В исследовательской работе "Образы деревьев в мировой литературе" сформулированы цели, задачи, практическая значимость.Рассматриваются произведения отечественной и зарубежной литературы и образы деревьев, в них изображенные.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.51 КБ |
МАОУ «Лицей №28 имени Н.А.Рябова»
Проект
Образы деревьев в мировой литературе
Выполнила:
Самсонова Мария, ученица 6 класса В
МАОУ «Лицей №28 имени Н.А.Рябова»
Руководитель:
Кудрявцева О.Н.,
учитель русского языка и литературы
Тамбов-2015
Актуальность исследования:
● Данное исследование посвящено одному из главных образов-символов в мировой художественной культуре.
● «Для того, кто умеет видеть истинную природу вещей, простое зеленое дерево — большее чудо, чем дерево из золота или серебра» (Джордж Бернард Шоу).
Проблема исследования:
● Почему средством описания мироздания служил символ дерева?
● Почему писатели и поэты из разных стран часто использовали в своих произведениях образ дерева?
Гипотеза исследования:
● Образ дерева дает представление о единстве Мира, о неизбежном движении жизни с ее закономерной изменчивостью
● Образ дерева является источником вдохновения для писателей и поэтов.
Цель исследования:
● Выяснить, какие образы деревьев созданы в художественной литературе и что они обозначают.
● Узнать новое, интересное для себя и иметь возможность поделиться этими знаниями с другими.
Задачи исследования:
● Проанализировать мифы, сказки, рассказы, содержащие образ дерева.
● Сделать выводы и обобщить информацию о символике дерева.
Практическая значимость:
● Пробудить интерес учащихся ко всему, что происходит вокруг нас, на что мы редко обращаем внимание, но что, на самом деле, очень интересно.
Многие русские поэты и писатели, а также зарубежные авторы обращались в своих произведениях к образу дерева.
С самой далекой древности дерево является одним из самых любимых, самых таинственных и самых универсальных символов духовной культуры человечества. Считалось, что дерево имеет душу и обладает особой, только ему свойственной священной мистической силой.
1. Мировое дерево.
Начать свое выступление я хочу с рассказа о мировом дереве.
Мировое дерево - это древний символ, который занимал центральное место в учениях, мифах и традициях всех времен и народов. Древо жизни — не из этого мира. Его корни проникают глубоко в подземный мир, мир таинств и сокровенных истин. Его ствол, словно мост, протягивается от Земли к Небу. Его ветви достигают загадочного мира истоков всего сущего, где живут звезды, боги, высокие Мечты и Идеалы. Это центр Вселенной, стержень, вокруг которого происходит видимая и невидимая жизнь всего Космоса, не имеющая ни начала, ни конца. Соки Древа жизни — это животворный напиток, дающий возможность возрождения, а тот, кто вкушает плоды его, становится бессмертным.
2. Яблоки Гесперид.
Устное народное творчество Древней Греции изобилует образами деревьев. Наиболее известным примером является одиннадцатый подвиг Геракла, или похищение Яблок Гесперид.
На западной оконечности земли обитали прекрасноголосые нимфы Геспериды». Гуляли нимфы в чудесном саду, в котором росло дерево с золотыми яблоками. Здесь, на краю света, жил Атлант, которому суждено было всю жизнь держать на своих плечах огромный небосвод. Только он имел возможность беспрепятственно срывать яблоки. Эврисфей (слабый и трусливый царь, в услужении у которого был Геракл) дал задание Гераклу достать эти яблоки. Попросил Геракл титана, чтобы тот сорвал для него три яблока. «Мне не дотянуться до дерева, — проговорил Атлант. — …Вот если ты подержишь мою ношу, я выполню твою просьбу». Согласился Геракл и взвалил на свои плечи небо. Сорвав яблоки, Атлант захотел сам отнести их Эврисфею. Геракл хотел было согласиться, но вовремя вмешалась Афина и помогла древнегреческому герою перехитрить Атланта. Золотые яблоки, за которыми был послан Геракл, дарили вечную молодость человеку, вкусившему их.
Образы деревьев мы находим и в сказках. Сказки — это одновременно и детство народа и его зрелость. В своих сказках русский народ часто использовал деревья, как символ.
В сказке «Гуси-лебеди» яблоня выступает как символ земли-матушки, символ плодородия. Она помогает главным героям – кормит их лесными яблочками, укрывает своими ветвями, и, тем самым, спасает их от гибели!
Смысл сказки – за добро платят добром.
4. Ёлка
Говоря о зарубежных сказках, в качестве примера можно привести сказку Ганса Христиана Андерсена – «Ёлка». В сказке наивная елка нетерпеливо ускоряла ход событий, ожидая чего-то невиданного и чудесного. Только получив опыт, она снова захотела вернуться в лес к елкам и другим деревьям, к будням, в которых все пропустила: минуты радости от пения лесных птиц, прохладное дуновение летнего ветерка, согревающие ласки солнечного света. Слишком поздно она научилась ценить то, что имела. Мечты елки сбылись, но не принесли ей счастья. Зато она принесла счастье и пользу людям, поэтому ее короткая жизнь не прошла даром. Жизнь дана на добрые дела.
5. Руслан и Людмила
К образу дерева обращался в своей поэме «Руслан и Людмила» и Александр Сергеевич Пушкин. Почему для этой цели он выбрал именно дуб, а не какое-то другое дерево? С незапамятных времен дуб был самым священным деревом у многих народов, в том числе и у древних славян и кельтов и ему поклонялись как божеству. Дуб ассоциировался с молнией и громом, грозой и ливнем. Беда подстерегала всякого, кто решался срубить дуб.
Дуб и сегодня остается символом мужества и стойкости.
Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое древо. Пушкин выбрал именно дуб, олицетворяющий могущество и долголетие.
