В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные предложения. Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи. Нам показалось интересным понаблюдать за ролью односоставных предложений в поэтических текстах. В качестве материала мы выбрали стихотворения нашего поэта-земляка Василия Гавриловича Сокиркина.
Итак, тема нашего исследования - «Односоставные предложения в стихотворениях поэта-земляка Василия Гавриловича Сокиркина».
Объект исследовательской работы - лирика поэта Сокиркина. При исследовании использовались сборники стихотворений «Регата жизни», «Память вечности», «Я за всё благодарен судьбе», «Мозаика дней».
Предмет исследования – односоставные предложения, используемые поэтом в его стихотворениях.
Гипотеза: предположим, что данный вид предложений широко используется в лирике Василия Сокиркина.
Цель работы: исследование стихотворений В. Сокиркина на наличие односоставных предложений; определение позиции автора через синтаксические языковые средства, а именно, односоставные предложения.
Задачи исследования:
1.Познакомиться с биографией поэта, которая, естественно, оказывает влияние на творческие замыслы, на выражение авторской позиции в творчестве.
2. Изучить стихотворения Василия Сокиркина.
3. Подробно изучить виды односоставных предложений, их особенности.
4. Найти стихотворения с односоставными предложениями.
5. Определить влияние данного вида предложений на поэтику произведения, выражение основной мысли.
Методы исследования:
· анализ
· сравнение
· обобщение
Выполненную работу мы считаем актуальной, так как она способна привлечь внимание к творчеству поэта-земляка. Данная работа может найти своё практическое применение при изучении односоставных предложений на уроках русского языка в 8 классе, а также во внеклассной воспитательной работе.
Итак, Василий Гаврилович Сокиркин родился 1 марта 1948 года в станице Упорной Краснодарского края. Позже жил в городе Элиста Республики Калмыкия. Учился он охотно, много читал. По окончании учёбы долгое время работал в проектном институте фотографом-макетчиком. В 1993 году переехал с семьей в город Городовиковск.
В его литературном творчестве главное место принадлежит поэзии. Есть много стихотворений, которые отражают любовь к своей Малой Родине и являются своеобразной реакцией на происходящие вокруг события.
Поэзия писателя–земляка является родной и близкой для нас, наполненной жизненной правдой, нравственной чистотой, гражданственностью и при всём этом глубоким лиризмом. Думается, что односоставные предложения характерны для поэзии В.Г. Сокиркина, так как благодаря лаконичности и выразительности они широко использовались и используются русскими и современными поэтами и писателями.
Вспомним виды односоставных предложений.
Определённо-личные предложения - это односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 1-ого или 2-го лица.
Стихотворения В. Сокиркина, богаты определенно-личными предложениями, так как именно они помогают автору приблизиться к читателю, несут на себе доверительную интонацию.
Сеть морщинок, сплетённая временем,
Каждым утром, готовясь к бритью,
С неизменным смотрю сожалением
На рельефную внешность свою.
(«Признаки осени»)
В данном примере сказуемое выражено глаголом, стоящим в форме 1-го лица ед. ч. Эта форма удобна для передачи собственных наблюдений, воспоминаний.
Кроме этого, мы заметили, что поэт широко использует в своих стихотворениях определенно-личные предложения с глаголами повелительного наклонения, стоящими в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям. Сокиркин как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы.
Твори душой и будь своеобразен!
Пиши и не завидуй никому.
Воспев добро и избегая дрязг,
Спеши восславить свет,
Стремись рассеять тьму!
(«Другу-стихотворцу»)
Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 3-го лица множественного числа. Данный тип предложений может употребляться, если не имеет значения, кто совершает действие, если автор не хочет назвать действующее лицо или не знает его.
Остановились. Вышли из машины.
Прошли по направлению к полям.
И, кинув взгляд от корня до вершины,
Он низко поклонился тополям.
(«Медсестра»)
Необходимо отметить, что в стихотворениях В. Сокиркина такие предложения встречаются редко.
Безличные предложения - это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Но отсутствие подлежащего не ведет к их структурной неполноте. Безличные предложения широко представлены в исследуемых стихотворениях.
Но пусто на сердце и холодно как-то.
Утрату душой не постичь…
(«Памяти друга»)
Часто безличные предложения помогают выразить желания поэта, состояние его души.
Назывные предложения - это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член — подлежащее. Поэт употребляет цепочку односоставных назывных предложений, выделяющих определённые предметы и признаки.
Зал ожиданья. Вокзал.
Подарки для внуков в лукошке.
Трофимович мирно дремал,
А рядом стояла гармошка.
(«Перепляс»)
Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки.
Таким образом, исследовав стихотворения Василия Гавриловича Сокиркина, мы пришли к выводу, что поэт активно использует в своем творчестве односоставные предложения. Они помогают передать авторский замысел, раскрывают тончайшие оттенки поэтической речи.
