• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Цветовая насыщенность в сказках А.С.Пушкина

Опубликовано Кириллова Юлия Николаевна вкл 08.06.2015 - 22:59
Кириллова Юлия Николаевна
Автор: 
Ковалёва Виктория

Презентация-исследование. Работа описывает, какие цвета использовал Пушкин в своих сказках, что обозначает каждый цвет. Автор доказывает важную роль цвета в произведениях А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация-исследование. Работа описывает, какие цвета использовал А.С.Пушкин в своих сказках, что обозначает каждый цвет. 2.82 МБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Задонска Цветовая насыщенность в сказках А.С.Пушкина Номинация «Медиа-проект» Выполнила: ученица 2-б класса МБОУ СОШ №2 Ковалёва Виктория Романовна, 8 лет Руководитель: Кириллова Юлия Николаевна учитель начальных классов

Слайд 2

Цель работы: исследовать, какие цвета использовал А.С.Пушкин в своих сказках; определить, что обозначает данный цвет в той или иной сказке; доказать важную роль цвета в сказках

Слайд 3

СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение 2.Цветовая насыщенность -золотой цвет -красный цвет -белый цвет -синий цвет -чёрный цвет -зелёный цвет 3.Заключение, вывод 4.Интернет ресурсы, литература

Слайд 4

Введение Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Сказки были одним из любимых жанров Пушкина. Он говорил: « Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Александр Сергеевич жил в пору процветания устной сказки. В детстве он слушал сказки от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от няни и от дворового Никиты Козлова. Поэта покоряла яркая образность речи Арины Родионовны, от неё он услышал многие пословицы, поговорки, прибаутки, народные поверья . Когда няня рассказывала ему сказки, он не только внимательно слушал их, но и записывал в отдельную тетрадь. Позже на их основе он создал свои сказки. 1830 г. "Сказка о попе и о работнике его Балде" 1831 г. "Сказка о царе Салтане" 1833 г. "Сказка о рыбаке и рыбке" 1833 г. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" 1834 г. "Сказка о золотом петушке "

Слайд 5

Введение Александр Сергеевич Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество, показал людям, как богата сокровищница русского языка, он украсил народные сказки « Блеском своего таланта». Внимательно прочитав сказки, я обратила внимание на то, что Пушкин редко употребляет слова, обозначающие цвета. Цвета и их символическое обозначение пришло к нам из глубокой древности. Пушкин берёт у фольклорной традиции не только незначительное число красок , но и оценочно – качественную характеристику каждого цвета, он использует чистые тона, особенно преобладают три цвета – белый, золотой и красный.

Слайд 6

Золотой цвет олицетворял счастье, богатство, чистоту, мощь и величие В устном народном творчестве особой силой обладает золотой цвет. Золото, его красочное сияние связано с поклонением древних людей солнцу. Золотым предметам свойственно возгорание и светоизлучение. Золотой цвет он берёт во всех сказках. Особенно этим цветом насыщена «Сказка о царе Салтане». «И останутся на бреге Тридцать три богатыря, В чешуе златой горя…»

Слайд 7

«На знакомом острову Чудо видят наяву: Город новый, златоглавый . Пристань с крепкою заставой...» «Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, всё скорлупки золотые …»

Слайд 8

«В колымагах золотых Пышный двор встречает их…» «Видит, весь сияя в злате , Царь Салтан сидит в палате…» Золотому цвету придаётся значение символа царственности, могущества, благосостояния.

Слайд 9

Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом! Будет вам новое корыто» Вспомним и старуху из « Сказки о рыбаке и рыбке». «На руках золотые перстни На ногах красные сапожки…»

Слайд 10

Одним из постоянных образов связанных с золотым цветом, является образ золотого яблочка. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». «И к царевне наливное, Молодое, золотое Прямо яблочко летит…»

Слайд 11

В значении фантастического, нечеловеческого могущества, волшебства выступает золотой цвет, который относится к животным. Например, «Сказка о золотом петушке». «Петушок мой золотой Будет верный сторож твой…» Рассмотренные примеры говорят о популярности и многозначности золотого цвета. Он помогает лучше отразить мечты народа, его идеалы, веру в добрые силы.

