В исследовательской работе представлены различные способы изображения войны в художественных произведениях. Учащемуся важно было доказать, что фонетические, лексические, морфологические и синтаксические средства языка помогают авторам в создании образа войны.
Вложение | Размер |
---|---|
tihanov_a.rar | 1.13 МБ |
andrey_tihanov123.docx | 50.59 КБ |
МБОУ Средняя общеобразовательная школа №21
Исследовательская работа
Тема: « Образ войны в произведениях художественной литературы»
Выполнил: ученик 5 «В» класса
Тиханов Андрей
Учитель Романова В.Н.
Сергиев Посад
2014
Война – это страшное явление для всего человечества. Это явление, противоестественное ЖИЗНИ. Это всегда боль, страдания людские, переживания и смерть…
Отечественная война 1812 года…Первая мировая война… Великая Отечественная война… ВОЙНА! Какое это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа.
Целью данной работы является определение способов изображения войны в художественных произведениях.
Наша задача – доказать, что фонетические, лексические, морфологические и синтаксические средства языка играют важную роль при создании художественного образа – образа войны. Писатели обращаются к тем средствам нашего языка, которые наиболее ярко, образно и доступно нам, читателям, рисуют войну. В свою очередь, мы не остаемся равнодушными к произведениям этих авторов, мы переживаем за героев, сочувствуем чужому горю, порой даем волю слезам…Война оказывается близкой нам, живущим уже в другом веке…
Объектом исследования стали произведения, посвященные Великой Отечественной войне. В этой войне раскрылись лучшие черты русского национального характера: его мужество, стойкость, массовый героизм и патриотизм.
Все было в этой войне: и героизм, и трагедия, поэтому литература не могла оставаться в стороне от этих событий. Теме войны посвящено много музыкальных произведений, живописных полотен, кинематографических картин. Однако для нас особую ценность представляет тот образ войны, который рождается в произведениях русских писателей. Наша задача – помнить подвиг людей, отдавших жизни в тяжелейшие военные годы, поэтому вновь и вновь мы обращаемся к литературе, поэтому и тема нашей работы является актуальной.
1. Лексические средства языка
1.1. Прежде всего мы обратили внимание на особенности лексики произведений о войне. Безусловно, в художественных текстах мы отметили слова военной тематики:
Лексема | Лексическое значение | Произведение художественной литературы |
арсенал | склад оружия и военного снаряжения | А.Гайдар Мост |
артиллерист,артиллерист-зенитчик | военнослужащий артиллерии | А.Гайдар. Мост |
атака | стремительное нападение | С.Гудзенко. Перед атакой |
батальон | войсковое подразделение | А.Гайдар «Мост» |
бесчинство | хулиганство, безобразие | С.Наровчатов «В те годы» |
боеприпас | боевой снаряд | А.Гайдар «Мост» |
бой | организованное вооруженное столкновение | А.Фатьянов «Соловьи»; А.Гадар «Мост»; А.Сурков. Декабрь… |
бомба | разрывной снаряд | А.Сурков. Декабрь… |
бомбить | атаковать с воздуха | А.Гайдар Мост |
взорванный | подвергнутый взрыву | А.Сурков. Декабрь… |
воздать (расплатой воздадим) | дать, оказать (в награду или в наказание за что-н.) | А.Сурков. Декабрь… |
война | конфликт между государствами | А.Фатьянов «Соловьи» |
военная (тайна) | секретная информация | Гайдар Мост |
войско | армия | А.Гайдар «Мост» |
враг | недруг, неприятель | А.Сурков. Декабрь… |
вражда | недоброжелательные действия | С.Гудзенко «Перед атакой» |
гимнастёрка | верхняя рубашка | А.Гайдар .Мост |
граната | взрывной снаряд | А.Гайдар Мост |
горестный | полный горя, несчастий | С.Наровчатов «В те годы» |
жесток (в бою) | непобедим, кровожаден | А.Сурков. Декабрь… |
захватить (в плен) | взять | А.Гайдар Мост |
казнить | убить, повесить | А.Сурков. Декабрь под Москвой.1941 |
котелок | небольшой металлический сосуд | Гайдар Мост |
кровь | жидкость красного цвета | А.Сурков. Декабрь… |
лейтенант | специальное звание военного | С.Гудзенко «Перед атакой» |
летопись | жанр, в котором описывают исторические события | С.Наровчатов «В те годы» |
