• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"И пальцы просятся к перу..."

Опубликовано Сторонкина Татьяна Николаевна вкл 09.06.2015 - 22:46
Сторонкина Татьяна Николаевна
Автор: 
Ученики (Лена Рутковская, Аня Михеева, Андрей Стрепетов, Таня Жданова...)

Учительские поэтические минутки как пролог к уроку, диалогу, как «необходимый способ вознесения ученика над суетой, над бытом, над практицизмом, способ присоединения к вечному». Поиск учащимися «своего» поэта, «своего» стихотворения, отклик своей душе. А итог – особая атмосфера на уроке, появление единомышленников, любителей поэзии, уже не только способных воспринимать слово, но и желающих, пытающихся сотворить свое…Не могу не испытывать радости, читая непосредственные и живые строки моих ребят, ведь это и есть первые шаги, первые ступеньки к большой поэзии!

В начале 20 века стихи стали читать с эстрады в различных кафе; например, в Москве было знаменитое «Стойло Пегаса», а в Петербурге – Петрограде – «Бродячая собака». Первый куплет гимна литературно-артистического кафе начинался так:

                         От рождения подвала

                         Пролетел лишь быстрый год,

                         Но «Собака» нас связала

                         В тесно-дружный хоровод…

   Кто только не читал свои стихи в «Бродячей собаке»! Здесь бывали А.Ахматова и Н.Гумилев, Г.Иванов и К.Бальмонт, О.Мандельштам и В.Маяковский…

   Мощный всплеск поэзии «Серебряного века» стал явлением в жизни России.

 

    Много лет прошло с тех пор, давно не существует «Бродячей собаки», отшумели и поэтические бумы 60-х годов. Но поэзия-то жива! И сила ее воздействия на душу человеческую поистине безгранична.

    И если в прагматичный, циничный век, когда размыты все нравственные ориентиры, когда «растлился дух» и «низшее стало высшим», когда общим заболеванием стали эмоциональная глухота и душевная черствость, когда эстетическое чувство как «основа добра и нравственности» не ведомо зачастую нашему школьнику, - если и сегодня в мире всеобщего нравственного помрачения любовь к Великой державе, имя которой – Поэзия, жива, если и сегодня  «пальцы просятся к перу…» и «во мраке слышатся стихи», значит, чистая звезда поэзии еще светит нам в пути и «метелям не задуть свечу».

   А мне, как учителю русской словесности, радостно слышать на уроке, когда звучат стихи, умную тишину и видеть в глазах моих детей живой, искренний, сердечный отклик на слово А.Ахматовой и М.Цветаевой, И.Северянина и К.Бальмонта, В.Высоцкого и А.Галича, А.Тарковского и Б.Окуджавы…

    Немногим дано постичь тайну слова. Таких людей мы называем Поэтами; именно они, чувствуя кожей и слыша сердцем музыку слов, сами способны создать эту музыку.

    Из урока в урок учимся слушать, слышать и, конечно, думать, сопереживать. Так постепенно начинает формироваться читатель. А итог – особая атмосфера на уроке, появление единомышленников, любителей поэзии, уже не только способных воспринимать слово, но и желающих, пытающихся сотворить свое. И сочинительство для ребят – это не только способ самовыражения, творческого самораскрытия, но и поиски ответов на вопросы «что есть мир?» и «что есть я?», это и способ вознесения «над суетой, над бытом, над практицизмом», это способ приобщения к Высокому, Вечному.

   В приведенной ниже подборке представлены строки самых разных «поэтов»: совсем юных, детски-наивных, и повзрослевших, начинающих и пишущих, случайных («одного стихотворения») и авторов сотен строк, среди которых, несомненно, есть яркие и талантливые.   И хотя в большинстве своем это типичные детские и юношеские стихи, в них есть, на мой взгляд, и поэтическая музыка, и подлинное поэтическое волнение, и трогательная простота, и открытость миру…

  Эти стихи принадлежат тем, кто уже вышел в большую жизнь…

 А для нынешних моих детей (среди которых даже в 5 классе уже есть желающие начать урок с поэтической минутки, пусть не с собственного, но с выбранного ими стихотворения, созвучного душе) это своего рода приглашение к сочинительству, к творчеству, к поиску тропинки в мир большой поэзии…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i_paltsy_prosyatsya_k_peru.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«И пальцы просятся к перу, перо к бумаге…»

   

А я и не знала, что небо такое синее,

Звезды такие разные,

Деревья такие стройные,

А жизнь такая прекрасная.

                       Я думала, жизнь – это только лишь

                       Болезни, еда и сон.

                       Я думала, жизнь – это только лишь

                       Мученье, волненье и стон.

Но вдруг оказалось случайно

(Не знаю, как это вышло),

Что небо такое синее,

И звезды такие разные,

Деревья такие стройные,

А жизнь такая прекрасная!

                  (Рутковская Лена)

Как чудесно летней ночью

Прогуляться по Неве.

Посмотреть на спящий город,

Утонувший в синеве…        

                       Спят мосты, и спят ограды…

                       Спят сады, и спят дома…

                       Спит родной и милый город,

                       Только я брожу одна.

Принакрылся звездной шалью

Летний сад в тени ночной.

Дремлет тихо Медный всадник,

Дремлет все…

Кругом покой…

                  ( Михеева Аня)

«Петербургская зима»

Я слишком утомлен зимой,

Живучей, колкой, длинной.

