• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Анализ школьных прозвищ

Опубликовано Шафеева Эльмира Тяфиковна вкл 26.05.2014 - 23:18
Шафеева Эльмира Тяфиковна
Автор: 
Божко Ульяна

Тема «Анализ школьных прозвищ» для нас новая и очень интересная. Данную тему мы считаем актуальной, так как прозвища широко распространены среди школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

XV ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Секция «Русский язык»

Тема:

«Анализ школьных прозвищ»

Выполнила:

ученица 3в класса

МБОУ СОШ № 156

Красноглинского района

 Божко Ульяна Владимировна

Научный  руководитель:

Шафеева Эльмира Тяфиковна

учитель начальных классов

 

 Самара,  2014 год

Оглавление

  1. Введение
  1. Актуальность темы …………………………………………………3
  2. Цели и задачи исследования ……………………………………….3
  3. Краткий обзор изученной литературы …………………………….3
  1. Теоретическая часть
  1. Из истории происхождения имен собственных …………………..4
  2. Имя, прозвище, кличка, псевдоним – сходства и отличия ……….5
  3. Прозвище – как социальное явление……………………………….6
  1. Практическая часть
  1. Итоги проведения анкетирования учеников в классе ………….....8
  1. Вывод ……………………………………………………………..……….9
  2. Список используемой литературы………………………………………11
  3.  Приложение ………………………………………………………….…..12

  1. Введение
  1. В школьном курсе русского языка при изучении имен собственных практически ничего не было сказано о происхождении, назначении и правилах использования прозвищ. Дано было только правило: «К собственным именам существительным относятся: имена, фамилии, прозвища, клички животных, географические и астрономические понятия, названия газет, книг, фабрик, и т.п. Собственные имена существительные пишутся с прописной буквы.» [1].

Тема «Анализ школьных прозвищ» для нас новая и очень интересная. Данную тему мы считаем актуальной, так как прозвища широко распространены среди школьников. Нам с одноклассниками очень интересно, как образуются причудливые прозвища людей, почему люди получают эти прозвища и зачем они понадобились. Неужели недостаточно имени, чтобы обратиться к человеку? Используя информацию из разных источников, анализируя ее и обрабатывая, мы постарались раскрыть тему как можно полно, увлекательно и разносторонне, получив при этом дополнительные знания по русскому языку.

  1. Цель нашего исследования – проанализировать наличие прозвищ в нашем классе, их происхождение и отношение к ним одноклассников.

Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить литературу по антропонимике (в целом - по ономастике), определить способы образования самых распространенных прозвищ;
  2. Выяснить, какие прозвища распространены в нашем классе;
  3. Проанализировать отношение школьников к прозвищам;
  4. Показать место и роль прозвищ в современной жизни.
  1. Предметом исследования стали прозвища, которые существуют в нашем классе.
  2. [Гипотеза] – прозвища являются неотъемлемой частью в общении одноклассников.
  1. Теоретическая часть
  1. Проводя исследования, нам потребовалось изучить дополнительно материалы по истории происхождения имен собственных: Петровский Н.А. «Словарь русских личных имен», Матвеев А.К. «Ономастика и ономатология: терминологический этюд», Суслова А.В. Суперанская А.В. «О  русских именах», а также использовать Интернет-ресурсы.

Изучая дополнительную литературу, мы узнали, что изучением имен собственных занимается раздел лингвистики, который называется «ономастика». Термин этот связан с греческим словом онома – имя.[4] Ономастика делится на разделы, один из которых называется антропонимика (от греческого anthropos – человек и onyma – имя) изучает антропонимы – личные имена людей, прозвища, псевдонимы, имена героев литературных произведений, мифов, сказок и др.

Антропонимика изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь человека с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой- либо местности. [4]

Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.

Имя, даваемое при рождении, обычно одно, но в древности могло даваться и несколько имен. Имена личные люди имели во все времена во всех цивилизациях. У каждого народа они связаны с его культурой, бытом. Для того чтобы какое-либо имя появилось у данного народа, необходимы определенные культурно-исторические условия.

Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и следовательно, любое слово могло стать именем. В давние времена, когда жизнь людей была трудна и опасна и целиком зависела от окружающей природы, люди придавали своим именам большое значение и магический, волшебный смысл. Сама природа, животные и растения, чьими именами люди называли своих малышей, должны были хранить их от злых духов, бед и напастей. А сила дерева или зверя, быстрота молнии или зоркость орла должны были передаться малышу вместе с именем. Таким образом, личное имя – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность обращаться к нему, а также говорить о нем с другими. Так появились первые старинные имена.

