Проект создан для ребят театральной студии. Здесь представлен материал о кукольном герое Петрушке, подобран репертуар для выступления в детском саду.
Вложение | Размер |
---|---|
ivanov_slava_narodnyy_kukolnyy_geroy_petrushka.doc | 110.5 КБ |
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Тюкалинского муниципального района Омской области
«Дом детского творчества»
XLVII
Межрегиональная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодежи
Тема: «Народный кукольный герой Петрушка»
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: литературное творчество, 5-8 классы
Выполнил:
воспитанник
МОБУ ДОД «Дом детского
Творчества»
Иванов Вячеслав Сергеевич
Научный руководитель:
МОБУ ДОД «Дом детского
Творчества»
Мигунова Елена Александровна
Омск - 2015
Содержание
Введение с. 3
I. Подготовительная часть
II. Практическая часть
III. Заключение с. 14
IV. Список используемой литературы и интернет ресурсов с. 15
V. Приложение с. 16-21
Введение
Взрослые люди часто вспоминают, какое неизгладимое впечатление производил на них театр в детстве.
Очень часто первым театром каждого ребенка становится театр кукол. Там, где игрушки оживают, превращаясь в сказки, оказывает большое эмоциональное воздействие на нас - детей. Театр кукол, олицетворяя доброту, волшебство дает реальное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Многообразие форм представлений определяется различием видов кукол, так перчаточная кукла «Петрушка» доставляет огромную радость и не только зрителям, но и самому актеру, который ведет ее. Именно эта кукла заинтересовала меня, что и является актуальностью моего проекта. Так как Петрушка является народным героем, то я назвал свой проект: «Народный кукольный герой Петрушка».
Цель: создать коллекцию театральных миниатюр для младших зрителей, используя народную куклу Петрушку.
Задачи:
- изучить необходимую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;
- подобрать репертуар для постановок;
- провести ряд репетиций и выступить перед зрителями.
Объект: кукла Петрушка
Предмет: художественный образ Петрушки.
Гипотеза: думаю, что Петрушка является удивительно интересным персонажем.
Что же такое театр кукол?
В энциклопедическом словаре записано: «театр кукол – особый вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объемные и плоские), приводимые в движение актерами–кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей (ширмой). Иногда в театре кукол действующим лицом становится условный предмет (цветок, шарик), изображающий живое существо и также приводимый в движение актерами-кукловодами…». [Театральная энциклопедия: 6т. – М.]
Сила театральной куклы в том, что она неживая. Если человек на сцене сядет на стул, начнет зевать или моргать, зрители могут этого не заметить. Если то же самое сделает кукла, зрительный зал разразится смехом, потому что в этот момент кукла высмеивает людей, не умеющих себя вести. Значит, кукла помогает людям лучше познать себя, посмотреть на себя как бы со стороны. Кукла – это обобщенный образ живого существа: человека, оленя, голубя. Оживление куклы, превращение ее из неживой, неподвижной в живую, движущуюся, кажется зрителям и маленьким и взрослым чудом. Куклы могут вызвать смех и слезы, они могут быть прекрасны и уродливы. Кукла может быть нежной и доверчивой или злобной и коварной. Благодаря сказочности в кукольном театре можно создавать такие спектакли, какие нельзя поставить в других театрах.
Кукольный театр существовал уже в древнем Египте, Греции, Риме. Во время торжественных праздников шли спектакли с участием кукол. «Спектакль» располагался на колесницах. К зрителям подъезжала телега с актерами. Держа кукол в руках, они играли первую сцену и ехали дальше, следующая колесница продолжала действие.
В древнем Риме устраивали шествия с гигантскими механическими куклами. Такие куклы наводили на зрителей страх или потешали их.
Необычным и единственным в мире является вьетнамский театр кукол на воде. В таком театре актеры управляют куклами, находясь под водой и дыша через специальные тростниковые трубочки.
На первый взгляд все куклы кажутся одинаковыми, но все они различны. Главное различие - в их устройстве.
Простейшими являются перчаточные куклы. Это известный всем Петрушка, различные зайчики, мишки, собачки, то есть все те куклы, которые надеваются на руку, на три пальца. Один палец вставляется в голову куклы, еще два - в рукава костюма, то есть в руки куклы.
Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень – гапит, к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла самая распространенная в кукольном театре.
Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла – марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера – вага (подвижный крестообразный держатель). В ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.
В кукольном театре используются также куклы механические. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты.
Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это куклы мимы.
Теневая кукла – плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который и является сценой теневого театра.
1.3. Как возникли куклы – актеры
Петрушка, Полишинель, Панч, Пульчинелла – это герои народных кукольных представлений, которые были очень распространены в 15 – 16 веках в разных странах.
Родоначальником героев народного театра кукол в Европе является Пульчинелла.
Пульчинелла – итальянец, кукла в черной маске. Снять маску Пульчинелла не может, потому что она не из материи и не из бумаги – просто часть его рожицы закрашена черной краской. Смотреть на Пульчинеллу и весело, и страшно – черная маска придает ему что-то загадочное.
Полишинель – герой французского народного театра. в начале своей жизни он был «ниточной» куклой, управлялся двенадцатью нитками. К подошвам ног Полишинеля был приделан свинец, для устойчивости. Он мог ходить и танцевать, а однажды он даже выступал во дворце, перед королем.
Однако со временем устройство Полишинеля претерпело изменения: нитки убрали, сшили ему кафтан, в который можно было вставлять пальцы правой руки – он стал перчаточной куклой.
Панч – добродушный толстяк, герой английского театра. Он всегда весел. Хозяин Панча, весельчак Джон, был бродячим актером. Он не ходил пешком, а ездил в фургоне, в котором помещались и люди, и куклы, и стол, и стулья.
Петрушка – неунывающий человечек забавлял народ на ярмарках, в балаганах или просто на улице.
Актеры-кукольники никогда не изображают своих персонажей смелыми, бесстрашными. Очень часто кукольные человечки бывают наделены житейскими недостатками, даже пороками.
1.4. Народный кукольный герой – Петрушка
Петрушка – герой русского народного театра кукол, пользовался популярностью и у взрослых, и у малышей. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка — это кукла-перчатка. «Петрушка», прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке.
В эпоху Петра I в городах России перед большими праздниками устраивались ярмарки (ярмонки). На ярмарки стекались народные увеселители. Они возводили трактиры, карусели, качели, цирковые и театральные балаганы, позднее – эстрады. Ярмарочная площадь стала местом различных массовых развлечений и забав.
Особой популярностью на ярмарках и народных гуляньях пользовались петрушечные представления. Они являлись формой городского зрелищного фольклора.
Я спросил у своих бабушек и дедушек: видели они или слышали от своих бабушек о ярмарочных представлениях? Кто из моих сверстников знает кто такой Петрушка? (Приложение 1) Бабушки и дедушки рассказывали, что такие ярмарочные представления проходили часто и на площади обязательно был кукольный театр. А мои сверстники знают, что Петрушка это герой кукольного театра, но мало знают о его репертуаре и внешнем виде.
Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него большие руки и голова, она обработана специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными, огромный нос, горб или два горба – спереди и сзади, выступающий подбородок, дурацкий колпак на голове и т.п.
Петрушка был одет в красную сорочку или красный кафтан, брюки заправлены в лаковые сапожки. Иногда его наряжали по стилю арлекина (одежда из цветных лоскутков) или клоуна (воротник с бубенчиками и пр.).
Голос у Петрушки серебряный и называется пищик. Чтобы получился такой голос, надо взять серебряный гривенник, расплющить молотком в тоненькую-тоненькую пластинку. Пластинку сгибают пополам, так что в ней остается маленькая щелка, а внутрь закладывается кусочек материи. Актер – петрушечник закладывал его в рот, туда, где начинается язык, и начинал говорить. Его голос проходил через серебряную пластинку, полоска материи в ней дрожала, и от этого получался сильный, пронзительный звук. Это и есть голос Петрушки. Или, как сообщал один из корреспондентов П.Н. Тиханова, это – «маленький снаряд, состоящий из двух костяных пластинок, внутри которых укреплена узкая полоска полотняной тонкой ленточки».
