Исследовательская работа "Какова роль няни в жизни и творчестве А.С. Пушкина?"
Вложение | Размер |
---|---|
ivanov_sergey_sosh_no4_5_klass.doc | 177 КБ |
| |
Полное название темы работы | Какова роль няни в жизни и творчестве А.С. Пушкина? |
Фамилия имя | Иванов Сергей Сергеевич |
Фото автора | |
Территория | п. Абан, Абанский район |
Наименование ОУ: | МБОУ Абанская СОШ №4 им. Героя Советского Союза В.С.Богуцкого |
Класс | 5А |
Место выполнения работы | НОУ «Шаг в будущее» |
Руководитель | Дорофеева Елена Александровна, учитель русского языка и литературы |
e-mail | abanschool4@mail.ru 22-3-18 |
Вступление
А.С. Пушкин победил время и пространство. Пушкинская эпоха уходит все дальше от нас, а Пушкин как будто все ближе. Основоположник и родоначальник русской литературы, он и ныне самый популярный, любимый и чтимый поэт нашей страны. Неослабевающий интерес у читателей вызывает жизнь, прожитая поэтом. Откуда же черпал гений поэтические силы?
Особое место хочется отвести няне поэта, Арине Родионовне. Эта женщина была для Александра Сергеевича второй мамой, она любила своего воспитанника, как родного сына, дарила ему ласку, окружала заботой и вниманием. Когда А.С. Пушкин был в ссылке в Михайловском, печальное одиночество скрашивали ему рассказы старой доброй нянюшки. В это время он сделал конспективные записи семи сказочных сюжетов, сохранив при этом своеобразную художественную манеру рассказчицы. Арина Родионовна скучала о «любезном друге», если он долго не подавал вести о себе. Александр Сергеевич горячо любил добрую нянюшку и посвятил ей свои произведения: «Няне», «Сон», «Вновь я посетил тот уголок земли», «Зимний вечер». Эти сведения интересны учащимся, но их очень мало в школьных учебниках.
Цель работы:
исследовать факты биографии Арины Родионовны;
выяснить, какое влияние оказала Арина Родионовна на творчество А.С. Пушкина
Методы, использованные в работе: биографический метод, метод изучения литературных источников, сопоставления, анализа взаимосвязей.
Основные результаты исследования:
В работе изложены сведения о семье Арины Родионовны, ее жизни в родном доме и доме Ганнибалов. Исследовательская работа содержит факты, которые помогают раскрыть взаимоотношения Александра Сергеевича Пушкина и Яковлевой Арины Родионовны. Приведены примеры семи сказок, которые записал Пушкин со слов своей няни. Часть из них нашла воплощение в литературных сказках великого поэта. В работе рассмотрены произведения, которые Пушкин посвятил Арине Родионовне. Данную работу можно использовать в качестве дополнительного материала при изучении биографии и творчества А.С. Пушкина. Особую актуальность работа имеет в юбилейный год А.Пушкина.
Основная часть
1 Биография А.Р. Яковлевой
Известно из метрических книг Воскресенской Суйдинской церкви, что будущая няня Пушкина родилась 10 апреля 1758 года. Вначале (всего один год) она была крепостной графа Федора Алексеевича Апраксина. Через год (в 1759-м) деревни вместе с крепостными купил у Апраксина прадед А.С. Пушкина – А.П. Ганнибал.
Родина Арины Родионовны в старину называлась Ижорской землёй. Край этот принадлежал Новгороду Великому. Этнографические черты родины Арины Родионовны отразилась в обилии известного ей сказочного и песенного материала, знании различных «бродячих» сказочных сюжетов.
Сохранившийся архив Воскресенской Суйдинской церкви помог многое узнать об Арине Родионовне и её семье, о владельцах этих мест Ганнибалах. По этим документам можно было установить, что родители Арины Родионовны, Родион Яковлев и Лукерья Кирилловна, жили в селе Воскресенском, в одном дворе с приемными родителями – Петром Полуектовым и Вассой Емельяновой. Арина Родионовна была третьим самым младшим ребенком в семье. В 1768 году, когда Арине Родионовне была десять лет, она потеряла отца. Родион Яковлев умер тридцати девяти лет от роду, оставив семерых детей (двоих сыновей и пять дочерей). Арина Родионовна с детства привыкла к самой тяжелой крестьянской работе и умела также прясть, ткать, шить, вышивать, вязать и плести кружева. Вероятно, потому, что Арина Родионовна с детства сама была мастерицей, она позднее учила рукоделию дворовых девушек в Михайловском. Под её началом там работали крепостные швеи, ткавшие и вышивавшие удивительные узоры.