И спрятаться хочу с тобой

Под мягкою периной.

А ты свежа и хороша.

И смущена лишь малость,

Что я целую не спеша

Морозных губок алость.

Ты, как обычно, влюблена,

И, как обычно, в ветер.

Он в волосах твоих сполна

Играл весь этот вечер.

Пойдем же, наконец, домой

К горящему камину.

Я слишком утомлен зимой,

Живучей, колкой, длинной.

                (Стрепетов Андрей)

Споткнуться, оглянуться,

Опомниться, расстаться,

Чего-то опасаться,

Кому-то приглянуться.

И снова

Оступиться, опомниться, расстаться…

Когда же цепь лишений

Устанет продолжаться?

                Я тебя не люблю,

                Но что же,

                Отчего же мне грустно так,

                Будто яблоня в день погожий

                В сине-черных стоит цветах…

Ночь…

Тихая ночь кругом.

Звезды…

В небе ярко горят.

Молча…

Сяду, смотрю в окно.

С неба…

Капли дождя летят.

               (Аникеева Катя)

Мечтать – это значит

Летать вместе с ветром

И бегать босой

По росистым полям.

Мечтать – это значит

Под парусом белым

Проплыть по просторам

И бурным морям.

         ( Жданова Таня)

Кот Василий и мыши

 Кота характер скверный,

У него ни к черту нервы.

Ночь поспать не дали мыши,

Шебурша где-то под крышей.

          Утром, выйдя на природу,

           Он залез на крышу сходу.

           И уже оттуда, с крыши,

           Он гадал: «Где ходят мыши?»

Предвкушал наш кот расправу:

Он найдет на них управу!

Все ходил, слюну глотал,

Оступился и упал.

            Пролетел он мимо бочки,

            Больно стукнулся о кочку,

            Приземлился неудачно,

            Тихо выругался смачно.

И решил, летя он с крыши:

«Не нужны мне эти мыши.

Лучше я поправлю нервы,

Целый день проспав на крыше».

              (Жданова Таня)

Писать забавно и смешно:

Улыбка, грусть, тоска, усталость…

До «гения» осталась малость –

Всего лишь выдумать его.

Сядь в комнате,

Пусть тусклый свет

Тебе в окошко светит.

Пиши и думай: этот бред

Хоть кто-нибудь заметит.

В кулак возьми свою отвагу.

Прочней держись за карандаш.

Да перекинь-ка на бумагу,

О чем ты думаешь сейчас.

             (Стрепетов Андрей)

«Я Вас люблю…»

Я с детства полюбила сказки.

Их мама мне читала вечерами.

В них познакомилась я с золотою рыбкой,

В них кот на дубе грохотал цепями.

Они учили жадиной не быть

И не грустить к тому же вечерами.

Они дружить учили и любить,

Познать, что за горами и лесами…

В них все всегда кончалось хорошо…

И вечером, свои развесив ушки,

Я к маме головой склонялась на плечо

И сказки слушала…

А их придумал – Пушкин!

              (Михеева Аня)

«Прощание»

На Черной речке место для дуэли,

Враг, секунданты, мерные шаги.

За что же, Боже, как они посмели

На имя гения навесить ярлыки.

               В грязи измазать честь его, Мадонны,

               Его Мадонны – милой Натали.

               И боль обиды вырывалась стоном,

               О мщении Тебя он, Бог, молил.

Он выстрелил вторым,

Хоть был смертельно ранен,

И не промазал.

Крови ж нет следа…

Ведь пуля, в пуговицу, литую из стали,

Попав, расплющилась, не причинив вреда.

                 А кровь Поэта на снегу.

      Друзья несут его к карете.

      И уж его не сберегут,

      Не сохранят на этом свете.

Он угасал, как угасает солнце,

Пройдя свой путь и подарив всем свет.

На лошадях звенели колокольцы.

В карете ехал раненый Поэт.

        На Мойке в голос челядь завопила,

        Когда денщик внес Пушкина домой.

        О Господи, где взять такие силы,

        Чтоб перед смертью быть самим собой?

Он жил еще два дня. У дома люди ждали,

Надеялись на чудо. Но, увы…

Чудес на свете, видно, не бывает,

Как не бывает лета средь зимы.

                     (Сторонкин Стас)

 «Санкт-Петербург»

Каким ты был в глазах поэтов,

Художников и музыкантов,

Среди забытых менуэтов

И чересчур галантных франтов.

         Окутан нынче ты лесами.

         Все с нетерпеньем говорят

         Про ожидаемый наряд

         Восторженными голосами.

Вот щеголь будет в юбилей!

И восхитится вся планета,

Померкнув в тысячах огней

Отполированного света.

               (Стрепетов Андрей)

Увидеть ночь, услышать время,

Услышать вечный бег минут,

Сорваться с места – ноги в стремя,

Скакать, лететь туда, где кнут

Не опускается на плечи,

Карая тело за грехи.

Скакать туда, где гаснут свечи,

Но в мраке слышатся стихи.

                (Стрепетов Андрей)

Прощайте… И спасибо Вам

За все, что Вы нам подарили…

Спасибо за прекрасный Храм,

В душе который сотворили…  


Поделиться:

Снежная книга

«Течет река Волга»

Рисуем простой осенний лес в геометрическом стиле

Знакомые следы

Рисуем "Ночь в лесу"