• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Каков мастер, такова и работа! Творчество Николая Егоровича Палькина

Опубликовано Щербинина Татьяна Викторовна вкл 08.04.2015 - 7:01
Щербинина Татьяна Викторовна
Автор: 
Бандурина Кристина ученица 8 класса МКОУ - ООШ с. Львлвка

В данной работе собран интересный материал пл творчеству саратовского писателя Николая Егоровича Палькина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_bandurinoy_kristiny.docx482.63 КБ

Предварительный просмотр:

VI Областная научно-практическая  конференция

«Литературное краеведение глазами школьников»

Номинация

        «Мое литературное открытие»

«Каков мастер, такова и работа»

Творчество Николая Егоровича Палькина

Работу выполнила:

 учащаяся 8 класса

Бандурина Кристина

МКОУ – ООШ с. Львовка

Аркадакского района

Саратовской области

Руководитель

учитель русского языка и литературы

Щербинина Татьяна Викторовна

Телефон: 8-845-42-4-55-24

2015г

У моей России все пути прямые.

Все пути прямые, ясная заря.

Ты живи, Россия, ты цвети, Россия,

Милая Россия, родина моя!

Н.Палькин

          В прошлом году я начала собирать материал о своём поэте – земляке Виталии Ильиче Букоткине и случайно моё внимание привлёк небольшой томик стихов Николая Егоровича Палькина. Открыв его,  обратила внимание на то, что книга подписана самим автором. У меня возник вопрос: « Как же эта книга оказалась в семейной библиотеке знакомых?» Оказывается, что Николай Егорович не раз приезжал в Аркадак и близ лежащие села с творческими вечерами. С таким творческим визитом был  в моём родном селе Львовка Аркадакского района Саратовской области. Его встречали очень тепло и радостно. Да по-другому и быть не могло: от него веяло такой добротой и сердечностью, такой любовью к людям, он умел так хорошо, задорно читать свои проникновенные и очень понятные каждому человеку стихи, что зрители и слушатели невольно влюблялись в него с первого взгляда. Побывав на экскурсии в районной библиотеке, я узнала, что в её фонде  хранятся до сих пор книги с его  росписями. Одна такая книга есть и у моих знакомых. Стихи меня очаровали, я решила больше узнать о  нём и его творчестве. На  следующий день решила посетить   нашу сельскую библиотеку, где мне помогли подобрать книги с произведениями этого поэта.

       Писательские дороги — особый предмет разговора. Дорога исторического познания, постижения истины, художественного поиска по давней российской традиции есть продолжение подлинных проселков и большаков… У Н.Е. Палькина много всяких дорог.

        Писательские дороги — не туристские маршруты, они связаны с постоянной невидимой работой души, которая расширяет масштаб чувствования, углубляет историзм мышления и, наконец, завершается художественным произведением.

         Свой путь в поэзии Н.Е. Палькин начал рано и так, как обычно начинают люди, выросшие вне литературной среды: первые стихи рождались от избытка впечатлений, от напора эмоций и необходимости высказаться, были искренни и простосердечны, подчас — наивны и подражательны.

         Самые первые не сохранились, забылись, но в октябре 1941 года балашовская газета “Большевик” опубликовала стихотворение четырнадцатилетнего Николая Палькина, посвященное героической борьбе партизан, а годом позже “Клятву белорусского партизана”. В своих стихах он часто употребляет такие слова: серебристая роса, трава, тишина, река, вражья переправа и т. д. — стихотворение демонстрировало наличие у юного автора музыкальности, ритма:

Серебристою росой

Окроплены травы.

Протянулась полосой

Вражья переправа.

Потемнели вдалеке

Хмурые курганы.

Пробираются к реке

Тихо партизаны.

Тишина. В ночной дали

Видна неба просинь.

Партизаны залегли

Возле темных сосен...

Но это было только начало.

G:\палькин\img_eoN8Mp.jpg 

Из воспоминаний Н.Е. Палькина:

«Место моего рождения -  Большой Мелик Саратовской области – село в заливных лугах,  под боком у леса, в двух шагах от Хопра в крутых берегах, с водой чистой как девичья слеза.