Когда в 1780 году женился старший брат Арины Родионовны, Семен
Родионов, настала и её очередь выходить замуж. Арина Родионовна запомнила не только годы своего нелегкого детства и девичества, она знала хорошо народную жизнь, будучи свидетельницей многих событий и судеб, она душой осталась связана с родными местами. Не случайно рассказы няни отразились в произведениях Пушкина. Арина Родионовна стала «оригиналом няни Татьяны» под именем Филипьевны.. Описание раннего замужества и сватовства Филипьевны Пушкин дает в третьей главе «Евгения Онегина»:
Да как же ты венчалась, няня?
-Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Засватали Арину Родионовну за Федора Матвеева. Федор Матвеев, как и Арина Родионовна, был сиротой, избы своей не имел. В 1782 году в семье Арины Родионовны и Федора Матвеева родился сын Егор, через четыре года – дочь Надежда, еще через два года - дочь Мария. Последний ребенок, сын Стефан, родился в 1797 году.
Так, в условиях крайней стесненности и скудости, не имея собственного угла, прожила семья Арины Родионовны около четырнадцати лет до тех пор, пока она не взята была в услужение, в семейство Пушкиных-Ганнибалов. Вскоре, в 1795 году, бабушка Пушкина, Мария Алексеевна, построила для семьи Арины Родионовны отдельную избу, взяла её в господский дом, где Арина Родионовна прожила до конца своих дней.
« Надежда Осиповна и Сергей Львович холодно относились к старшим детям, любовью был окружен только младший сын Левушка. Бывало, рассердившись, Надежда Осиповна дулась на Сашу и не разговаривала с ним неделями и месяцами, подвергала унизительным наказаниям. У Александра была привычка тереть ладони одна о другую; чтобы отучить его от этого, мать на целый день завязала ему руки назад и проморила голодом. Надежу Осиповну очень сердила неповоротливость мальчика, его тучность, робость. Мальчик убегал в комнату Арины Родионовны, которая отдала своему воспитаннику всю любовь, относилась к нему, как родная мать.
Пушкин очень ценил любовь своей няни. Позднее поэт увековечил её молодой образ в одном из своих рисунков. Как бы убрав морщины с няниного лица, Пушкин представил ее себе такой, какой Арина Родионовна была в девичестве. Он изобразил её молодой и задорной деревенской девушкой в сарафане, с длинной косой и девичьей повязкой на голове.
Однако очевидно и то, что семья Арины Родионовны находилась на особом положении, как семья кормилицы и няни барских детей. Членам ее хотя и не дали вольную, но предоставляли какие-то льготы. На определенное время отпускали, они могли иметь побочный заработок или помогать по хозяйству родственникам в своей деревне. Сопоставляя разные источники, я пришел к выводу, что Арина Родионовна не была кормилицей Пушкина, ведь время рождения её собственных детей не совпадает со временем рождения поэта. Она была кормилицей старшей сестры поэта Ольги. 1824-1826 годы Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. Пушкин очень любил свою няню, заботился о ее здоровье. Кучер Пушкина, Петр Парфенов, рассказывал: « Александр Сергеевич Арину Родионовну любил-то как! И он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: здорова ли мама. Он ее все мама называл. И уже чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней..» После отъезда Пушкина из ссылки в Михайловском она остается здесь на положении ключницы, хранительницы усадьбы, исполняет его поручения, отправляет в Петербург книги и вещи поэта.
Сестра Пушкина вступила в брак с Николаем Ивановичем Павлищевым в январе 1828 года вопреки воле родителей. В это время Ольга Сергеевна и решила взять к себе Арину Родионовну. Итак, Арина Родионовна вынуждена была отправиться в Петербург доживать свой век в доме Ольги Сергеевны.
Няня приехала к Павлищевым, по-видимому, в начале марта 1828 года, еще по зимнему пути. В последний раз повидала она в Кобрине своего сына Егора, внучку Катерину и других родных. Через несколько месяцев Арина Родионовна умерла. Ольга Сергеевна пишет в «Воспоминаниях»: «Умерла она у нас в доме в 1828 году лет семидесяти от роду, скончалась после кратковременной болезни».Долгое время точная дата кончины няни и место ее захоронения были неизвестны. Только в 1940 году Ульяновский в результате кропотливых поисков в архивах узнал, что Арина Родионовна погребена на Смоленском кладбище. Умерла няня 29 июля 1828 года.
