В основе многих русских народных сказок лежат более древние сказы, дошедшие до нашего времени и записанные в Славяно-Арийских Ведах. И чтобы понять древние сказы и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей, живших в древние времена, когда и появлялись сами сказы. Ключами к настройке на древнее восприятие являются неизменные образные корни той или иной сказки.Цель моей данной работы: рассмотреть известные русские народные сказки «Колобок» и «Репка» через призму славянской образности и символики, сохранившейся в Славяно-Арийских Ведах и выяснить, какие представления о мире и человеческих отношениях скрываются за образами героев сказок.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 66 КБ |
Исследование ведических образов в русских народных сказках «Репка» и «Колобок»
Заболотная Екатерина
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « средняя общеобразовательная школа №25»
5 класс « А»
Введение.
Исследователь народных сказок Евгении Трубецкой сказал: «Много ли останется от нашей поэзии и от нашей музыки, если выкинуть из них сказку и сказочные персонажи? В этом лучшее доказательство того, что в сказке зарыто какое-то великое сокровище, без которого мы обойтись не можем».
История появления сказок уходит еще в древние времена, когда накопленная столетиями народная мудрость передавалась от поколения к поколению в виде смешных, но поучительных историй.
На уроках литературы мы изучаем, что сказка- это жанр устного народного творчества, что сказки были созданы народом. А ведь народ, чтобы создать сказку брал материал откуда-то. Куда же ведут корни сказки, истоки возникновения сказки? И для меня этот вопрос стал очень даже интересным, и я решила провести исследовательскую работу.
В ходе изучения мною научной литературы было установлено, что в основе многих русских народных сказок лежат более древние сказы, дошедшие до нашего времени и записанные в Славяно-Арийских Ведах. И чтобы понять древние сказы и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей, живших в древние времена, когда и появлялись сами сказы. Ключами к настройке на древнее восприятие являются неизменные образные корни той или иной сказки.
Цель моей работы: рассмотреть известные русские народные сказки «Колобок» и «Репка» через призму славянской образности и символики, сохранившейся в Славяно-Арийских Ведах.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
1.Сравнить сказки «Колобок», «Репка» с первоначальными сказами в Ведах.
2.Выяснить, какие представления о мире и человеческих отношениях скрываются за образами героев.
3.Выяснить, кто такая баба Яга в русских народных сказках и ведических сказах.
Основная часть.
Сказка Ложь, да в ней - Намек,
Кто познает - тем Урок.
Эту присказку мы знаем с детства. Так заканчиваются многие сказки. Каков же смысл и какой урок хотели дать нам наши далекие предки?
“Ложью” у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда, поверхностное суждение о предмете.
“Урок” у славян означает нечто, стоящее У Рока, т.е. некоторую предопределенность Бытия, Судьбу, Миссию, которая есть у любого человека, воплощенного на Земле. Урок - то, что необходимо усвоить, прежде чем твой эволюционный Путь продолжится дальше и выше.
Таким образом, сказка - Ложь, но в ней всегда присутствует Намек на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.
Известно, что в основе многих русских народных сказок лежат более древние сказы, дошедшие до нашего времени и записанные в Славяно-Арийских Ведах. Чтобы понять древние сказы и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей, живших в древние времена, когда и появлялись сами сказы. Ключами к настройке на древнее восприятие являются неизменные образные корни той или иной сказки. Чтобы понять первоначальный смысл образов, вошедших в сказ, а потом и в сказку, я познакомилась с представлением древних славян о мире, в котором они жили.
Наша планета Земля называлась у славяно-ариев Мидгард. Вокруг нее двигались по своим орбитам три луны: Леля, Фатта и Месяц. На Мидгард-земле жил единый народ - потомки Великой Расы. Основатели родов, пройдя по Золотому Пути духовной эволюции, приобрели высокие нравственные качества и стали Богами – Иерархами Светлых Сил. К ним обращались их потомки за помощью и поддержкой.
Наши предки называли звездное небо Сварожьим кругом и делили его на 16 созвездий, которые назывались чертогами. Сейчас небо у нас делят на 12 знаков Зодиака. Каждое созвездие было названо по наименованию одного из животных со своими чертами характера. Если в сказках животные помогают героям – это нужно воспринимать как помощь предков.
