Исследоватеьская работа по теме "Образ кота в русских и зарубежных сказках".
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota_obraz_kota.doc | 92 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Литературоведение
Научно-исследовательская работа
Образ кота в литературе
Автор работы
Макарова Карина Александровна,
ученица 5 В класса
МБОУ СОШ №3,
г. Бийска
Руководитель
Максименко Лариса Михайловна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ № 3
Бийск, 2014
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………….3
Введение……………………………………………………………………………….4
Образ кота в народных сказках……………………………………………………….5
Образ кота в литературных сказках…………………………………………………..5
Образ кота в комиксах...................................................................................................7
Вывод……………………………………………………………………………………8
Список использованной литературы…………………………………………………..9
Приложение………………………………………………………………………………10
Пояснительная записка
Объектом исследования в данной работе выступают народные и литературные сказки, комиксы.
Предмет исследования – образ кота в народных и литературных сказках, комиксах.
Цель исследования – выявление особенностей образа кота в произведениях разных авторов.
Задача поставлена таким образом:
Результаты работы могут быть использованы и учителями, и учащимися на уроках литературы при изучении народных и литературных сказок.
Данная научно-исследовательская работа готовит учащихся к дальнейшему знакомству с этим образом, исследование может быть продолжено при анализе современных литературных произведений.
Образ кота в литературе
Человек культурен настолько,
насколько он способен понять кошку.
Бернард Шоу
I.Введение
Кто из нас не любит сказки? Они нравятся не только детям, но и взрослым, так как в чудесных сказочных событиях можно увидеть многое из нашей реальной жизни, можно найти ответы на некоторые важные вопросы, можно просто забыть о проблемах и представить себя в удивительном мире, полном чудес, тайн и волшебства, и понять, что сказка очень близко, она рядом. Сказочные герои (Иван-дурак, Золотая Рыбка, Баба-Яга, Царевна-Несмеяна и др.) настолько знакомы нам с детства, что стали нарицательными понятиями: мы говорим «худой как Кощей Бессмертный», «ленивый как Емеля», «жадный как старуха из сказки А. С. Пушкина».
Настолько ярок, выразителем, образен язык сказок! Несмотря на его видимую простоту, понятную даже маленьким детям, в сказках все неслучайно, все имеет особый смысл, хранит тайну.
Я решила заглянуть в эту тайну, попытаться ее раскрыть.
Мое исследование посвящено малоизученному сказочному образу – коту.
Кот «ученый» говорит сказки, спасает друга Петушка, помогает сыну мельника стать счастливым. Но иногда кот и другой, например, Базилио - «обманщик и ворюга»
Почему именно кот чаще всего встречается в сказках? Что кроется за этим символом? Случаен или нет этот образ? Может быть, он играет какую-то особую роль в жизни и судьбах героев? Где его начало? Есть ли продолжение?
ПОЭТОМУ
Цель исследования – выявление особенностей образа кота в произведениях разных авторов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучение и анализ произведений по данной теме;
обработка фактического материала;
определение особенностей образа кота.
Я думаю, что мое исследование интересно не только мне, оно имеет определенную значимость, так как образ кота изучен недостаточно, то данное исследование поможет определить его смысл и значение.
Результаты работы могут быть использованы и учителями, и учащимися на уроках литературы при изучении народных и литературных сказок.
Кроме того, исследование может быть продолжено при анализе современных литературных произведений.
Новизна исследования заключается в том, что в своей работе я использовала различные источники и справочные материалы, опиралась на собственные литературоведческие знания и исследовательские способности.
Отправной точкой исследования были народные и литературные сказки, произведения классиков, в которых упоминается этот образ (Сказка «Кот, Петух и Лиса»,сказка «Кот и воробей», сказка «Кот и мыши»,сказка «Кот и лиса», А. С. Пушкин Пролог к поэме «Руслан и Людмила», Шарль Перро «Кот в сапогах», Братья Гримм «Бременские музыканты», Джанни Родари «Сказки по телефону», Карло Коллоди «Приключения Пиноккио, история марионетки», Алексей Николаевич Толстой «Приключения Буратино»)
II. Основная часть
Образ кота в народных сказках
Свое исследование я начала с чтения сказки «Кот, Петух и Лиса». У каждого народа есть свои фольклорные традиции. Это и понятно, ведь многие живут в разных концах Земли, но, тем не менее, во многих сказках отразилось отношение к этому маленькому зверьку. В одних – это хороший и добрый кот, в других – злобное, маленькое существо, часто связанное с потусторонними силами.
Если рассматривать все народные сказки в совокупности, то их можно разделить на два вида:
сказки, где Кот является главным героем, и весь сюжет закручен на нем;
сказки, где Кот является второстепенным героем, либо упоминается лишь вскользь.
В детской сказке «Кот, Петух и Лиса» Кот не является главным героем, эту сказку мы можем отнести ко второй группе. Но представить этот образ легко и просто. Кот – спаситель Петушка, он храбрый и смелый.
Следующая народная сказка чувашского народа «Кот и воробей». Кот является в этой сказке главным героем. Чувашский народ изобразил кота ленивым, злым и нераздумчивым.