На Смоленском кладбище в июньские Пушкинские дни 1977 года была открыта памятная мемориальная доска. При входе на кладбище в специальной нише на мраморе высечена надпись: «На этом кладбище похоронена Арина Родионовна няня А.С. Пушкина. 1758-1828.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя»
2. Сказки няни и сказки А.С. Пушкина.
Я попытался выяснить, сопоставив разные источники, каким был реальный вклад няни на творчество Пушкина, какие сказки были рассказаны ею. Таких сказок я обнаружил семь. Няня знала настоящие народные сказки. От неё поэт услышал первые сказки – о Бове-корове и Еруслане Лазаревиче. Пушкин вспоминал о них в лицейском стихотворении «Сон» (1816). Подвиги Бовы приводили в трепет мальчика Пушкина, героя сказки являлись ему во сне:
Волшебники, волшебницы слетели,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь Муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум…
Сохранился отрывок лицейской поэмы «Бова» (1814г.)
В 1820 году Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила». Имя главного героя (переделанное из Еруслана), скорее всего, появилось из няниной сказки. Под влиянием сказок Арины Родионовны возник в поэме и образ чародея Финна. Финские чародейства подробно описаны в северных сказках. Эти северные, скандинавские сказки Пушкин мог услышать от Арины Родионовны. Она родилась и жила среди финнов и карелов. У Пушкина Финн - имя собственное. Возможно, злой великан Финн из скандинавской сказки превратился в его поэме в доброго волшебника Финна.
В годы Михайловской ссылки Пушкин записывает от Арины Родионовны несколько текстов (видимо, в том же ноябре 1824 года, когда он сообщает брату, что слушает сказки няни). Пушкин делает записи семи сказочных сюжетов, передавая своеобразную художественную манеру рассказчицы.
Первая из них известна в русском фольклоре как «Сказка о чудесных детях и оклеветанной жене».
«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34 уродился чудом.
Таково начало сказки, послужившей основой для написания Пушкиным в августе 1831 года в Царском Селе «Сказки о царе Салтане». У Арины Родионовны было взято и оригинальное имя царя, но «Султан Султанович, турецкий государь», превратился в царя Салтана. У Пушкина чудеса творит царевна Лебедь, а у няни – сам царевич, «уродившийся чудом». В сказке Пушкина также выходят из моря «тридцать три богатыря» - и стерегущий их старик, названный здесь «дядькой Черномором».
Царевич «уродившийся чудом», и число детей – 34 –в других вариантах этой сказки не встречаются (обычно сыновей у царицы трое, семь или двенадцать). Нет нигде и юношей, живущих в море (обычно они живут в лесу или на острове).
Почти во всех сказках Арины Родионовны присутствует её любимый эпитет – «золотой» (у царевича «ручки по локотки золотые» и т. д.). Пушкин употребит его в своих сказках, даже тех, что написаны им позднее по книжным источникам («золотая рыбка», «золотой петушок»).
Высокое мастерство Арины Родионовны – сказочницы, быть может, с ещё большей яркостью обнаруживается во второй записи. Сюжет имеет название «Чудесное бегство» или «Магическое бегство». Герой сказки – юноша, обещанный морскому или подземному царю. Девушка – дочь царя – выручает его. Они вместе бегут и, спасаясь от погони, превращаются в животных и разные предметы.
Сказка в передаче Арины Родионовны отличается замечательной характеристикой героя. Он не пассивен и растерян, как в иных вариантах сказки. Это добрый молодец, «безунывная головушка». Он не боится угроз морского царя. «Повесить так повесить, голова моя не дорога», - говорит Иван-царевич. Замечательна своей образностью и речь Марьи-царевны, иногда рифмованная. «Не печалься Иван-царевич, - говорит она, - скинь портки, повесь на шесток да спи…» (Слово «портки» или «порты», означало в старославянском языке всю верхнюю одежду.)
Морской царь задаёт Ивану-царевичу трудные задачи. Особо оригинальна третья, невыполнимая. «Ну, - Иван-царевич, - сказала Марья-царевна, - тут уж тебе и я не помогу – дело в том, чтоб ты сшил сапоги, покамест у него в руках соломинка будет гореть. Убежим».