Конечно, эти сказки не были созданы Пушкиным, а только обработаны. И несли эти сказки в особом виде частички правды о Великом Прошлом наших предков.
6. Три пальмы
Не только А.С. Пушкин, но и М.Ю. Лермонтов в своих произведениях неоднократно создавал образы деревьев.
«Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова, проникнутых глубоким философским смыслом. Поэт нарисовал в стихотворении необычную эпическую картину: кругом пески, палит жаркое солнце, нигде нет никакой растительности, кроме одиноко стоящих среди пустыни трех пальм у сохранившегося оазиса. Они, как им кажется, бесполезно живут в голой пустыне, давно и напрасно ждут путников, которым им хочется дать прохладу и отдых после изнурительного пути. Бог внял их мольбам и их ропоту. К пальмам подошел богатый караван, который живописно изображен Лермонтовым. Казалось бы, сбылась мечта трёх пальм: к ним пришли люди, утолили жажду, отдохнули в тени под сенью их листьев. Но путники не пощадили красоты природы и с презрением отнеслись даже к той пользе, какую она им принесла и могла бы принести в будущем. Оказывается, никто не требовал от пальм участия, никто не надеялся на их сочувствие. Люди часто несут гибель природе даже вопреки собственным интересам. Между людьми и природой, которая открывает им красоту и богатства, разорваны глубокие внутренние связи. Виноват в этом сам человек, который преследует свои сиюминутные корыстные цели. Так устроено и общество, законы которого Лермонтов в этом стихотворении решительно отвергает.
7. Властелин колец
Автор знаменитого романа эпопеи «Властелин колец» Джон Толкиен просто не мог не добавить в свое произведении жанра фэнтези образ дерева! Этими образами стали полу-люди полу-деревья – энты. Они были огромного роста – 4 метра. Самые старые энты жили в Средиземье в течение девяти Эпох. Королем Энтов был Фангорн, которого в простонародье называли Древобородом. Он был еще огромнее, чем другие Энты, и он был самый древний из них. На дуб или бук был похож его ствол, покрытый грубой корой, его руки-ветви были гладкими, и на руках у него было по семь пальцев.
Энты были не только сильны, но еще и очень добры и мудры. Им доставляло удовольствие изучать разные языки, даже щебетание Людей. Но самым дорогим для них языком был тот, что он придумали сами, и который кроме самих Энтов никто так и не смог постичь.
Время для Энтов текло очень медленно и большую его часть они размышляли, и затем выражали свои думы словами, так же невозмутимо и спокойно, как следуют один за другим сезоны в году. Каждый Энт жил в своем Доме среди огромного леса. В таких местах Энты завтракали и обедали, причем твердую пищу Энты не ели, а питались лишь жидкостью, которую хранили в огомных каменных кувшинах. Напиток Энтов светился зеленым или золотым цветом. В своих же Домах Энты отдыхали, находя приятным стоять в кристальной прохладе, исходящей от водопада, целую ночь. Так вот проживали Энты свои, почти бесконечные, жизни, и многие расы процветали и приходили в упадок, ничуть не тревожа этим величия Энтов.
8. Хроники Нарнии
Хроники Нарнии Клайва Льюиса – одна из моих любимых книг. В ней говорится о дриадах.
Дриады - в греческой мифологии нимфы, покровительницы деревьев, некоторые из них рождались и гибли вместе с деревом. Они гораздо выше человека, если они встанут рядом с кентавром, их голова окажется на одном уровне. Считалось, что сажающие деревья и ухаживающие за ними пользуются особым покровительством дриад. Нимфы обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти. Они врачуют и исцеляют, предсказывают будущее. От браков Нимф с богами рождаются герои.
Выдержка из текста:
"Люси и Сьюзен увидели, что к ним со всех окрестных холмов спускается что-то темное. Сначала это было похоже на темный туман, стелящийся по земле, затем штормовые волны почерневшего моря (приближаясь, они становились все выше и выше), и, наконец, стало понятно, что леса пришли в движение. Все деревья мира, казалось, устремились к Аслану. Приближаясь, они переставали быть деревьями, и вскоре толпа их, кланяясь, делая реверансы и протягивая к Аслану длинные тонкие руки, оказались вокруг Люси.»
9. Зелёное утро.
Спешите делать добро - таков смысл рассказа «Зеленое утро» Рэя Бредбери.
Название рассказа «Зеленое утро» напоминает «Зеленый шум» Некрасова. Только действие разворачивается на Марсе. Землянин Бенджамин Дрисколл спасает задыхающуюся от недостатка воздуха планету, высаживая ростки деревьев, ухаживая за ними. В рассказе нет ни юмора, ни иронии, ибо герой, подобно Господу Богу, творит по существу новый мир! Он мечтает о том, чтобы весь Марс зазеленел: «Дерево, чего-чего только оно не может... Оно дарит краски природе, простирает тень, усыпает землю плодами. Или становится царством детских игр - целый поднебесный мир, где можно лазить, играть, висеть на руках... Великолепное сооружение, несущее пищу и радость, - вот что такое дерево».
Вывод:
Таким образом, исследуя работы русских и зарубежных писателей и поэтов, я доказала, что образ дерева является немаловажным в мировой литературе. Символика дерева глубока, богата и многогранна. Деревья всегда несут доброе начало и символизируют лучшие человеческие качества. На первом слайде я поместила фотографию дуба, сделанной мною во время моей поездки в Тарханы. Возможно, увидев и вдохновившись этим дубом-великаном, Михаил Юрьевич написал стихотворение «Дубовый листок оторвался от ветки…».

Знакомые следы

Астрономический календарь. Октябрь, 2018

Прекрасная арфа

На берегу Байкала

Как Снегурочке раскатать тесто?