H:\Природа\DSC00380.JPG

     Улицы детства и юности – улицы Балашова, пахнущего паровозным дымом, свежеиспеченным хлебом и мокрой после дождя землей в доме родителей на краю районного городка, как на вокзале, всегда было многолюдно. Летом из дальних краев наезжала в отпуск многочисленная родня: взрослые и дети. В остальное время у на дневали и ночевали «наши», деревенские. На дворе распряженные лошади вечно жевали овес или сено, напоминая о кострах в ночном и дальних дорогах. Многолюдье в доме не только не стесняло нас, детей, но, наоборот, расширяло наше представление о мире людей скромных, бескорыстных, видящих в труде истоки человеческого счастья.

      Он всегда был наполнен живой человеческой речью. Каждый, как в копилку, добавлял в наши души свое: бабушка – сказки, отец – редко, но меткое словцо, мать – пословицы и поговорки, а иногда и озорные частушки.

       Без матери моей  Елены Андреевны, превосходного знатока народных обрядов, не проходила в округе ни одна свадьба, ни одни поминки, и, видимо, от нее унаследовал я любовь к народному слову.

       Мать поэта владела редким и почитаемым на Руси даром выпевать, выкрикивать, выплакивать горе, когда оно приходило, — была плачеей:

Сколько раз, сострадая и мучась,

Смерть казня и живое любя,

Облегчала ты чью-нибудь участь,

Боль чужую беря на себя.

       Во время сбора материала я узнала очень интересный факт из жизни нашего учителя Кошелевой Л.А., которая рассказала о своей семье, проживающей рядом с селом Большой Мелик, и обратила внимание на то, что только жители этой местности хорошие знатоки народных обрядов, они умели выпевать, выкрикивать горе. Это особый дар. Это умело делать и её мама с сёстрами.  Очень жалко, что в настоящее время молодёжь не старается унаследовать обряды своих предков.

       «Отец мой, Егор Степанович, смолоду работал на станции Балашов и очень гордился званием железнодорожника. Песня постоянно жила и в его душе. Сколько помню, он в свободные минуты либо напевал что-нибудь вполголоса, либо насвистывал знакомую мелодию. Однажды он даже смастерил балалайку в три струны и сам себе подыгрывал на ней.

         Громче обычного отец пропел в прощальном застолье перед самым уходом на фронт:                      

Смело мы в бой пойдем

За власть Советов

И как один умрем

В борьбе за это!

        Он сел в эшелон 18 августа 1941 года, а в начале 1942 года от него пришло последние письмо. Жаль, могила его осталось неизвестной, хотя кажется, что она находится где-то под Москвой.

Да разве забудешь такое?

Умри и воскресни опять,

Все будет солдатской рукою

Отец на прощанье махать. ...

        Если говорить об официальном образовании, оно связано с Центральной комсомольской школой при ЦК ВЛКСМ и Балашовским  педагогическим институтом. По существу же, уроки жизни с такими предметами, как честь и достоинство, мужество и бескорыстие, долг и совесть, мне дали оленеводы Кольского полуострова, горняки Караганды, строители Темиртау  и журналисты Саратова. Школа труда – лучшая школа, в которой я занимаюсь и по сей день.

        Говоря о том, как я начал писать, я должен признаться, что в этом деле чуть ли не в буквальном смысле танцевать от печки. В тот памятный далекий вечер я действительно сидел на нашей русской печи и под завывание вьюги думал о судьбе несчастной женщины, которая сошла с ума, не дождавшись со службы своего единственного сына. Об этой женщине я узнал на уроке литературы в своем пятом «В» классе, где учительница читала нам знаменитое стихотворение Тараса Шевченко «Сова». Незадолго до этого я учил наизусть отрывок из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос». Мне было больно смотреть на картину, напечатанную в книге: сани, на санях возле гроба малые дети-сироты и старушка, еле удерживающая вожжи. Кажется, это было картина Перова « Проводы покойника».

        “У каждого в жизни березка своя...” — написал  в зрелые годы, может быть, имея в виду какое-нибудь определенное деревцо». Именно берёза символизирует исток, первооснову, малую родину. У поэта есть замечательное стихотворение «Берёзка»:

То весёлая, то грустная,

С лёгкой трепетной листвой,

Хороша берёзка русская

При дороге при лесной.

На ветру слегка качается,

Размечтавшись про своё…

Сколько раз не повстречается –

Снова смотришь на неё.

Столько жизни в юной скромнице,

Столько русской доброты!

Поглядишь, невольно вспомнятся

Милой родины черты.

Радо сердце беспокойное

Этой дочери лесной.

Без неё была б неполною

Красота земли родной.