Первоначально повествование о реальных событиях, переданное в образной форме, называлось Сказом. Во многих сказах зашифрованы уклад жизни, представление о мироустройстве, мировоззрение древних славян, их нравственные ценности. Поэтому сказы всегда поучительны. Через них передается опыт старшего поколения, на них учится молодое поколение. Со временем в сказах накопились неточности и искажения, сакральный (тайный) смысл был забыт, и они превратились в сказки.
Сказка « Репка».
Одним из примеров искажений является сказка о репке, известная всем с самого раннего детства. В Славяно-Арийских Ведах эта сказка указывает на взаимоотношение поколений, а также на семейные ценности, которые в укладе славянской семьи были важны.
В изначальной сказке было девять элементов, в каждом из которых был свой скрытый образ:
Репка – достояние и мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное;
Дед – Древняя Мудрость;
Бабка – традиции дома, хозяйственность;
Отец – защита и опора;
Мать – любовь и забота;
Внучка – дети, внуки, продолжение Рода;
Жучка – достаток в Роду, есть что охранять;
Кошка – благостная обстановка в Роду, т к являются гармонизаторами энергии человека;
Мышка – благосостояние семьи, где нечего есть и мыши не водятся.
Эти образные значения связаны между собой, как матрешка - одно без другого не имеет уже смысла и полноты.
В современном варианте этой сказки не хватает еще двух элементов, существовавших изначально – Отца и Матери. Линия поколений прервана, нарушен совместный благой труд, идет разрушение гармонии Рода, Семьи, благополучия и радости семейных взаимоотношений.
Изначально, в Славяно-Арийских Ведах, смысл сказки был более глубоким и говорил о ценностях, на которых стоит семья: нужно иметь связь с Родом и Родовой Памятью, жить в гармонии с родными и иметь Счастье в семье.
Сказка «Колобок».
Еще одним из многих искажений является сказка «Колобок». Вот как она излагается в Славяно-Арийских Ведах или точнее ее изначальный вариант:
Попросил Рас Деву: - Испеки мне Колобок. Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему - Лебедь:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
И отщипнул клювом кусочек от Колобка.
Катится Колобок дальше. Навстречу ему - Ворон:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел.
Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.
Катится Колобок, катится по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему - Волк:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился.
Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Лисонька, - только и успел проговорить Колобок, а Лиса его - “ам”, и съела целиком.
Эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону от полнолуния к новолунию. В Чертогах Тарха и Дживы, на Сварожьем Круге, происходит полнолуние, а после Чертога Лисы наступает новолуние.
Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни “почти ватрушкой”, как поют в современных сказках и мультиках. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок - это метафора, как почти все образы героев русских сказок. Недаром русский народ повсюду славился своим образным мышлением. Сказка о Колобке - это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы).
“Замес” Колобка - полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва).
Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) - “съедают” часть Месяца.
К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается - Мидгард-Земля (по современному - планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.
Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля):
Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается.- Это про Небеса и Ярило-Солнце.
У славян было много других загадок о небесных телах:
Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц)
Молодой был - молодцом глядел, под старость устал - меркнуть стал, новый родился - опять развеселился. (Месяц)
Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто ее не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце)
Кто на свете всех богаче? (Земля)
Баба Йога (Йогиня-Матушка).
Всем, кто читал сказки, известен этот персонаж: баба Яга-костяная нога.
Помним мы этот персонаж и по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
Там ступа с бабою Ягой
Идет, бредет сама собой.
В древней славянской традиции привычная нам баба Яга была совсем другой. Баба Йога или, как ее называли в Славяно-Арийских Ведах, Йогиня-Матушка – Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле (так славяно-арии называли нашу Землю) то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на которых жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая безпризорных детей-сирот по градам и весям.
В каждой Славяно-Арийской Веси, даже в каждом многолюдном граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами. Жители многолюдных городов и поселений показывали Ей, где живут дети-сироты. Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Бабушкой Йогой Златой Ногой, а кто и совсем попросту – Йогиней - Матушкой. Позднее в сказках ее «златая нога» превратилась в «костяную».
Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (так в те давние времена называли Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.
В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы. Рядом с горным Капищем Рода, в скале имелось специальное углубление, которое Жрецы называли Пещь Ра («Ра» наши далекие предки называли Бога Солнца. Значит Пещь Ра – это печь Солнца).
Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый Лапата. В одно углубление Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего Лапата задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост.
Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означала, что дети-сироты посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит.
Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных Обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив живыми в Огненную Печь. И сотворила это злодеяние Баба Йога. Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня. Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода.
Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц. А когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род. Ничего из этого чужеземцы не ведали и продолжали распространять сказки о том, что дикие Жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба Йога, детей-сирот в жертву Богам приносят.
Эти чужеземные сказки повлияли на Образ Йогини-Матушки. Красивая молодая Богиня превратилась в старую, злую и горбатую старуху со спутанными волосами, которая крадет детей, жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает.
«Баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос» - читаем мы в сказках.
Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.
Но до конца очернить ее в сказках так и не смогли. Не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать на печь положила, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит к нужной цели.
Вывод.
Во время исследовательской работы я прочитала много сказок и могу уверенно сказать, что в основе многих русских народных сказок лежат более древние сказы, дошедшие до нашего времени и записанные в Славяно-Арийских Ведах.
Я удостоверилась, что изначальный смысл сказок более глубок, но со временем первоначальный смысл образов забывались, сказы искажались и превращались в сказки.
Сказка «Репка» говорит о семейных ценностях древних славян, а сказка о колобке передает астрономические наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону. Часто в сказке сохраняется сюжетная линия сказа, но меняется смысл образов. Так светлая Богиня Йогиня, покровительница детей-сирот, превратилась в страшную старуху Бабу Ягу.
С течением времени не только искажались славянские сказки, но и придумывались свои. В таких сказках герои добивались счастья и богатства, почти не прикладывая к этому усилия. В то время как в славянских сказках главные герои всегда добиваются цели только своим трудом.
Следовательно, сказка – это редчайший памятник народного творчества, ее уникальность состоит в том, что в них все-таки сохранялись некоторые сюжетные линии Славяно-Арийских Ведов, что она признана отражать мир и жизнь сквозь призму разумения.
Поистине талантливы были наши предки. Каких только сказок не придумывали они? Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в творчестве наших предков.
Читая сказки, мы учимся доброте, думать и совершать хорошие поступки. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Сказки – это увлекательная страна чудес, которая учит нас и любого человека быть честным и порядочным. И мы, новое поколение 21 века, должны знать творчество наших предков, должны их увековечить современными способами технологии, так как опыт наших предков помогает нам создавать будущее, делает нас богаче и красивее.
Список использованной литературы.
1. Даль В.Толковый словарь русского язык: В.4т.Т.2: И-О.-М.:ТЕРРА,1995.-784с.
2. Еременко М.В. Славянские Боги. – М.: АСТ, 2009.
3. По скрытым следам русских сказок. http://www.liveinternet.Мифология русских сказок. http://www.alexfl.ru
4. Русские сказки и славяно-арийские сказы. http://www.idel-ural.ru
5. Русское народное творчество: Хрестоматия: Пособие для студентов изд-ва
«Просвещение», 1993. 639с.
Рецензия.
Заболотная Екатерина работала над темой исследовательской работы с января 2012года.
Тему выбрала не случайно. Во время изучения на уроках литературы русских народных сказок ее заинтересовал вопрос: Куда же ведут корни сказок, истоки возникновения сказок?
Чтобы ответить на данный вопрос, необходим глубокий и всесторонний анализ известных сказок через призму славянской образности и символики, сохранившейся в Славяно-Арийских Ведах.
В работе Заболотной Екатерины проведен довольно глубокий анализ русских народных сказок «Репка» и «Колобок». Ее анализ показал, что русские сказки в своей основе сохраняют древнеславянскую образность и поучительный смысл. Но со временем первоначальный смысл образов забывается, сказы искажаются и превращаются в сказки, а также меняется смысл образов. Так светлая Богиня Йогиня, покровительница детей-сирот, превратилась в страшную старуху Бабу Ягу.
Следовательно, Заболотная Катя пришла к выводу, что сказка – это редчайший памятник народного творчества, ее уникальность в том и состоит, что она признана отражать мир и жизнь сквозь призму разумения.
Актуальность исследования Катя видит в том, что и в современном мире магическая сила русских народных сказок продолжает завораживать детей и взрослых, заставляет их снова и снова переживать и сочувствовать главным героям. Мужественные, смелые и честные герои сказок вызывают искреннее детское восхищение и пробуждают стремление быть похожими на них.
Работа свидетельствует об умении самостоятельно оценивать изученный материал, логично аргументировать и излагать свою точку зрения.
22 марта 2012г.
Учитель: Валеева В.Ш.
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Как нарисовать ветку ели?
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Три коробки с орехами
О путнике