месть | желание причинить вред | С.Наровчатов «В те годы» |
мина | инженерный боеприпас, который взрывается | С.Гудзенко «Перед атакой» |
немцы | враги в ВОВ (1941-1945) | Гайдар Мост |
оружие | техническое средство | А.Гайдар «Мост» |
паучий знак | фашистский знак | Наровчатов |
пехота | род войск в сухопутных войсках | С.Гудзенко «Перед атакой»; А.Гайдар «Мост» |
пилотка | головной убор без полей | А.Гайдар |
пламя | огонь | С.Наровчатов «В те годы» |
прах | разрушения, а в данном случае- порошок | С.Наровчатов «В те годы» |
пушка | тип артиллерийского орудия | А.Фатьянов «Соловьи» |
разведка | обследование | А.Гайдар Мост |
расплата | кара, возмездие | А.Сурков. Декабрь… |
связной | служащий для поддержания связи | А.Гайдар «Мост» |
слёзы | капли | А.Сурков. Декабрь… |
смерть | гибель | С.Гудзенко «Перед атакой» |
солдат | военный человек | А.Фатьянов «Соловьи» |
старшина | военное звание | Гайдар Мост |
стон, стонать | крик, кричать | Наровчатов. Облака кричат |
страх, страшный час | внутреннее состояние , грозящее бедствием | С.Гудзенко «Перед атакой» |
траншея | открытая выемка в грунте | С.Гудзенко «Перед атакой» |
трофейный | добытый в бою | Гайдар Мост |
убийцы | те, кто совершили убийство | А.Сурков. Декабрь… |
убитый | человек, к-ого убили | А.Гайдар «Мост» |
ужас | страх | А.Сурков. Декабрь… |
фронт | оперативно-стратегическое объединение сил | А.Фатьянов «Соловьи» |
цейхгауз | вещевой склад | А.Гайдар Мост |
часовой | военный, стоящий на посту | А.Гайдар «Мост» |
штаб | военная организация | А.Гайдар Мост |
штык | остроконечная палка | А.Гайдар «Мост»; А.Сурков. Декабрь… |
41-ый год | год начала ВОВ | С.Гудзенко «Перед атакой» |
Итак, можно выделить несколько тематических групп лексики произведений о войне:
1.2. Мы обратили внимание на сочетание военной лексики с лексикой мирной жизни.
Жизнь каждого человека, жизнь природы – всего живого в стране неразрывно связана с войной, война коснулась всех сторон жизни человека.
«...вновь поют, Забыв, что здесь идут бои, Поют шальные соловьи». (Фатьянов «Соловьи» )
«Налево из деревушки доносится хоровая песня. Да, песня. Да, здесь вскоре после огня и гула громко поют девчата» (Гайдар. Мост)
«…снуют рыбаки, вылавливая оглушенную бомбами немецких «хейнкелей» рыбу» (А.Гайдар. Мост)
«…трактор, зацепив веревкой за ногу, тянет…случайно убитого осколком вола» (А.Гайдар «Мост»)
«Вас, наверное, сегодня опять бомбить будут, так я к вечеру за пропуском приду — целую корзину свежих лещей принесу...» (Гайдар. Мост)
Удивительно, как в одном предложении сочетаются образы боя и пения соловьёв, рыбы и бомбёжки, а вол убит осколком бомбы! Писатели показывают, что в тяжёлые военные времена люди пытались выжить, бились за существование, они не сдавались и на фронте, и в тылу.
Итак, перед нами возникает образ войны – всеохватной, проникающей в каждый уголок страны, в душу каждого человека.
1.3. Очень интересно проследить, как писатели изображают эмоционально состояние людей в военное время. Герои произведений, как оказалось, испытывают различные чувства: не только страх, ярость, желание отомстить врагу, но и радость, любовь, беззаботность:
«Ох, и хитёр, задорен! Но молодец этот парень. Всегда он мокрый или пыльный, промасленный, но глянешь на его прямые, угловатые плечи, на его добродушную, лукавую улыбку, на то, как он стоит, как ловко скручивает тугую махорочную цигарку, сразу скажешь: «Это боевой парень» (Гайдар. Мост)
«...Я проходил, скрипя зубами, мимо Сожженных сел, казненных городов...» ( Наровчатов В те годы)
«И нас ведет через траншеи окоченевшая вражда...» (Гудзенко Перед атакой)
Таким образом, война рисуется в произведениях литературы действительно противоестественной живому существу, стремящемуся построить будущее. Конечно, ярость, вражда, месть – это понятия, которые возникают естественным образом только в военное время.
1.4. Чаще всего средством изображения войны служат слова, обозначающие зрительные впечатления (формы или очертания предметов, положение в пространстве, позы, передача освещения, цвета предметов).
