• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Демон М. Лермонтова и Демон М. Врубеля"

Опубликовано Горлова Наталья Борисовна вкл 07.02.2015 - 10:07
Автор: 
Валеева Надежда

Исследовательская работа "Демон М. Лермонтова и Демон М. Врубеля".  Произведен сравительный анализ двух произведений искусства. Результаты работы могут быть использованы  на уроках внеклассного чтения, творческих вечеров и в качестве примера сравнительного анализа на уроках литературы при изучении темы "Сравнительный анализ произведений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Анализ произведения М. Лермонтова "Демон"72.5 КБ
Office presentation icon Презентация603.5 КБ
Microsoft Office document icon Введение79.5 КБ
Microsoft Office document icon Выводы исследовательской работы25 КБ
Microsoft Office document icon Анализ произведения М. Врубеля "Демон"31 КБ
Microsoft Office document icon Сокращенный вариант анализа произведения М. Лермонтова "Демон"33 КБ
Office spreadsheet icon Диаграммы к исследовательской работе25 КБ
Microsoft Office document icon Практическая значимость исследовательской работы20 КБ
Microsoft Office document icon Рецензия руководителя на исследовательскую работу23 КБ
Microsoft Office document icon Содержание21 КБ
Microsoft Office document icon Список использованной литературы22 КБ

Предварительный просмотр:

Демон М.Ю.Лермонтова.

Обратимся непосредственно к поэме М.Ю.Лермонтова « Демон» Первый вариант своего произведения поэт набросал в 1829 году пятнадцатилетним мальчиком. С тех пор он неоднократно возвращался к этой поэме , создавал различные её редакции, в которых обстановка, действие, детали сюжета менялись, но образ главного героя всегда сохранял свои черты.

        Философская поэма «Демон» в то же время поэма психологическая. В ней громадный и социальный смысл. Герой носит в себе черты  современников М.Лермонтова. Передовые люди 30-х годов прошлого века страстно искали истину. Они резко критиковали окружающую самодержавно- крепостническую действительность с её рабством, деспотизмом,  бессильно бились, протестовали, но не видели пути в мир справедливости и чувствовали себя бесконечно одинокими.

        Выросшие и воспитанные в крепостнической стране, они  были и сами во многом отравлены её пороками. Черты одиноких страдальцев- бунтарей М.Лермонтов воплотил в образе Демона.

М.Лермонтов предпосылает слову «Демон» определение «печальный» , которое сразу переносит нас в мир человеческих чувств и переживаний, «где есть место не только гордыне, но и гордости, не только злобе, но и высокому злу, где любовь к мирскому порождается не только похоти зла , но и высокую страсть—и глубокое страдание».[4,стр.8]  Лермонтовский  герой  предстаёт перед нами  с человеческой душой, неизбывно и бесконечно печальной:

            Тех дней , когда в жилище света

            Блистал он , чистый херувим,

            Когда бегущая комета

            Улыбкой ласковой привета

                    Любила поменяться с ним,

                    Когда сквозь вечные туманы,

                    Познанья жадный, он следил

                    Кочующие караваны

                    В пространстве брошенных светил,

                    Когда он верил и любил,

                    Счастливый первенец творенья!

                    Не знал ни злобы, ни сомненья,

                    И не грозил уму ему

                    Веков бесплодных ряд унылый…

                    И много, много …и всего

                    Припомнить не имел он силы!

Приведённые строки рисуют мир, изгнавший героя, не столько в духе библейской традиции, как «рай небесный», сколько в духе философского представления о мире гармонии и первоначальной цельности человеческого существа, когда оно живёт в единстве с природой, в мире любви и веры, наполняющих его существование смыслом , дающим ему подлинное счастье.

                     Когда он верил и любил,

                     Счастливый первенец творенья!

Эта характеристика звучит подобно отдалённой угрозе, мрачному напоминанию о настоящем.  

                    Давно отверженный блуждал

                    В пустыне мира без приюта.

Эта «пустыня мира» -- безжизненная, бесприютная и бесконечная как во времени , так и в пространстве. Она символизирует  внутренний мир героя, который не сливается ни с гармоничными небесами, ни с «ничтожной» землёй. Между этими сферами вынужден блуждать Демон.

         Презирая землю , ненавидя весь «божий мир» , Демон живет в «пустыне мира», которая соотнесена с « немой души его пустыней». Величие этого мира делает ещё более гнетущими пустоту и бессодержательность существования героя. Это заставляет его обращать свои взоры  к «идеальному» миру первоначальной гармонии. Это и определяет новые настроения , вспыхнувшие в нём при виде подлинной красоты и чистоты, которая оказывается возможной  на этой «грешной» земле.

        Упоминание о Боге говорит о Демоне как  о герое библейской легенды. Мы вспоминаем о том , что изгнанный с небес на землю Демон обречён враждовать не только с небесами и Богом, но и  со всем добрым и прекрасным.

