• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Заклятие смехом. Басни учеников 6-х классов

Опубликовано Андреева Алла Юрьевна вкл 20.11.2014 - 22:08
Андреева Алла Юрьевна
Автор: 
Литературное объединение "Наше Лукоморье". Ученики 6-х классов

Творчество шестиклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Творчество шестиклассников82 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное объединение

«Наше Лукоморье»

ГБОУ города Москвы «Школа № 345

 имени А. С. Пушкина»-

Подразделение  «353 им. А. С. Пушкина».

Руководитель – преподаватель

литературы Андреева А. Ю.

Заклятие смехом

Презентация творчества шестиклассников

Басня - короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический  смысл.

 Действующими лицами  обычно  выступают  животные, растения, вещи. Прежде чем приступить к пробе пера в этом жанре, нам пришлось разобраться, в чем основные отличия этого жанра от других.

По этому вопросу нам помогла статья В. А. Жуковского  "О басне и баснях Крылова".  Там указаны  четыре главные особенности басни. Освоив это теоретически, мы приступили к творческому эксперименту.
          
Первая особенность  басни , отмеченная Жуковским– своеобразие  характера, то, чем одно животное отличается от другого: "Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика...". Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – неповоротливость, Стрекоза – легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни – помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации.

Ярко проявилась в работах моих учеников это  басенное сращение  своеобразия  натуры животного  и черт  человеческой натуры. Петух, в сочинении шестиклассников,  – кичливый  («Заяц и Петух»). Соловей - певун, лисица  хитра и изворотлива («Лиса, Заяц и Медведь»). У крысы натура крысиная («Волк, Цокотуха и Крыса»). Ворон мудр («Змейка  и Ворон»). Бобер - труженик, медведь добродушен (Белки-шалунишки).  Заяц - торопыга («Зайка и Черепаха»). Лошадь рассудительна («Лошадь и Палёвка») Кот  ласковый («Кот и Мыши»).  Это прослежено юными читателями в народных сказках о животных, в знакомых ученикам баснях, услышано на уроках литературы. Традиция соблюдена в собственных поэтических опытах.
      
Вторая особенность басни, по мнению Жуковского: "перенося воображение читателя в новый мечтательный мир, вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною". То есть читатель может оказаться в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с героями.  По детским творческим порывам чувствуется, что язык иносказания увлек их, пробудил желание создать свой мир, где будут общаться аллегориями, где все и похоже на реальность, но и отлично от нее.
        
Третья особенность басни – нравственный урок.  "Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою", – рассуждает  Жуковский. Басенные сентенции наших детей, по-моему, достойны особого внимания. Они свидетельство того, что дети имеют четкие нравственные ориентиры. И даже пытаются разобраться  в политической ситуации и общественных проблемах («Кот Васьян и Ворона Импищада»).
      
Четвертая особенность – вместо людей в басне действуют предметы и животные. "На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное."

Мы же, внимательно «вглядываясь» в басенную форму, заметили  еще и лаконичность  названий, чаще – по именам действующих лиц и именно так назвали свои басни. Обратили внимание и на то, что названия животных в баснях пишутся с заглавной буквы и поняли, что это их имена. Осмыслили и то, что мораль, которая обязательна в композиции этого жанра, - своего рода афоризм, кратко, концентрированно клеймящий порок, высмеянный в ходе басенного повествования. Поняли и то, что в основу басни должен лечь краткий сюжет, чаще всего – один  эпизод, в котором хорошо проявляется тот порок, та негативная черта, которую автор решил выставить напоказ. Уловили дети и то, что этот жанр допускает употребление разговорной, просторечной лексики. Ученикам стала понятна роль автора в качестве  

рассказчика, временами – комментатора к действиям его героев и, конечно, моралиста. Вникли дети и в то, как складывается характер героя басни: что  великолепным средством их самораскрытия становятся их монологи или диалоги. Что усиливает их порочные наклонности  присутствие героя-антипода, с выраженными положительными чертами характера.  Ученики прочувствовали, что жанр басни древний, традиций у него много, скорее всего, поэтому ими не раз вкрапливались устаревшие слова и формы: «сей», «речами растекался», «небось», «мнишь», «эдак», приговорок , например, «не было печали», «ждёт-пождёт». Великолепно, на мой взгляд, создавался юными сатириками  комический языковой фон, когда в одном контексте соседствуют  слова и образы, заведомо  не сочетаемые (просторечные и книжные): «повеличать», «господа» и  «сидеть на ушах», «до ручья»; «драть глотку» и лирический образ – «там Соловей томился в клетке/ Грустил и пел весенней ветке»; «скумекал» и «зарю я предвещаю» и подобные оксюмороны. Нередко это  замечательные  самобытные находки детей.