  1. Имя – часть речи, дающая название для человека (в этом случае это будет личное имя), продукта (торговой марки или бренда), обычно используемая для того, чтобы отличить его от других, принадлежащих к тому же классу. [7]

Прозвище – название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. [6]

Кличка – 1. Имя домашнего животного. 2. Конспиративное или шутливое, насмешливое прозвище. [6]

Псевдоним (от греч. – «ложное имя») – имя используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего. [7]

Мы видим, что все они предназначены для одного и того же – назвать кого-нибудь. Но существуют и различия.

Имена личные даются при рождении ребенка, при желании могут изменяться в течении жизни, но есть одна особенность – они официально фиксируются в документах.

В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя, его происхождение и деятельность таким образом, чтобы подчеркнуть особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Часто прозвища для людей, складываются, сокращая фамилию, имя, отчество, иногда по внешнему виду, по характеру или по виду деятельности, а иногда бывает, что просто какое-то слово, цепляется за предмет или человека. Прозвища возникают в силу стремления к отчетливому различению лиц по характерным их особенностям, причем во внимание принимаются выдающиеся черты, физические или нравственные качества.

Клички чаще всего присущи животным. Они являются его именем и присваиваются людьми, в окружении которых животные находятся. Кличка сохраняются за его владельцем на протяжении всей жизни.

Разновидностью клички является «псевдоним». Псевдоним чаще всего присваивает человек сам себе. Использование псевдонима обычно вытесняет настоящее имя. С распространением Интернета использование псевдонимов стало как никогда актуально: практически каждый пользователь Сети имеет псевдоним, который принято называть «ником». «Ник» – компьютерное имя представляет собой имя условное либо вымышленное, которое пользователь создает для компьютерного общения личного характера. [7]

  1. Прозвища – очень древнее и сложное явление в русском языке, различны их источники, по-разному складывались их судьбы. Существует множество мнений, как развивалось общество и изменялись прозвища.

Изначально в качестве личного имени человека употреблялось его прозвище, которое, помимо обозначения данного человека, обладало еще неким значением. Считалось, что имя предопределит дальнейшую судьбу ребенка. В процессе жизни прозвища могли меняться в зависимости от тех или иных обстоятельств. В 18 веке по указу императора Петра I было введено единообразное официальное наименование людей. Именно тогда в обиход вошло слово «фамилия». С течением времени некоторые прозвища видоизменились в фамилии, некоторые – в названия населенных пунктов. Но прозвища не изжили себя, до настоящего времени они широко используются в обществе. [4]

С официальным именем человек проходит через всю жизнь. Но есть еще одно имя собственное – это прозвище, которое может появиться у человека и сопровождать его какое-то время, а иногда и в течение всей его жизни.

Почему наряду с именами, отчествами и фамилиями существуют в живом языке прозвища? Если исходить из того, что суффикс – ищ имеет в русском языке увеличительное значение, можно предположить, что прозвище предназначено дать гораздо более объемную характеристику человеку, чем его имя. Исследования ученых показали, что существует четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему виду (Филипп Красивый, Эрик Рыжий), по месту рождения, жизни, смерти (Александр Невский, Дмитрий Донской), по виду деятельности (Иоанн Креститель, Афиней Механик), по характеру (Ярослав Мудрый, Иван Грозный), [Приложение №3].

В прозвищах заключено много интересного: видны в них и буйная фантазия авторов, и наблюдательность – умение выделить в человеке какие-то черты, которые характеризуют и тех, кому их дают, и тех, кто дает, свидетельствуют об их доброте или, наоборот, недоброжелательности. С большим трудом можно поверить, что какой-то человек никогда не имел прозвища, хотя бы одного. Существует мнение, что человек, не имеющий никаких прозвищ, это как правило, человек серый, незаметный, ничем не выделяющийся из толпы. Его никто не видит и не знает.

Очень часто встречаются прозвища в среде детей и подростков, для них употребление такого неофициального, дополнительного, несущего определенную характеристику именования человека факт очень распространенный.