Третья народная сказка абхазского народа «Кот и мыши». Кот здесь представлен старым, больным, ленивым, но умным и хитрым.
Русская народная сказка «Кот и лиса». Вначале он нам представлен баловником, шалуном, а в конце сказки называет сам себя Воеводой и заставляет трепетать даже таких сильных животных персонажей как медведь и волк.
Следующий огромный пласт - литературная сказка.
Для исследования были взяты сказки русских и зарубежных писателей. И совершенно очевидно, что оптимистическая и светлая природа кота, заложенная фольклором (доброта, ум, отвага), нашла продолжение в литературных сказках, где кот выступает в первую очередь как мудрый заступник
КОТ В САПОГАХ - герой сказки Ш.Перро (1697). Время написания произведения - начало эпохи Просвещения, и Кота в сапогах, так ловко и энергично проворачивающего дела в этой сказке, вполне можно воспринять как героя вне зависимости от сословной принадлежности. Коты не делятся на сословия, и, делая героем сказки симпатягу-кота, Перро, возможно, хотел подчеркнуть внесословную значимость тех качеств, которыми наделен персонаж.
Кот, еще будучи котом без сапог, достается в наследство скучному, унылому хозяину, который понятия не имеет, обладателем какого сокровища стал. Он собирается съесть кота, а из его шкуры сшить муфту. Но, помня о том, «на какие хитрости пускался этот кот, когда охотился на крыс и мышей, как ловко он прикидывался мертвым», решает прислушаться к просьбе кота и заказывает ему сапоги. Обычный кот становится «котом в сапогах».
С этого момента завязывается хорошо продуманная котом дальновидная интрига по превращению хозяина из голодного бедняка в королевского зятя Маркиза де Карабаса. Кот сумел проникнуть с подношениями к королю; в нужный момент пригрозил крестьянам, велев им говорить, что все кругом принадлежит Маркизу де Карабасу; грозного волшебника-великана съел, уговорив его превратиться в мышку. В результате олух-хозяин женится на принцессе, а сам кот становится знатным вельможей.
Кот в сапогах - герой поразительно смышленый, ловкий, деятельный и со всех этих точек зрения уникальный.
Вывод из этой сказки можно сделать следующий: образ кота носит положительный оттенок, кот не только помогает своему хозяину выжить, но и полностью изменяет его жизнь.
Следующая сказка сама - "Бременские музыканты".
Это сказка самая популярная среди сказок братьев Гримм. Как описывается здесь кот? Когда уже и осел, и собака из дому сбежали, им встретился кот: он сидел хмурый и пасмурный. "Ну, тебе что не по нутру пришлось, усатый?"
Кот ответил: "Небось, не очень развеселишься, когда до твоей шкуры добираться станут! Из-за того, что я стар становлюсь и зубы у меня притупились и что я охотнее сижу за печкой да мурлычу, чем мышей ловлю, хозяйка - то моя вздумала меня утопить…" Ну а когда все звери были уже в сборе, они нашли в лесу ночлег, напугали разбойников и заняли их место. "Кошка растянулась на очаге, около теплой золы". Конец сказки всем известен: когда вернулись разбойники, звери их напугали, и те нос свой туда больше не совали. Кошка в этой сказке уже старая, практически без зубов. Но, все же, когда пришли разбойники, она сильно расцарапала их. Значит, в ней не только остались силы, но и храбрость, и отвага.
Следующим писателем, у которого есть упоминания о коте, является Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837). В детстве сказки ему рассказывала няня Арина Родионовна, крестьянка, выросшая в деревне, и с малых лет впитавшая в себя народную мудрость и фольклор.
Упоминание о коте А. С. Пушкин дает в прологе к поэме "Руслан и Людмила". В самом начале мы читаем:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Тот кот, о котором пишет А. С. Пушкин, - знаменитый кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок. В образе Баюна соединяются черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В русских сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван Царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван Царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и царь исцеляется.
Образ волшебного кота широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда А. С. Пушкин и заимствовал его.
Таким образом, кот соединяет сразу две черты: отрицательные (усыпляет всех вокруг) и положительные (сказывает сказки и вылечивает царя). Да к тому же он "ученый", а значит, и мудрый.
У Джанни Родари есть ряд сказок о кошках. Из цикла "Сказки по телефону" выделяется сказка "Про мышонка из книжонки".
Согласно сюжету, мышонок, который жил в книге, захотел попасть в реальный мир. Как-то он один залез в муку на мельнице, было поздно, и он решил там остаться. "Он уже и задремал было, как вдруг в темноте вспыхнули два желтых семафора, и послышались осторожные шаги четвероногого охотника - это был кот!"
Но кот тоже был из книжки, и настоящие коты его прогнали, так как он не умел мяукать. "Изгнанники обнялись, поклялись в вечной дружбе, и всю ночь провели в разговорах на своем странном книжном языке. Они прекрасно понимали друг друга!" Кот здесь представлен дружелюбным, с желтыми глазами, но сохраняет черты охотника.
Следующим писателем является Карло Коллоди - один из выдающихся итальянских писателей.
