• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа на тему «Крылатые слова из басен И.А. Крылова в нашей речи»

Опубликовано Никулина Оксана Анатольевна вкл 04.05.2015 - 10:54
Никулина Оксана Анатольевна
Автор: 
Калинин Владимир

В русском языке множество крылатых слов и выражений.Цель   исследовательской работы  - определить, какое место в настоящей жизни занимают крылатые выражения из басен И.А.Крылова. Исходя из поставленных задач, в научной  работе последовательно рассмотрена история  возникновения басни, басня как литературный жанр, выражения, ставшие крылатыми, частота использования крылатых выражений И.А.Крылова в речи школьников и жителей п.г.т. Уруша.

Слова автора из басен И.А.Крылова всегда метко и насмешливо называют вещи своими именами, именно эти строки басен превратились в крылатые выражения, разошлись в русском языке в качестве пословиц и поговорок.

                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-issledovatelskaya_rabota.rar682.87 КБ

Предварительный просмотр:

Секции «Литературоведение»

Тема работы:

«Крылатые слова  из басен И.А. Крылова в нашей речи»

Подготовил:

Калинин Владимир

ученик 7А класса

МБОУ СОШ п.г.т. Уруша

676020, Амурская область,Сковородинский район,

п.г.т. Уруша, ул. Транспортная, 27.

Руководитель:

Оксана Анатольевна  Никулина,

учитель русского языка и литературы

676020, Амурская область,Сковородинский район,

п.г.т. Уруша, ул. Транспортная, 27.

8-924-683-79-53

nickulina.oxana2011@yandex.ru

Уруша, 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ. Обоснования актуальности и  выбора темы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

  1. Теоретический анализ исследуемой проблемы
  1. История возникновения басни………………………………………….…4-5                                                                
  2. Басня как литературный жанр ……………………………………………5-6
  3. О дедушке Крылове………………………………………………………..6-7

2. Практическая часть  работы. 

  1. Социологический опрос, анкетирование, результаты.…………………7-8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выводы, предложения

БИБЛИОГРАФИЯ.

Приложения.

ВВЕДЕНИЕ

 Богат и могуч русский язык со своей длинной историей. И каждая эпоха привносила в этот язык что-то своё. И до нас дошли многие  выражения, которые абсолютно все знают. Они называются крылатыми словами. Пока я не начал работать над этой темой,  для меня было открытием,  что название "крылатые слова" пришло к нам  из поэм Гомера  «Иллиада" и " Одиссея ". Это словосочетание там встречается очень часто. Что ж,  мы благодарны и признательны Гомеру за такую литературную находку, ибо мы порой не замечаем,  как слетает с языка та или иная крылатая фраза.                                                      «Я тебе всыплю по первое число!» Кто из нас не слышал этой угрозы от рассерженных родителей?! Меня всегда мучает  вопрос: «А почему именно по первое? Почему не по восьмое? Или не по двадцатое?».Оказывается, выражение прижилось со старых времен, когда учеников в школе в воспитательных целях регулярно пороли. Если рука учителя была крепкой, то такой порки хватало как раз до первого числа следующего месяца. Поведение недоросля долго было примерным!

В русском языке множество крылатых слов и выражений. Мы легко и непринуждённо их используем! Интуиция и чувство языка нас почти никогда не подводят! Но вопрос «Почему мы используем в речи крылатые слова?» заставил меня  глубоко задуматься. А так как на уроках литературы мы знакомились с баснями И.А. Крылова, мне и  захотелось  рассмотреть  эту тему: « Использование крылатых слов из басен  И.А. Крылова в нашей речи».

Мною была выбрана тема  в соответствии с её актуальностью. Актуальность данной работы заключается в том, что использование в речи крылатых слов и выражений является показателем уровня образованности человека. Школьная программа предполагает изучение басен Крылова уже с начальной школы, но не предусматривает глубокого изучения крылатых слов и афоризмов, хотя в олимпиадных и конкурсных работах встречаются задания на проверку знаний значений крылатых выражений. В этом-то и есть проблема. Данная тема позволила мне выдвинуть следующую гипотезу: «Если мы будем изучать и употреблять в речи крылатые выражения, то наша речь станет выразительнее, ярче и интереснее?»

