• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Мой прадед, Шуваев Петр Терентьевич. (Жанр - письмо)

Опубликовано Ткаченко Марина Владимировна вкл 22.02.2015 - 16:49
Ткаченко Марина Владимировна
Автор: 
Кононова Валерия

Работа посвящена семейному преданию о создании "Челобитной", ставшей впоследствии текстом первого Кубанского гимна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_kononovoy_v.docx130.05 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуй, Настя! Прошло только   два  месяца летних каникул, а мне кажется, что мы не виделись  с тобой целую вечность. Сегодня решила разобрать наш семейный фотоархив и наткнулась на фотографию своего прапрадеда Шуваева  Петра Терентьевича. Я непременно хочу поделиться с тобой мыслями по поводу своего знаменитого предка, надеюсь, у тебя найдется немного времени дочитать до конца моё письмо.

Было время, когда историю своего рода узнавали только по семейным легендам и преданиям, передаваемым из уст в уста старшими — младшим. Эти истории, сотканные из полуправды–полусказки, со временем меняющиеся, обрастающие новыми подробностями,  домыслами и догадками, на протяжении многих веков оставались незримой, но живой связующей нитью между широкими родовыми ветвями. Долгие вечера у камина или пышущей жаром печи под удивительные, неспешные рассказы взрослых, окруженных ребятней, выросших с годами в наших прадедов, дедов и отцов, были бережно хранимой традицией.
         Теперь стало модным искать свои корни в толстых архивных папках, пожелтевших бумагах, чернила на которых почти выцвели... И о семейных преданиях уже мало кто вспоминает. А может, просто не отваживается спросить о них у  родственников, боясь показаться смешным. Ну какие там легенды в век нано технологий и космического туризма! Так, признаться, думала и я. До тех пор, пока напрямик не спросила об этом своего дедушку  Вову, показав ему сегодня  старинную фотографию. На ней мой предок, по моему мнению, достойный того, чтобы  называться легендарной личностью.
getImage

И вот, Настя, что рассказал мне дед, глядя на пожелтевшую фотокарточку.

На фотографии, которую я тебе высылаю, рядом с моим прадедом (он слева) войсковой священник Константин Образцов (на стуле справа), немного- немало - автор слов Гимна Кубани.

В 1912 году он перешел на службу в военное ведомство и был назначен в 1-й Кавказский полк Кубанского казачьего войска. И тут его пути-дорожки пересекаются с моим прапрадедом Петром Терентьевичем Шуваевым.

Прапрадед был уроженцем станицы Тифлисской (так раньше называлась наша родная станица Тбилисская) и жил в семье, в которой чтили  старые казачьи традиции. Какое  образование здесь мог получить юный казак? Научиться лихо скакать на  коне, рубить шашкой, управляться со сбруей, седлом и в перспективе получить  место в боевом строю. Не избежал этого и Петр. Он окончил церковно-приходскую школу, в юношеские годы служил в Свято-Покровском станичном храме, пел в церковном хоре.

Как правило, уроженцы нашей станицы проходили службу в 1-ом Кавказском полку, к которому были «привязаны»  и по месту жительства, и  исторически, ведь именно в Тифлисской в 1803 году впервые открылись двери штаба этого полка. Когда в полку появился  отец Константин Образцов, мой прадед, Петр Шуваев,  уже отслужил пять лет. Это был лихой казак и отчаянный рубака.

Снимок, который я тебе выслала, сделан в 1914 году, в г.  Мерв (ныне г. Мары республики Туркмения), где 1-й Кавказский полк принимал участие в боевых действиях против Турции. На оборотной стороне надпись:

«Дорогому Петру Терентьевичу Шуваеву от священника  Первого Кавказского  казачьего полка Константина Образцова в годы совместной службы. Г. Мерв. 1914 год». Очень интересно то, что именно в это время, в 1914-1915 годы, и были написаны строки «Челобитной», ставшей впоследствии Кубанским гимном.