Конечно, в школе, техникуме и даже в институте школьники, учащиеся, студенты используют прозвища не только для того, чтобы называть друг друга. Придумывая прозвища, они характеризуют друг друга, выделяют основные черты присущие конкретному человеку. Не редко получают прозвища и сами учителя, преподаватели.

  1. Практическая часть
  1. Проведя анкетирование и проанализировав результаты [Приложение №1 и №2], мы выяснили, что из двадцати шести учеников в классе прозвища имеет двадцать один учащийся и только пять человек не имеет прозвища. Семнадцать учеников считают, что в классе между собой следует обращаться по прозвищам, в то же время одиннадцать человек предпочитают, чтобы к ним обращались по имени. Тринадцать учеников гордятся своим прозвищем.

По результатам анкетирования, мы выяснили, что в основном ученики прозвище получили от своего имени и фамилии (пятнадцать учеников). Специфика этих прозвищ в том, что они не опираются на реальные, свойства характерные их носителям, а информация о характеристике лица извлекается из содержания его имени. Только у шести учеников прозвище характеризует черты внешнего вида и характера.

Это говорит о том, что прозвища, произошедшие от имен и фамилий, широко распространены в речи современных школьников. Сами ученики, указывая на причины создания и употребления ими прозвищ, отмечают: «Так короче говорить, интереснее общаться», в этом и проявляется тенденция к созданию необычных и экономных форм речевого общения, характерных для молодежи. Следовательно, в возрасте десяти лет ученики придумывая прозвища, не задумываются над их смысловой нагрузкой, а только упрощают сам процесс общения со сверстниками, совершенно не стремясь кого-либо унизить или превознести.

  1. Вывод
  1. В ходе проведенной работы мы изучили дополнительную литературу, и узнали, что изучением имен собственных занимается раздел лингвистики, который называется «ономастика». Ономастика делится на разделы, одним из которых является антропонимика, она изучает антропонимы – личные имена людей, прозвища, псевдонимы, имена героев литературных произведений, мифов, сказок и др.
  2. Мы выяснили, что в нашем классе из двадцати шести учеников прозвища имеет двадцать один учащийся, в основном – это прозвища, произошедшие от имени и фамилии.
  3. Мы узнали, что прозвища могут образовываться не только от имен и фамилий. Существует четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему виду, по месту рождения, по виду деятельности, по характеру. Они возникают с целью отчетливого различения лиц по характерным их особенностям.
  4. Проанализировали отношение школьников к прозвищам и выяснили что, семнадцать учеников в классе считают, что между собой следует обращаться по прозвищам, в то же время одиннадцать человек предпочитают, чтобы к ним обращались по имени. Тринадцать учеников гордятся своим прозвищем.
  5. Способы образования прозвищ претерпели за тысячелетия незначительные изменения. А вот роль их постоянно меняется. В старину прозвища занимали важное место в официальном языке, но постепенно утратили его. Сейчас они сохраняются лишь в неофициальной обстановке, но появилась их роль в установлении межличностных отношений. Одно и то же прозвище может быть проявлением симпатии, а может служить средством оскорбления. Некоторые прозвища способны побуждать к самообразованию и саморазвитию своих личностных качеств, поэтому искоренять привычку давать необидные, шуточные прозвища не надо, важно находить в каждом прозвище те характерные черты, которые необходимо развивать либо напротив, стараться делать так чтобы эти черты были не приметными.

Изучение прозвищ, исследование их судеб в разные времена помогает глубже изучить историю быта, историю своего народа. Изучение прозвищ необходимо также для восстановления словарного запаса русского языка, помогает развить наблюдательность – способность отчетливо различать лиц по характерным чертам.

Список используемой литературы

  1. Дорогова, Е.М. Справочник школьника [Текст] / Е.М. Дорогова, Л.Ф. Знаменская, В.Д. Майоров. – М.: Стрекоза, 2011. – 520 с.
  2. Матвеев, А.К. Вопросы ономастики [Текст] / А.К. Матвеев// Издательство Уральского университета. – 2005. – №2. – Е. – 206 с.
  3. Петровский, Н.А. Словарь русских личных имен: Ок. 2600 имен/ Н.А. Петровский // Русские словари/ О.Д. Митрофанова. – М.: Рус.яз., 1980. – 384 с.
  4. Суслова, А.В. О русских именах/ А.В. Суслова, А.В. Суперанская. – Л.: Лениздат, 1991. – 220 с.
  5. Унбегаун, Б.О. Русские фамилии / Б.О. Унбегаун. – М.: Прогресс, 1989. – 433 с.
  6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Толковый словарь, 1992. URL: http: www.ozhegov.org/ (дата обращения 23.10.2013).

