• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

« Слов драгоценный дар…» (Содержание и особенности поэтической речи Н.М.Языкова.)

Опубликовано Игнатова Светлана Михайловна вкл 07.11.2014 - 22:37
Игнатова Светлана Михайловна
Автор: 
Пчелинцева Мария Андреевна.

На конкурс детского и юношеского литературно - художественного творчества, посвященного 1150-летию  славянской письменности представлен реферат «Слов драгоценный дар…». Эта работа об особенностях поэтической речи известного поэта пушкинской поры Н.М.Языкова, которому  4 марта исполняется 210 лет со дня рождения.  Знаменательная дата  широко будет отмечаться в  Ульяновской области, так как Н.М.Языков  родился, вырос  и  большую часть жизни  провел в Симбирском крае. Данная тема актуальна.

Автор   не мог  не обратиться к творчеству великого поэта, потому что  уже давно его заинтересовала поэзия великого мастера.

Во вступительной части  обращается внимание на периодизацию творчества Языкова, на жанровые и тематические особенности стихотворений.

 В главной части реферата автор останавливается  на характерных особенностях «языковского» стиля, на художественно- выразительных средствах его поэзии ( использование разговорных пластов лексики, эпитетов, метафор, сравнений, повторов, звукописи) и приводит примеры из произведений поэта.

В заключении автор делает вывод об особенностях стихотворной речи Н.М.Языкова и приводит высказывание Н.В.Гоголя.                                         Материал изложен последовательно, логично. Автор проводит наблюдения над стихотворным текстом и над языковым материалом, делает обобщения.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Содержание и особенности поэтической речи Н.М.Языкова.75.54 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Областной конкурс детского и юношеского литературно- художественного творчества, посвященного 1150-летию славянской письменности.

Номинация: «Литературоведение», «Литературное краеведение», «Искусствоведение».

Название работы: « Слов драгоценный дар…» (Содержание и особенности поэтической речи Н.М.Языкова.)

Наименование вида работы: реферат.

Фамилия, имя, отчество: Пчелинцева Мария Андреевна.

Дата рождения: 1999

Домашний адрес, телефон: 433103  Ульяновская  область, Вешкаймский район, село Бекетовка, улица Новая Линия,  57-0-94

Наименование ОУ(полный адрес), телефон, класс:                                               МОУ Бекетовская  СОШ,  433103 Ульяновская область, Вешкаймский район, село Бекетовка,  улица Центральная  49;  57- 2-10; 7 класс

Фамилия, имя, отчество педагога- руководителя: Игнатова С.М., учитель русского языка и литературы

                         Краткая  аннотация

На конкурс детского и юношеского литературно - художественного творчества, посвященного 1150-летию  славянской письменности представлен реферат «Слов драгоценный дар…». Эта работа об особенностях поэтической речи известного поэта пушкинской поры Н.М.Языкова, которому  4 марта исполняется 210 лет со дня рождения.  Знаменательная дата  широко будет отмечаться в  Ульяновской области, так как Н.М.Языков  родился, вырос  и  большую часть жизни  провел в Симбирском крае.                  Данная тема актуальна.

Автор   не мог  не обратиться к творчеству великого поэта, потому что  уже давно его заинтересовала поэзия великого мастера.

Во вступительной части  обращается внимание на периодизацию творчества Языкова, на жанровые и тематические особенности стихотворений.

 В главной части реферата автор останавливается  на характерных особенностях «языковского» стиля, на художественно- выразительных средствах его поэзии ( использование разговорных пластов лексики, эпитетов, метафор, сравнений, повторов, звукописи) и приводит примеры из произведений поэта.

В заключении автор делает вывод об особенностях стихотворной речи Н.М.Языкова и приводит высказывание Н.В.Гоголя.                                                    Материал изложен последовательно, логично. Автор проводит наблюдения над стихотворным текстом и над языковым материалом, делает обобщения.                                                                                                                            

 

 « Слов драгоценный дар…» (Содержание и особенности поэтической речи Н.М.Языкова.)

http://hronos.km.ru/biograf/bio_ya/yazykov_nm.jpg Языков Николай Михайлович (4[16].03.1803—26.12.1846 [7.01.1847]), поэт.

     4 марта 2013 года отмечается 210 лет со дня рождения  Н.М.Языкова – одного из интереснейших поэтов первой половины XIX века.  Жизнь и творчество  поэта пушкинской поры  давно привлекали меня. «Слов драгоценный дар…»  -  так оценил творчество поэта великий Пушкин.  Попытаемся разобраться вместе в содержании и особенностях поэтической речи  Н.М.Языкова.

  Творческая судьба его сложилась в целом удачно: начал печатать свои сочинения в 1819 году и в короткое время приобрел себе огромную известность. О самобытности лирики Языкова, своеобразии его дарования писали знаменитые современники поэта: А.С. Пуш-кин, Е.А.Баратынский, К.Аксаков, И.В. Киреевский и многие другие. Они отмечали глав-ные черты языковского  стиля – удалую силу, молодой восторг, юношескую свежесть.