         В поэме М.Лермонтова Бог изображён как сильнейший из всех тиранов мира. А Демон – враг этого тирана. Самым жестоким  объвинением творцу Вселенной служит им же самим созданная Земля:

                      Где нет ни истинного счастья,

                      Ни долговечной красоты,

                      Где преступленья лишь да казни,

                      Где страсти мелкой только жить;

                      Где не умеют без боязни

                      Ни ненавидеть, ни любить.

        Этот злой, несправедливый Бог-  действующее лицо поэмы. Он где-то за кулисами.  О нём рассказывает Демон Тамаре.

         Бог своим страшным проклятием испепелил душу Демона, сделал её холодной , мёртвой.  Но этого мало. Он возложил на Демона ответственность за зло мира. По воле Бога Демон «жжёт печатью роковой» всё, к чему он прикасается . Тиран превратил Демона и его товарищей по мятежу  в орудие зла. В этом страшная трагедия героя  М. Лермонтова:

                    Лишь только божие проклятье

                    Исполнилось , с того же дня

                    Природы жалкие объятья

                    Навек остыли для меня;

                    Синело предо мной пространство,

                    Я видел брачное убранство

                    Светил, знакомых мне давно:

                    Они текли в венцах из злата!

                    Но что ж? Прежнего собрата

                    Не узнавал ни одного.

                    Изгнанников, себе подобных,

                    Я звать в отчаянии стал,

                    Но слов, и лиц, и взоров злобных,

                    Увы, я сам не узнавал.

                    И в страхе я, взмахнув крылами,

                    Помчался -  но куда? Зачем?

                    Не знаю,- прежними друзьями

                    Я был отвергнут, как Эдем,

                    Мир для меня стал глух и нем.

         Однако герой М.Лермонтова – это не просто «злой дух», но и  падший ангел. Поэтому он так сильно чувствует красоту и гармонию. Способность

к этим ощущениям так же свойственна его натуре , как и вновь приобретён-ная способность к злу.

         Любовь , вспыхнувшая в душе Демона, означала для него возрожде-

ние. «Неизъяснимое волненье», которое он почувствовал при виде пляшущей

Тамары, оживило «немой души его пустыню».

                 И вновь постигнул он святыню

                 Любви, добра и красоты!

        Мечты о прошлом счастье, о том времени, когда он « не был злым»,

проснулись, чувство заговорило в нём  «родным, понятным языком. Возвра- щение к прошлому вовсе не означало для него примирение с Богом . Ему, вечно ищущему мыслителю,  бездумное состояние было чуждо, не нужен был  рай с беззаботными , спокойными ангелами, которым всё всегда было ясно.  Демон хотел, чтоб душа его жила, чтоб откликалась на впечатления жизни и могла общаться с другой родной душой. Он мечтал  испытать большие человеческие чувства. Ощутив любовь к одному живому существу , он почувствовал любовь ко всему живому. В нём вспыхнула потребность делать подлинное добро, восхищаться красотой мира. К нему вернулось всё то, чего лишил его  Бог.

        Как образ Демона дополняется пейзажем скалистых гор, так и образ молодой красавицы грузинки Тамары становится ярче  в сочетании с пышной природой её родины. Среди подруг проводит свой последний день в родительском доме дочь князя  Тамара. Завтра её свадьба. В пляске раскрывается характер Тамары. Это- не безмятежная пляска. «Грустное сомнение» темнило светлые черты юной грузинки. Красота сочеталась в ней с богатством внутренней жизни. Это и  привлекло к ней Демона.  Он почувствовал в ней душу, которая могла понять его. Волновавшая Тамару мысль  о « судьбе рабыни» была бунтом против этой судьбы. Этот протест и ощутил в ней Демон. Именно ей он мог обещать открыть «пучину гордого познанья». Только к девушке, в характере которой были заложены черты мятежности, мог обратиться Демон с такими словами:

                   Оставь же прежнее желанье

                           И жалкий свет его судьбе;

                           Пучину гордого познанья

                           Взамен открою я тебе.

        Таким образом, Демон- существо, принявшее земной облик , но блистающее неземной красотой, таинственный дух, но в то же время и человеческая душа, любящая и грустная:

                     Пришлец, туманный и немой,

                Красой блистая неземной,

                К её склонился изголовью;

                И взор его с такой любовью,

        Так грустно на неё смотрел,

                 Как будто он о ней жалел.

         То не был Ангел – небожитель,

                Её божественный хранитель:

        Венец из радужных лучей

        Не украшал его кудрей,

        То не был ада дух ужасный,

        Порочный мученик - о нет !

                             Он был похож на вечер ясный:

                             Ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет!

        Демон не связан здесь с какой –либо определённой силой. Но всё, что знает о духах Тамара , заставляет сопоставить его с силами добра и зла. Демон представляется ей не гением зла, но и не ангелом - хранителем, а каким-то иным, загадочным существом, которое и манит, и пугает, и влечёт.