Из далеких стран полуденных,

Из заморской стороны,

Бьют челом тебе, родимая,

Твои верные сыны…

Текст «Челобитной» был потом опубликован в «Кубанском казачьем вестнике» (№28) от 12 июля 1915 года (я сейчас держу эту чудом сохранившуюся в нашей семье реликвию в руках).  Вдали от Родины, в среднеазиатских песках, казаки, конечно же,  скучали по родной земле, по своим семьям. Но прежде, чем стать в 1955 году официальным гимном Кубани, песня стала гимном  Кубанского казачества, и произошло это еще в 1921 году 25 февраля согласно приказу войскового атамана Кубанского казачьего войска в зарубежье В. Г. Науменко. Что касается музыки, то она считается народной, но мы ведь знаем, что у любой народной песни изначально был автор. А вот теперь, Настя, самое интересное. Кто же всё-таки был автором музыки «Челобитной»?

О том, что им мог быть мой прапрадед, говорят такие факты: дружба с Образцовым, руководство  казачьим хором, семейные предания  моих предков Шуваевых. По воспоминаниям моего деда Шуваева Владимира Васильевича жена прапрадеда, баба Шура, говорила так: « Пришел как-то Костя к деду и сказал: «Написал «Челобитную» на Родину - что будем делать»? «Будем сочинять музыку»,- ответил Петр. И засели они за это самое сочинение».

Судьба развела двоих друзей в 1915 году, когда мой прапрадед как образцовый казак попал в конвой Его Величества императора Николая II. А отец Константин продолжил службу на Кавказском фронте.

Что было потом, в революционное время с моим прапрадедом? В годы Гражданской войны Шуваев Петр Терентьевич служил писарем при штабах 1-го и 3-го Черноморских казачьих полков Белой Армии. Патриот Кубани Родину покинуть не смог и, поверив большевистской амнистии, вернулся домой в Тифлисскую.

Это и предопределило трагический исход его жизни.  Прапрадед был хозяйственным казаком, успешно содержал и кормил свою семью, состоящую из  жены Александры Ивановны и пятерых детей: Марии, Василия (дедова отца), Татьяны, Ивана и Надежды. В 1928 году его раскулачили. Большинство раскулаченных тогда сгинуло в Сибири. Александре Ивановне удалось этого избежать. Пряталась на хуторах у родственников, просто хороших людей. А Петр Терентьевич подался в бега. К нему у новой власти были свои счёты. Надежно спрятаться можно было в епархии, церковных пределах. И прапрадед стал служить псаломщиком в храмах Кропоткина, станиц Темижбекской, Усть-Лабинской, изредка, под покровом ночи, навещая семью. Но подобные «прятки» не могли длиться вечно.

25 января  1938 года Пера Терентьевича арестовали. Он был обвинен в «крепких связях» со священнослужителями, арестованными органами НКВД, а также в том, что « во время подготовки к выборам  и в момент выборов в Верховный Совет СССР среди избирателей вёл агитацию не голосовать за выдвинутых кандидатов в депутаты, предлагал вычёркивать их из избирательных бюллетеней». 7 февраля прапрадеда расстреляли. Никаких судов, адвокатов, апелляций… Так не стало умного человека, патриота Кубани и, и, как предполагают историки и архивисты Кубани, одного из авторов её гимна… И только в 1989 году он был полностью реабилитирован. Вот такую историю, Настя, поведал мне дед.

А теперь, я думаю: вот  мой прапрадед имел отношение к музыке, дед мой, Шуваев Владимир Васильевич, тоже имеет музыкальное образование, всю свою жизнь - на сцене, и мой брат, Артем, тоже пишет музыку и здорово играет на гитаре! А может эта любовь к музыке передается  по наследству по мужской линии?  Как ты считаешь?

Вот такая у меня, Настя, семейная легенда. Спасибо, что дочитала до конца моё письмо. Очень соскучилась по тебе.

До скорой встречи!

Твоя подруга Лера.


Письмо Кононовой Валерии , ученицы 8 А кл МБОУ «СОШ №1»


Поделиться:

Иван Васильевич меняет профессию

Что есть на свете красота?

Прекрасная арфа

Прекрасная химия

Ночная стрельба