Всемирную известность получила его детская повесть "Приключения Пиноккио, история марионетки" (1880). В ней переплетаются мотивы итальянских народных сказок и реальная жизнь. Герой - ожившая марионетка, озорной, ленивый мальчишка, который в конце повести начинает трудиться и превращается в настоящего человека. По мотивам "Приключений Пиноккио", А. Н. Толстой создал повесть "Золотой ключик" (1936).
Как известно, в повести "Приключения Пиноккио" есть кот, которого зовут Базилио (по-русски просто Васька). По сюжету, когда Пиноккио встречает лису и кота, кот говорит: "Посмотри на меня! Глупое учение стоило мне обоих глаз". В это время дрозд спел Пиноккио, чтобы тот не слушал его. "Кот сделал гигантский прыжок, схватил его и проглотил одним махом вместе с костями и перьями, так что дрозд даже не успел произнести "ой!". Проглотив дрозда и облизнувшись, кот закрыл глаза, представляясь слепым, как и раньше". Далее по сюжету Кот, Лиса и Пиноккио отправляются перекусить. "Бедный кот, страдавший тяжелым расстройством желудка, смог съесть всего-навсего 35 рыбок в томатном соусе и четыре порции требухи с сыром пармезан. А так как требуха показалась ему неважной, он велел принести себе три порции масла и тертого сыра". То, что произошло дальше известно всем: несчастного мальчика обокрали кот и лиса, и спрятали награбленное, зарыв монеты в землю. Кот хитер, он вор и обидчик. Интересно, что писатель изобразил лису и кота в паре. Подобное сочетание будет встречаться и в русских сказках.
Следующая глава посвящена образу Кота в комиксах.
На протяжении всего времени существования персонажа неизменной в коте Феликсе оставалась лишь окраска: это был чёрный кот с белыми мордой и глазами. По утверждению Отто Мессера, такая внешность была обусловлена простотой изображения и анимации персонажа.
Первоначально Феликс был угловат и больше похож на настоящих кошек. Его непропорциональные стопы стали традиционными для американской анимации персонажей: Микки Мауса, Багза Банни, Вуди Вудпекера и других.
Более округлые формы у кота появились после вмешательства Билла Нолана. Художник считал, что это лучше соответствует традициям комикса, а главное, позволяет рисовать быстрее. Новая внешность соответствовала Образному стилю: огромная круглая голова с круглыми глазами и круглыми кулаками, которые, разжавшись, превращались в четырёхпалые ладони — ещё одна деталь, ставшая традицией. Эта смена стиля тем не менее не изменила некоторых чисто кошачьих повадок персонажа: Феликс пользовался всеми четырьмя лапами, если нужно было быстро удирать, и был не прочь поймать и съесть мышь.
В эпоху немых фильмов Феликса иногда называли Чарли Чаплином мультипликационных персонажей. Как и герои Чаплина, кот был бродягой, вынужденным существовать если не во враждебном, то, по крайней мере, равнодушном мире. Преодолевать трудности ему помогали изобретательность и некоторая степень жестокости. Ярко демонстрируемые чувства придавали образу индивидуальность и привлекали зрителей].Таким образом Феликс представлен нам ловким, изобретательным, но с какой-то стороны жестоким.
Примитивная графика и черно-белое исполнение мультфильма никоим образом не вредят его качеству. Тонкий юмор и узнаваемость повадок, свойственных пушистым прототипам персонажа сделали проект «Кот Саймона» любим многими. Тот факт, что все владельцы кошек узнают в повадках кота Саймона своих четвероногих друзей, объясняется просто: образ анимационного персонажа собирательный и получается в результате наблюдений не за одним представителем кошечьей братии, а сразу за несколькими. Для достижения юмористического эффекта выходки животного несколько утрированы, но комиксы от этого лишь выигрывают. Кот Саймон жадный, коварный, игривый, но добрый.
III.Вывод
Таким образом, в большинстве произведений литературы кот обладает такими качествами, которые ценились людьми, поэтому:
Кот – мудрый заступник, советчик. Он сильный, храбрый, добрый.
Но он бывает и таким:
хитрым, жадным, коварным.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что частая встречаемость этого образа в народных и литературных сказках – не случайна. Этот символ, уходящий корнями в историю народа, наполнен глубочайшим человеческим смыслом, он – отражение мудрости. Не случайно образ кота сохраняется в народных традициях и культуре и сегодня.
Список литературы:
Братья Гримм. Сказки. – Ташкент: Юлдузча, 1987.
Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. – М.: Детская литература, 1973.
Зубарева Е. Е. Хрестоматия по детской литературе. – М.: Просвещение, 1988.
Пушкин А. С. Собрание сочинений. Т. 2. – М.: Правда, 1963.
Русские народные сказки. – М.: Содействие, 1994.
Русские народные сказки в обработке Л. Н. Толстого. – М.: Петрушка, 1993.
Федосов И. В. Фразеологический словарь русского языка. – Липецк: Юнвес, 2004.
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Ветер и Солнце
Хрюк на ёлке
Сказка об осеннем ветре
Астрономический календарь. Декабрь, 2018