Наиболее употребительными оказались определенно-личные и безличные предложения, реже всего употребляются неопределённо-личные предложения.
После знакомства с лирикой поэта-земляка возникает желание продолжить дальнейшую работу: проследить за средствами художественной выразительностив лирике В Сокиркина, рассмотреть лексический состав стихотворений. Поэтому считаем необходимым продолжить начатую работу по исследованию творчества земляка В. Сокиркина.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.06 КБ |
Министерство образования, культуры и науки РК
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Городовиковская средняя общеобразовательная школа №3»
Республиканская научно-практическая конференция
«От исследования – к научному поиску»
Исследовательская работа
Односоставные предложения
в стихотворениях поэта-земляка В.Г. Сокиркина
(гуманитарная секция)
Сведения об авторе:
Эльзитинова Алтана Юрьевна,
ученица 9а класса
МКОУ «ГСОШ№3»
Руководитель:
Кирилловская Ольга Геннадьевна
учитель русского языка
и литературы
г. Городовиковск, 2013
Краткая аннотация
Данная работа посвящена исследованию односоставных предложений в стихотворениях поэта-земляка В.Г. Сокиркина. Такие предложения помогают передать авторский замысел, раскрывают тончайшие оттенки поэтической речи поэта. При исследовании были использованы сборники стихотворений «Регата жизни», «Память вечности», «Я за всё благодарен судьбе», «Мозаика дней». Поэт активно использует в своём творчестве односоставные предложения.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные предложения. Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи. Нам показалось интересным понаблюдать за ролью односоставных предложений в поэтических текстах. В качестве материала мы выбрали стихотворения нашего поэта-земляка Василия Гавриловича Сокиркина.
Тема нашего исследования - «Односоставные предложения в стихотворениях поэта-земляка Василия Гавриловича Сокиркина».
Объект исследовательской работы - лирика поэта-земляка В. Г. Сокиркина. При исследовании использовались сборники его стихотворений «Регата жизни», «Память вечности», «Я за всё благодарен судьбе», «Мозаика дней».
Предмет исследования – односоставные предложения, используемые Василием Сокиркиным в своих стихотворениях.
Гипотеза - односоставные предложения, как никакие другие, показывают богатство языковых средств русского языка, способны привлечь внимание к наиболее важному в стихотворении. Предположим, что данный вид предложений широко используется в лирике Василия Сокиркина.
Цель исследовательской работы: исследование стихотворений В. Сокиркина на наличие односоставных предложений; определение позиции автора через синтаксические языковые средства, а именно, односоставные предложения.
Методы исследования:
Задачи исследования:
1.Познакомиться с биографией поэта, которая, естественно, оказывает влияние на творческие замыслы, на выражение авторской позиции в творчестве.
2. Изучить стихотворения Василия Сокиркина.
3. Определить темы и идеи стихотворений.
4. Подробно изучить виды односоставных предложений, их особенности.
5. Найти стихотворения с односоставными предложениями.
6. Определить влияние данного вида предложений на поэтику произведения, выражение основной мысли.
Выполненную работу мы считаем актуальной, так как она способна привлечь внимание к творчеству поэта-земляка. Проведя опрос учителей-филологов школы о трудностях, возникающих при изучении темы «Односоставные предложения», сделаны выводы, что данная тема вызывает немало вопросов в понимании школьников. Но как никакая другая она раскрывает богатство языковых средств русского языка. Наша работа помогает изучать данную тему, опираясь на краеведческий материал.
Таким образом, данная работа может найти своё практическое применение при изучении односоставных предложений на уроках русского языка в 8 классе, а также во внеклассной воспитательной работе (проведение вечеров поэзии, литературных гостиных…). Частично материал данного исследования может быть использован при осуществлении социального проекта о творческих людях района.
1. Слово о поэте-земляке В.Г. Сокиркине
Василий Гаврилович Сокиркин родился 1 марта 1948 года в станице Упорной Краснодарского края. Позже жил в городе Элиста Республики Калмыкия. Учился он охотно, много читал. Ухитрялся на скудную стипендию и жить, и приобретать книги для будущей работы. По окончании учёбы долгое время работал в проектном институте «Калмгипрогорсельстрой» фотографом-макетчиком.
В 1993 году переехал с семьей в город Городовиковск. У него дружная семья:
супруга, дочь, сын, четверо внуков.
В его литературном творчестве главное место принадлежит поэзии. Есть много стихотворений, которые отражают любовь к своей Малой Родине и являются своеобразной реакцией на происходящие вокруг события.
В разные годы писал стихи, которые печатались в районной газете «Вперед», некоторые стихи напечатаны в литературно-художественном журнале «Теегин герл».