 В некоторых случаях  влияние только что изученных басен Дмитриева и Крылова очевидно, но разработаны свои сюжеты и переработаны образы.

 Объектом осмеяния шестиклассников стали нравственные пороки современников и ровесников: лень, неумение дружить, назойливые  и бессмысленные нравоучения,  неуважительное отношение к взрослым, зазнайство, желание приписать себе несуществующие таланты, неумение прощать, невоспитанность, назойливость, наглость сильных. И появилась  даже политическая басня (не случайно – шли  выборы в Мосгордуму).

Умение писать стихотворные тексты  нарабатывается у воспитанников нашей школы с младших классов. Прививается вкус к словотворчеству. Это славная традиция Пушкинской школы.  Ежегодный литературный альманах, стать авторами которого стремятся все наши дети, - гордость нашей школы, её знак.

         Я, учитель словесности, рада тому, что не угасает поэтическая искорка в наших «пушкинятах». И еще тому, что в школе имени А. С. Пушкина любят и умеют смеяться. Детское заклятие смехом – это замечательное противоядие  всему безнравственному, порочному, неприличному.

А. Ю. Андреева,

учитель русской словесности,

руководитель литературного объединения

«Наше Лукоморье»

Басни

Орешина Анастасия, 6 – А класс

Волк, Цокотуха и Крыса

Усталый Волк к ручью тащился во трудах,

А Цокотуха у него сидела на ушах.

И Крысу тут  они дорогой повстречали

(Как говорится: не было печали…).

-Откуда? И куда? (Ей было неизвестно),

А те в ответ: «Мы до ручья».

И Крысе стало интересно:

Поверят ли её речам?

И им в ответ: «Зачем же вам туда?

Ко мне пойдемте лучше, господа!

Я напою вас чаем,

Гостей повеличаю!»

Протиснулись те  в нору, ждут

(А ожиданье – тоже труд…),

А Крыса землю раскопала

И от гостей прочь убежала.

Мораль речей, мораль людей:

Избави Бог и нас вот от таких друзей!

Ковалева Алиса, 6 – А класс

Две лисички

На свете жили две лисички,

Две непохожие сестрички.

Одна была трудолюбива,

Ну а другая – ох!- ленива.

Их попросила мать  воды набрать-

Ведь старшим надо помогать!

Ленивая в норе осталась,

Другая к  ручейку помчалась.

Вот ей-то  ужин был награда,

Вторая ж облизнуться рада.

Коли не хочешь помогать,

Слюной ты будешь истекать.

Когда же  ты  помощник нужный,

Тогда  получишь знатный ужин.

Баязитова Регина, 6 – А класс

Змейка и Ворон

Змея вползала на опушку леса,

Не знаю, для какого интереса.

Там примостился Ворон на суку.

Заметив Змейку, Ворон: «Круу! Кру!

Послушай-ка, Змея, ведь ты, небось, вкусна,

Уже пять дней не ел я. Жизнь тошна.

И вот – еда нашлась! Ура! Ура! Ура!»

Тут Змейка испугалась, отползла.

А Ворон тут речами растекался:

«А я б на месте на твоём не испугался,

А с нападающим подрался!»

Змея же рассердилась и шипит:

«И кто ж такие речи говорит?

Не надо поучать, ты тут не главный,

Я, между прочим, погостить пришла,

И драка в мои планы не вошла.

А ты, наверное, лентяй исправный,

Коли пять дней без пищи ты сидишь,

Царем себя, наверное, ты мнишь?

А мог бы на охоте поразмяться,

В лесу всегда найдешь, чем пропитаться.

А если уж ты не нашел еды,

То мог бы попросить интеллигентно.

Друзья помогут». И, не чувствуя беды

(С земли бывает много неприметно),

Змея проворно поползла назад.

А Ворон этому был только рад.

Он полетел за ней … и съел.

Таков вот Змейки той удел.