Однажды с голосом Петрушки случилась необычная история. Это было до революции. После одного из представлений голос пропал. Актер-кукольник обнаружив пропажу, расстроился, ведь без голоса Петрушки спектакль терял свою оригинальность и прелесть.
Расстроенный актер шел по Измайловскому парку в Москве, и вдруг услышал Петрушкин голос. Оказалось, на дереве сидел мальчик и пищал голосом Петрушки. Актер-кукольник понял, кто стащил серебряный пищик, а потом удивился, зачем мальчик на дерево влез и пищит. Оказалось, что в глубине парка рабочие собрались на митинг, а мальчика дозорным оставили. При появлении посторонних он должен был пищать.
Актер-кукольник был такой же бедный, как и рабочие, сочувствовал им и поэтому подарил мальчику пищик.
До XIX века Петрушка не имел постоянного имени, его чаще всего называли: «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй». А нынешнее имя Петрушка получил из одной бытовой сценки с городовым, где тот требовал от него паспорт, на что наш герой отвечал: «Да, есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!». [https://ru.wikipedia.org/wiki/] Так просто он и получил свое нынешнее имя Петрушка, как производное от имени Пётр.
Петрушка является младшим родственником итальянского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецкого Гансвурста, испанского Дона Кристобаля и других, — притом, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения — кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века.
Для передвижного фольклорного театра специально изготавливались легкая ширма, куклы, миниатюрные кулисы и занавес. Петрушка бегал по сцене, его жесты и движения создавали видимость живого человека. Так Петрушка радовал русский народ.
II. Практическая часть
2.1. Репертуар Петрушки.
Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.
По распространенной, но недоказанной версии, пьесы с участием Петрушки входили ещё в репертуар скоморохов и состояли из юмористических и исторических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку с помощью кулаков и палки Петрушки с тем или иным персонажем. Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыгана-барышника. Петрушка долго осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку о его болезнях. Выяснялось, что у того все болит. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце которой Петрушка сильно бил врага дубинкой по голове. "Какой же ты доктор, — кричал Петрушка, — коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!" Появлялся квартальный. — "Ты зачем убил доктора?" Он отвечал: "Затем, что плохо свою науку знает". После допроса Петрушка бьет дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегала рычащая собака. Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом. Собака хватала его за нос и волокла за кулису, а Петрушка кричал: — "Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!" Музыка смолкала, что означало конец представления. Если зрителям нравилось, то они не отпускали актеров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку Петрушкина свадьба. Петрушке приводили невесту, он осматривал ее так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравилась, ждать свадьбы он не хотел и начинал упрашивать ее "пожертвовать собой". Со сцены, где невеста "жертвует собой", женщины уходили и уводили с собой детей. Были сцены, в которых Петрушка не участвовал. Это были танцы и жонглирование мячами и палками.
Петрушка побеждал всех противников, кроме Смерти. В заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Но Петрушка использовался в балаганном театре и одно и, то, же представление показывалось в разных местах. Значит Петрушка для одних зрителей «умирал», а для других «воскресал».
В начале XX века Петрушки стали показывать представления на детских праздниках, новогодних елках. Сценки стали изменяться.
Для создания репертуара Петрушки я основывался на репертуар народного героя, изучив соответствующую литературу. Но мои сценки я хочу показывать для детей детского сада, поэтому я должен учитывать возрастные особенности. В библиотеке я нашел очень старую книгу, в которой рассказывается о том, как простейшим способом устроить театр Петрушки и дается разнообразный репертуар [Г. В. Генов Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968. с. 76 -94]. Изучив эту книгу, я и составил репертуар для моего Петрушки. (Приложение 2)
III. Заключение
Данный проект помог мне узнать о кукольном герое Петрушке больше, чем я знал раньше. Представления с участием Петрушки не знает себе равных среди других кукольных театров. Петрушка являлся главным героем кукольного театра прошлого века. В современном мире мои сверстники мало знают о таком замечательном кукольном герое как Петрушка. Изучив его репертуар я, основываясь на него смог, составить репертуар для своего Петрушки. Это и было целью моего проекта. Провел несколько выступлений в детских садах нашего города. Дети встретили моего Петрушку с радостью, весело смеялись и, не стесняясь, общались с ним.
