• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«ДИАЛОГ МЕРТВЕЦОВ В «БОБКЕ» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО»

Опубликовано Фомичева Людмила Андреевна вкл 10.11.2014 - 7:34
Фомичева Людмила Андреевна
Автор: 
Софья Овсянникова (10А класс, МБОУ СОШ №185)

Есть писатели, творчество которых со временем не только не утрачивает своей актуальности, а наоборот, помогает разобраться в сложнейшем мире проблем и катаклизмов, окружающих современного человека. В этой иерархии имен Достоевский по праву занимает одно из ведущих мест.  Достоевский – художник и мыслитель – интересен современному читателю своим провидческим даром, умением улавливать тончайшие оттенки чувств и переживаний человека, способностью предвидеть порой губительную роль идеи в обществе. Неслучайно к творчеству Достоевского в современном мире вновь и вновь обращаются ученые, политики, философы, публицисты. При работе с рассказом “Бобок” мне удалось прояснить художественную функцию гротескно- фантастического диалога мертвецов в рассказе Фёдора Михайловича. Я пронаблюдала тонкую грань между миром живых и мёртвых в диалоге мертвецов. Вопрос о “жизни после смерти”  актуален и в наше время.

 «Бобок» – один из самых коротких сюжетных рассказов Достоевского – является почти микрокосмом всего его творчества. Очень многие, и притом важнейшие, идеи, темы и образы его творчества – и предшествующего и последующего – появляются здесь в предельно острой и обнаженной форме: идея о том, что «все позволено», если нет бога и бессмертия души (один из ведущих образов идей в его творчестве); связанная с этим тема исповеди без покаяния и «бесстыдной правды», проходящая через все творчество Достоевского, начиная с «Записок из подполья»; тема последних моментов сознания (связанная в других произведениях с темами смертной жизни и самоубийства); тема сознания, находящегося на грани безумия; тема сладострастия, проникшего в высшие сферы сознания и мысли; тема сплошной «неуместности» и «неблагообразия» жизни, оторванной от народных корней и народной веры, и др. – все эти темы и идеи в сгущенной и обнаженной форме вмещены в узкие, казалось бы, рамки этого рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx556.32 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ по литературе Выполнила: Овсянникова Софья Руководитель Фомичёва Людмила Андреевна МБОУ СОШ №185 Октябрьский район город Новосибирск 2011

Слайд 2

Содержание “ Бобок”- один из величайших мениппей во всей мировой литературе” (М. М. Бахтин ) Функции диалога мертвецов в рассказе Достоевского “Бобок ”. 1 ) “Бобок”- гротескно- фантастическое произведение из области серьёзно-смеховой традиции 2) Роль названия рассказа 3) Событийная основа рассказа 4) Композиция рассказа 5) Особенности повествования 6) Роль деталей 7) Особенности персонажей рассказа. Мертвецы 8) Поведение и диалоги мертвецов Диалог мертвецов- возможность виденья подлинных ценностях жизни Список литературы

Слайд 3

Цель работы. Цель работы - прояснить художественную функцию гротескно-фантастического диалога мертвецов в рассказе Фёдора Михайловича Достоевского “Бобок”, вошедшего в его “Дневник писателя” (1873).

Слайд 4

Методы исследования. Поисковый (поиск, чтение и выбор художественных текстов). Исследовательский (выявление художественной функции гротескно- фантастического диалога мертвецов). Проектный (презентация научно-исследовательской работы и её защита). Абстрагирование аналитическое (изучение предмета или явления). Метод моделирования (воспроизведение несуществующей картины).

Слайд 5

«Диалог мертвецов в «Бобке» Ф. М. Достоевского»

Слайд 6

Ф.М. Достоевский

Слайд 8

М.М. Бахтин

Слайд 9

«Бобок»- одна из величайших мениппей во всей мировой литературе. М.М. Бахтин

Слайд 10

Мениппея Мениппе́я — вид серьёзно-смехового жанра. Термин впервые введён М.М. Бахтиным в «Проблемах поэтики Достоевского» как обобщение античного жанра « мениппова сатира».

Слайд 11

Признаки жанра мениппеи в «Бобке»: Это создание исключительной сюжетной ситуации. Органическое сочетание философского диалога, высокой символики, авантюрной фантастики и трущобного натурализма. Именно в мениппеи впервые изображаются необычные психические состояния человека. Здесь же появляется диалогическое отношение человека к самому себе.