        «Пришлец туманный и немой» проникается надеждой, ощущает рождение в себе нового чувства:

                                Тоску любви , её волненье

                                 Постигнул Демон в первый раз…

И мы понимаем всю истинность этого чувства , причины рождаемых им противоречивых настроений : боязнь причинить горе возлюбленной, невозможность отказаться от своей любви , обретённое ощущение счастья и способность к страданию:

                            Он хочет в страхе удалиться…

            Его крыло не шевелится!

                                  И , чудо! Из померкших глаз

                                  Слеза тяжёлая катится…

                                  Поныне возле кельи той

                                  Насквозь прожженный виден камень

                                  Слезою жаркою, как пламень,

                                  Не человеческой слезой!..

           Символизируя пробуждение у героя человеческого чувства, «тяжёлая слеза» в то же время напоминает о его сверхчеловеческой сущности .

            Уже   в какой раз , как заклинание,  звучат в поэме слова «любовь»  и «добро», соединяясь на этот раз не с небесами, а с мечтой героя о «жизни новой».

                                    И входит он , любить готовый,

                                    С душой , открытой для добра,

         И мыслит он, что жизни новой

                 Пришла желанная пора.

              Но за этим кульминационным моментом -  взлётом самых благородных порывов и стремлений героя – следует не слияние судеб столь страстно рвущихся друг к другу . Происходит столкновение Ангела и Демона:

                                      Он входит, смотрит- перед ним  

                                      Поклонник рая, херувим,              

                                     Хранитель грешницы прекрасной,

                                     Стоит с блистающим челом

                                     И от врага с улыбкой ясной

                                     Приосенил её крылом.

Встреча Демона с Ангелом,  происходящая  уже не в мечтах героя , а на «грешной земле», как бы проявляет черты героя, остававшиеся до сих пор в тени. Жест « посланника рая» мгновенно пробуждают ту сторону натуры Демона, которую, как ему казалось, он уже отбросил от себя.

               Герой , который звался до сих пор  «гордым духом»,  «изгнанником» и «отверженным», теперь получает целый ряд наименований, характеризующих его как духа зла :

                                        Злой дух коварно усмехнулся;

                                        Зарделся ревностию взгляд,

                                        И вновь в душе его проснулась

                                        Старинность ненависти яд.

Сцена встречи Демона с Ангелом показывает и величие натуры героя, и его роковую обречённость. Это подчёркивает  мотив прекрасной песни, пробуждающей иллюзии героя:

                                           Не Ангел ли с забытым другом      

        Вновь повидаться захотел,

                                           Сюда украдкою слетел

                                           И о былом ему пропел,

                                           Чтоб усладить его мученье?

                 Но «тягостный укор» посланника Бога пробуждает всю силу зла Демона.

                 Всевластный на Земле Демон побеждает Ангела. «Посланник  рая» удаляется. Но победа над Ангелом- это ещё не победа над Богом и не победа над самим собой.

                Ангел  не остановил  порыв героя. «Посланник рая» только напомнил  о том, что доступно Демону на этой грешной Земле,  заставил  вспомнить о мировом порядке, навеки установленном Богом. Он  не помог Демону осуществить свою мечту о возвращении к чистой  и искренней вере в любовь и добро.

                 Когда  в келье Тамары Демон говорит о «жизни новой», то эта мечта о подлинной , полной и богатой жизни, основанной не только на отрицании . но и на утверждении, не только на ненависти, но и на любви, не только на зле, но и на добре. Лишь такая жизнь может дать герою подлинное счастье. Это счастье герой хочет взять сам , без посредничества  Бога и его посланцев.

                  Теперь, после встречи с Ангелом, Демон понимает, что добро ему запрещено Богом, что его любовь- это соблазн, опасный для земной девы. Но он уже не может остановиться. Его влечёт могучий порыв, и в этом порыве раскрывается весь лермонтовский герой  в его сложности и противоречивости, в его возвышенных стремлениях и роковой обречённости.

                  Перемена , происшедшая в герое, ясно ощущается уже в его обращении к Ангелу. В словах Демона нет уже колебаний, боязни причинить  зло любимой. Вместе со страстью и стремлением во что бы то ни стало добиться осуществления своей цели, в нём  говорят  теперь ревность и ненависть- чувства,  рождённые не только уязвлённым самолюбием, но и справедливым гневом. И всё же его откровения и признания по - новому раскрывают уже знакомые читателю черты его натуры. Это и  гордое, властное утверждение героем своей сущности, и страстное признание в любви:

         Я тот , которому внимала

                                            Ты в полуночной тишине,

         Чья мысль душе твоей шептала,

         Чей образ видела во сне.

