Всероссийский конкус сочинений
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie.docx | 23.66 КБ |
«Каждый сам себе судьба!».
« Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба!».
М.Горький "Старуха Изергиль"
Когда в 1892 году в тифлисской газете "Кавказ" появился рассказ "Макар Чудра", его автор был никому не известен. Имя Максим Горький (настоящее - Алексей Максимович Пешков) было странным и вызывающим. Но прошли годы, и оно стало одним из самых популярных и любимых. Реакционный литератор, вовсе недоброжелатель М.Горького, писал о нем в 1900 году: "...именно его книги расходятся с неслыханной у нас быстротою, его имя передается из уст в уста в миллионах уголков... Куда бы вы ни поехали, от Петербурга до Тифлиса и от Варшавы до Владивостока, вы непременно встретите восторженных поклонников этого нового таланта". В далекой Америке Джек Лондон писал о М. Горьком как о достойном продолжателе Тургенева, Толстого и других великих русских писателей, как о новой восходящей звезде мировой литературы. А.П. Чехов разделял идеи горьковских рассказов антимещанского духа: "Он... едва ли будет забыт через тысячу лет".
Чем вызван этот ошеломительный успех? Критики выдвигали несколько идей. Одни ссылались на прошлое писателя, его необычную судьбу - Горький пришел в литературу из самых низов жизни, пройдя через множества испытаний. Другие видели причину в новом изображении многогранного и колоритного слоя босяков. Но они едва ли правы.
Судьба Горького действительно была не простой, но неизвестной в начале его славы. Изображали босяков и бродяг и до него. Не биография его вызвала интерес к его творчеству, а успех его творчества вызвал интерес к его биографии.
С первых же своих шагов в литературе М. Горький стремился к тому, чтобы не только изображать и описывать мир, но и помогать людям его изменять, перестраивать, совершенствовать. Науку делать людей счастливыми он обрел в идеях В.И. Ленина, в идеалах коммунизма. Эта наука состоит не в забвении и отрицании реальности, а наоборот, в достижении желанного будущего, посвящении этой великой цели все свои помыслы, стремления, действия! М. Горький называл это действенным отношением к жизни, то есть, на современный лад - активной жизненной позицией. Именно эта позиция может приносить человеку истинное и достойное счастье.
Надо вдуматься в то, о чем пишет М.Горький. Представители низов были совсем не похожи друг на друга, как и отношение писателя к ним. Но все они освободились, вырвались из опостылевшей привычной жизни, каждый по своим мотивам. Горьковские произведения призывали не к терпению, а к борьбе. В свои строки писатель вложил необузданную силу, вызывавшую горячие сочувствие одних, полное негодование других, но ни у кого - равнодушия.
В своих рассказах Горький размышляет о "бессмысленном колесе" жизни. Герои его рассказов не хотят мириться с ролью простого рабочего, бесцельно проживающего свой век: "Ну... придешь ты в деревню... кормов не будет хватать; ну будешь ты всю жизнь из кожи лезть... Ну, и что? Много в этом смаку?" И хотя некоторые "беспокойные" люди , остро ощущая рабский характер своего положения, отказывались от него совсем и стремились порвать все, что связывает их с людьми - не следует принимать это желание в буквальном смысле. Это не злодейство, а отчаяние. Нежелание жить жизнью, "поглощенной погоней за грошом" - вот что привлекало писателя в таких людях.
Противоречие между страстным желанием к труду, которое испытывал М.Горький, и разрывающим изнутри ощущением рабского подчинения, подавляющего человека, - вот тот трагический парадокс, который лежал в основе его творчества. Разрешением этого противоречия мог стать только глобальный социальный переворот. И писатель всем существом своей революционной натуры тянулся к нему.
Одним из самых ярких произведений Горького является рассказ " Старуха Изергиль". Что же это за рассказ? В чем его идея, смысл? Что хочет сказать нам автор?
В "Старухе Изергиль" читатель словно стоит на развилке трех жизненных дорог, и ему предстоит выбрать одну из них. Три дороги - три части рассказа.
Первая тропа - воспоминание цыганки Изергиль - сказка о Ларре ( по-цыгански это означает "отверженный"). Ларра - сын обыкновенной женщины и орла - царя птиц. Вот почему он считал, что он выше других, неравный обыкновенному человеку. Ларра жил сам по себе - брал, что хотел у людей, причинял им любое зло." И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек - все, что хотел". Он был горд и одинок, как и его отец. Но вот только он человек, а такую жизнь трудно назвать человеческой. Вскоре он подошел к людям так близко , что те набросились на него. Но Ларра не сопротивлялся, он жаждал смерти. Смерти, потому что не мог существовать на половину, в то время как вторая мучительно погибала. И люди наказали его, небеса послали на него страшное проклятие - бессмертие. За все то зло, что причинил, Ларра заслуживал жесточайшего наказания. И до сих пор он жив, но от него осталась лишь тень - такая же нелюдимая, такая же независимая.
Третья тропа - еще одна сказка старой Изергиль о храбром молодом юноше - Данко. Его племя было изгнано в страшное место - дремучий непроходимый лес, мрачный, полный смрада. Казалось, что нет спасения, и люди эти обречены. Но среди них оказался героический юноша - сильный, храбрый, "лучший из них". Он призвал свой народ к освобождению из этого страшного места, призвал пойти за ним. И люди согласились, веря в своего спасителя. Путь был тяжелый, трудный - люди погибали, теряли силы. И когда началась гроза - измождённые, они начинают винить во всех бедах Данко и готовы убить его. Но молодой юноша полон искренней и чистой любви к людям, и никакая злоба не погубит его любовь: "Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…" Героический юноша вырывает из своей груди сердце - пылающее, яркое, как солнце! Его свет озарил дремучий лес, и Данко вывел людей в открытую степь! Здесь он умирает. Один из людей осторожно наступил на сердце Данко, и оно тут же рассыпалось голубыми пронзительными искрами! Искрами, которые появляются в степи перед грозой.
Куда же ведет вторая, центральная тропа? Она ведет к жизни самой Изергиль, полной любви и печали, счастья и горя, зла и добра. На своем жизненном пути много познала, увидела Изергиль - много воспоминаний теплится в душе ее." И вот до какой поры дожила - хватило крови! А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!" Ее жизнь была насыщена путешествиями, Изергиль нигде подолгу не останавливалась. Она играла на чувствах людей, но в то же время имела гордость, которая была у нее на первом месте. Если она любила, то любила всем сердцем и никакие преграды на ее пути к счастью не могли ей помешать, а если бросала ,то бросала полностью, безвозвратно и бесповоротно.
О чем же говорит эта часть рассказа? Она рассказывает о том, что нельзя соединить два пути, нельзя быть одновременно Ларрой и Данко, нельзя стремиться совершать подвиги в то же время думать больше всего о себе, о своем личном счастье.
Каким должен быть настоящий человек? Как он должен поступать? Кого слушать? Какой должна быть его судьба?
Ответ прост.
Каждый - сам себе судьба.
Ващенко Полина 9 «В» Всероссийский конкурс сочинений 1 место (школьный этап)
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Злая мать и добрая тётя
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
На берегу Байкала
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"