Приложение №1

Анкета по теме «Анализ школьных прозвищ»

  1. Фамилия имя отчество _____________________________
  2. Есть ли у вас прозвище?

-Да

-Нет

  1. Назови свое прозвище ______________________________
  2. Когда оно у вас появилось?

-До школы

-В школе

  1. В связи с чем оно у вас появилось?

-По фамилии

-По черте внешности

-По черте характера

-Другое__________________________________________

  1. Менялось ли у вас прозвище?

-Да

-Нет

  1. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище?

-Обижаюсь

-Горжусь

-Не обращаю внимания

  1. Вам нравится, что в классе друг друга называют по прозвищам?

-Да

-Нет

  1. Как предпочитаете, чтобы вас называли?

-По имени

-По фамилии

-По прозвищу

-Все равно

Приложение №2

Результаты анкетирования

  1. Количество прозвищ в классе

  1. Признаки, по которым появились прозвища у учеников

  1. Отношение учеников к прозвищам

  1. Хорошо ли обращаться по прозвищу между собой

  1. Как ученики предпочитают, чтобы их называли

Приложение №3

Основные принципы происхождения прозвищ

Основной принцип происхождения прозвищ

Прозвище

Основные черты, по которым получено прозвище

Личность в истории

По внешнему виду

Филипп Красивый

Король был одарен серьезным умом, имел красивую и благородную наружность, изящные манеры и держал себя очень внушительно.

Король Франции Филипп Красивый был первым монархом, привлекшим людей неблагородного происхождения к управлению государством, заложил основы абсолютной монархии.

Эрик Рыжий

Имел ярко рыжий цвет волос головы и густую рыжую бороду.

Скандинавский мореплаватель и первооткрыватель, основавший первое поселение в Гренландии 986 г. Он назвал остров Гренландией (норв. Grønland), которая дословно значит «Зеленая земля» 

каланча, колобок, толстяк, конопатый, горбатый, кудрявый, гном

Бытовые прозвища даны по основным внешним физическим признакам

По месту рождения, жизни, смерти

Александр Невский

Без сбора ополчения, со своей дружиной и успевшими собраться отрядами Новгородцев и Ладожан атаковал шведский лагерь на р.Нева у устья р.Ижоры и одержал блестящую победу. 

Александр Ярославич Невский великий князь Киевский и Владимирский.  За всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным  врагом — Золотой Ордой — и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии.

Дмитрий Донской

Одержал победу в сражении над армией темника Золотой Орды Мамая, 8 (21) сентября 1380 года на территории Куликова поля — между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча.

В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель. После ряда побед над Золотой Ордой, войска монголо-татар около двух веков не решались на битву с русскими.

сибиряк,

хохол, москаль

Бытовые прозвища даны по основным местам проживания

По виду деятельности

Иоанн Креститель

Совершал священные омовения (окунания) для очищения от грехов и покаяния иудеев, которые впоследствии стали называться таинством крещения, омывал (крестил) в водах реки Иордан Иисуса Христа трижды окунув его в воду.

В христианских представлениях является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода мессии.

Афиней Механик

Известен как автор работы «О военных машинах». Практик и теоретик инженерной науки в военном деле.

Древнегреческий инженер-механик второй половины I в. до н. э. или же философ-перипатетик.

телецентр, филолог, спасатель, танкист

Бытовые прозвища даны по основным профессиям

По свойствам характера, поведения

Ярослав Мудрый

Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковнославянский и древнерусский языки. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост. При нём появились монеты с надписью «Ярославле серебро».

Князь Ростовский, князь Новгородский, великий князь Киевский. При Ярославе Владимировиче возникли первые русские монастыри, он издал Церковный устав, был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда».

Иван Грозный

Сложилось мнение, что убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нём подозрительности, мстительности и жестокости.

Великий князь Московский и всея Руси. Реформы Ивана Грозного, укрепили систему государственного управления и вооруженные силы.

напильник, бульдозер, шпилька, заноза, кнопка, копейка.

Бытовые прозвища даны по основным признакам поведения


Поделиться:

Сказка "Морозко"

В Китае испытали "автобус будущего"

Два петушка

Рисуют дети водопад

Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"