Велики заслуги Мусы Джалиля перед Отечеством. По достоинству отмечен его подвиг. Он, единственный из советских писателей, был отмечен высшими почестями - званиями Героя Советского Союза и лауреата Ленинской премии.
На уроках и внеклассных мероприятиях, посвященных изучению творчества писателя, мы, учащиеся Усть-Узинской школы, подробно изучаем его творческий и жизненный путь. В этой работе хотим показать, как Саратовский край связан с судьбой всемирно известного поэта.
Данная работа размещена: http://kzdocs.docdat.com/docs/index-33315.html
Вложение | Размер |
---|---|
mdzhalil.doc | 348.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования Петровского муниципального района
МОУ средняя общеобразовательная школа с. Новая Усть-Уза
Муса Джалиль
на Саратовской земле
Авторы: Байбулатов Радик
и Попов Тимур
учащиеся 8 класса
средней общеобразовательной школы с.Новая Усть-Уза.
Руководитель:
Курмакаева Роза Иматьевна,
учитель средней
общеобразовательной школы с. Н.Усть-Уза
Петровского района.
Саратов-2010
Муса Джалиль на Саратовской земле
Стоит жить, чтоб в землю врезать
След поглубже, позаметней,
Чтоб твое осталось дело,
Словно дуб тысячелетний.
Муса Джалиль (Залилов Муса Мустафович) известный татарский поэт, Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии, автор всемирно известной «Моабитской тетради» родился в деревне Мустафино (ныне Шарлыкского района) Оренбургской губернии в семье бедного крестьянина.
Митинги, собрания, боевые газеты нелегких лет гражданской войны были его первыми университетами. Поэтический дар Джалиля проявился очень рано. Первое его стихотворение "Счастье" было напечатано в газете "Кзыл Юлдуз" ("Красная Звезда") в 1919 г.
После окончания Казанского рабфака Муса вернулся в Оренбуржье, работал в Орском уездном и Оренбургском губернском комитетах. В эти годы его поэзия приобретает большое гражданственное, социальное значение. В Оренбурге он пишет такие широко известные произведения, как "На заводе", "Орлес", "В пути", "Со съезда" и др. Оренбургский период был важным этапом творчества и гражданского возмужания Мусы Джалиля.
В конце 20-х годов он работает в Москве, редактирует молодежный журнал и заочно учится на литературном факультете Московского государственного университета, который окончил в 1931 г. Перед войной он уже известный татарский поэт, председатель Союза писателей Татарии. "Жизнерадостный, неутомимый, он любил посмеяться, пошутить, любил веселые компании, долгие вечерние беседы. И при всей своей нежности и мягкости, легкоранимой открытости умел быть ровным, спокойным, постоянным... Джалиль любил друзей и никогда не испытывал в них недостатка... К окружающим Муса относился с безграничным доверием. Он верил в доброе, хорошее начало в человеке... Он так и остался юным, молодым в дружбе, в товариществе, научился строить дружбу на чистой основе, строить ее надолго. Джалиль жил широко, открыто, щедро раздавая окружающим богатства своей души", - таким был Джалиль в эти годы по воспоминаниям его жены Амины.
Джалиль - автор либретто первых национальных опер "Алтынчеч" ("Золотоволосая"), "Ильдар", популярных и любимых народом поэм, стихов, песен. Большое место в творчестве поэта занимает песня. Национальные черты татарского народа - трудолюбие, храбрость, гостеприимство, готовность к дружбе - находят отражение в песнях, написанных в духе татарских протяжных, по-особенному лиричных народных песен.
13 июля 1941 г. Джалиль был призван в Красную Армию и определен военным корреспондентом центральных газет. Летом 1942 г., тяжело раненный, он попал в плен. Но даже в фашистских застенках он,как истинный патриот своей Родины, вместе со своими товарищами продолжал борьбу против оккупантов. Его стихи, наполненные ненавистью к захватчикам, призывали советский народ к борьбе против фашистов. Муса Джалиль являлся одним из организаторов подполья в немецких концлагерях. Его жизнь оборвалась в фашистских застенках 25 августа 1944 г.
Велики заслуги Мусы Джалиля перед Отечеством. По достоинству отмечен его подвиг. Он, единственный из советских писателей, был отмечен высшими почестями - званиями Героя Советского Союза и лауреата Ленинской премии.