Запись эта не нашла в творчестве Пушкина отражения. Он подарил её другому поэту – В.А. Жуковскому. Она стала одним из источников его сказки «О царе Берендее…».
На основе третьей записи Пушкиным создана «Сказка о попе и о работнике Балде». У Арины Родионовны Балда вопреки имени, как Иван-дурачок в русской сказке - добрый молодец, носитель народной мудрости.
Осенью 1830 года в Болдине Пушкин пишет «Сказку о попе и о работнике его Балде». В ней речь героя напоминает текст няниной сказки:
- Да вот верёвкой хочу море морщить
-Да вас, проклятое племя, корчить.
- Беса старого взяла тут унылость.
- Скажи, за что такая немилость?
- Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока…
Следующая запись послужила Пушкину материалом для создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Этот сюжет, широко известный в западноевропейском фольклоре, у Арины Родионовны обрёл своеобразные черты. В «Указателе сказочных сюжетов» о содержании сказки говорится: злая мачеха приказала убить красавицу падчерицу, но она спасается и живёт в лесу у разбойников, карликов или гномов; мачеха трижды отравляет её, дважды она спасается; на третий раз девушку кладут в гроб к себе, и она оживает. На основе сказки, записанной от Арины Родионовны, а также известной Пушкину к этому времени сказки братьев Гримм на аналогичный сюжет он создал в ноябре 1833 года свою «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
3. Стихотворения, посвященные няне
Друг вымыслов, игривых и печальных…
Именно «другом вымыслов», хранительницей сказок была няня для поэта.
Вспомним стихотворение Пушкина «Зимний вечер». Оно является посланием, обращением к няне. Герой подбадривает свою собеседницу- няню, пытается объяснить, что нет причин печалиться.
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Он предлагает няне вспомнить народные песни, которые она пела ему раньше и в которых жизнь запечатлена в ярких красках.
В другом стихотворении поэта «Няне» мы слышим строки, исполненные любви Пушкина к своей старой няне. Он называет ее
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Поэт описывает тоску няни по нему, но мы слышим в этих строчках и тоску самого Пушкина по женщине, которая стала для него второй матерью.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Воспоминанием по Михайловскому и по умершей няне стало стихотворение «…Вновь я посетил», написанное в 1835 году. Поэт видит «опальный домик», где он жил с няней, своей верной спутницей с рожденья. Но няни уже нет в живых. Остались только одни воспоминания о ней
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет- уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых …
В 1833 году Пушкин написал стихотворение, посвященное памяти Арины Родионовны - замечательной сказочницы. В стихах, словно написанных от лица русского крестьянина, Пушкиным воссоздана атмосфера народности, окружавшая няню.
Мастерица ведь была
И откуда что брала.
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!...
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы и не ел.
Все бы слушал да сидел.
Заключение.
Таким образом, няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, сыграла свою неоценимую роль в жизни и творчестве поэта. Крепостная крестьянка простая русская женщина стала первым народным учителем великого поэта, его ангелом- хранителем.
Данная работа расширяет представления читателя о жизни А.С. Пушкина и его няни. В ней изложены сведения о семье Арины Родионовны, ее жизни в родном доме и доме Ганнибалов. Исследовательская работа содержит факты, которые помогают раскрыть взаимоотношения Александра Сергеевича Пушкина и Яковлевой Арины Родионовны. Приведены примеры семи сказок, которые записал Пушкин со слов своей няни. Часть из них нашла воплощение в литературных сказках великого поэта. В работе рассмотрены произведения, которые Пушкин посвятил Арине Родионовне. Данную работу можно использовать в качестве дополнительного материала при изучении биографии и творчества А.С. Пушкина.
Моё исследование может быть продолжено. Я хотел бы выяснить, какова была роль няни у других писателей и поэтов: Лермонтова, Тургенева и других…
Список литературы:
1.Вересаев В.В. Загадочный Пушкин, М: Республика, 2009 г.
2. Гулиа Г.Жили поэты. М., Просвещение, 2003 г.
3. Кузнецова А. Арина Родионовна, ж. «Красный Октябрь», М:, 1998 г.
4. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. М., Просвещение, 1987 г.
Одна беседа. Лев Кассиль
Два петушка
Два Мороза
"Разделите так, как делили работу..."
Несчастный Андрей