Цель исследовательской работы  - определить, какое место в настоящей жизни занимают крылатые выражения из басен И.А.Крылова.  Отсюда и задачи:                                          

  1. Изучить басни И.А.Крылова
  2. Определить,  какие фразы из басен И.А. Крылова стали «крылатыми выражениями»
  3. Составить «Словарь Крылова»
  4. Провести социологический опрос среди учащихся, сотрудников школы, жителей

п.г.т. Уруша, провести анкетирование среди учащихся 5-11 классов.

  1. Познакомить учащихся 5-11 классов с неизвестными им выражениями

Методы:

  1. Теоретический анализ  литературы по изучаемой проблеме;
  2. Аналитический
  3. Эмпирический (социологический опрос)
  4. Использование сети Интернета.

Пути поиска информации. Реализация плана.

  1. Изучение литературы по интересующей теме
  2. Составление «Словаря» И.А.Крылова
  3. Проведение социологического опроса, выявляющего степень частоты использования в речи крылатых выражений И.А.Крылова
  4. Проведение анкетирования, выявляющего знание значений и происхождения афоризмов, а также определяющего, является ли  знание афоризмов отражением культурного уровня человека

Экспериментальная база исследования: учащиеся   МБОУ СОШ п.г.т. Уруша, учителя, родители, жители посёлка, Интернет

Структура работы: введение, основная часть, заключение; список используемой литературы, приложение.

Основная часть

  1. Теоретический анализ исследуемой проблемы
  1. История возникновения басни

Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня.

Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов. Первые письменные признаки «басенности» ученые относят к шумеро-аккадским текстам.

 Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, живший в 6 веке до нашей эры. Это был народный мудрец, хромой раб, который своими короткими поучительными рассказами пытался повлиять на людей. Жрецы приказали сбросить в море со скалы мудрого раба, чтобы он не смущал своих слушателей. Талантливый человек погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев. Это «Ворона и Лисица», «Лиса и виноград», «Стрекоза и Муравей», «Вол и Лягушка», «Два горшка» и многие другие. [1,8]

Много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения. Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басня в основном писалась в прозе. Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы 17-18 веков

Знаменитые баснописцы жили и в Древней Греции, и в Древнем Риме, во все века. В эпоху просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Крупнейший немецкий драматург, теоретик, поэтXVII в.  Готхолдь Лессинг писал: «Ни на одном виде стихотворений я не сосредоточивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали.» Лессинг считал, что басня не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания. [6]

Русская литература обратилась к басне в 18 веке.В  России  в  жанре  басни  писали: Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Петрович Сумароков, Владимир Иванович Майков, Иван Иванович Хемницер, Иван Иванович Дмитриев, Иван Андреевич Крылов. В наши дни известны басни Сергея Михалкова, Леонида Филатова и других писателей. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», - писал он. Проворовавшийся чиновник, невежественные дворяне, бессовестные торгаши остро высмеивались в его баснях. Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. [5]

1.2   Басня как литературный жанр

Басня представляет собой жанр дидактической литературы. Это короткий рассказ в стихах или прозе нравоучительного характера, имеющий аллегорический смысл.

Басня является не лирическим, а эпическим жанром. Это рассказ о явлениях жизни, о человеческих характерах, отношениях между людьми в аллегорической форме, т.е. в иносказательной: действуют животные, птицы, вещи, а подразумеваются люди. В основе аллегоризма лежит олицетворение -  наделение зверей, насекомых, растений признаками людей. Человеческие отношения переводятся в картины жизни животных. Объясняя, почему именно животные являются преимущественно действующими лицами басен, Л.С.Выготский писал: «…очевидно, животные привлекаются к поэтической басне потому, что они наделены каким-нибудь определенным характером, каждое животное представляет заранее известный способ действия, поступка, в силу свойств своей жизни». [7,5]

Басня имеет следующие характерные особенности:

1.        Басня – это аллегорический, иносказательный рассказ о явлениях жизни, характерах людей, переведенные в картины жизни животных, птиц, вещей (олицетворение).

2.        Басня состоит из двух частей – картины и морали, т.е. рассказа и назидания.

