• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа «Песни моего дедушки»

Опубликовано Донгак Уран Ыспан-ооловна вкл 12.04.2015 - 15:40
Донгак Уран Ыспан-ооловна
Автор: 
Донгак Ангыр-Чечек

        Исследовательская работа  «Песни моего дедушки»

                                                                                   Выполнила: Ангыр-Чечек Донгак, ученица 10 класса МБОУ «Дус-Дагская СОШ Овюрского кожууна»    

 Цель: изучение истории создания песни моего дедушки в середине ХХ века и формирование интереса к исторической связи моих предков.
            Задачи:-исследовать историю создания песни;
- работать с архивом семьи и с информаторами старшего поколения;
- найти и сделать аудиозапись представляемой песни.

            Актуальность данной работы состоит в том, что мне увлекательно исследовать  творчество моих самих предков, особенно найти и исследовать песни 50-60 годов XX века, которые были и остаются в наше время наиболее популярными среди населения республики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesni_moego_dedushki.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

ГБОУ «Республиканский центр дополнительного образования детей»

МКУ УО Овюрского кожууна

МБОУ «Дус-Дагская средняя общеобразовательная школа

Овюрского кожууна»

Исследовательская работа  к республиканскому проекту

«Сто открытий и находок»

в номинации «Песни моей бабушки»

Тема:

«Песни моего дедушки»

Выполнила: Донгак Ангыр-Чечек Кежик-ооловна,

учащаяся 10 класса МБОУ «Дус-Дагской СОШ».

Научный руководитель: Донгак Уран Ыспан-ооловна,

учитель тувинского языка и литературы.

                                             

Дус-Даг- 2015


Исследовательская работа  «Песни моего дедушки»

Выполнила: Ангыр-Чечек Донгак,

ученица 10 класса МБОУ

«Дус-Дагская СОШ Овюрского кожууна»

             Цель: изучение истории создания песни моего дедушки в середине ХХ века и формирование интереса к исторической связи моих предков.
            Задачи:-исследовать историю создания песни;
- работать с архивом семьи и с информаторами старшего поколения;
- найти и сделать аудиозапись представляемой песни.

            Актуальность данной работы состоит в том, что мне увлекательно исследовать  творчество моих самих предков, особенно найти и исследовать песни 50-60 годов XX века, которые были и остаются в наше время наиболее популярными среди населения республики.

       Санчы Кызыл-оол Донгакович (1931-1977) родился 1 января 1931 года в местечке Хадыыр-Тайга сумона Торгалыг Овюрского хошуна Тувинской Народной Республики – умер в 1977 г. в селе Торгалыг Овюрского района Тувинской АССР. Поэт. Он был человеком разносторонних интересов: в равной степени владел всеми музыкальными народными инструментами, виртуозно исполнял горловое пение, писал стихи, сочинял музыку и любил заниматься резьбой по дереву. Кроме того, был прекрасным танцором. Он придумал танец «Аъдым» («Мой конь») и прекрасно исполнял на смотрах художественной самодеятельности.

       Работал чабаном, и в то же время он много ездил по стране, на гастроли. В 1957 году участвовал на «Днях культуры Тувы  в Москве» и выступил на сценах Дворца съездов, консерватории имени Чайковского. Неоднократный лауреат и дипломант конкурсов художественной самодеятельности. В расцвете творческих сил скончался от болезни. После его смерти был выпущен сборник его стихов под названием «Чадаганныӊ хылдарындан» («Из струн чадагана», 1983) в составлении поэта О.Сувакпит. Его поэзии отличаются лиризмом, четкостью, тонкостью мыслей. Хорошо прослеживается влияние устного народного творчества и сказителей. Знаток родного языка и фольклора.  Кызыл-оол Санчы искусно владел художественными средствами выражения. Язык его стихов всегда прост и колоритен. Многие стихи популярны в народе песнями и не выходят из репертуара художественной самодеятельности при Домах культуры. Заслуженный работник культуры Тувинской АССР (1966).

       Основные публикации Санчы Кызыл-оол Донгакович:

  1. Чадаганның хылдарындан: шүлүктер. – Кызыл: ТывНҮЧ., 1986. – Ар.56. Струны чадагана: стихи на тувинском языке.