Василий Гаврилович является автором сборников стихов «Я за все благодарен судьбе», «Память вечности», «Регата жизни», «Мозаика дней».
Поэзия писателя–земляка является родной и близкой для нас, наполненной жизненной правдой, нравственной чистотой, гражданственностью и при всём этом глубоким лиризмом.
2. Изучение односоставных предложений
Односоставные предложения — это простые предложения, состоящие из одного главного члена - подлежащего или сказуемого, которого вполне достаточно, чтобы выполнить роль основы предложения.
Идея так называемой «грамматической оппозиции» «двусоставное/односоставное предложение» в русском синтаксисе принадлежит академику Алексею Александровичу Шахматову.
Но ещё в 17 веке М.В. Ломоносов писал об определенно-личных предложениях, что «умолчание» личных местоимений перед спрягаемыми формами глаголов «украшению служит».
Большую работу по исследованию данного вида предложений провел А.М Пешковский, известный языковед, специалист по грамматике и стилистике русского языка, автор книги «Русский синтаксис в научном освещении».
На уровне современного русского языка над изучением грамматической формы односоставных предложений работают многие ученые-филологи. К их числу принадлежит Вера Васильевна Бабайцева, автор учебных пособий и научных статей по современному русскому языку.
Односоставные предложения, благодаря лаконичности и выразительности широко использовались и используются русскими и современными поэтами и писателями. Думается, что они характерны и для поэзии В.Г. Сокиркина.
3. Определённо-личные предложения
Это односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 1-ого или 2ого лица. Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо.
Стихотворения В. Сокиркина, богаты определенно-личными предложениями, так как именно они помогают автору приблизиться к читателю, несут на себе доверительную интонацию.
Сеть морщинок, сплетённая временем,
Каждым утром, готовясь к бритью,
С неизменным смотрю сожалением
На рельефную внешность свою.
(«Признаки осени»)
В тени дубрав иль на озёрных плёсах
Найду в уединении покой.
Под пенье птиц и лиры струн сладкоголосье
Вдруг станет выше небо надо мной.
( «Утренние росы»)
Возвращаюсь домой, где и детство,
и юность промчались,
Где огни дальних странствий
в мечтах бесконечных зажглись,
Где с любимой девчонкой
на взгорке рассветы встречали,
Где остались друзья и родные,
мне давшие жизнь.
( «Возвращение домой»)
Во всех данных примерах, сказуемые смотрю, найду, возвращаюсь выражены глаголом, стоящим в форме 1-го лица ед. ч. Эта форма удобна для передачи собственных наблюдений, воспоминаний. В таких предложениях не обязательно подлежащее, так как оно уже подсказано окончанием сказуемого (живет в этом окончании).
Василий Сокиркин оправданно употребляет в данных и подобных этим стихотворениях определенно-личные предложения. Употребление местоимения Я сделало бы предложения громоздкими, неповоротливыми, перетянуло бы внимание на себя. В этом случае главной в стихотворениях стала бы фигура автора, а это противоречит авторскому замыслу и идее стихотворений.
А.М. Пешковский на этот счет писал: «...предложения с местоимениями являют собой речь более вялую, разжиженную, спокойную, но ничем не более ясную».
Твори душой и будь своеобразен!
Пиши и не завидуй никому.
Воспев добро и избегая дрязг,
Спеши восславить свет,
Стремись рассеять тьму!
(«Другу-стихотворцу»)
Любите степь, её неповторимость!
Я говорю от сердца, без прикрас.
Она всегда останется любимой,
Великой малой Родиной для нас!
(«Родная степь»)
Василий Сокиркин широко использует в своих стихотворениях определенно-личные предложения с глаголами повелительного наклонения, стоящими в форме 2-го лица единственного и множественного числа. В данных стихотворениях это глаголы твори, будь, пиши, не завидуй, спеши, стремись, любите. Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своем произведении наш земляк. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: Сокиркин как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы.
4. Неопределённо-личные предложения
Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 3-го лица множественного числа. Данный тип предложений может употребляться, если не имеет значения, кто совершает действие, если автор не хочет назвать действующее лицо или не знает его. О свойствах неопределенно-личных предложений пишет А.М. Пешковский: «Все сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределенное». По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложения тоже могут быть различны. В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое может быть употреблен в форме любого времени.
Остановились. Вышли из машины.
Прошли по направлению к полям.
И, кинув взгляд от корня до вершины,
Он низко поклонился тополям.
(«Медсестра»)
Кто не включил себя в когорту слабаков,
С проводником ходили пешим ходом,
А всех желающих, детей и стариков
На базу доставляли вертолётом.