                     Признание гордого и могучего «злого духа» звучит с небывалой силой и величием. Рядом с лицемерным  «добром» небес, «оберегающих» , человека от страсти , новую силу и красоту приобретает «зло» героя, восставшего против этих небес и Бога.

        Тебе принёс я умиленье,

        Молитву тихую любви,

        Земное первое мученье

        И слёзы первые мои.

В этом признании нет ни лукавства, ни лицемерия.  Искренне звучат и следующие слова героя :

        О! выслушай – из сожаленья!

        Меня добру и небесам

        Ты возвратить могла бы словом;

        Твоей любви святым покровом

        Одетый я, предстал бы там,

        Как новый ангел в блеске новом;

        О! только выслушай, молю, -

        Я раб твой ,-я тебя люблю!

Демон даже готов изменить свою сущность, отказаться от своей нечеловеческой власти, потому что эта власть отрывает его от мира , а значит, и от Тамары. Любовь становится для него воплощением добра и красоты.

                     Пылкое чувство героя уже увлекло Тамару. Она уже не может противостоять соблазну вновь и вновь слушать признания Демона. Слова героя  утверждают силу его «неземного чувства». Но в них- и признание того, что даже в раю ему недоставало горячего, страстного земного чувства:

        Во дни блаженства мне в раю

        Одной тебя недоставало.

               Демон опять говорит  о своём одиночестве. Восставший против небес ради свободы и познания, герой одинок и в мире отверженных, и на земле.

              « Высокий» характер зла оттеняется его величественным портретом:

        В борьбе с могучим ураганом,         

        Как часто, подымая прах,

        Одетый молньей и туманом,

        Я шумно мчался в облаках…

               Тамара не столько боится « злонравия» героя, сколько сомневается  в искренности его любви. Она требует отречься  «от злых стяжаний». Если Демон увлекает Тамару силой  своей страсти, то она увлекает героя своей верой  в добро и красоту.

        О! верь мне: я один поныне

        Тебя постиг и оценил:

        Избрав тебя моей святыней,

        Я власть у ног твоих сложил.

        Твоей любви я жду,  как дара,

        И вечность дам тебе за миг;

        В любви ,как в злобе,  верь, Тамара,

        Я неизменен и велик.

                Здесь в полную меру раскрывается противоречивость демонической натуры: мечтая о небе, он стремится , по сути, найти счастье в земной любви.

               Любовь духа разрушает «божественную гармонию» души Тамары и убивает её земную плоть. Страсть любви Демона  величественная и убийственная одновременно.

                Кульминационный момент развития чувства Демона становится началом трагической развязки : «Увы! Злой дух торжествовал!..»

        И стихло всё, издалека

        Лишь дуновенье ветерка

        Роптанье листьев приносило,

        Да с тёмным берегом уныло

        Шепталась горная река.

Всё это не оставляет сомнения в том , что Тамара потеряна  и для Демона. Слова об её улыбке как отблеске «жизни прежней» ещё ярче оттеняют несбывшуюся мечту героя о «жизни новой».

        Напрасно! Мёртвым не приснится

        Ни грусть, ни радость прошлых дней.

               После гибели Тамары её бесплотная душа , которую несёт в «объятьях своих» Ангел, вновь встречается с Демоном. Но облик героя совсем иной:

        Каким смотрел он злобным взглядом.

        Как полон был смертельным ядом

        Вражды, не знающей конца,

        И веяло могильным хладом

        От неподвижного лица.

               Торжествующий на Земле  Демон – в соответствии с легендой-  побеждён на небе.

        И проклял Демон побеждённый

        Мечты безумные свои.

        И вновь остался он , надменный,

        Один , как прежде, во Вселенной

        Без упоенья и любви.        

            Какой смысл имеет финал поэмы и поражение Демона – примирительный или непримирительный? Эти нерешённые вопросы свидетельствуют о сложности философской проблематики поэмы, о диалектическом сочетании в Демоне добра и зла, жажды идеала и потери его,

вражды к миру и попытки примириться с ним . что в конечном счёте отражает трагическое мироощущение передовых людей эпохи.

                

         

               

        

               

        

                                     


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Демон М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля Автор :Валеева Надежда ученица 11класса МОУ «СОШ № 11» г. Воскресенска

Предварительный просмотр:

Введение.

Кто такой демон? Этот вопрос я задала себе, приступая к реферату. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова читаю: Демон, а, м. [греч. daimon].1. В древнегреческой мифологии – божество, существо, среднее между богом и человеком. 2. В христианской мифологии – дьявол, злой дух  (церк.). 3. Злой искуситель, существо, обладающее таинственной силой, которое побуждает к чему-нибудь недоброму, злому (книжн., поэт.).

С этим же вопросом я обратилась к старшеклассникам. Вот что они ответили:

- Демон – существо, которое ищет в пороке вдохновение.

-Демон – это сила, которая является причинной многих бед.