У каждого есть право говорить,

Но сильный может вас переварить.

Пашков Роман,  6 - А класс

Белки-шалунишки

Медведь однажды к дубу шел в тенёк,

И было тому Мишке невдомек,

Что Белка и Бельчонок там на дубе

Решили разыграть Медведя в шубе

И кинули в него назло большую палку,

Решили эдак проявить смекалку.

Медведь рассвирепел, сломал он белок  домик,

Поймал он  Белку, и Бельчонок стонет.

Ревет Медведь: «Зачем разыгрывали взрослых?

Хотите что ли хворостинок толстых?».

Всё ж  шутит: «Ладно, будет вам уроком!

Но сломан дом, а ведь зима под боком…»

Медведь шаливших с миром отпустил,

А домик Мишка сам не починил,

Позвал мастерового он Бобра,

Пообещал и пищи, и добра.

Бобер отремонтировал  домишко

И палку сгрыз, а Белкам дал по шишке.

Мораль: зачем разыгрывать друзей?!

Их помощь для тебя куда важней!

Ревин Денис, 6 – А класс

Заяц и Петух

Поднялся Заяц в гору впопыхах,

И там он встретил Петуха. Ах-ах!

Культурный Заяц вежливо сказал:

-Здравствуй, Петух! И как твои дела?

Петух надменно, грубо  отвечает:

-Дела плохи у тех, кто мне сейчас мешает.

Иди отсюда прочь, рассвет я ожидаю,

Не знаешь что ли, что зарю я предвещаю!

Не понял Заяц, всё ж  скумекал вдруг:

Петух стал важным - и ему не друг.

И так подумал Заяц вслух:

-Да, я пойду, а ты сиди, кичись.

Вокруг себя ты всё  же оглянись!

Петух сидел, пыхтел – и внял  морали сей:

-А у меня ведь вовсе нет  друзей…

Пошел искать, но друга не нашел,

И, говорят, он ищет до сих пор.

Коль предлагают дружбу, ты бери,

А не предложат – сам друзей ищи!

Пушкарская Софья, 6 – А класс

Лиса, Заяц и Медведь

Погода чудная. Зверьё пошло гулять

И довелось им спор начать:

Кто лучше всех из них поёт.

Всяк глотку за себя дерёт.

Медведь и Заяц всё кричат.

Лиса, злым голосом ворча,

Бормочет что-то про себя.

Вот час прошел, прошло и два.

И тут настало время петь:

Заяц – пищать. Медведь – реветь.

Реакция – молчанье зала.

Но вот Лисичка наша встала,

Запела, голосом играла,

Уж так красиво и игриво.

-Ах, милый голос! Что за диво!

Но кто-то заглянул за штору-

Хлебнула Лисонька позору:

Там Соловей томился в клетке,

Грустил и пел весенней ветке.

-Обманщица! – кричал народ.

-Лисе – бойкот на целый год!

Никогда не надо врать:

Стыдно будет вспоминать!

Пешкова Екатерина, 6 – А класс

Кот Васьян и Ворона Импищада

И всюду в баснях есть порок, урок,

Но суть везде по-своему ясна.

Пойдёт всем впрок.

Умнейший Кот Васьян всегда был прав,

К тому ж – уживчивый кошачий  нрав.

И все им восторгались: «Верим  власти!»

Но вот – предвыборные  и ему напасти.

Пришла к Коту ужасная досада:

Явилася  Ворона Импищада

И сплетнями, как грязью, облила:

-Васьян, ты умный, занятой всегда,

Но, слышь ты, есть за городом другой,

Во всем тебя он лучше, «дорогой»:

В уме, в статьях газетных и речах-

Не быть тебе ни в  мэрах, ни в судьях.

И уязвленный Кот поднялся с кресла,

Взял чемодан, надел берет, очки.

Куда уехал – Богу лишь известно.

Хотел служить, а получил тычки…

А в городе у власти – «совершенство»,

Пощады нет, Импищиаде лишь блаженство.

Не верь, тому, кто с целью хищно врёт.

В достоинствах своих не сомневайся,

Иначе кресло негодяй займет.

Не проворонь! Делами занимайся.

Попова Александра, 6 – А класс

Лошадь и Палёвка

Однажды Лошадь бегала по лугу,

Резвилась, разгоняла мышц скуку,

И чуть не раздавила малую Палёвку.

