За свою короткую, 27-летнюю жизнь Лермонтов дважды стоял у барьера: 18 февраля 1840 года в Петербурге и 15 июля 1841 года в Пятигорске. В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на Кавказ. (Первая ссылка последовала за стихотворение "На смерть поэта"). Вторая дуэль закончилась его смертельным ранением. Что же влекло молодого человека к барьеру? Как вёл он себя во время дуэли? Как всё это согласуется с главным делом его жизни - литературным творчеством? Ответы на эти вопросы можно найти в воспоминаниях современников - друзей и знакомых поэта, и в архивных документах. Исследователь последней дуэли Лермонтова В.А. Захаров справедливо пишет: "Для нас Лермонтов - великий поэт и прекрасный художник, нам хочется видеть его зрелым, благоразумным, уравновешенным, словом, наделённым всеми положительными качествами человеком. Лермонтов же обладал трудным характером: был насмешливым, злым на язык, больно обижал своих друзей и знакомых, что, впрочем, часто сходило ему с рук".
Как дворянин и офицер, Лермонтов целиком принимал кодекс чести, существовавший в светском обществе того времени. Он не был "бретёром", не "нарывался" на дуэли, но не отказывался дать удовлетворение, если кто-то его требовал. Лермонтов отлично знал дуэльные правила своего времени, о чём можно судить по описанию дуэли в "Герое нашего времени". Со времён Петра I дуэли в России были запрещены. Наказание за участие в дуэлях приравнивалось к наказанию за убийство.
Дуэ́ль (фр. duel < лат. duellum — «поединок», «борьба двух») — строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесенное его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них.Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них. Лермонтов был очень вспыльчив, красноречив. Из-за своего характера ему приходилось множество раз участвовать в дуэлях. Самые знаменитые из них:
-Дуэль Лермонтова с Э. Барантом;
- Дуэль Лермонтова с Н. С. Мартыновым.
Дуэль с Э. Барантом В воскресенье состоялась 18 февр. 1840 на Парголовской дороге за Черной речкой при секундантах А. А. Столыпине и виконте Рауле д'Англесе. Сначала дрались на шпагах. Барант слегка оцарапал грудь противника. Лермонтов сделал выпад, но конец его шпаги переломился. Перешли на пистолеты, Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов выстрелил в сторону. Противники тут же помирились.
Дуэль Лермонтова с Н. С. Мартыновым состоялась во вторник 15 июля 1841 близ Пятигорска, у подножия горы Машук. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет. Многие обстоятельства этого трагичного события остаются неясными, поскольку показания очевидцев - самого Мартынова и секундантов М. П. Глебова и А. И. Васильчикова - давались на следствии, когда участники дуэли были озабочены не столько установлением истины, сколько тем, чтобы приуменьшить собственную вину .
Итак, искал ли Михаил Юрьевич смерти? Допустимо ли считать его дуэль с Мартыновым самоубийством «чужой рукой», нарочитым риском утомленного и разочарованного жизнью человека?
Дуэль между Печориным и Грушницким в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Роман «Герой нашего времени» появился за год до гибели Лермонтова, но невольно представляется, будто речь в нем идет о событиях грядущей дуэли.
Если сам автор незримо присутствует в образе Печорина, то он не случайно наделил образ Грушницкого некоторыми чертами характера и внешности Мартынова. Современники поэта не без основания полагали, что Мартынов узнал себя в романе, и это якобы сыграло свою роль не только в ссоре с поэтом, но и, рискнем предположить, во время самой дуэли. Ведь именно к нему, Мартынову, были обращены слова из дневника Печорина: «…Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать» (версия Д. Алексеева, Б. Пискарева).
Действительно, быть может, гениальная проза Лермонтова стала мощным детонатором к взрыву ненависти со стороны Мартынова. Это было «литературное убийство»: Грушницкий отомстил Печорину. Дуэль между Печориным и Грушницким является одним из ключевых моментов в повести. Это произошло в городе Пятигорск у подножия горы Машук.
В основе Лермонтовского конфликта– низость души, подлость и коварство Грушницкого.
Грушницкий нарушил законы дуэлей: он собирался убить фактически безоружного человека, но струсил и не сделал этого.
Лермонтову важно внутреннее состояние героев.
У Лермонтова дуэль описывается от первого лица, в форме дневника главным героем – Печориным. До дуэли: «сияние первой теплоты солнца», но в «дымной дали», «синее и страшнее, сходились непроницаемой стеной».
После дуэли «стало темно и сыро», «солнце казалось … тускло, лучи его … не грели» - в душе Печорина после смерти Грушницкого темно, пусто и ничто не греет его. После дуэли Печорин понимает, что смерть Грушницкого ничего не изменила ни в окружающем мире, ни в нем самом. Печорин лишь в очередной раз разочаровывается в жизни и чувствует опустошение.
В образе Печорина отразились многие черты характера самого автора, факты из его жизни. Но мы не можем говорить, что в романе «Герой нашего времени» автор предсказал свою гибель. Дуэль между Печориным и Грушницким - это авторский вымысел, который причудливым образом напоминает нам о дуэли между Лермонтовым и Мартыновым.
« Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека- грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.»
(Ираклий Андронников)
Заключение
Итак:
1. Лермонтов был смел и отважен, от вызова не отказывался, во время дуэли в противника никогда не стрелял.
2. Литературное дело считал главным делом своей жизни, но ради него не считал необходимым отказываться от принятых понятий чести, от риска собственной жизнью.
Для гения русской литературы всё было кончено. Для человека Лермонтова, может быть, осталась вина перед потомками, что он не уберёг тот священный родник, который через него послал людям Господь.
Для нас потомков осталось только то, что он успел создать.
Использованная литература
1.Бродский Н.Л. М.Ю.Лермонтов.Биография.Т.1. Государственное издательство художественной литературы. М.-1945
2.Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. М.Советский писатель-1964
3.Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Герой нашего времени. М. Детская литература-1980
4.Ломунова К.Н. М.Ю.Лермонтов в русской критике. М.Советская Россия-1985
5.М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. М.Художественная литература-1989
6.Недумов С.И. Лермонтовский Пятигорск . Ставрополь-1974
7.Попов А.В. Лермонтов на Кавказе.Ставрополь-1951
8.Яковлева Е. Последний приют поэта. Ставропольское книжное издательство-1975
9.Интернет ресурсы:
http://lermontov.sch1262.ru/83.html
Машенька - ветреные косы
Одна беседа. Лев Кассиль
Солнечная система. Взгляд со стороны
Мастер-класс "Корзиночка"
И тут появился изобретатель