Творчество Н.Языкова обычно делят на два периода: первый – 20-е годы, связанные с пребыванием его в городе Дерпте(ныне Тарту); второй – 30-40-е годы, проведенные Языковым в Москве, Симбирской губернии и за границей.

Для художественного творчества Николая Языкова характерно большое разнообразие тем: тема Родины, политического вольномыслия и свободы, темы поэзии, любви , дружбы и братства, родной природы воплощались в стихотворениях разных жанров.  Это  и звуч-ные,  веселые студенческие стихи и песни, самобытные элегии, написанные в явном несоответствии жанру «унылой» элегии;  стихотворения- размышления, обращения, воспоминания и т. д.  Языковым, сторонником мелких поэтических форм, было написано и несколько крупных произведений: незавершенная поэма «Ала»(1824), повесть в стихах «Сержант Сурмин»(1839), драматическая сказка «Жар- птица»(1836).

  Большим своеобразием отличаются многочисленные стихи, песни , «вакхические» элегии Языкова, написанные в  дерптский период(1822-1829), когда поэт учился на философском факультете  Дерптского университета. Выступив вдохновенным певцом шумных дерптских нравов, студенческой вольницы, Языков создал образ  удалого, мыслящего студента, который не только предается радости жизни, но и защищает право самому «творить свою судьбу»:

                              Мы вольно, весело живем,

                              Указов царских не читаем,

                               Права студентские поем,

                              Права людские твердо знаем…

Многие стихи Языкова этого периода были положены на музыку и стали популярными песнями в кружке русских студентов. Особую известность получили песни «Мы любим шумные пиры»(1823), «Из страны, страны далекой»(1825) и более поздняя – «Пловец»      ( «Нелюдимо наше море…»,1831)

 Семь лет, проведенные в Дерпте, стали целой эпохой в жизни поэта – период большого творческого подъема и литературной славы. Завоевав древний город, он быстро выдвинулся в первый ряд русских поэтов. Он писал об этих годах:

                             Здесь муза песен полюбила

                             Мои словесные дела;

                             Здесь духа творческая сила

                             Во мне мужала и росла.      («Воспоминание»)

В этот же период проявилось и своеобразие его поэтической речи. Оценивая в стихах собственное творчество, он подчеркивал:

                              Настроил я, младый и вдохновенный,

                              Мои стихи на самобытный лад…

Имея в виду самостоятельный  характер не только содержания, но и формы своих сочинений.

Остановимся на некоторых особенностях стихотворной речи Языкова, которые, на мой взгляд, определяют манеру его письма как своеобразную, индивидуальную.

  Языков широко использовал в своих стихотворениях живую разговорную лексику, снижено - грубоватые, просторечные слова, наименования бытовых реалий. Подобного рода элементы относились к числу «смелых и резких слов и оборотов», которыми Языков способствовал  разрушению «словесных оков, лежавших на языке и фразеологии» (В.Г.Белинский). Слова и обороты разговорного характера включал не только в дружеские послания, но и  студенческие песни, элегии, лирические стихи разного содержания. Это, например, такие слова и сочетания, как: гульба, пирушка, подареньице, страсть залетная, слава- пустомеля, помыкать вдохновением, канючить,  болтать, подавно, несносно и под.

Тон доверительной беседы придавали стихотворениям Языкова вводные слова и устойчивые выражения:  правда, бывало, так сказать, Христа ради, не худо бы, что не можно, то не можно; уж заодно, ты да я…

Среди распространенных приемов в стихах Языкова можно отметить контрастное  соединение слов высоких, поэтических и слов «непоэтического» звучания, например:  Не вовсе чуя бога света  В моей неполной голове…(«А.С.Пушкину», 1825); Люблю тебя… В ученых спорах и трудах, с Мечом, цевницею и ломом. (« Отъезд», 1829).   Вместе с тем Языков широко использует и традиционную поэтическую лексику, фразеологию, символику. Это значительный пласт языковых средств поэта. Это многочисленные перифразы, описательно – метафорические сочетания, слова- символы, слова- образы, связанные с темами войны, жизни  и смерти, любви, пейзажа , например:  Под чужими небесами отцветет весна моя («Чужбина»);  Великое светило дня… Шаром восходит огневым.(«Тригорское»); И мыслить, и мечтать, и страстно любоваться перед светильником труда.(«А.Н.Языковой»). Как  и  другие поэты  пушкинского окружения, Языков не только использует многочисленные клише поэзии, но и создает новые формы, соединяя слова и обороты  разговорной речи с традиционно- поэтическими, например: «поэт, поэты» - парнасский демагог, ездок Пегаса,  «поэзия» - поприще стихов, бытописанье русских муз, парнасские дела; «муза» - высокая подруга, девица вдохновенья… и т.д. Новизну звучания и значения сообщали перифразам и словам прилагательные – определения : моей камены сын ослушный(Языков о себе, «Барону Дельвигу»), …странноприимный наш Парнас;… недостойная богов…Шальная вольничает  муза(о поэтах- ремесленниках,( «Графу Хворостову») …

Эпитеты составляют существенную часть богатой системы тропов поэта. Часто употреблялись типично языковские « постоянные» эпитеты: бурный,  удалой, буйный, разгульный и под. Например, бурный(1) и удалой(2) сочетались с существительными конкретными и абстрактными: 1- жар объятий, лад, товарищ, пучина, юность, беседа, море, вода, тучи; 2- хор звуков, жизнь, вольница, дружба, красота, камена, лодка, фуражка, восторги, напевы, вдохновенья. гуляки. руки и т.д. В стихотворении «Д.В.Давыдову» Языков называет стихи бурноудалыми созданиями. К названным эпитетам примыкают и другие определения с оттенком значения вольности, свободы, силы – могучий, могущественный,с вободный, отважный, беззаботный.