Слайд 12

Мениппея “ Для мениппеи очень характерны сцены скандалов, эксцентричного поведения, неуместных речей и выступлений, то есть всяческие нарушения общепринятого и обычного хода событий, установленных норм поведения и этикета, в том числе и речевого. “

Слайд 13

Заглавие рассказа- «Бобок». Заглавие Первое - рамочное, общее, “центровое” - “Бобок”. Второе- внутреннее, подчиненное (не путать с подзаголовком)- “Записки одного лица”.

Слайд 14

В раннем рассказе Достоевского “Честный вор” сохранился характерный речевой реликт: “Начнёшь ему про огурцы, а он тебе на бобах откликается”. Генерал Иволгин в романе Достоевского “ Идиот ” тоже острит каламбуром “бедных людей” Петербурга: “ Приятнее сидеть с бобами, чем на бобах…”. И уточняет: в 1844 году такой остротой он “возбудил восторг… в офицерском обществе…”. В те времена на бобах ещё ворожили, но им мало кто верил.

Слайд 15

Заголавие рассказа- “ Бобок ” Впервые его употребляет рассказчик: « Я начинаю видеть и слышать какие-то странные вещи. Не то чтобы голоса, а так как будто кто подле: «Бобок, Бобок, бобок!» Во второй раз о «бобке» говорит Клиневичу Лебезятников : «Есть, например, здесь один такой, который почти совсем разложился, но раз в недель шесть вдруг всё пробормочет одно словцо, конечно бессмысленное, про какой-то бобок: «Бобок, бобок»,- но и в нём, значит, жизнь всё ещё теплится незаметной искрой…». На что Клиневич диалогически реагирует: «Главное, два или три месяца жизни, и в конце концов - бобок».

Слайд 16

Заглавие рассказа - “ Бобок ” И наконец, в финале рассказчик произносит: « Нет, этого я не могу допустить; нет, воистину нет! Бобок меня не смущает (вот он, Бобок-то, и оказался)».

Слайд 17

Заголовок рассказа- “ Бобок ” Бобок - это символ предельности мира на границах жизни и смерти, результат загробного существования человека, последняя степень абсурда его земной жизни, проявленного в диалоге мертвецов. «Бобок»- это слово, удачно ими найденное для обозначения жизни, лишённой «внешних» и «внутренних» преград.

Слайд 18

Театральная постановка произведения «Бобок».

Слайд 19

Событийная основа “ Бобка ” Герой рассказа, находящийся в нетрезвом состоянии, после похорон своего дальнего родственника гулял по кладбищу => прилёг на одну из надгробных плит => герой слышит голоса => диалог мертвецов на кладбище => герой неожиданно чихает => голоса умолкают => герой уходит с кладбища.

Слайд 20

Рассказ рассуждения рассказчика на отвлеченные темы. фантастический сюжет, в центре которого- подслушанный рассказчиком диалог мертвецов Композиционное разделение

Слайд 21

Театральная постановка произведения «Бобок».

Слайд 22

Предложение Клиневича Клиневич обращается с призывом к своим «собратьям»: «Главное, два или три месяца жизни, и в конце концов - бобок. Я предлагаю всем провести эти два месяца как можно приятнее и для того всем устроиться на иных основаниях. Господа! Я предлагаю ничего не стыдиться».

Слайд 23

Театральная постановка произведения «Бобок».

Слайд 24

Несочетаемость привычных явлений. «…приятно хохоча, заколыхался труп генерала»; «Ничего я не икал, да и пищи не принимал, а одно лишь это моё естество»; «Ах, скверный обидчик! От самого так и разит, а он на меня».

Слайд 25

Место «простолюдина» « Хоша бы сороковинки наши скорее пристигли: слезные гласы их над собою услышу, супруги вопль и детей тихий плач!..»

Слайд 26

Вывод Диалог мертвецов в данном рассказе выворачивает наизнанку привычную реальность с её социальной и культурной данностью, читатель получает возможность увидеть её с «иной» стороны. Гротескный образ речи персонажа создаёт смеховое отношение к действительности, к которой до смерти принадлежали мертвецы. Художественный парадокс произведения заключается в том, что именно через диалог мертвецов, в котором обсуждается « антинорма » человеческого существования, мы узнаём о подлинных ценностях жизни.

Слайд 27

Список литературы Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского М., 1972. Инютин В.В. О гротеске и фантастике в рассказе ф. М. Достоевского «Бобок»// Достоевский и современность. Тезисы выступлений на « Старорусских чтениях ». Новгород,1989. Стр . 46-47. Кобленкова Д.Б. Проблемы становления теории гротеска. //Филологический журнал. №3. 2007 .

Поделиться:

Рисуем "Ночь в лесу"

Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"

Весенняя сказка

Рисуем зимние домики

Цветущая сакура