3.        В басне смешное смешано с серьезным. Манеру маскировать серьезное смешным называют эзоповым языком, по имени древнегреческого баснописца Эзопа, последователями которого стали француз Лафонтен и русский Крылов.

4.        Как правило, в басне присутствует диалог.

5.        Басне присуща афористичность, краткость.

6.        Басенный стих особый – он имеет строчки разной длины, что помогает передать разговорную речь.  

7.        Среди всех персонажей басни особое место занимает автор. Он выступает как мудрый, лукавый и наблюдательный рассказчик. Именно в его уста И.А.Крылов вкладывает мораль басни. Слова автора из басен И.А.Крылова всегда метко и насмешливо называют вещи своими именами, именно эти строки басен превратились в крылатые выражения, разошлись в русском языке в качестве пословиц и поговорок. [6,5]

1.3.О дедушке Крылове

   Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического, ни пансионатского образования.

   Первоначальные навыки чтения и письма привил ему отец. Он учил его арифметики, а мать приобщила его к чтению. Это был смышлёный и способный мальчик. Учение Крылову давалось легко. Он был музыкален. Сам выучился играть на скрипке.

   Отец отдал его в учение французу-гувернёру, который преподавал в доме губернатора.

   Отец, через службу получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Мать отдаёт его в богатую семью Львовых, где он прислуживал и постигал науку вместе с детьми хозяев. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло, но учёба ему даётся пока трудно. И тут на помощь снова приходит мать. Она даёт читать ему книги, оставшиеся после смерти отца. Так постепенно он овладел русским языком, русской литературой, стал начитанным человеком. А затем овладел и французским языком. Это не прошло даром. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени.

Иван Андреевич Крылов  начал писать басни уже в зрелом возрасте. В молодости Крылов был  журналистом. Он  издавал журналы "Почта духов",  "Зритель". В конце 1780 — начале 1790-х годов он стал известен как  сатирик. Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: "Дуб и трость" и "Разборчивая невеста". Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии. В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене театров. Это - "Модная лавка", "Урок дочкам" и "Илья Богатырь". Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. В реальной  жизни Крылов встречался с человеческими пороками: скупостью, лживостью, невежеством, хвастовством, лицемерием. Так он приходит к выводу, что искоренить людские пороки  можно через их осмеяние. Всё это и определило переход И.А.Крылова  к жанру басня.

   В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая "Слон и Моська".

   В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он в этом жанре до последних дней. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова. Белинский заметил, что произведения Крылова не просто басня - «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира.» В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность - главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью. Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими людьми, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей. [2 3]

2. Практическая часть  работы.

2.1. Социологический опрос, анкетирование

Я  провёл социологический опрос среди учащихся 5-7 классов. Задавал им следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы следующие выражения и их значения: «А Васька слушает да ест», «а воз и ныне там», «мартышкин труд»?
  2. Кто является автором этих выражений: народ или писатель?
  3. Как вы считаете, актуально ли в современной жизни использование крылатых выражений?
  4. Используете ли вы в разговоре выражения из басен И.А.Крылова?

И  получил следующие результаты: 

  1. Любят читать 80% учащихся
  2. Басни нравятся 74% учащихся
  3. 93% учащихся считают, что фразы из художественных произведений могут стать «крылатыми выражениями»
  4. 26% учащихся используют в своей речи выражения из басен И.А.Крылова

Среди учащихся 5-11 классов было проведено анкетирование, в котором были предложены некоторые афоризмы И.А.Крылова для толкования их значения и определения басни, в которой они употреблялись.

Анкета «Крылатые слова И.А.Крылова»

  1. Определите значение крылатых выражений из басен И.А.Крылова. Определите басню, в которой встречалось это выражение.
  1. А воз и ныне там.
  2. Мартышкин труд.
  3. А Васька слушает, да ест.
  4. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит от Кукушку.
  5. Хоть видит око, да зуб неймет.
  1. Считаете ли вы, что знание значения крылатых выражений и использование этих выражений в речи является отражением культурного уровня человека?