Слайд 12

Красный цвет- жизнь, красота, огонь, яркость, здоровье, плодородие, праздничность. Красный цвет может играть как положительную роль, так и отрицательную. Он считался в народе самым лучшим, ярким, праздничным. На праздники парни надевали вышитые красные рубахи, а девушки – красные сарафаны и ленты. В сказках Пушкина красный цвет представлен широко. В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Входят семь богатырей, Семь румяных усачей…» «Но царевна всех милее, Всех румяней и белее»

Слайд 13

«И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись , извинилась..». « Коли красная девица Будь нам милая сестрица…..» «Здравствуй, красная девица,- Говорит он, - будь царица….» («Сказка о царе Салтане») («Сказка о мёртвой царевне»)

Слайд 14

Отвечает месяц ясный: «Не видал я девы красной » Обладает красный цвет и символом величия. Сочетание Красно Солнышко взято из древней поэзии и означает «мудрое», «любимое». Недаром Красным Солнышком называли в Древней Руси князя Владимира. У Пушкина красно солнышко тоже играет роль мудрого советчика: К красну солнцу, наконец Обратился молодец. « Свет наш Солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь…»

Слайд 15

Красный цвет может нести в себе и значение лжи, несчастья, смерти: «Вдруг она, моя душа, Пошатнулась не дыша, Белы ручки опустила, Плод румяный уронила…» («Сказка о мертвой царевне») «Бродят кони их средь луга, По притоптанной траве, По кровавой мураве…» («Сказка о золотом петушке») «Тот уж когти распустил, Клёв кровавый навострил…» («Сказка о царе Салтане») Народ любит красный цвет , верит в его символическую красоту. Эту веру передаёт и Пушкин в своих сказках.

Слайд 16

Белый - вызывает ассоциации чистого, радостного, светлого, торжественного. Пушкин очень часто использует белый цвет , также близкий фольклору. В значении КРАСИВЫЙ : «Правду молвить, молодица: Высока, стройна, бела И умом и всем взяла» «Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела Белолица , черноброва» «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее …» («Сказка о мёртвой царевне»)

Слайд 17

«Князь царевну обнимает, К белой груди прижимает…» («Сказка о царе Салтане»)

Слайд 18

В значении СИЯЮЩИЙ : «Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи» («Сказка о мёртвой царевне»)

Слайд 19

В ПРЯМОМ значении: «Глядь – поверх текущих вод Лебедь белая плывёт…» («Сказка о царе Салтане») Этот цвет Пушкин использует и при описании города Гвидона: «Стены с частыми зубцами, И за белыми стенами Блещут маковки церквей…»

Слайд 20

И при описании терема из «Сказки о рыбаке и рыбке» « Перед ним изба со светёлкой, С кирпичною, белёною трубою…» Белый цвет - это цвет радости, благости и красоты.

Слайд 21

Синий цвет- символ спокойствия, могущества, молодости, скромности, возвышенности, глубины морского простора. Александр Сергеевич употребил этот цвет для обозначения неба и моря. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море …» («Сказка о мёртвой царевне») «Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит…» «В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут…» («Сказка о царе Салтане»)

Слайд 22

Чёрный цвет – горе, печаль, несчастье. «Не хочу быть чёрной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой». («Сказка о рыбаке и рыбке») «Видит, на море чёрная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют.» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Слайд 23

«Делать нечего. Она, Чёрной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку» («Сказка о мёртвой царевне») «Белолица, черноброва , Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей.» («Сказка о мёртвой царевне»)

Слайд 24

Зелёный цвет – свежесть, молодость, тайность. «От зелёного вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, Да кусочек прикусила» («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях») «Ты прекрасна, спору нет; Но живёт без всякой славы, Средь зелёныя дубравы, У семи богатырей Та, что всё ж тебя милей» («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Слайд 25

«Мать и сын теперь на воле; Видят холм в широком поле; Море синее кругом, Дуб зелёный над холмом.» («Сказка о царе Салтане») В ходе своей работы я узнала, что по насыщенности красками сказки Пушкина занимают одно из первых мест во всей русской литературе.

Слайд 26

Вывод ***Цветовая насыщенность в сказках А.С. Пушкина придаёт разные чувства: и грусти, и радости. ***Каждый цвет, кроме своего основного, имеет и другое значение. ***Цвет помогает ярче охарактеризовать сказочных героев.

Слайд 27

Заключение Рассматривая значение цветовой лексики на примере сказок А.С. Пушкина, мы встречаемся с зелёным дубом, красным солнышком, синим морем, белой лебедью, румяной красной девицей, белой зарёй. Все эти фразеологизмы создали неотразимый народно-цветовой колорит пушкинских сказок. Цветовая насыщенность является своеобразным ключом сюжетного действия сказок, придавая им разные оттенки – грусти, радости, тревоги, смятения.

Слайд 28

Цвет в творчестве А.С.Пушкина – лишь один из элементов образности. Цветовой колорит у Пушкина неразрывно связан с героями его произведений, выступая в качестве необходимого символа. Заключение

Слайд 29

Литература, интернет ресурсы 1.Пушкин А.С. Сказки. – М., Детская литература, 1993 г. 2.Пушкин А.С. Избранные сочинения. – М., Художественная литература 1990 г. 3.Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. – М., Просвещение, 1989 г. 4.Русские народные сказки. – М., Детская литература, 1987 г. 5.Русские писатели. Библиографический словарь. – М., Просвещение, 1990 г. http://www.google.ru – фото, картинки сказок

Поделиться:

Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"

Привередница

Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью

Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский

Ералаш