• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Приём контраста в создании художественных образов в "Сказке о мёртвой царевне ..." А. С. Пушкина"

Опубликовано Дмитриева Елена Юрьевна вкл 29.06.2014 - 19:20
Дмитриева Елена Юрьевна
Автор: 
Дряхлова Екатерина

Творческая работа по сказке А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyom_kontrasta_v_sozdanii_khudozhestvennykh_obrazov.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №51

  Творческая работа на тему:

Приём контраста в создании художественных образов

в «Сказке о мертвой царевне…» А.С. Пушкина.

Работу выполнила:

Ученица 8 класса

……………….…

Руководитель:

Дмитриева Елена Юрьевна

Нам с детства знакомо выражение: «В сказках добро всегда побеждает зло». Словарь С.И. Ожегова так объясняет лексическое значение этих слов: Добро – все положительное, хорошее, полезное. Зло – нечто дурное, вредное.

Добро и зло – слова-антонимы.

 Писатели и поэты часто используют прием контраста в своих произведениях.  По моему мнению, антитеза является основным приемом и в «Сказке о мертвой царевне…» А.С. Пушкина. Здесь поэт совершенно по-новому оценивает красоту женщины: так же, как и народ. Поэтому изображение идеальной женщины перерастает в проблему красоты человека и смысла его жизни. У народа одна только внешняя красота не вызывала ни восхищения, ни уважения. «Красна ягодка, да на вкус горька». Её противопоставлялась красота души. «Не красавицей дом держится, а умницей».

В первых строках сказки автор уже противопоставляет тихую и кроткую царицу, которая ждет «милого друга» второй жене. Использование союза «но» только подчеркивает их различая: «Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива» Хотя со своим зеркальцем царица была добродушной и веселой, я думаю, Пушкин использует прием контраста даже в описании одной героини. Душа у неё черная.

Тем временем, как цветок, расцветает молодая царевна. Пушкин рисует её «белолицей, чернобровой (кстати, белый – черный – тоже антонимы. Царевна наделана множеством положительных нравственных качеств: «нраву кроткого такого», «от зеленого вина отрекалася она» царевна подает хлеб нищей, ласкает нежною рукою Соколко. Пес – верный, преданный друг царевны.
Если мачеха только и занимается тем, что любуется своей красотой, разговаривает с зеркальцем, то царевна трудолюбива. В тереме богатырей она «все порядком убрала», «затопила жарку печку». В этом эпизоде она похожа на крестьянскую девушку.

Братья отводят ей светлицу. Контраст чувствуется даже в цветописи. Когда речь идет о царевне и её матери, мы читаем «светлица», «с белой зари до ночи», «вся белешенька земля». А царица «черной зависти полна», «позвала к себе Чернавку», образ нищей черницы также соседствует с образом царицы.
Поэтический образ «золотое яблочко» Пушкин развернул в выразительную картинку; в ней ощущается натюрморт:

Оно,
Соку спелого полно,
Так светло и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь.

Полученное от мачехи яблоко так коварно и обманчиво в своей привлекательности, как и она сама. Яблоко надкусила царевна, на него же кинулся и Соколко.

Проглотил его, свалился

И издох. Напоено
Было ядом, знать, оно

Медом – ядом, чем не контраст?!

 Царица и царевна противопоставлены внешне, контрастны их поступки и даже речь. «Ах ты, мерзкое стекло, » - говорит царица.

 «Постой, бабушка, постой немножко», - просит черницу царевна и выносит ей хлеб.

 Природные силы помогают Елисею в поисках царевны. Он обращается к солнцу и месяцу. Он начинает речь не с просьбы, не с величания того, к кому обращается. Он как будто заклинает: «Свет наш солнышко, ты ходишь…»
”Месяц, месяц, мой дружок…»

Солнце светит днем, а месяц выходит на небо ночью. Я думаю, это тоже своего рода контраст.

Читая сказку, мы являемся свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни королевича и царевны. Мыслитель Альберт Швейцер сказал: «Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому  как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность»

Используемая литература.

  1. Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 10 т. – Л.: Наука, 1977-1979.
  2. Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве Пушкина. – М., 1973.
  3. Коровина В.Я. Изучение сказок Пушкина в школе//Пушкин в школе. – М., 1979.
  4. Сказки Пушкина в школе/ Сост. В.Я. Коровина. – М., 1972.
  5. Чернышев В.И. Пушкин и русские сказки// Сказки и легенды пушкинских мест. – М.; Л., 1950.


Поделиться:

Белый лист

Мороз Иванович

Фокус-покус! Раз, два,три!

Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного

А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?