• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Образ БАБЫ ЯГИ.

Опубликовано Кармачева Татьяна Сергеевна вкл 17.04.2014 - 19:29
Автор: 
Чернов Аркадий

В работе представлены наблюдения ученика, выводы об одной из известных героинь русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_bya_v_skazkakh.doc_2.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        

1. Баба-Яга: версии происхождения        

2. Типы образов Бабы-Яги        

3. Кукобой – родина Бабы-Яги        

Заключение        

Библиографический список        


Введение

Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба-Яга? Кто ее придумал?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, целью исследования выбрано изучение образа Бабы-Яги в русских народных сказках. Для достижения цели нужно решить следующие задачи:

1) изучить версии происхождения Бабы-Яги;

2) описать типы образов Бабы-Яги;

3) заглянуть на родину Бабы-Яги.

Для исследования использовались методы: изучение литературы, анализ.

1. Баба-Яга: версии происхождения

Баба-Яга – едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских сказок. Известны и другие менее распространенные ее имена: Ягая, Ягабиха, Ягабова, Ягиха, Ягишна, Ягинишна, Ягивовна, Баба-Ягаба, Баба-Ягишна, Ягая-Бабица, Баба-Язя.

Рассмотрим первую часть имени – «баба».

Бабка, баба, бабушка — женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина; лекарка-знахарка; повитуха; старшая по возрасту, опыту; родоначальница.

Кстати, согласно обычаям в некоторых районах России, «если бабушке-повитухе почему-нибудь покажется, что новорожденный появился несколькими днями раньше на свет, то она замазывает ребенка по самую маковку в тесто, кладет этот пирог на хлебную лопату и всовывает на некоторое время в теплую печь с различными причитаниями». Там ребенок «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым.

Бабай — таинственное существо в образе страшного старика, которым пугают детей. Название «бабай», видимо, произошло от тюркского «баба», бабай — старик, дедушка. Этим словом обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных районов России бабай — страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна для детей.

Бабайка — фантастическое существо; старуха, которая пугает детей. По сообщению В. Даля, «детей пугают бабайкою, старухою», «тут сходятся производные от «бабы» и от «бабая»» (Даль).

Вторая часть имени – «Яга» - также не имеет однозначной трактовки.

По некоторым сведениям, имя свое она получила от старинного слова «ягать». Что означает «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться». Там же можно найти: «Яга – род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи».

Похожие персонажи есть в мифологиях других славянских народов: чехов, поляков, сербов. Там их зовут Едзя – лесная старуха, или кошмар.

Таким образом, Баба-Яга – это, прежде всего, мудрая знающая женщина, иногда злая.

2. Типы образов Бабы-Яги

Заглядывая в сказки, прежде всего мы обнаруживаем Бабу-Ягу в сочетании с костяной ногой в избушке на курьих ножках, причем ей там явно не хватает места, и частенько ее костяная нога в одном углу, а нос в другом в потолок врос. Это одно описание.

Также Бабу-Ягу описывают как отвратительную старуху, большую  охотницу до маленьких детей. Она или пытается испечь их в печи, или всячески запугивает и заставляет много на себя трудиться, исполняя домашнюю работу. Существует образ в сказках типа «Марья Моревна» или «Кощей бессмертный», где она какая-то богиня, помогающая герою обрести волшебного помощника, например, коня, или указывающая в числе трех сестер путь к его цели, чаще всего царевне, своей племяннице.

Яга-дарительница принимает героя у себя в избушке, иногда испытывает его и вручает ему то, что в дальнейшем помогает ему достичь цели: волшебный клубок, пузырек с живой водой, чудесных коней, лягушку, орла и т.д. В роли дарительницы Баба-Яга может быть советчицей (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре), повелительницей (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, всякими гадами, лесными зверями и птицами),  охранительницей (следит с помощью своих волшебных помощников – совы, блюдечка и проч. –  за похождениями героя). Баба-Яга оказывает героям сказок помощь, выслушивая их и давая им добрые советы, взамен же требует одного – почитания, уважения. За это она отплачивает добром.

Яга-похитительница – наиболее распространенный тип и характерен северному образу Яги. Яга в таких сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром умерших, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающих проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал. Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир;  даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа и т.д.).

Таким образом, действия Бабы-Яга в сказках подтверждают значение ее имени как мудрого персонажа, покровительницы и советчицы, но только тем героям, которые достойны и относятся к ней уважительно.

3. Кукобой – родина Бабы-Яги

У Бабы-Яги есть своя историческая и общепризнанная родина, на которую с каждым годом приезжает все больше и больше туристов. Родина Бабы-Яги– село Кукобой., на границе Ярославской и Вологодской областей, в Первомайском районе. Село расположено в живописном месте на берегу реки Ухтомы. Вокруг села непроходимые леса, болота, глухомань. Здесь как будто все пропитано сказкой. В 2004 году Кукобой стал родиной Бабы Яги. Для жителей Первомайского района Баба-Яга – символ домовитости. Она прародительница, хранительница обычаев и традиций рода. 26 июня здесь празднуется день рождения Бабы-Яги.

Здесь создан музей Бабы-Яги. Есть избушка на курьих ножках. Около избушки родник. Он седьмой по счету в Кукобое, и в нем, как утверждают знатоки, течет самая целебная вода. Всех желающих Баба-Яга приглашает на пироги.

Заключение

В ходе изучения литературы описывались различные версии и типы Бабы-Яги. В результате исследования выяснилось, что образы эти очень различны и, в некоторых случаях, даже противоположны.

Образ Бабы-Яги пришел в русские народные сказки из славянской мифологии.  

Баба-Яга – изначально заботливая берегиня (заступница), прародительница, очень древнее положительное божество славян, хранительница рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. В период принятия христианства на Руси всем Языческим божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей берегиням, придавались злые черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения. Так языческая строгая прародительница была превращена в злую колдунью.

Бабе-Яге принадлежит весьма важная роль в русских народных сказках: она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Сказки призваны нас научить законам этого мира. Так, мудрая, вещая Баба-Яга учит быть смелыми, добрыми, рассудительными, трудолюбивыми, искать правду. Только по-настоящему сильному и мужественному человеку могут быть даны силы для путешествия в неведомый, волшебный, сказочный мир. Только настоящий герой может вернуться с победой.


Библиографический список

  1. Даль В.И.  Толковый словарь живого великорусского языка / Сост. Шахматова Н.В. – СПб.: ИД Весь, 2004.
  2. Кузнецов А.Н. Из времен незапамятных. –  М.: Оникс, 2005.
  3. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. –  М.: Русское слово, 1995.
  4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб.: Лабиринт, 1996.
  5. Русские волшебные сказки. – Р/н.Д.: Проф-Пресс, 2011.
  6. Русские народные сказки. - Р/н.Д.: Проф-Пресс, 2011.


Поделиться:

Рождественский венок

Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна

Карандаши в пакете

Если хочется пить...

Груз обид