-Демон – девушка, которая обладает красотой, злобой и порочностью.

-Демон – девушка, которая обладает силой, красотой, а значит, большим интеллектом.

-Демон – это существо, в котором сгусток страсти, лжи и всего отрицательного.

-Демон – человек, который потерял жизненные ориентиры.

-Демон – человек, который умеет постигнуть сокровенные мысли людей.

-Демон – женщина капризного характера.

-Демон – мужчина, наделённый мудростью, проницательностью.

-Демон – женщина, охотившаяся за мужчинами.

-Демон – человек-предсказатель.

-Демон – дух, который может наслать болезнь.

-Демон – дух, который нас искушает.

-Демон – это злой дух, вселяющийся в человека и вызывающий помрачнение рассудка.

- Демон – мужчина, подчиняющий себе женщин.

-Демон - человек с головы до ног пропитанный ядом.

-Демон – мужчина, развратный, ревнивый, злой и мстительный.

-Демон – мужчина с прекрасной внешностью речью, но лживый и вероломный.

-Демон – страшный человек

-Демон – мужчина, доводящий женщину до безумия.

        Мы видим, что из 20 человек опрошенных 14 «очеловечили» демона, и только 6 связали со злым духом. На диаграмме это выглядит так:

        На основании данного опроса можно сделать ещё один вывод: демон-человек – носитель положительных качеств или нет. Из 20 человек только 8 наделили демона положительными качествами. На диаграмме это выглядит так:

Значит, с понятием «демон» связано в большей степени понятие «зло», будь это человек или какая-то сила.

        

«Поделитесь вашими размышлениями о добре и зле», - попросила я ребят. Вот некоторые их высказывания:

-Ложь + сила =зло

-Добро – это то,  перед чем надо преклоняться

-Добро – не радость чужому горю.

- Зло – злокачественная опухоль.

-Без зла нельзя понять, что такое добро.

-Слушать злых людей – это и есть начало злого дела.

-Зло – гнусный поступок.

-У добра – светлая улыбка. У зла – лицо искажено.

-Нет худа без добра? Ещё как есть!

-Бездействующее добро есть зло.

-Нет понятий «добро» и «зло». Мы не знаем, что это такое.

Следующий вопрос к старшеклассникам:

- Сейчас миром правит зло или добро?

Из  тех же 20 человек  13  ответили  зло

                                        7------------- добро

-Что победит: добро или зло?

Из 20 человек 17 с уверенностью сказали – добро.

        

Как видим, прогноз, весьма оптимистичен.

        А теперь обратимся к творчеству М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля.

Микеланжело высказал в своё время очень интересную мысль о сходстве поэзии и живописи : «Между живописью и поэзией существует поразительное сходство; это , конечно , и дало основание назвать одно из этих искусств немой поэзией, другое – говорящей живописью.» [6, стр.12 ]

Таким ярким примером своеобразного творческого диалога между поэтом и художником может быть поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» и  «Демон сидящий» - картина знаменитого художника М.А.Врубеля.

В ходе исследования перед собой я ставила цели – 1.изучить и сделать сравнительный анализ произведений этих художников, 2.выявить значение темы «Демон» в  их творчестве, 3.выявить понимание значения слова «демон» современной молодёжью.

Почему я выбрала данную тему? Мне захотелось соединить в одно целое два предмета – литературу и мировую художественную культуру, так как это единое культурное пространство, в котором творят художники. Меня заинтересовало , как разными художественными средствами, а именно искусством слова и искусством живописи можно раскрыть одну тему. К тому же считаю , что тема «демонизма» очень актуальна в данную эпоху: разрушены прежние « высокие» ценности, человек потерял Бога. Любовь к стяжательству стала основой поступков людей. Люди разобщились, сделались чуждыми друг другу, а душа их похолодела. Но индивидуализм приносит страдания не только другим людям, но и самому человеку, потому что совершая зло, он хочет все же, чтобы его любили, а нелюбовь воспринимает как тяжкую обиду. Поэтому как важно сейчас не ожесточиться, сохранить в себе лучшие качества.  И ещё, тема демона вызывала страх в моей душе и была для меня некой тайной. Мне захотелось понять природу этих чувств.


Предварительный просмотр:

Выводы.

Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» и картины М.А.Врубеля принадлежат к вершинам достижения мирового искусства. Произведения – шедевры по мощи творческой фантазии, по интеллектуальной глубине, по силе эмоционально- поэтического воздействия; шедевры, как по пластической изобразительности , так по блеску стихотворного мастерства Их роднит социальный протест, богоборчество. Но каждая из них – идейно-эстетически  своеобразна, ставит и решает свои задачи.