На уроках и внеклассных мероприятиях, посвященных изучению творчества писателя, мы, учащиеся Усть-Узинской школы, подробно изучаем его творческий и жизненный путь. В этой работе хотим показать, как Саратовский край связан с судьбой всемирно известного поэта.
В январе 1933 года ЦК КПСС принял постановление о создании политотделов при совхозах и МТС. В постановлении указывалось на большую роль печати при выполнении стоящих пред сельским хозяйством задач. Редакция газеты «Правда» в ответ на постановление выступила с инициативой создания выездных редакций центральных газет. Эта инициатива была подхвачена и другими редакциями. В частности, газета «Коммунист» решила организовать на время весеннего сева четыре выездные газеты: в Саранском районе Среднего Поволжья, в Ялан-Катайском районе на Урале, в Касимовском районе Московской области и в Дергачевском районе Нижнего Поволжья. Редактором последней, самой удаленной от промышленных центров и дорог, был назначен Джалиль.
Сборы проходили в спешке, т.к. до сева оставались считанные дни. Муса начал работать в редакции «Коммуниста» 1 марта, а 20 марта они с наборщиком А.Шариповым уже выехали из Москвы. Взяли с собой печатную машинку, шрифты, все необходимое оборудование. На третий день прибыли на станцию Дергачи Нижнее-Волжского края (ныне Саратовская область)
Шла третья колхозная весна. Еще не было опыта коллективного хозяйствования. Не хватало техники, лошадей, квалифицированных кадров. Год накануне выдался засушливый. Это подкосило колхозы экономически. Колхоз «Красный маяк», в который приехала редакция, был обеспечен семенами всего на 3%. В деревне не утихала борьба между сторонниками и противниками колхозного строя. Кулаки всячески саботировали колхозы. В совхозе «Алтаты» Дергачевского района убили секретаря партийной организации, были покушения на председателей колхозов и активистов. Из воспоминаний бригадира колхоза «Красный маяк»:
«Весна в 1933 году выдалась необычно ранняя. В конце
марта, когда дороги уже развезло, в правление позвонили
из райкома и попросили прислать подводу для выездной
редакции и типографии. Бригадир выделил бричку с тремя
парами волов да вдобавок дал двух верблюдов- вытаскивать
застрявшую повозку. Бричка целый день добиралась
от Верхазовки до Дергачей - это 35 километров, а затем,
весь следующий день, тащилась обратно. Из райкома
предупредили, что с редакцией едет известный поэт
Муса Джалиль, поэтому встречать гостей послали
учителя местной школы Юсуфа Азизова. Вернувшись, он
рассказал односельчанам, что приезжие люди простые,
веселые, открытые. У Мусы с собой была мандолина, у
Шарипова – гармонь. Всю дорогу они пели, шутили,
Расспрашивали Азизова о житье - бытье в деревне.
Редакция и типография разместилась в классах
Ильменской школы. На третий день вышел первый номер
«Коммуниста на севе». Газета представляла собой
двухполоску малого формата.
Трудно было с бумагой, типографской краской. Даже обыкновенный керосин, чтобы отмыть шрифты превращалась в проблему.
Несмотря на трудности, газета выходила регулярно. Ее печатали ночью, а к утру, нагрузившись пачками свежих газет, Джалиль шел в полевые станы и фермы колхоза «Красный маяк», отделение совхоза «Алтаты». Если не находилось грамотных, читал газету вслух. Заодно собирал материал для очередного номера, расспрашивал бригадиров и учетчиков, беседовал с передовиками. Вначале ходил пешком, а когда напряжение сева немного спало, ему выделили меланхоличного верблюда. Домой Муса возвращался к вечеру и, наскоро поев, писал статьи и заметки для очередного номера.
Муса обошел и объездил не только колхозы зоны Верхазовской МТС, но побывал почти во всех татарских селениях района. Поначалу ему больше приходилось писать самому. Но со временем он сколотил вокруг газеты авторский актив. Провел слет селькоров зоны, терпеливо учил их писать. После отъезда Джалиля селькоры района продолжали активно выступать в газетах «Коммунист» и «Ялкын». Сельская интеллигенция многому училась у Джалиля. На встречи с ним, вечера и читки газет в избе - читальне всегда набивалось полным-полно народу. Его приезд запомнили надолго. Несколько лет после его отъезда переписывали друг у друга стихи Мусы, пели песни на его слова. В своем письме Хасану Туфану 11 мая он писал:
«Сплю мало, ношусь, как угорелый, с утра до вечера, район в прорыве.