    Мир начался для будущего поэта родительским домом, к которому и сердцем и словом он будет возвращаться много раз:

Как хорошо, что жив отцовский дом

И песня, что я слышал с колыбели,

Когда отец и гости тихо пели

За небогатым праздничным столом.

       Многообразное по форме творчество Н Е. Палькина поражает идейно-тематическим единством; можно сказать, что вся его поэзия — песнь о России: о малой ее части — Саратовском Поволжье, о “главной улице России” и, наконец, обо всей большой стране, сыновняя любовь к которой вырастала из любви к своей “малой родине”.

        Ведь не зря Николая Палькина  называют «прихоперским соловьём». Это замечательный  поэт-песенник. Песни на его слова известны по всей России и за её пределами. Вся земля саратовская  гордится тем, что он наш земляк.

    G:\Книги Палькина\IMG_2653.JPG 

Эпиграфом в книге «Окрасился месяц багрянцем» автор использует слова А.Н. Вертинского:

« Страшная, великая сила – русская песня! Все мужество, всю терпимость, всю гордость народа, всю его глубочайшую мудрость отражает она!», ведь Н. Палькин неоднократно раздумывал  о путях развития русской народной песни, и  ее проблемах. Автор утверждал, что если «хочешь познать Россию –слушай  народные песни».

       «Русские народные песни – добрые песни. В них часто присутствует жалость. А жалость – та же любовь. В народе «я тебя жалею» звучит как я тебя люблю… Слушай русские народные песни, и ты полюбишь Россию. И в своей любви к родине найдёшь себя».

       “В один из осенних дней 1954 года “Комсомольская правда” напечатала подборку из тринадцати моих стихотворений... а неделю спустя в Вешняки, в Центральную комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ, где я тогда учился, пришло письмо от неизвестного мне Александра Ивановича Живцова...”

        Главный редактор Музгиза положил на музыку два стихотворения из поэтической подборки Н. Палькина и пригласил “незнакомого соавтора” на прослушивание.

       “Обе песни мне понравились, и я, уходя от композитора, уносил не только чувство глубочайшей благодарности к нему, но и вдруг зародившееся чувство уважения к себе. Вон, оказывается, что — я могу сочинять песни”.

      “Не успел пережить одну радость, как в душе вспыхнула другая”, вызванная известием от В.Г. Захарова, в чьем имени для молодого поэта, благоговевшего перед песней, “заключался целый неразгаданный мир”.

       Известный советский композитор, тесно связанный с не менее известным хором имени Пятницкого, не только написал музыку на стихи, уже отмеченные вниманием А.И. Живцова, но предложил систематическое сотрудничество.

      “— Хору нужно многое, — заговорил он, обращаясь ко мне как к равному, — сатира, шутка, лирика... Не поработаете ли для хора? У вас должно получиться...

         В ночь под новый 1955 год солистка Всесоюзного радио Александра Яковенко впервые исполнила песню “Последнее письмо”, написанную Живцовым и мною”.

        Так, песенный  дебют опередил сборник, и далее во всех из них — от первого до книги середины семидесятых годов. “Теплый хлеб” — произведения четко поделены на стихотворные и песенные; сборник “Березонька-береза” составлен только из песенных текстов; своеобразным творческим отчетом поэта-песенника названа книга “Зацвели саратовские вишни”, включившая в себя свыше двадцати песен Николая Палькина с нотами музыки к ним.

       К песенным текстам Н.Е. Палькина обращались многие композиторы, в том числе известные: В. Захаров, С. Туликов, А. Аверкин, О. Гришин, В. Левашов, М. Коваль, Н. Кутузов, Н. Кудрин, Г. Пономаренко, Г. Занорин, Е. Бикташев...

        Песни на слова саратовского поэта вошли в репертуар Н. Обуховой, Л. Зыкиной, О. Воронец, И. Бржевской, А. Стрельченко, Р. Ибрагимова, В. Трошина, И. Кобзона, Г. Ильясова, А. Нестерова и других солистов. Вот песни, которые исполняли известные певцы и певицы:

«Дорожкой зимнею» (А.Аверкин) Людмила Зыкина

«Зачем мы ссорились» (В.Левашов) Владимир Трошин

«Зимняя дорожка» (А.Аверкин) Людмила Зыкина

«Как взять себя в руки» (Г.Пономаренко) Ольга Воронец

«Маменька»(Э.Рабкин) Валентина Толкунова

«Ноченька» (В.Захаров) Хор им. Пятницкого

«Последнее письмо» (А.Живцов) Александра Яковенко

«Спасибо, друг» (В.Левашов) Владимир Трошин

«Травушка-муравушка» (А.Аверкин) Людмила Зыкина

«У нас в селе гармонь настроили» (В.Левашов) Ирина Бржевская

«У омута» (М.Коваль) Людмила Зыкина

«Что хотите, говорите» (С.Туликов) Людмила Зыкина

       Из воспоминаний поэта: «В 1976 году я был на седьмом небе от счастья, узнав, что в репертуаре Валентины Толкуновой появилась песня "Ах, мама, маменька" на мои стихи».