В результате я пришел к следующим выводам:
- Петрушка является самым удивительным ярким кукольным персонажем, который может быть и смешным и грустным и мудрым, борец за справедливость.
- Петрушка является первым из истоков современного кукольного театра и сыграл большую роль в его развитии, хотя он и не является русской куклой.
Он перенял характер и внешность у своих старших иностранных братьев. Актер-кукольник, который ведет Петрушку на ширме, сам становится Петрушкой. Думаю, что моя гипотеза полностью подтвердилась. Петрушка действительно является удивительно интересным персонажем.
Работа над репертуаром моего Петрушки будет продолжаться.
IV. Список используемой литературы и интернет источников
1. Г. В. Генов Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.154 с. С илл.
2. Л. А. Сиверцева Школьный театр кукол: Из опыта работы. – Мн.: Нар. асвета, 1988. – 95 с.: ил.
3. http://nsportal.ru
4. http://www.myshared.ru/slide/404621/
5. http://elena-kuzmina.ru/kto-on-petrushka.html
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Петрушка_(персонаж)
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/
V. Приложение.
Приложение 1.
Кто такой Петрушка?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Какой у него характер?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Во что он одет?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
В каких представлениях участвовал Петрушка?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Итог опроса.
Вопрос | Ответы (наиболее частые) |
Кто такой Петрушка? | Кукольный герой, театральная кукла, игрушка. |
Какой у него характер? | Веселый, смешной. |
Во что он одет? | Красная рубаха, сапоги. |
В каких представлениях участвовал Петрушка? | Кукольные, ярмарки, уличные театры. |
Приложение 2.
Номер 1 «Загадки для ребяток»
Петрушка: Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!
Принес я вам загадки.
Кто отгадал – руку поднимите
И отгадку говорите.
Трудно будет – подскажу
И кое - что еще покажу.
Согласны вы, ребятки,
Черненькие, беленькие и рыженькие.
Ха-ха-ха!
Ну, начнем с самой простой,
Загадки веселой такой:
- Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок)
(если нужно Петрушка подсказывает)
- Где в нем дверь и где окно?
Домик маленький, а жильцов полно. (коробок со спичками)
Круглый, гладкий и пузатый,
Больно бьют его ребята. (мяч)
- Кто всегда ходит, да с места не сходит? (часы)
- Без головы, а в шляпке;
Одна нога, и та без сапога. (гвоздь)
- Новая вещь, а вся в дырках. (дуршлаг)
- Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
- Между двух светил я в серединке один. (нос)
- Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом пройдет, там заметку кладет. (карандаш)
- Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы)
Концовка:
Молодцы, ребятки!
Все загадки отгадали,
Загадки мудреные,
А ребята смышленые.
В другой день я к вам приду
Новые загадки принесу.
А сейчас спасибо за внимание,
До свидания! До свидания!
Номер 2 «Где обедал воробей»
Миниатюра по сказке С. Я. Маршака «Где обедал воробей». На ширме декорации клеток с животными зоопарка, закрыты занавесом. Петрушка на заднем фоне.
Петрушка.
Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!
Ждали меня? Сегодня мы будем беседовать о животных. Любите животных? А кто из вас был в зоопарке?
-Кто знает стихотворение «Где обедал воробей»?
-А кто автор стихотворения?
Так, скажите, где обедал воробей?
Ха-ха-ха! Правильно, в зоопарке у зверей.
Давайте сходим вместе в зоопарк и побываем у зверей, у которых обедал воробей. У какого зверя был воробей первым?
Правильно, у льва. Ха-ха-ха! (открывается занавес, где в клетке сидит лев)
-Что у него было на обед? Конечно мясо. Львы питаются только мясом.
- У кого воробей еще подкрепился? У лисы. Ха-ха-ха! Лисичку вы хорошо знаете по сказкам.
- Что потом захотел воробей? Да, он захотел пить. У кого он попил? У моржа попил водицы. Ха-ха-ха! Какие вы молодцы. Радуете меня!