Хоть неуклюжая, но было ей неловко,

И Лошадь молвила нежнейшим голоском:

-Прости меня за неудобство: не хотела!

А Мышь, невежливо вильнув хвостом:

-Простить и извинить? Вот как запела!

Да ты мой хвостик в землю придавила!

Ха! Ты меня предельно оскорбила!

-Я понимаю, что в копытах сила,

Но боль тебе невольно причинила.

Но Мышь, поднявши нос, ушла.- Остынь!..

Избави Бог и нас от этаких гордынь!

Тишина Анфиса, 6 – А класс

Зайка и Черепаха

Раз Зайка прискакал к ручью умыться,

Тут Черепаха подползла к нему:

-Давай поспорим, кто быстрей домчится

До дома своего.

А Зайка рад был отличиться:

Ведь он быстрей, ловчей её.

-Бог в помощь! – ухмыльнулась Черепаха.

-На старт! Вниманье! Марш!

И Заяц наш, вошедши в раж,

Рванул стрелой

К себе домой…

Нет Черепахи. Ждёт-пождёт.

Пошел в тенёк ручья напиться.

Пришел. Пришлось здесь удивиться:

На месте Черепаха спряталась в свой дом.

А смысл спора был-то в том:

Бери не скоростью – умом!

Савин Иван, 6 – Б класс

Кот и Мыши

Жил на свете кот Матвей,

И любил же он мышей!

Им мурлыкал, их кормил,

Молочком своим поил.

Мыши те в ответ шуршали,

И скрипели, и пищали,

Спать Матвею не давали.

Терпит - терпит кот Матвей,

Наконец, созвал мышей:

-Успокойтесь, не шумите,

Мои нервы берегите!

Мыши дерзкие в ответ:

-Нам не нужен твой совет!

Не отец ты нам, не брат,

Здесь анархии парад!

Ты сиди-ка да молчи,

Грейся, котик, на печи!

Рассердился кот Матвей:

-Был я к вам родных добрей…

Вы ж кричали, вы ж вопили,

Да еще и оскорбили!..

Не пеняйте – ваш удел…

Молвил кот – и мышек съел.

Вывод мой теперь такой:

Берегите вы покой!

Будь  с почтением к  заботе!

А не то вы пропадете.

Савкова Ксения, 6 – Б класс

Кот и Мышата

Когда-то утром на рассвете

Мышата вышли погулять,

Тут мама-мышь их попросила:

-Семян на ужин бы достать!

Мышата мигом побежали:

Они ведь очень обожали

Обеды мамочки своей.

Корзинки подхватили

И в поле понеслись.

Вот первую набрали…

И вдруг -  о Боже!- Брысь!-

Котище увидали.

-Замри! Не шевелись!

Но Кот, увидев крошек,

Решил их сразу съесть.

Но слышит: они просят

Зерна помочь догресть,

Да без корней и грязи,

Чтоб было вкусно есть.

А Кот надергал стеблей,

И землю не стряхнул,

Он все же очень вредный

И цену им загнул:

-Скорей обед тащите,

Что вам сварила мать,

Вы, мыши, не пищите,

Я буду здесь вкушать!

И с первою же ложкой,

Сломал передний зуб,

А от песочной крошки-

Тошнота, рвота, зуд.

Каков труд – такова и зарплата,

Зуб сломал – это только  расплата.

Джинджолия Андрей,  6 – Б класс

Лиса

Как-то раз одна Лиса

Шла по лесу неспеша,

Тихо-тихо, не шурша,

Незаметно, ох, краса!

На опушке в этот час

Зайцы прыгали резвясь.

А Лисица тут как тут:

-Не меня ли зайцы ждут?

Замерла в траве, не дышит.

Шум да гам, кто ж там услышит?

-Сколько зайцев! Эх, бывает, -

Повезло! -  она мечтает:

-Надо парочку поймать!

Еле-еле дождалась,

Только прыгнуть собралась,

Зайцы кинулись бежать,

А Лисица – их догнать.

За одним рванулась было:

Не успела, упустила.

Побежала за другим-

Ничего не вышло с ним.

А мораль от мудреца:

Не бегите в два конца.

Литературное объединение

«Наше Лукоморье»

                                

 


Поделиться:

Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"

Под парусами

Как нарисовать ветку ели?

Голубая лягушка

Домик зимней ночью