       Спустя почти двадцать лет Николай Егорович встретился с исполнительницей. Это было в Балашове на юбилее одного предприятия.

     « Я никогда не забуду 16 января 1993 года, - вспоминает Николай Егорович. - Я стоял в фойе, когда Валентина Васильевна вошла в здание. Я не растерялся, подошел      к ней со словами: "Я автор вашей   песни".                            

     Она улыбнулась, спросила,  откуда я родом. "Из Балашова", - ответил я. Она удивилась и сказала, что мы почти земляки, ведь ее отец, Василий Андреевич, родился и вырос в Ртищеве».

       “В мое творчество, — писала в “Литературной газете” Людмила Зыкина в связи с выходом сборника "Куст калины", — Н. Палькин вошел песней С. Туликова “Что хотите, говорите...”. Поэт очарован русской землей, любуется ее природой, давними традициями, в которых воплощается русская душа. Подкупают чистота стиха, его незатейливость. И не случайно, на мой взгляд, к строкам поэта обращаются не только композиторы-любители, но и многие профессионалы. Основа творчества поэта — это Россия, ее люди. Им он предан без остатка”.

        Именно, подлинный  талант писателя раскрылся в лирике песенного склада. В сборнике «Зацвели саратовские вишни» (Саратов. 1962) помещено более двадцати текстов Н. Палькина, сопровождаемых нотами песен. С тех пор прошло много лет и совсем недавно, в 2005 году в том же городе вышел солидный, прекрасно оформленный сборник песен на слова поэта, который стал радостным событием для многочисленных почитателей его таланта по всей стране.

        Многие из произведений поэта вошли  в репертуар знаменитого хора имени Пятницкого, а также Волжского, Сибирского, Уральского, Прихопёрского  и других песенных коллективов России. Так что по части популярности Николай Егорович был известен всей огромной стране.

       Следом за своими песнями он и в остальном уверенно выходит за пределы “областной” известности. Живет он в нашем городе, с его стихами можно встретиться не только на страницах сборников и журналов — их можно услышать в живом авторском исполнении по местному или Центральному телевидению, а еще проще — на какой-либо из многочисленных его встреч с читателями, можно увидеть, услышать, поговорить и сказать ему добрые слова пожеланий в ответ на доброту его поэзии…

        В самом деле, на протяжении 1977 года поэт интенсивно работал над этапным для него произведением — “Поэмой о Волге”; в течение 1978-го — над поэмой “Здравствуй, солдат”; 1979 год дал “Богатырскую поэму”, вошедшую в прекрасную антологию, изданную Приволжским книжным издательством к шестисотлетию битвы на Куликовом поле. В 1983 году журнал “Москва” опубликовал пронзительно печальную и одновременно светлую поэму Н.Е. Палькина “Мать” (“Плачея”) — небольшое по объему, но содержательное и стройное произведение...

        Сквозной и главной темой  лирики Н.Е.Палькина является тема русской души; объединяют всё разнообразие идей и форм поиски сути национального характера в его различных проявлениях, как постоянных, экзистенциальных, так и исторических. Поэтому любовная песенная лирика Н.Е.Палькина органично связана с его песнями о большой и малой Родине, о Волге, о матери, о русской природе.

        Николай Егорович Палькин не мог оставить без внимания тему войны. Яркой негасимой звездой сверкает она на небосклоне отечественной истории. Ничто не может заменить её – ни годы, ни события. Трагизм и величие, скорбь и радость, боль и память… Всё это – Победа. Не случайно День Победы – это праздник, который с годами не только не тускнеет, но занимает всё более важное место в нашей жизни.

       2015 год – год знаменательный. Человечество отмечает 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

       Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом. Это – священная память о погибших на полях сражений. Это – наша история, наша боль, наша надежда…

       Основной долг всех последующих поколений нашей страны - долг перед поколением победителей - сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг в Великой Отечественной войне живым ветеранам войны и трудового фронта.