    О его жизни и творчестве были опубликованы:

  1. Сувакпит О. Дыңгылдайлап ойнап чорааш: К.Санчының чогаадыкчы ажыл-ижиниң дугайында.
  2. Санчы Д. Чоза хемниң ыраажызы: К.Санчының дугайында.

          Из биографии дедушки мы нашли историю песни «Дыңгылдайым хылдары дег». Дедушка был человеком разносторонних интересов:

- в равной степени владел всеми музыкальными народными инструментами,

- виртуозно исполнял горловое пение,

- писал стихи, сочинял музыку,  

- владел и исполнял всеми видами горлового пения.

          Песня «Дыңгылдайым хылдары дег» («Как струны моего игила») исполняется под сопровождением народного инструмента «игил» в жанре «сыгыт». Впервые эту песню исполнил  мой дедушка Кызыл-оол Санчы  в 1957 году в 26 лет жизни, когда участвовал в самодеятельных концертах агитбригады «Кадый-Бажы» села Чаа-Суур. В то время Кызыл-оол Санчы работал трактористом сельского хозяйства Чаа-Суур и влюбился в молодую работницу- сельского ветеринара Ыйма Кѳк-кыс Мѳңгүновну.
В дальнейшем они поженились, счастливо жили и родились в их семье  шестеро детей: Клара, Коммуна, Буян-Очур, Саина, Беженбил, Караңмаа.

         Из них дедушкин талант наследовал Беженбил Санчы, сочиняет и исполняет песни в жанре «сыгыт-хѳѳмей».

         Старшая дочь Клара Кызыл-ооловна Санчы – педагог, «Почётный работник общего образования Российской Федерации»;

Коммуна Кызыл-ооловна Санчы – экономист-бухгалтер;

Буян-Очур Кызыл-оолович Санчы – чабан;

Саина Кызыл-ооловна Санчы – деятель культуры;

Каранмаа Кызыл-ооловна Санчы – повар.

Текст песни
«Дыңгылдайым хылдары дег»

Хѳй-ле чылгы аразындан
Үзүп мунган Тенек-Шилгим.
Кѳндей бажы Чаа-Суурдан
Кѳржүп алган хѳлчүң карам.

Дыңгылдайым хылдары дег
Тыртып салыр Тенек-Шилгим.
Тракторлуг Чаа-Суурдан
Тыпчып алган хѳлчүң карам.

                    (Исполняет сам автор Кызыл-оол Санчы)

  • Смысловое значение песни «Дыңгылдайым хылдары дег»: лирический герой вблюблен в молодую девушку и с гордостью делает выводы, что повезло ему – молодому трактористу – найти простую, добродушную спутницу жизни.

              Следующая самая популярная песня в жанре «сыгыт» моего дедушки

«Кара-дуруяа» («Черный журавль»);

Кара-дуруяа

Девип турар тенек шилгим

Девиржиди мунар сен бе?

Демир хылдыг дембилдейни

Деңге базып ойнаар сен бе?

Кѳк-ле дуруяа ужуп-ла келгеш,

Турлагзынган Успа-Хѳлүм.

Хѳй-ле кожуун чону келгеш,

Хѳглеп чанган Торгалыгны.

Тыва кадай тѳрээн болгаш

Дыңгылдайга ынаам кончуг.

Хѳрек-чүрээм ѳѳрээнде

Хѳѳмей ырым куттулуп кээр.

Кара-дуруяа ужуп келгеш

Турлагзынган Успа-Хѳлүм.

Каш-ла кожуун чону келгеш

Кайгап чанган Торгалыгны.

Сывыртындыр челип келир

Сыын баштыг хүрең бемни.

Сыын-на, мыйгак турлаа болган

Сыннар эдээ чайлагларым.

Булан баштыг күжүр шилгим

Буландырып челип олур.

Муңгаш суглук дээрбекейни

Буза дайнап челип олур.

(Текст песни из сборника стихов Кызыл-оол Санчы «Чадаганның хылдарындан» - стр. 22)

               В этой песне поется о малой родине автора Торгалыг, где журавли никогда не покидают своё озеро, а жители всех районов республики никак не могут насладиться прекрасной природой летних пастбищ Торгалыг.