Основной идейный пафос поэмы «Демон» - возвеличивание человека в его стремлении к свободе, неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон , как справедливо пишет В.Г.Белинский , «отрицает для утверждения , разрушает для созидания…Это Демон движения , вечного обновления, вечного возрождения». И у М.Врубеля Демон «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирение обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа ни на земле , ни на небе».[1,стр.555]

У Лермонтова Демон – гордый бунтарь- индивидуалист, противопоставленный всему существующему, а у Врубеля «Демон» поверженный, сломленный, слабый. «В своей трактовке образа Демона Врубель значительно отступает от литературного прототипа, ослабляя настроение бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирическое начало».[5, стр.28]

Лермонтовский Демон , хотя и страдающий, всё же «царь познания и свободы», а Врубельский – не царственен, в нём больше тоски и тревоги, чем гордости и величия.

Демон – « ни день, ни ночь, - ни мрак , ни свет».Он не связан ни с небом, ни с землёй. В этом его трагедия.

Эти социально –философские произведения смело ставят сложнейшие и насущные вопросы бытия: о смысле жизни, правах и назначении человека, о безумной вере и разумном скептицизме. о рабстве и свободе. Добре и зле, о жажде счастья  и бесцельности жизни.

 Как М.Лермонтов. сам переживший гордое одиночество, в конце своего жизненного пути пришёл к осознанию  и осуждению индивидуалистического протеста , так и М Врубель потерпел поражение индивидуалистических идей.

«Демон» М.Лермонтова и Демон Врубеля – романтические произведения. Но они несут в себе явно реалистические тенденции.

Лично меня больше привлекает Демон на картине «Демон сидящий» Герой художника – идеал прекрасного человека. На это указывает его атлетическа фигура.

Каждому человеку знакомо чувство одиночества, у всех есть потребность в любви . Этими чертами Демон мне близок и понятен


Предварительный просмотр:

Демон М.А.Врубеля.

          А теперь обратимся к творчеству М.А.Врубеля.

М. Врубель принадлежит к  художникам , чьё мироощущение концентрирует дух своего времени. Его творчество можно уподобить взволнованной исповеди, и тем не менее оно полнее отражает сущность эпохи «рубежа веков», чем произведения любого бытописателя. Не претендуя на роль духовного вождя , художник неоднократно повторял, что его поиски преимущественно лежат в области художественной техники. Но именно М. Врубель стал одним из выразителей мироощущения эпохи «перевала», в которой причудливо переплелись черты вырождения, мрачные предчувствия конца мира, света и мечты о вселенской гармонии.

Искусство начала 20 века часто использовало мифы, обращался к ним и М.Врубель. Создавая Демона, художник делал попытку выглянуть из непроглядной житейской прозы во имя истинной, духовной сущности. На протяжении всей жизни он неоднократно возвращался к задуманному образу и в рисунке, и в скульптуре, и в живописи. «Демона не понимают, - писал художник, - путают с чёртом и дьяволом… «демон» - значит «душа» и олицетворяет вечную борьбу метущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревавших его страстей…»

На картине М.Врубеля «Демон сидящий» мы видим могучую фигуру Демона, закрывающую всё полотно. Отчётливо вырисованы пухлые губы и подёрнутые глубокой тоской глаза. Над глазами-- тёмная полоса бровей. На голове – чёрная масса волос . Кажется , Демон должен встать и распрямиться. Но бессильно опущенные руки, которыми он охватил колени,  и до боли сцепленные пальцы не дают ему это сделать. Врубель сознательно         выбирает «тесный» продолговатый формат холста, который неожиданно как бы придавливает, срезает сверху фигуру Демона и тем самым подчёркивает его скованность .

Среда, в которой находится Демон, родственна ему. Слева М. Врубель наметил даль, расцвеченную огнями, а рядом с фигурой героя – царство цветов - кристаллов, отчасти заменяющее ему крылья. Формы цветов и их краски художник подсмотрел в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками.

На картине М. Врубеля предстаёт как будто совсем иной, чужой нам план бытия - исполинский, почти устрашающий. Демон , кажется , властвует над миром. Но нет торжества в его мощной фигуре, нет злобы и презрения во взгляде.

О чём думает и о чём скорбит Демон?  При взгляде на эту картину у зрителя складывается впечатление мира прекрасного, но вместе с тем будто окаменевшего.От всего окружающего , кажется , герой отгорождён непроницаемой стеклянной стеной . И это впечатление помогает понять тоску Демона, его одиночество . Герой ещё далёк от отчаяния. Он полон гордой веры в мощь своих крыльев.

 Синий цвет одежды  символизирует  принадлежность Демона к небесному миру.

«Демонический юноша , воплощённый на полотне , испытывал желание верить в идеал, ждать его и надеяться на его осуществление, искать его и находить. Он как бы разуверился в возможность быстрого осуществления этого желания. Он нёс в себе разлад с миром и с самим с собой. Он отодвигал высокие мечты и ожидания куда-то вдаль  и был вестником будущего бунта».[1, стр.34]

        Закончив картину «Демон сидящий», М. Врубель принимается за иллюстрации к произведениям М. Лермонтова, в том числе и к «Демону».С тех пор поэму  Лермонтова уже никто не пытался иллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении с Демоном М.Врубеля. Другого мы , пожалуй, не приняли бы.