Были получены следующие результаты:

Класс

Определили значение выражений

Определили басни

Отражение культурного уровня

5-е классы

27%

8 %

50%

6-е классы

27%

12%

50%

7-е классы

50%

48%

65%

8-е классы

32%

20%

40%

9-е классы

60%

50%

35%

10 класс

75%

60%

70%

11-е класс

95%

90%

80%

Так же я провёл социологический опрос среди учителей, технического персонала, работников столовой МБОУ СОШ п.г.т. Уруша и среди жителей п.г.т. Уруша.  Были заданы следующие вопросы:

  1. Знакомы ли вы с творчеством И.А.Крылова?
  2. Знаете ли вы «крылатые выражения» И.А.Крылова?
  3. Используете ли вы их в своей повседневной жизни?

На 1 и 2  вопросы были получены 100% положительные ответы. Крылатые фразы из басен И.А.Крылова использует в своем лексиконе 70% сотрудников нашей школы и 52% жителей посёлка.  Однако следует отметить, что не все опрошенные догадываются об авторском происхождении «крылатых выражений». Некоторые приписывают им народное происхождение.

Выводы, предложения

Данное исследование показало, что моя гипотеза подтвердилась частично. Активно используют в своей речи фразы из басен И.А.Крылова представители старшего поколения; школьники практически не используют эти фразы, хотя знают басни Крылова.

Проведенная работа позволяет мне сделать следующие выводы:

  1. Изучив басни И.А.Крылова, я  выявил фразы, ставшие крылатыми выражениями
  2. Составил «словарь» И.А.Крылова
  3. Провёл социологический опрос и выяснили, что активно используют в своей речи фразы из басен И.А.Крылова представители старшего поколения; но не все подозревают, что эти фразы авторские, часто им приписывают народное происхождение; школьники практически не используют эти фразы, хотя знают басни Крылова.
  4. Провёл анкетирование и выяснил, что учащиеся 5,6 и 7 классов практически не знают значения крылатых фраз И.А.Крылова, более половины учащихся 8 и 9 классов знают значения афоризмов     И.А.Крылова и смогли определить басни, в которых эти фразы встречались; учащиеся 10 и 11 классов показали самый высокий результат. Однако ответ на второй вопрос анкеты показал, что достаточно большой процент учащихся не считает знание и использование в речи крылатых выражений отражением культурного уровня человека.

По итогам проделанной работы выдвигаю следующие предложения:

  1. Познакомить учащихся со «Словарем» Ивана Андреевича Крылова.
  2. Продолжить исследование и выяснить, какие фразы в лексиконе школьников пришли на смену крылатым выражениям И.А.Крылова.
  3. Провести диспут среди учащихся «Что определяет культурный уровень человека?»

 Никогда, ни при каких обстоятельствах не теряйте дара речи!

Литература

  1. Гаспаров М.Л., Античная литературная басня. – М.: Наука, 1971.
  2. Мещерякова М.И. Краткий словарь литературоведческих терминов - Литература в таблицах и схемах. Теория - 6-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 224с. - (Домашний репетитор)
  3. Коровин В.И. Басни Ивана Крылова – М., 1997
  4. Крылов И.А. Басни – М., 1996
  5. Крылов И.А. Басни М.: Детская литература, 1985
  6. Басня // Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.: В 86 томах (82т.И 4 доп.). — СПб.:1890—1907. http://ru.wikipedia.org/wiki/Энциклопедический_словарь_Брокгауза_и_Ефрона
  7. Басни. Википедия – свободная энциклопедия. http:// wikipedia.org. – данные соответствуют 30 апреля 2012
  8.  Эзоп. Античная басня. Басни Эзоповского сборника. 230 басня – Библиотека Кротова Я. - http://krotov.info/lib_sec/26_ae/aezo/p_01.htm#b230 – данные соответствуют 25.05.12

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                      «Словарь» И.А.Крылова

Строки крыловских басен дано уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Мы прочитали много басен, и это позволило нам составить своеобразный «Словарь» крылатых выражений И.А.Крылова.  [2,3,4]

А

  • А Васька слушает да ест – говорят о человеке, который не обращает внимания на просьбы не делать того, чем он занимается в данный момент. Строки из басни «Кот и повар»
  • А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь – в каждом деле надобно умение, а не поза или умный вид. Строки из басни «Квартет».