Цветовая гамма произведений:
«...нижняя половина его (Федора Ефимкина) почти до пояса мокро-чёрная, гимнастёрка же и пилотка на солнце выгорели и покрылись сухой светло-серой пылью. Рыжий ремень...густо увешан ручными гранатами...» (Гайдар)
«сожженных…пламя…крови…» (оттенки красного) (Наровчатов)
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зелёный над прудом… (Фатьянов)
Я трясу, трясу, трясу плетень
Черными руками (Наровчатов)
Цветовая гамма произведений подчёркивает трудные времена, потери, смерть близких – наряду с цветом мирной жизни, которая остаётся в сознании многих людей.
Описание пространства также не случайно. Например, С.Наровчатов противопоставляет образ небес, облаков (сравниваемых с лебедями) с чёрной, пропитанной горем землёй:
Облака кричат. Кричат весь день!..
И один под теми облаками
Я трясу, трясу, трясу плетень
Черными руками. (С. Наровчатов. Облака кричат)
Ракеты просит небосвод
и вмерзшая в снега пехота. (Гудзенко. Перед атакой)
Итак, зрительные образы, созданные авторами произведений, наиболее отчетливо рисуют нам яркую картину войны.
1.5. Тропы помогают писателям создать яркий, очень близкий каждому читателю образ войны
Тропы | Примеры | Роль этого средства |
1) Эпитеты | Шальные соловьи | Связь лирического героя с мирной жизнью |
Окоченевшая вражда | Отсутствие смысла войны. Вражда превращает человека в существо, лишенное близких, родных людей, а потому лишенное радости, душевного тепла. | |
Казненных городов | Масштаб человеческого горя расширен до образа городов. Которые были опустошены войной, лишены жизни, будущего. | |
Грозный железный мост (Гайдар. Мост) | Мост – укрепление, которое отстаивают наши солдаты. Грозный – страшен врагу, впечатление настороженности перед намеченным боем. | |
…в тёплую сонную воду(Гайдар. Мост) | Ночь – время отдыха. Природа – естественное начало жизни на планете, поэтому и война не мешает воде «отдыхать». | |
2) Сравнения | Я села, словно летопись листал | Историческая память лирического героя связана с гибелью сёл на пути войны. |
Облака, как лебеди, кричат над сожженным хлебом(С.Наровчатов. Облака кричат) | Боль от потерь расширена до масштаба вселенной: небеса восстают против бессмысленной войны | |
Бомбы летят, как каменный дождь (Гайдар. Мост) | Усиление впечатления мощи военных действий | |
3) Метафоры | Паучий знак | Это скрытое сравнение с пауком – намёк на саму сущность врага – убийцы, безжалостного, коварного |
4) Олицетворения | Облака кричат… Стонет небо (С.Наровчатов. Облака кричат) | |
2. Синтаксические средства
Синтаксические конструкции также помогают писателям в создании яркого образа войны.
Фигуры | Примеры | Роль этих средств языка |
1) Антитеза | Родной край - бой на фронте | Родина – в сердцах всех солдат, именно этот образ Родины помогал бойцам сражаться, не терять надежды на победу. |
2) Оксюморон | Снег почернел от пыли минной | Противоестественность войны, несущей смерть и страдания. Природа, как и человек, рисуется пострадавшей от боев. |
…поземкой жаркий чад (С.Наровчатов. Облака кричат) | Образ войны, стирающей живое с лица земли. | |
3) Повтор | Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат (А.Фатьянов. Соловьи) | Страшное, противоестественное человеческому существованию противостояние мира и войны. С одной стороны, поэт сочувствует той усталости (и физической, и нравственной), которая преследует воинов, с другой, рисует тот образ родины, который в каждом сердце человека помогал выживать в страшные дни войны |
Я трясу, трясу, трясу плетень Черными руками. (С.Наровчатов. Облака кричат) | Безысходность, отсутствие возможности прекратить войну, отчаяние при виде смерти людей, гибели сёл, городов. | |
Местью мстить (С.Наровчатов «В те годы») | Страстное желание лирического героя наказать тех, кто причинил боль | |
4) Градация | …по русской, по родимой, Завещанной от дедов и отцов (С.Наровчатов «В те годы») | Используя градацию, поэт подчеркивает неразрывную связь поколений русского народа. Ведь русская земля - это, действительно, земля предков. Тема патриотизма пронизывает каждую строчку произведений о войне. Образы Ярославны, Непрядвы возникают тоже не случайно, это историческая память многих поколений людей. |
Обращения часто связаны с образами родины, родной природы, родной земли:
Россия, мати! - С.Наровчатов представляет нам кровное родство людей с родной землей. («В те годы»)
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат… (Фатьянов. Соловьи)
Таким образом, писатели подчеркивают силу, поддержку родной земли, ведь война была народная, за Родину, люди жертвовали своими жизнями ради страны!