Колхозы развалены. Требуется уйма сил и времени.
Работать приходится много и напряженно. Но я не
унываю. Наоборот, очень доволен своей поездкой. Я
бы на уборку еще остался. Пишу так, чтобы дойти до
самого сердца читателей».
Газета завела постоянную рубрику «Равняйтесь на ударников полей!». Под нею из номера в номер печатались имена тех, кто добился высших показателей в труде. О действенности этой рубрики можно судить по тому, что даже спустя несколько десятилетий в колхозе помнили колхозниц-ударниц, о которых писалось в газете: Зугру Саттарову, Асму Байбикову, Джамилю Фатхиллину, Нафизу Амирову и др. Но, пожалуй, наибольший отклик встречали критические материалы, в которых бичевали недостатки в организациях труда, писалось о лодырях, разгильдяях, расхитителях общественного добра.
Бюро Дергачевского райкома партии в постановлении от 9 июля 1933 года отметило, что «выездная редакция «Коммуниста» имела огромное политическое значение и оказала большую практическую помощь районной организации в деле успешного проведения весеннего сева первого года второй пятилетки. 80% содержания газеты составляли живые, конкретные факты из жизни района».
У выездной редакции были и другие формы работы – рейды, борьба за качество сева, комсомольские налеты, переклички передовиков и др. Помимо выпуска боевого листка, Джалиль регулярно посылал статьи и корреспонденции в редакции «Коммуниста» и «Ялкына» (газета в г.Астрахани). Анализируя положение дел в колхозе в своей статье ( газета «Ялкын» от 23 апреля 1933 г.), автор приходит к выводу:
«Колхозникам колхоза «Красный маяк» и в прошлую
весну встретилось немало трудностей. Но нет таких
преград, которых не преодолели бы большевики. Если
руководители артели и все его члены возьмутся за дело
по-большевистски, они сумеют предотвратить тяжелые
потери, вытекающие из плохой подготовки к весне, и
выйдут победителями на фронте сева. «Красный маяк»
находится перед решающим испытанием».
В другом материале «В дни испытаний», опубликованном в газете «Коммунист» (15 апреля 1933г.), резко критикуется обезличка в оценке и оплате труда, несвоевременный подвоз семян, частые простои в страдную пору. Характерны подзаголовки статьи, показывающие круг затронутых проблем: «На разбитой дороге», «Своих семян нет, а возить со стороны – нет мешков», «Потери за потерями», «Нельзя работать голодным», «Скот тоже голодает». В корреспонденции названы имена конкретных виновников. А через некоторое время редакция сообщила о принятых мерах.
Те же темы, только в поэтически преображенном виде, отразились и в поэзии Джалиля. Так, стихотворение «Ранний сев» (опубликовано в газете «Коммунист» 17 апреля 1933г.) написано по первым самым свежим и ярким впечатлениям. Перед нами встает образ пробуждающейся под весенним солнцем степи. Обновляется не только природа, пробуждается для новой жизни село, колхозные поля, на которых начинается ранний сев. Стихотворение написано в мажорном, оптимистическом ключе.
Совсем другой характер носит стихотворение «На весенней дороге». Это критическая корреспонденция в стихах. В ней показаны мытарства колхозников, вовремя не завезших семена:
…Свисает с носа
Капля пота, губы запеклись.
Семена не подвезли заранее –
По такой дороге исхитрись!
(пер. Г.Семенова)
Картина почти дословно совпадает с той, что описана в статье Джалиля. Но если в статье все конкретно, речь идет об одном колхозе и его руководителях, то в стихотворении разоблачаются не отдельные лица, а нерадивость, лень, беспечность:
Как зипун изношенный латаем -
Сани перетаскиваем мы
Со снегу на снег, да под полозья
Подсыпаем горсточку зимы.
Невподъем поклажа
Конь ни с места…
Ранний сев… Какой там ранний сев!
(Пер. Г.Семенова)
Вот почему стихотворение Джалиля получило широкий отклик не только в Дергачах, но во всем Поволжье, на Урале, в Башкирии и других районах с татарским населением. Его взяли на вооружение агитколлективы и бригады художественной самодеятельности.