               Лирический герой с глубоким чувством гордится своей национальностью и талантом исполнения горлового пения, который унаследовал от предков.

            Впервые эту песню «Кара-дуруяа» дедушка исполнил перед отъездом в армию в начале 50-х годов. Из воспоминания  моего дедушки Деспил-оол Санчы (родного брата  Кызыл-оол Санчы): «В конце осени прискакал брат Кызыл-оол на даренной отцом лошади «Хүрең-Бе» и с радостью взяв «игил», висевший на стене юрты, сразу запел эту песню «Кара-дуруяа». Мы все с наслаждением слушали, встав вокруг его и наблюдали, как его пальцы ловко  касаются на струнах «игила». Закончив «сыгыт», брат Кызыл-оол вынул      из-под пазухи бумажку-повестку и передал отцу. С тех пор звонкое и душевное исполнение его песен стали звучать везде».

            Дедушка Деспил-оол Санчы очень любил своего старшего брата Кызыл-оола, ценил его талант «как же не назвать человека самодеятельным композитором, который не имея музыкального образования, творил музыку, опираясь на традиционный музыкальный фольклор».

              Песни «Дыңгылдайым хылдары дег» и «Кара-дуруяа» стали популярными среди артистов горлового пения, т.е эти песни открыли путь к славе  многим любителям горлового пения.

              Мой дедушка в 1950-1970 годах стал очень популярным, его подражали все известные горловики-артисты, которые в дальнейшем стали самыми популярными:

- Геннадий Чаш – племянник моего дедушки, был известным «Народный хѳѳмейжи», который впервые открыл путь хоомеистам выступать в зарубежных странах и впервые 1989 году посетил и удивил своим талантом Америку.

- Геннадий Тумат – «Народный хѳѳмейжи» был основателем тувинского национального ансамбля «Тыва», неоднократный победитель международного симпозиума «Хѳѳмей», также своим талантом удивил Японию, Корею и другие зарубежные страны.

- Сергей Куулар родом из Хандагайты в 1970 году выступил «хѳѳмей-сыгытом» в городе Будапешт и получил самую высокую награду.

          В целях  увековечивания памяти  моего дедушки

- легендарного исполнителя хоомея и сыгыта,

- представителя первого поколения хоомеистов Тувы,

- одного из основателей культурной деятельности кожууна,

- певца, самодеятельного композитора,

- музыканта, поэта,

- «Заслуженного работника культуры Тувинской АССР» Санчы Кызыл-оола в честь его 80-летия  все его родственники провели культурно-массовое мероприятие в 2011 году на местечке Сарыг-Хѳл. Самым уникальным «подарком» этого торжества, мы считаем, что сумели выпустить аудиодиск песен дедушки Кызыл-оола Санчы, перезаписывая их из архива «Золотого фонда» государственного телевидеорадиовещания Республики Тыва.

      В заключении следует подчеркнуть, что как в народе сказано «искусство принадлежит народу» и  «без песни и фольклора -  нет жизни», песни моего дедушки Санчы Кызыл-оола до сих пор «живут» и из года в год прибавляются потомки-исполнители  дедушкиных песен. У песни нет «возраста», т.е «устаревших» песен не бывает.

     Использованная литература и информаторы:

1. «Тувинская литература»: Словарь – Новосибирск, 2012
2. «Музыкальные инструменты Тувы» Сюзюкей В.Ю. – Издательский дом «Алдын-Сай» Респ.Тыва – Кызыл, 2009
3. «Чадаганнын хылдарындан», стихи; Кызыл-оол Санчы – Кызыл, 1986
4. Личный архив семьи Санчы. Аудиодиск Санчы Кызыл-оола Д., Кызыл, 2011
5. Информаторы: Деспил-оол Санчы Донгакович, с.Дус-Даг, 1945 г.р.
                               Санчы Клара Кызыл-ооловна, с.Солчур, 1959 г.р.

                                Санчы Саина Кызыл-ооловна, город Кызыл, 1969 г.р.

Приложение №1 к докладу «Песни моего дедушки»

Родословная связь с моим дедушкой


Поделиться:

Этот древний-древний-древний мир!

Красочные картины Джастина Геффри

Почта

Император Акбар и Бирбал

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?