В

  • Ворона в павлиньих перьях – человек, стремящийся казаться лучше, чем он есть, или желающий занять более высокое, несоответствующее ему положение.
  • В сердце льстец всегда отыщет уголок – о способности  льстеца оказывать психологическое  воздействие на человека и о его умении руководить событиями. Строки из басни «Ворона и Лисица».

Д

  • Демьянова уха – это выражение означает столь назойливое гостеприимство, идущее вразрез с желаниями и возможностями гостей, что результат будет отрицательным. Название басни «Демьянова уха».

К

  • Коль выгонят в окно, так я влечу в другое – об упрямстве, навязчивом упорстве. Строки из басни «Муха и пчела».
  • Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку –эти слова употребляются в тех случаях, когда один человек хвалит другого только за то, что тот когда-то похвалил его.   Строки из басни «Кукушка и Петух».

М

  • Мартышкин труд – ненужная работа, бесполезные, ни к чему не приводящие усилия.    Выражение взято из басни «Обезьяна».

Н

  • Навозну кучу разрывая, Петух нашёл жемчужное зерно – эта цитата употребляется, если хотят сказать, что в огромном количестве всякого хлама обнаружилось нечто весьма ценное. Цитата из басни «Петух и жемчужное зерно».

Т

  • Тришкин кафтан – о том, что исправляется лишь внешне, но не приносит пользы для дела. Название басни «Тришкин кафтан»
  • Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать – оправдание сильного в форме обвинения слабого за совершаемое преступление. Строки из басни «Волк и Ягнёнок».

С

  • Слона-то я и не приметил – эта цитата из басни «Любопытный» применяется в значении пройти мимо и не заметить самого основного, главного в данном случае.

У

  • У сильного всегда бессильный виноват – в своих несчастьях сильный винит слабого. Выражение из басни «Волк и Ягнёнок».
  • Услужливый дурак опаснее врага – поступки глупого человека, даже самого преданного, могут испортить всё дело.  Это выражение взято из басни «Пустынник и Медведь».

Х

  • Хоть видит око, да зуб неймёт – выражение из басни «Лисица и виноград» цитируется с сожалением, когда осознают, что вожделенный предмет совершенно недоступен для говорящего по какой-то причине.
  • Ходить на задних лапках – угождать кому-либо ради собственной выгоды, выслуживаться. Строка из басни «Две собаки»

Ч

  • Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? – эту фразу адресуют тем, кто самозабвенно и взахлёб обличает других и перечисляет их недостатки или проступки, забывая о том, что тоже не без греха. Цитата из басни «Зеркало и Обезьяна».

Щ

  • Щука в карасином пруду – так говорят  о человеке, попавшем в благоприятную среду, туда, где он может безнаказанно творить беззаконие. Строка из басни «Щука».

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС  УЧАЩИХСЯ

  • Знаете ли вы следующие выражения и их значения: «А Васька слушает да ест», «а воз и ныне там», «мартышкин труд»?
  • Кто является автором этих выражений: народ или писатель?
  • Как вы считаете, актуально ли в современной жизни использование крылатых выражений?
  • Используете ли вы в разговоре выражения из басен И.А.Крылова?

Класс

Определили значение выражений

Определили басни

Отражение культурного уровня

5-е классы

27%

8 %

50%

6-е классы

27%

12%

50%

7-е классы

50%

48%

65%

8-е классы

32%

20%

40%

9-е классы

60%

50%

35%

10 класс

75%

60%

70%

11-е класс

95%

90%

80%

ОПРОС РАБОТНИКОВ МБОУ СОШ п.г.т. Уруша и
ЖИТЕЛЕЙ ПОСЁЛКА

  1. Знакомы ли вы с творчеством И.А.Крылова?
  2. Знаете ли вы крылатые выражения И.А.Крылова?
  3. Используете ли вы их в своей повседневной жизни?

1.100% знакомы с баснями

2. Используют в речи 70% сотрудников школы и 52% жителей посёлка

      3.Не все догадываются об авторском происхождении крылатых выражений, приписывают им народный характер.


Поделиться:

Девятая загадочная планета Солнечной системы

Как нарисовать китайскую розу

Астрономический календарь. Март, 2019

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев

Ветер и Солнце