(«Был такой случай»)
Необходимо отметить, что неопределенно-личные предложения менее частотны по употреблению в современном русском языке, чем определенно-личные, так как сфера их употребления более узкая. В стихотворениях В. Сокиркина такие предложения встречаются редко. И всё-таки употребление неопределённо-личных предложений позволяет В. Сокиркину акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, то есть на действии, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он читателю или нет.
5. Безличные предложения
Это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Но отсутствие подлежащего не ведет к их структурной неполноте. «Наиболее употребительная и самая пестрая по структуре разновидность», - так эти предложения характеризуются В.В. Бабайцевой. Безличные предложения широко представлены и в исследуемых стихотворениях.
К нам на крылечко листьев намело,
Они блестят, как золотые свитки.
Солнечно, приветливо, тепло,
А на рассвете ветер рвал калитки.
(«Осень»)
Сказуемое намело выражено личным глаголом, стоящим в безличной форме, а так же словами категории состояния солнечно, приветливо, светло. Такие формы широко используются для изображения явлений природы, указывают на её особое состояние.
Таких тюльпанов нет нигде на свете!
Я пожелал бы каждому взглянуть
На это радужное многоцветье…
(«Весна в степи»)
Еще одно четверостишие, описывающее красоту родной степи. Сказуемое в безличном предложении выражено словом нет, при котором нет и не может быть подлежащего.
Безличные предложения помогают выразить желания поэта:
Зло и добро соседствуют с любовью.
Но всё же хочется порой хотя бы раз,
Отбросив пафос и высокословье,
Писать о жизни всё и без прикрас.
(«Люди-поэты»)
Зла не чинить, не прекословить Богу,
Судьбу свою по совести вершить,
Не прогибать спины, жалеть убогих,
Растить детей, мечтать, любить, творить.
(«Всё впереди»)
Состояние его души:
Но пусто на сердце и холодно как-то.
Утрату душой не постичь…
(«Памяти друга»)
6. Назывные предложения
Это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член — подлежащее. Такие предложения сразу вводят читателя в обстановку действия.
Называя предметы, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру.
Приведём примеры одной из особенностей синтаксиса Василия Сокиркина: употребление цепочки односоставных назывных предложений, выделяющих определённые предметы и признаки. Отдельные детали, как на фотографии, позволяют запечатлеть образ:
Зал ожиданья. Вокзал.
Подарки для внуков в лукошке.
Трофимович мирно дремал,
А рядом стояла гармошка.
(«Перепляс»)
Портфели, ранцы, бантики кисейные.
Мы шли за ней, дыханье затая.
Вела нас в жизнь Светлана Тимофеевна -
Учительница первая моя.
(«Учительница первая моя»)
Яркие штрихи в виде назывных предложений представляют общую картину жизни. В. Сокиркин дает читателю возможность самостоятельно додумать, довоображать, представить всю картину в целом.
Веселится народ!
Песни, смех на поляне.
Завершенье работ
Отмечают селяне.
(«Хлеборобу»)
Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются поэту, а вслед за ним и читателю особо важными, помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.
III. Заключение
Таким образом, исследовав стихотворения Василия Гавриловича Сокиркина, мы пришли к выводу, что поэт активно использует в своем творчестве односоставные предложения. Они помогают передать авторский замысел, раскрывают тончайшие оттенки поэтической речи В. Сокиркина, придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, дают возможность избежать излишнего повторения.
Наиболее употребительными оказались определенно-личные и безличные предложения, реже употребляются неопределённо-личные и назывные предложения. На наш взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, лирического героя стихотворения.
После знакомства с лирикой поэта-земляка возникает желание продолжить дальнейшую работу по исследованию не только синтаксических конструкций стихотворений В. Сокиркина, но и проследить за языковыми средствами, средствами художественной выразительности, рассмотреть лексический состав стихотворений. Поэтому считаем необходимым продолжить начатую работу по исследованию творчества земляка В. Сокиркина.
Список используемой литературы
1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2009.
2. Бархударов С.Г. и др. Русский язык: Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010.
3. Исследовательский проект по русскому языку // Русский язык, № 38/98.
4. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.
6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр. М.: Рольф, 2001.
7. Рухленко Н.М. Односоставные предложения в художественном тексте // Русский язык в школе. 2001. № 5.
8. Сокиркин В.Г. Мозаика дней. Сборник стихотворений, ООО «Талер», Сальск, 2011
9. Сокиркин В.Г. Память вечности. Сборник стихотворений, ООО «Талер», Сальск, 2010
10. Сокиркин В.Г. Регата жизни. Сборник стихотворений, ООО «Талер», Сальск, 2010
11. Сокиркин В.Г. Я за всё благодарен судьбе. Сборник стихотворений, ООО «Талер», Сальск, 2010
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Валентин Берестов. Аист и соловей
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Зимний дуб
Сочинение