        Одно, пожалуй, из самых пронзительных произведений Н.Е. Палькина о боли, оставленной войной с немецко-фашистскими захватчиками, стихотворение «Мать». Много времени минуло после  окончания войны, а  матери, которые потеряли своих сыновей, дочерей, да и те, которые их теряют теперь,  не могут  спокойно прочитать стихотворение  Николая  Егоровича. Когда вспоминаю экскурсию по Мамаеву кургану, то сразу вспоминается  стихотворение «Мать»:

                                           G:\Книги Палькина\IMG_2643.JPG   

По Мамаеву кургану

Днем и ночью ходит мать.

 - Вы скажите, добры люди,

 Где мне сына отыскать?

 Ей в ответ вздыхает Волга:

  - Крепко спит в земле герой.

  Не буди его напрасно

И ступай себе домой.

Повернулась, распрямилась.

Непреклонна и горда:

  - Не гони меня отсюда,

 Не уйду я никуда.

 Стану камнем на кургане,

Подыму священный меч,

И останусь возле сына,

                                             

Чтоб покой его беречь.

                                              И стоит она над Волгой

                                              И ликуя и скорбя

                                              И все матери погибших

                                              Видят в ней самих себя.

           В поэзии, прозе, публицистике Н.Е. Палькина события Великой Отечественной войны присутствуют постоянно.         «Для меня, подростка, 41-й год - это начало той жизни, которой жил весь наш народ, вставший на защиту Родины. Жизни, давшей всем нам беспримерные уроки мужества и гражданской зрелости. Война сразу, жестоко и сурово, вошла в литературу нашего поколения. Отсвет Великой Победы лежит на всех моих стихах, как, вероятно, и на произведениях моих сверстников».

         Николай Егорович Палькин - один из крупнейших и самобытнейших российских поэтов второй половины XX века и рубежа столетий. Задушевные песни поэта звучат во всех уголках России. Его чарующие стихи о природе, любви, дружбе, труде волнуют и юных, и пожилых. Н.Е. Палькин - истинно народный поэт, «человек волжской судьбы», всю свою жизнь, мысли и творчество он посвятил Саратовскому краю.

Меня никто не спрашивал ни разу,

За что люблю я Родину свою

Её поля, что не окинешь глазом

Зелёных рощ весёлую семью.

А если бы по случаю спросили,

Не стал бы я выдумывать ответ

Мне дорога земля моя, Россия,

Как жизнь, как воздух, и как белый свет.

        Н.Е. Палькин ушел из жизни 5 марта 2013 г.

        За заслуги в развитии советской литера туры поэт награжден орденом «Знак Почета», ему присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР,  Лауреат Всероссийской литературной премии имени Тютчева (1998), Лауреат премии Саратовской области имени Алексеева (2000). В 1982 году удостоен Почетного знака «Отличник культурного шефства над Вооруженными Силами СССР», Орден Отечественной войны II степени.

Литература.

  1. Николай Палькин «Золотая подкова». Стихи. Поэмы. Саратов. Приволжское книжное издательство 1977
  2. Николай Палькин «Как свет в окошке». Стихотворения и поэмы. Москва. Советская Россия. 1990
  3. Николай Палькин. Избранное Саратов. Приволжское книжное издательство 1981
  4. Николай Палькин «Окрасился месяц багрянцем». Саратов. Региональное Приволжское  издательство «Детская книга» 1999
  5. «Мы писали о жизни…». Сборник стихотворений о войне. – Саратов ИЦ «Добродея» ГП «Саратовтелефильм» 2000
  6. Николай Палькин «Вальс при свечах». Саратов. Региональное Приволжское  издательство «Детская книга» 1996
  7. Николай Палькин « Бессонница». Саратов. Приволжское книжное издание. 1990
  8. Николай Палькин . стихи. Песни. Поэмы». Саратов. Региональное Приволжское  издательство «Детская книга» 2002
  9. Николай Палькин «Последняя ночь одинокой рябины». Саратов. Региональное Приволжское  издательство «Детская книга» 1993
  10. Районная газета «Сельская новь» 25-27 апреля 2013г № 47-48 (12289 – 12290)
  11.  Интернет – ресурсы.

Поделиться:

Убунту: я существую, потому что мы существуем

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды

Горка

Где спят снеговики?

Мороз Иванович