Лексическое богатство русского языка служит основным средством изображения образа войны – страшного, трагического, производящего неизгладимое впечатление на сознание любого человека.
3. Фонетические средства языка
Средство языка | Пример | Роль этого средства языка в тексте |
Аллитерация | Не потому, что пушки бьют, а потому, что вновь поют (А.Фатьянов «Соловьи») | Повтор звука «П» вызывает ассоциации со словами: «Пуля», «Прах», «ПеПел». |
Ну что война для соловья! У соловья ведь жизнь своя (А.Фатьянов «Соловьи») | Повтор звука «С» вызывает ассоциации со словами: «Страх», «Страдания», «ужаС» Повтор звука «Л» вызывает ассоциации со словами «пуЛемет», «паЛач», «пуЛя» | |
Я сёла, словно летопись, листал | -звук «Л», «Т», «С» вызывает ассоциации со словами: «ТиТан», «Тиран», «сТолеТие» | |
Свете мой безмерный, Которой местью мстит мне за тебя? | Повтор звука «М» вызывает ассоциации со словами: «Месть», «Мина», «сМерть» | |
И нас ведет через траншеи Окоченевшая вражда, Штыком дырявившая шеи | Повтор звука «Ш» вызывает ассоциации со словами: «Шрам», «тиШь», «пуШка» | |
Ассонанс | За мной одним идёт охота | Повтор звука «О» вызывает ассоциации со словами: «винтОвка», «бОль», «лОжь». Повтор звука «И» вызывает ассоциации со словами: «Игла», «ножИ», «пИла» |
Звуковое оформление текстов о войне позволяет писателям представить вниманию читателей не просто картину великой трагедии человечества, но и сделать ее объемной, всеохватной: мы видим происходящее, слышим и еще более тонко чувствуем все переживания героев.
Выводы
Образ войны создается в произведениях литературы с помощью различных языковых средств: лексических, синтаксических, фонетических. Создание картин военных действий немыслимо без обращения к военной лексике, поэтому особое внимание мы уделили именно этим средствам создания художественного образа.
Морфологическая структура текстов о войне также представляет интерес для исследования.
Тема нашей работы очень обширна. Мы обратились к произведениям, посвященным Великой Отечественной войне. Безусловно, интересно узнать, каковы особенности изображения Отечественной войны 1812 года и других военных событий, связанных с историей нашей страны.
Итак, мы наметили перспективы дальнейшей работы над выбранной нами темой.
Приложение
Фатьянов. Соловьи
Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна —
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят…
Но что война для соловья —
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зелёный над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.
Ведь завтра снова будет бой,
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, недолюбив,
От наших жён, от наших нив.
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят…
Наровчатов. В те годы…
Я проходил, скрипя зубами, мимо
Сожженных сел, казненных городов,
По горестной, по русской, по родимой,
Завещанной от дедов и отцов.
Запоминал над деревнями пламя,
И ветер, разносивший жаркий прах,
И девушек, библейскими гвоздями
Распятых на райкомовских дверях.
И воронье кружилось без боязни,
И коршун рвал добычу на глазах,
И метил все бесчинства и все казни
Паучий извивающийся знак.
В своей печали древним песням равный,
Я сёла, словно летопись, листал
И в каждой бабе видел Ярославну,
Во всех ручьях Непрядву узнавал.
Крови своей, своим святыням верный,
Слова старинные я повторял, скорбя:
- Россия, мати! Свете мой безмерный,
Которой местью мстить мне за тебя?
Сергей Наровчатов. Облака кричат
По земле поземкой жаркий чад.
Стонет небо, стон проходит небом!
Облака, как лебеди, кричат
Над сожженным хлебом.
Хлеб дотла, и все село дотла.
Горе? Нет... Какое ж это горе...
Полплетня осталось от села,
Полплетня на взгорье.
Облака кричат. Кричат весь день!..
И один под теми облаками
Я трясу, трясу, трясу плетень
Черными руками.
1941
Гудзенко. Перед атакой
Когда на смерть идут,- поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв - и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Ракеты просит небосвод
и вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв - и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей я кровь
чужую.
1942
Солдатская шинель
Лягушка-путешественница
Волшебные звуки ноктюрна
Домик зимней ночью
По морям вокруг Земли