Это движение от частного к общему, от конкретных людей и событий к широким социальным обобщениям можно проследить и в других стихах. В «Песнях комсомольской бригады» называются имена реальных людей. Стихотворение публиковалось в выездной газете и в свое время вызвало законную гордость всех, кто в нем назван. Композитор Латиф Хамиди написал на эти слова музыку. Так родилась песня, широко распространенная в тридцатые годы среди татарской молодежи.
Несмотря на постоянную занятость, Муса написал в Нижне-Волжском крае не менее десятка стихотворений. Поездка дала бесценный материал и для дальнейшего творчества. Если в стихах, написанных по горячим следам событий, привлекают непосредственные наблюдения очевидца, конкретные детали, то в дальнейшем поэт идет по пути образного переосмысления действительности.
В стихотворении «Лэйсан» (весенний ливень) образ весеннего дождя ассоциируется с таким же благодатным коллективным трудом:
…И вот обрушил крупных капель гроздья
Весенний благодатный дождь – лэйсан.
А мы, встречая дорогого гостя,
Ладони поднимаем к небесам.
Колхозный стяг над полем водружаем,
Пускай он реет выше облаков!
Так лей, лэйсан, предвестник урожая,
Творимого трудом большевиков
(Пер. А.Щербакова)
Некоторые стихи, написанные в Дергачах, представляют собою образцы поэтической публицистики. «Вор», «На ночном посту», «Ударнику пера», «Привет съезду от советских писателей».
Освоение новой темы давалось непросто. Вскоре после Дергачей поэт по свежим следам написал поэму «Письмо с Волги». Она построена в форме проникновенного, лирическо-взволнованного письма сельским друзьям, которых он близко узнал и успел полюбить, работая в выездной редакции.
Позднее, переплавившись в творческом воображении и преобразившись до неузнаваемости, его впечатления отлились в чеканные строки другой поэмы – «Письмоносец». Примечательно, что почти ничего из конкретных наблюдений не вошло в новую поэму. Но по воздействию на жизнь эта поэма оказалась сильнее многих произведений, написанных на основе конкретных событий и о конкретных людях.
Выездная газета по просьбе райкома партии продолжала выходить и во время сенокоса, прополки, ухода за посевами, подготовки к уборке урожая. Джалиля уговаривали остаться и на период уборки. Муса, как видно из письма к Туфану, уже готов был принять это предложение. Но редактор «Коммуниста» был против. «Выездная газета есть выездная газета. Если райкому нужна газета на татарском языке – пусть открывают», - заявил он.
Муса разрабатывает проект такой газеты. Составляет смету, штатное расписание, подготавливает необходимую документацию. Бюро райкома партии утверждает эти документы и выносит решение об издании постоянной татарской газеты в районе. Поэт решает сам ехать в Сталинград, центр Нижне-Волжского края, и «пробивать» в краевых инстанциях эту идею. Печатную машину, шрифты и все оборудование решает оставить в районе как техническую основу будущей газеты. За это время выездная редакция успела обучить нескольких наборщиков. Вокруг редакции сколотился селькоровский актив.
Выпуск многотиражной газеты, воспитание селькоров, бесчисленные поездки по району, так прошли 111 дней командировки Мусы Джалиля в Саратовском крае. Уехав из Дергачей он затосковал:
Хотя Волга меня
Далеко
Увела,
Сердце мое
На ваших полях.
Вы появитесь в песнях
Моих, еще не написанных.
Эти колхозные поля
Научили меня
Новым песням и мотивам.
Но более всего
Запечатлелся в сердце моем
Твой образ...
Таким образом, за несколько месяцев, что пробыл поэт на саратовской земле, он выполнил такой огромный объем работы, что другим хватило бы на года.
Использованные источники:
Фотосессия « Посвящается Джалилю»
Классный час «Мужество останется в веках»
Временная экспозиция школьного музея. Знакомство с биографией Мусы Джалиля
На уроке, посвященном творчеству М.Джалиля
Конкурс чтецов стихотворений Мусы Джалиля
Учащиеся школы в г. Казани
(у памятника поэту)
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Отчего синичка развеселилась
Барсучья кладовая. Александр Барков
Как нарисовать зайчика