        Спустя некоторое время М.Врубель пишет картину  «Демон летящий», которая осталась незаконченной. Закрывая небосвод, дух парит на тускло –серебряных крыльях над пропастями и кручами земли .Он надвигается, близиться, лицо дано крупно. И более всего закончено. Но какое холодное, мрачное неумолимое лицо! Как оно изменилось по сравнению с «Сидящим Демоном!»

        Такой Демон летел навстречу катастрофы, гибели. Идея «поверженного» возникла как бы сама собой, навязывалась сознанию художника. Уже работая над «Поверженным», уже почти закончив его, он хотел вернуться к «Летящему». Об этом есть свидетельства в дневниках. Но «Поверженный» пересилил.        

        Чудовищно прекрасное тело Демона, обессилевшего от каких-то «мировых» объятий распластано в горном ущелье. Это уже не мощный атлет, а резко деформированное в пропорциях болезненно- хрупкое существо. Поражённый демон со скованными руками лежит павший среди огромных павлиных крыльев, которые своими голубыми отсветами сливаются с блеском далёких снежных гор. Из огромного узорного панно выделяются своим гипнотизирующим блеском его горящие, широко раскрытые глаза. По записям Е.И.Ге, работая над картиной «Врубель объяснял, что в поверженном Демоне он желает выразить сильное, даже возвышенное в человеке».[2, стр.15]. Но Демон , вопреки намерениям его творца, оказался сломленным, слабым,  безумным. Это означало объективное поражение индивидуалистических идей самого М.Врубеля.


Предварительный просмотр:

Демон М.Ю.Лермонтова

Обратимся  к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Поэт предпосылает слову «Демон» определение «печальный», которое сразу переносит нас в мир человеческих чувств и переживаний:

                Тех лет, когда в жилище света

                Блистал он , чистый херувим,

                Когда бегущая комета

                Улыбкой ласковой привета

                Любила поменяться с ним,

                Когда сквозь вечные туманы,

                Познанья жадный, он следил

                Кочующие караваны

                 В пространстве брошенных светил,

                Когда он верил и любил

                Счастливый первенец творенья!

                Не знал ни злобы, ни сомненья,

                И не грозил уму ему

                Веков бесплодных ряд унылый…

                И много, много… и всего

                Припомнить не имел он силы.

        Утратив свою ангельскую природу, усомнившись в вере в творца, Демон восстал против Бога, обрёк себя на изгнание. Бог своим страшным проклятием испепелил душу Демона, сделал холодной , мёртвой, а также превратил его в орудие зла. В этом страшная трагедия  героя М. Лермонтова:

                Лишь только божие проклятие

                Исполнилось, с того же дня

                Природы жалкие объятья

                Навек остыли для меня…

        Однако герой М.Лермонтова – это не просто «злой дух», но и падший ангел. Поэтому он так сильно чувствует красоту и гармонию. Любовь , вспыхнувшая в душе Демона , означала для него возрождение.

                И вновь постигнул он святыню

                Любви, добра и красоты.

Красота Тамары пробудила в нём то, что составляло природу Ангела.  В нём вспыхнула надежда на спасение., на прощение. Мечты о прошлом счастье , о том времени, когда он « не был злым» , проснулись, чувство заговорило в нём «родным ,понятным языком».

        Дальнейшее развитие сюжета – это борьба злого и доброго начала.

Природа Демона такова, что добро у него превращается в зло. Он хочет возвратить себе счастье, но для начала убивает жениха Тамары. Привыкнув творить зло, Демон даже не понимает, что теперь ему дорога к счастью закрыта. Но он по-прежнему мечтает о Тамаре, надеясь, что любовь чистого существа избавит его от демонической природы. Посещения Демона для Тамары губительны, ей трудно устоять перед соблазнителем:

                Но мысль её он возмутил

                Мечтой пророческой и странной.        

                Пришелец туманный и немой,

                Красой блистая неземной,

                К её склонился изголовью,

                Так грустно на неё смотрел,

                Как будто он о ней жалел.

        Спасаясь от наваждения, от странного образа , являющегося  к ней по ночам, Тамара укрывается в монастыре. Демон долго не может переступить порог святой обители. Но наконец

                …входит он, любить готовый,

                С душой, открытой для добра,

                И мыслит он, что жизни новой

                Пришла желанная пора.

Жестокая ошибка, иллюзия, природа зла неизменна. Об этом напоминает Демону Ангел. В ответ ему

                Злой дух коварно усмехнулся,

                Зарделся ревностью взгляд.

                И вновь в душе его проснулся

                Старинной ненависти яд.