Романтический характер поэзии Языкова нашел выражение в неожиданных по свежести и новизне определениях, например: тишина у поэта сладкая, высокая, живая, вялая, пышная. Как необычные воспринимаются и такие сочетания: старость жадная, ветреная молва, усыпительная радость, надежды злые, гармоническая ложь, угрюмая глубина, благовоспитанный бред, обыкновенное божество, сокрушительное питье  …

Яркая образность поэтической речи Языкова, отмечавшаяся современниками поэта, проявлялась и в использовании метафор, оригинальных сравнений. В языковских метафорах отпечатались и радостное настроение пирующего студенчества (И хлопали пробки, и звонко и в лад  С бокалом бокал целовался), воспоминания поэта о годах юности( в одинокий мой приют  То заходил бессонный труд, То ночь с гремушкой забегала), размышления о жизни, творчестве  (Как  поэзия моя… скучает иль играет, Бездействует иль нет, молчит иль распевает?) Метафора – излюбленное средство поэта в разработке темы природы, которой он посвятил такие стихотворения, как: «Две картины»(1825), «Ночь»(1827), «Развалины»(1828), «Утро»( 1831), «Буря»( 1839), «К Рейну»(1840), «Вечер»(1841), «Море»(1842). В названных стихотворениях наблюдается пристальное внимание  автора к миру природы, её тонкое понимание, умение передать вызванные этим миром чувства представления в зримых образах :

                                      Костер бурлил и разливался.

                                     И лес угрюмый пробуждался,

                                     Хмельным испуганный огнем. («Отъезд»)

Образцом  пейзажной лирики Языкова является стихотворение «Тригорское» - одно из произведений поэта, связанных с именем Пушкина. Большой ценитель поэзии Языкова, Пушкин с восхищением отозвался об этом стихотворении в 1826 году: «Милый Николай Михайлович – сейчас из Москвы, сейчас видел Ваше «Тригорское» Спешу обнять и поздравить Вас. Вы ничего лучше не написали…». Впечатляющие картины «Тригорского», воссоздающие природу в её утренней свежести, полдневной неподвижности, грозной ночной непогоде: «Поля, холмы благоухают; С них белой скатертью слетают И сон  и утренняя мгла; Росой перловой и зернистой Дерев одежда убрана…»

Языковские сравнения отличаются разнообразием окраски,переплетением смысловых нюансов, например: «И, как щит перед сраженьем, светел месяц золотой»(«Чужбина»), «Встает ли свирепое море волнами, Волнами хватая тебя, как руками»(«Маяк»),о днях: «Как туча, сумрачны они, Зато, как туча,быстролетны»(«Разбойники»).Языков прибегает нередко к развернутым сравнениям, желая дать боле полное представление о явлениях, объектах, лицах. Характерным является для стилистики поэта включение сравнений, сопоставлений  в заключительную часть стихотворения.

Широко распространен в творчестве Языкова и принцип повтора. В сфере языковских образов выявляются повторяющиеся, по- разному раскрывающиеся образы моря, паруса, ладьи, пловца. сражающегося с бурей…(«Нелюдимо наше море…»)Повтор используется по-разному: в произведении повторяются или ключевые важные слова, или вступи-тельные и конечные строфы, или какие-то начальные элементы(анафора). Поэт использует этот прием с целью создания завершенной композиции.

Выразительность стихотворений Н.Языкова достигалась и ритмическими вариациями размеров, стремительностью темпа поэтической речи, звуковой организацией стиха. Энергичность, бойкость  языковской фразы обеспечивалась концентрацией однотипных наименований, чаще всего динамичных глаголов:«Молодое сердце бьется, То притихнет и дрожит, То проснется, встрепенется, Словно выпорхнет, взовьется И куда-то улетит…»

 Мастерски использовал поэт и звукопись: И вал-великан, головою качая, становится в ряд, и ряды говорят…(«Буря»).

 Многочисленные особенности стихотворной речи Н.М.Языкова сформировали тот неповторимый «языковский « стиль, в котором ощущалась сила и власть поэта над словом.  «Имя Языкова пришлось ему недаром. Владеет он языком, как араб диким конем своим, и ещё как бы хвастается своей властью»,- писал Н.В.Гоголь. И с эти нельзя не согласиться. Самобытная, смелая поэзия Языкова благотворно влияет и на наш язык.


Поделиться:

Компас своими руками

Чайковский П.И. "Детский альбом"

Как зима кончилась

Зимняя сказка

Под парусами