(Петрушка показывает картинку слона) Вы узнали кто это?
Слон огромный. Ест он много.
- А что он ест? Сено, овес, хлеб, сахар и многое другое. А что у него ел воробей? Да, он ел морковку. Ха-ха-ха! Какие молодцы!
- У кого воробей поел отрубей? Да, у носорога.
- А какое любимое занятие у носорога? Он любит купаться. А вы любите купаться? Как здорово летом в теплой чистой воде искупаться! Ха-ха-ха!
- А у кого воробей побывал на пиру? Да, у хвостатых кенгуру. А у кого был праздничный обед? У медведя, правильно!
- К кому попал воробей, кто чуть его не проглотил?
-А что крокодил его проглотил? Нет, воробей улетел. Ха-ха-ха!
Вот мы и посетили зоопарк, посмотрели на животных и вспомнили веселое стихотворение. Наш зоопарк закрывается (занавес закрывается). До свидания!
Номер 3 «Что такое!»
(Действие на ширме)
Петрушка: Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!
Я весельчак, люблю детей и взрослых.
Показывать для них концерты
Просто увлекательно! Просто замечательно!
(достает зеркало и смотрится в него)
О, что такое? Что такое? Мне срочно нужно привести себя в порядок!
Сейчас все увидят меня такого.
Ой, мне срочно нужно оно. Ну, это…, такое…
Что такое, что такое? Забыл. И-и-и!
(Прячется за кулису, выходит исполнитель с Петрушкой на руке)
Петрушка. Что делать? Что делать?
Исполнитель. Погоди, Петрушка. Что случилось? Рассказывай.
Петрушка. Понимаете, я никак не могу вспомнить…
Исполнитель. А что тебе нужно?
Петрушка. Мне нужен предмет, ну, такой…
Исполнитель. Может быть тебе нужен стакан?
Петрушка. Нет. Это для здоровья…
Исполнитель. Молоко? Морковь?
Петрушка. Нет, этот предмет цветной, гладкий…
Исполнитель. Может быть это духи?
Петрушка. Нет, это к рукам липнет…
Исполнитель. Клей?
Петрушка. Нет, это нужно для того, чтобы я чистый был и красивый.
Исполнитель. Мочалка?
Петрушка. Оно всем известно… Оно помогает от микробов избавляться.
Исполнитель. Так это вода!
Петрушка. И-и-и! Вы смеетесь надо мной.
Исполнитель. Ты не обижайся, Петрушка. Я давно догадался, но мне хочется, чтобы ты сам вспомнил.
Петрушка. Им трут и лицо и руки, а потом пена получается. Вспомнил! Им умываются… Это мыло!
Ну, пойдем. Я тебе дам мыло.
(Поклон)
Номер 4 «Скороговорки»
Петрушка: Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!
Сегодня я приготовил вам скороговорки. Этот герой скороговорок встречается часто. А вот как его зовут, вы догадаетесь сами.
-Как у горки, на горе, на пригорке жили тридцать три … (Егорки)
Правильно, ребята. Значит, скороговорки будут о Егорке.
-Из-за леса, из-за гор к ним приехал дед Егор.
- Шел Егор по шоссе к Саше в шашки играть.
-Шел Егор через двор, нес Егор топор.
-Съел Егор-молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Гога гнал гусей под гору, гнал Егор гусей на гору.
Фу, устал даже. Всех скороговорок про Егорок не перевыскороговоришь.
А кто из вас знает скороговорку? Ты мальчик. Как тебя зовут? …. сейчас скажет нам скороговорку. Слушаем. (ребенок говорит)
Ха-ха-ха! Здорово! Молодец! За это получай конфету.
А кто еще знает скороговорки? Не отставайте, в соревнование вступайте.
(дети говорят скороговорки)
А теперь давайте вместе решим, кто лучше всех скороговорил. По вашим аплодисментам узнаем победителя. (Определяют победителя)
Всегда победителям надо вручать награду.
Спасибо за внимание. До свидания! До свидания! Скороговорки учите, а потом мне их говорите.
Два Мороза
Вода может клеить?
Машенька - ветреные косы
Почта
Земля на ладонях. Фантастический рассказ