 Теперь . после встречи с ангелом , Демон понимает, что добро ему запрещено Богом, что его любовь – это соблазн, опасный для земной девы. Но он уже не может остановиться. Его влечёт могучий порыв, и в этом порыве раскрывается весь лермонтовский герой в его сложности и противоречивости, в его возвышенных стремлениях и роковой обречённости.

        Искренне звучат слова Демона:

                О! Выслушай – из сожаленья!

                Меня добру и небесам

                Ты возродить могла бы словом;

                Твоей любви святым покровом

                Одетый я , предстал бы там,

                Как новый ангел в блеске новом;

                О! Только выслушай , молю, -

                Я раб твой, я тебя люблю!

        Соблазняя Тамару, Демон добивается её чистой души. Но согрешив,

Тамара должна лишиться своей чистоты. Трудно не поверить клятвам и обещаниям Демона. Страсть любви героя величественная и убийственная одновременно.

        После гибели Тамары её бесплотная душа , которую несёт в « объятиях своих» Ангел , вновь встречается с Демоном. Но облик героя совсем иной:

                Каким смотрел он злобным взглядом.

                Как полон был смертельным ядом

                Вражды, не знающей конца,

                И веяло могильным хладом

                От неподвижного лица.

        Торжествующий на Земле Демон – в соответствии с легендой – побеждён на небе.

                И проклял Демон побеждённый

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви.

Какой смысл имеет финал поэмы и поражение Демона – примирительный или непримирительный? Эти нерешённые вопросы свидетельствуют о диалектическом сочетании в Демоне добра и зла, жажды идеала и потери его, вражды к миру и попытки примириться с ним, что в конечном счёте отражает трагическое мироощущение передовых людей эпохи Лермонтова.


Предварительный просмотр:

Практическая значимость реферата.

Реферат окажет помощь педагогам общеобразовательных учреждений в проведении уроков внеклассного чтения по творчеству М.Ю.Лермонтова  в 8 классе, интегрированных уроков литературы и изобразительного искусства, на уроках МХК


Предварительный просмотр:

Рецензия

на реферат  «Демон М.Лермонтова и М. Врубеля» ученицы 11класса МОУ «СОШ № 11» г .Воскресенска Валеевой Надежды.

Реферат посвящён раскрытию образов Демона М.Лермонтова в поэме «Демон» и Демона на картинах М.Врубеля  В работе представлены основные вопросы: взаимосвязь Демона М.Лермонтова и Демона М.Врубеля и их отличие друг от друга.  Немаловажным является и то, что автор определил идейные замыслы работ М.Лермонтова и М. Врубеля. Особый интерес представляет  вывод  о взаимосвязи данных образов и их отличие друг от друга, а также собственная точка зрения на образы. Автор на основе большого фактического материала рассматривает образ Демона в поэме М.Лермонтова и подробно описывает картины М.Врубеля.

Всё содержание реферата логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из современных источников.

Актуальность данного исследования не вызывает сомнения. Автор указывает на проблему снижения уровня нравственности в современную эпоху.

 Как положительный факт можно отметить то, что был сделан опрос учащихся-старшеклассников по заданной проблеме.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения на уроках внеклассного чтения по творчеству М.Лермонтова , также на интегрированных уроках литературы и изобразительного искусства, на уроках МХК.

                                                            Руководитель: Горлова Н.Б.

                                                         учитель русского языка и

                                                                          и литературы


Предварительный просмотр:

Содержание.

1. Введение…………………………………………….1-5

     2.1.  Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»…………..6-17

     2.2.  Поэма М.А.Врубеля «Демон»……………….18-20

3. Выводы……………………………………………...21-22

4. Практическая значимость реферата……………….23

5. Список  литературы………………………………...24

6. Приложение № 1…………………………………….25

7. Приложение № 2…………………………………….26

8. Приложение № 3…………………………………….27

9. Приложение № 4………………………………….....28

10. Приложение № 5…………………………………...29

11. Приложение № 6……………………………………30

12. Приложение № 7……………………………………31

13. Приложение № 8……………………………………32

14. Приложение № 9……………………………………33


Предварительный просмотр:

Список литературы.

  1. Белинский В.Г. Собрания сочинений Vll.
  2. Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. М.: Детская литература, 1984.
  3. Ионина Н.А.  Сто великих картин. М.: Вече, 2000.
  4. Коган Д.З.  М.А. Врубель. Серия «Жизнь в искусстве». М.: Искусстао,1980.
  5. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х т. М.: Правда, 1990, т.1.
  6. Суздалев П.К. Врубель и Лермонтов. М.: Изобразительное искусство,1980.
  7. http:// www. Pregolia-art.com//
  8. CD-R

Поделиться:

Под парусами

Сказка про Серого Зайку

Новый снимок Юпитера

Прекрасная арфа

Кто чем богат, тот тем и делится!